Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках в начальной школе.
статья по русскому языку (1 класс) на тему
Речевое развитие младших школьников – актуальная задача современного этапа обучения русскому языку. Повышенное внимание к этой проблеме не случайно: ведь речь – это канал для развития интеллекта, показатель общей культуры человека. Хорошо развитая речь помогает человеку чувствовать себя комфортно в любых сферах жизни, обусловливает способность более точно выражать свои мысли и чувства и глубже понимать чужие.Речевое развитие младших школьников – актуальная задача современного этапа обучения русскому языку. Повышенное внимание к этой проблеме не случайно: ведь речь – это канал для развития интеллекта, показатель общей культуры человека. Хорошо развитая речь помогает человеку чувствовать себя комфортно в любых сферах жизни, обусловливает способность более точно выражать свои мысли и чувства и глубже понимать чужие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие устной и письменной речи | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДА ИГАРКИ»
ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА
Реферат
Тема:
«Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках в начальной школе»
г. Игарка
2012
Из всех … знаний и умений самым
важным, самым необходимым для
жизненной деятельности является,
конечно, умения ясно, понятно,
красиво говорить на своем языке.
В.И. Чернышев
План
Введение
§ 1. Развитие речи – прекрасная возможность для проявления творческих способностей.
§ 2. Развитие активной речемыслительной деятельности.
§ 3. Обучение эффективному общению
3.1. Риторический анализ
3.2. Риторические задачи
3.3. Риторические игры
3.4. Формы работы на уроках риторики
Заключение
Список литературы
Введение
Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика показатель его умственного развития.
Почему решила взять эту тему?
По образовательной системе «Школа 2100» я работаю первый год.
Традиционная система хороша, но многие ее методы перестали быть эффективными в современной школе. Побывав на уроках своих коллег, которые уже работают по образовательной системе «Школа 2100», я решила взять новую программу, где работают авторы: Петерсон, Бунеевы, Ладыженская, Вахрушев.
Если нет проблемы, то нет и самой работы. Для меня такая проблема обнаружилась в том, что учащиеся не умеют четко выражать словами то, о чем думают. Современные дети, как это не странно, не умеют говорить. Развитие их связной речи тормозится: она становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. Эта тенденция приводит, как правило, к печальным результатам: многие школьники так и не овладевают в должной мере родным языком, умением общаться. А ведь жить в обществе значит, уметь договариваться. (Рустэм Николаевич Бунеев)
Знакомясь с педагогической литературой, я поняла, что эта проблема существует не только у меня.
А если есть проблема – значит, ее надо решать. Учебный материал системы «Школа 2100», предложенный авторами учебников по русскому языку, азбуке, литературе, риторике, окружающему миру дает богатый материал и широкий простор для развития.
И начинать эту работу необходимо уже в 1 классе.
§ 1. Развитие речи – прекрасная возможность для проявления творческих способностей.
Развивать письменную связную (последовательную) речь учащихся – это значит прививать им ряд конкретных умений:
- осмысливать тему;
- подбирать и располагать материал;
- пользоваться средствами языка;
- исправлять, совершенствовать, улучшать продукт своей деятельности.
Учащиеся овладевают необходимыми знаниями и умениями, последовательно продвигаясь от простого к сложному, устанавливая связи между ними. Успешность обучения достигается лишь в том случае, когда каждое задание будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений, в их системе.
Такие виды работ, как сочинение и изложение, проводятся сравнительно редко, но письменные речевые упражнения малых форм и устные упражнения выполняются часто. Очень важно, чтобы выполнение упражнений, особенно творческих работ, стало для учащихся обычным, повседневным, привычным делом. Причем первостепенной задачей является создание положительной мотивации у ребят к выполнению данных видов работ.
Воспитание воли у младших школьников невозможно, если нет мотивации к той или иной деятельности. Когда взрослый стремится к развитию воли учащихся при помощи специальных игр, упражнений, не заботясь о мотивации, у ребенка появляется агрессия и отвращение к тому, что предлагает взрослый. Необходимо заинтересовать учащихся, тогда младший школьник работает творчески.
Развитие речи на всех этапах обучения дает прекрасную возможность для проявления творческих способностей учащихся, их индивидуальности.
Творческие проявления ребенка – это та деятельность, в которой ему удается показать свою индивидуальность. Воображение ребенка, способность фантазировать активно развиваются в результате исследовательского поиска.
Фантазирование связано с исследовательской активностью. Потребность ребенка в исследовательском поведении велика, поток получаемой маленьким «исследователем» информации объемен, а возможности ее переработки и активности усвоения еще очень малы. Это противоречие порождает конфликт между избытком поступающей извне информации и недостатков средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего. Информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом ребенка. Поскольку детский мозг еще не в состоянии полностью перекомбинировать эту новую информацию и таким образом превратить ее в собственное приобретение – знания, включается особый механизм психологической защиты – фантазирование, или детское мифотворчество. Фантазирование и помогает с помощью воображения восполнить проблемы в знаниях, которых ребенку не хватает.
Если с первого класса ребенок пробует что-то сочинять, рифмовать, то к концу его обучения в начальной школе эти возможности радуют прежде всего его самого, а также родителей и учителя. Главное – поддержать и направить в созидательное русло фантазию и воображение юных писателей и поэтов.
Каждое упражнение в составлении связного текста предполагает использование всех вышеназванных знаний и умений. Но овладеть ими сразу и в одинаковой степени ребенок не в состоянии.
Систематическое выполнение упражнений невозможно без перспективного видения. Я планирую деятельность учащихся таким образом, чтобы предусмотреть и предотвратить их ошибки, и, проанализировав трудности, встречающиеся у школьников, составляю план на следующее полугодие.
Авторами Образовательной системы «Школа 2100» по каждому году обучения представлен интересный и широкий спектр упражнений для развития речи учащихся. Уже в азбуке заложен ряд заданий творческого характера, а тексты к упражнениям по русскому языку расширяют кругозор и инициативу учащихся. В соответствии с принципом минимакса для учителя остается возможность дополнять авторские виды работ, включая те, которые необходимы для учащихся конкретного класса.
§ 2. Развитие активной речемыслительной деятельности.
Для развития активной речемыслительной деятельности учащихся, их воображения на уроках использую следующие упражнения:
- «Продолжи текст».
Задания такого типа, как правило, очень нравятся учащимся, так как в этом возрасте дети с удовольствием фантазируют, сочиняют. А это задание как раз и предполагает развитие фантазии, воображения и умения выразить свои фантазии при помощи слов.
Жила – была Звёздочка. Однажды утром, когда надо было вставать и зажечь солнышко к новому дню, звёздочка в полете уронила искорку. Сразу стало темно и грустно. Что делать? (примеры детей)
- «Распутай текст».
Упражнения такого типа развивают умение строить предложения, создавать логически грамотные тексты.
Зелёные снежинки распускаются в весеннем воздухе.
Белые листочки кружатся в морозном воздухе.
- Диктант «Толковый словарь».
Это упражнение помогает научиться формулировать значения тех или иных слов, подобно толковому словарю. Для этого ученик должен сам хорошо понимать значение слова, подобрать для передачи его смысла такие формулировки, чтобы одноклассники сумели определить, о каком слове идет речь. Когда дети поймут принцип данной работы, в роли толкователя могут выступать сами учащиеся.
- Единица времени, равная одной двенадцатой части года. (Месяц)
- Главная мысль художественного произведения. (Идея)
- Разговор двух людей. (Диалог)
- История жизни человека. (Биография)
- Прозрачный драгоценный камень, блеском и твердостью превосходящий все другие минералы. (Алмаз)
- «Озвучь картинку».
Целью этого упражнения является развитие воображения учащихся, умения представить, вспомнить, воспроизвести картинку, опираясь на личный опыт.
Ученикам предлагается иллюстрация. Дети произносят звуки, слова, предложения, которые они могли бы услышать, оказавшись в центре иллюстрации.
- Блиц – турнир.
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают хором в быстром темпе. Дети с удовольствием выполняют такие задания. При их выполнении обеспечивается психологическая комфортность, так как ребенок не боится ошибиться, ведь ответы дают все хором. Стеснительные дети, которые говорят тихо, учатся говорить громко. Кроме того, улучшается реакция на любые поставленные вопросы.
- Второй день недели? (Вторник)
- Первый месяц весны? (Март)
- Веревочка с ручками на концах, через которую прыгают дети? (Скакалка)
- Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров? (Автобус)
- Аппарат, который помогает человеку дышать под водой? (Акваланг)
- Знак препинания, который ставится в конце предложения, передающий веселое, бодрое настроение, восхищение? (!)
- Сильный разрушительный ветер, часто с дождем и снегом? (Буря)
- Часы, которые звонят в требуемое время? (Будильник)
- О ком это: «Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите.» (Муха – Цокотуха, К. Чуковский)
- «Корректоры».
Игровая задача – как можно быстрее найти в предлагаемом и одинаковом для всех участников игры тексте (например, в отрывке из художественного произведения, газетной статье или на странице учебника) одно – три заданных учителем слова. Отыскав слова, их необходимо подчеркнуть или обвести кружком. Итог игры и определение лучшего «конструктора» проводится коллективно.
- «Магнитная цепочка слов».
Первое слово предлагает учитель. Каждый следующий ученик повторяет предыдущее слово и добавляет свое, как-то связанное с предыдущим, например:
Цветок.
Цветок, запах.
Цветок, запах, растение.
Цветок, запах, растение, сад.
Цветок, запах, растение, сад, оттенки…
Если систематически предлагать подобные упражнения в качестве разминки, то в результате увеличивается словарный запас школьников, а слова из пассивного словаря переходят в активный. Изменяется и скорость мышления, т.к. хорошо читающие дети подбирают нужные слова, а остальные тянуться за ними.
8. После изучения или при повторении орфограммы «Гласные после шипящих» детям предлагается составить текст по опорным словам и названию, например:
«История о желтом жирафе»
жизнь
жираф
жилет
шикарная
шимпанзе
шиповник
Подобные задания помогают запомнить правило, закрепляют орфографический навык, но в то же время развивают умение составлять предложения, формировать из них текст, сочинять свою историю.
9. «Составь диалог по телефону от лица каких-то конкретных людей или героев сказок или произведений, прочитанных на уроках литературного чтения».
У детей имеется личный опыт общения по телефону. Им интересно представлять, о чём могут беседовать герои прочитанных книг. Если попросить детей просто составить диалог, то это задание скорее всего вызовет у них затруднение, а составление диалога от лица знакомых персонажей воспринимается как увлекательная игра.
10. «Напиши письмо любимому герою».
11. «Поздравь любимого литературного героя».
12. Литературная игра «Журналисты».
Весь класс делится на отделы издательства и получает свою тему статьи и план работы. После того как каждый отдел справился со статьёй, издательство выпускает газету, куда помещены все статьи учащихся.
Предварительно учитель готовит учащихся к этой работе: учит выбирать тему, составлять план, сохранять стиль, характерный именно для этого жанра сочинения, знакомит с работой журналиста.
13. «Выдержки из дневника».
Дети читают фразу, предложенную учителем, и угадывают, кто мог вести этот дневник. Позже они предлагают для отгадывания свои фразы.
Подобные «литературные загадки» являются занимательной формой обучения, хотя в подобранных учителем фразах перечислены поступки, характер, мысли героев. Те дети, которые внимательно читали произведение, готовились к уроку, с лёгкостью угадывают, кто является героем дневника. Тем самым учитель создает положительную мотивацию для выполнения домашнего задания. Кроме того, такие задания систематизируют знания детей, учат мыслить логически.
Приведем пример:
«Почему мне в жизни так не везет? Всегда я попадаю в какие-то истории, учителя вечно мной недовольны. А сколько они задают уроков, об этом и говорить нечего, никакой личной жизни. А как хотелось бы удивить всех своими ошеломляющими знаниями, чтобы все девочки рот открыли. Но ведь для этого нужно много и долго заниматься, читать. Вон мама идет, сейчас опять начнёт расспрашивать об оценках, о теореме, не подрался ли с этим рыжим дылдой».
(Е. Велтистов «Приключения Электроника», Серёжа Сыроежкин).
14. «Экскурсоводы».
Составляем план рассказа от лица экскурсовода, путешествуем по городу, по стране.
На уроке чтения учитель предлагает классу текст о работе экскурсовода. Дети знакомятся со спецификой работы, обсуждают подготовку к экскурсии, участвуют в самой экскурсии и задают вопросы экскурсоводу. Потом пытаются составить свою экскурсию.
15. «Спортивные комментаторы».
Ребёнок выбирает любой вид спорта и составляет комментарий к соревнованию по нему. Затем комментаторы приглашаются на олимпиаду, где выступают представители различных видов спорта. Можно провести олимпиаду в интеграции с уроком физкультуры.
16. «Составь рецепт любимого блюда».
Это задание всегда вызывает у детей улыбку: они с удовольствием вспоминают о тех блюдах, которые готовят мама или бабушка. Упражнение развивает память, умение составлять связные предложения. Это упражнение соотносится и с уроком математики, так как при составлении рецептов необходимо уметь определить количество тех или иных продуктов.
Рецепты учащихся собираются в книгу «О вкусной и здоровой пище».
17. «Отгадай, на что я смотрю».
«Назови, на что смотришь ты».
Например. «Маленькая, с двумя дырочками, белого цвета, пришита». (Пуговица)
«Белая, с цветочком; есть ручка; может разбиться; её моет мама, когда попьет кофе». (Чашка)
«Сделана из бумаги; большого размера; много букв; но есть и картинки; сообщает последние новости; её очень любит папа». (Газета)
Все перечисленные упражнения тесно связаны с литературными произведениями и содержанием учебников по литературному чтению, обучению грамоте, окружающему миру, математике и риторике системы «Школа 2100».
§ 3. Обучение эффективному общению
Одним из существенных путей решения проблемы речевого развития является введение в цикл предметов общеобразовательной школы, начиная с начальных классов, новой дисциплины – риторики.
У риторики свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее, эффективной устной и письменной речи. Поэтому в центре современной риторики – обучение эффективному общению.
Такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-либо действию; на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике:
- риторическому анализу устных и письменных текстов;
- риторическим задачам;
- риторическим играм.
Риторический анализ предполагает обсуждение трех вопросов: что сказал говорящий, что хотел сказать, что сказал ненамеренно, т.е. что у него получилось.
Риторические задачи основываются на описании всех значимых компонентов речевой ситуации:
- кто говорит – пишет (адресант);
- кому (адресат);
- почему (причина);
- для чего – зачем (задача высказывания);
- что – о чём (содержание высказывания);
- как (в устной или письменной форме; в каком стиле и т.д.);
- где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
- когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом, время, отведенное на общение, если это важно).
Ученикам предлагается «войти» в описанные обстоятельства и в речевую роль. Например: «Родители ушли вечером в гости. Тебя оставили дома с младшим братишкой. Он привык, чтобы перед сном ему рассказывали сказки. Он ждет твоей сказки. Конечно, она должна быть интересной, чтобы братишка хорошо ее слушал. Ты можешь рассказать сказку, которую хорошо знаешь, можешь придумать к ней продолжение, другой конец, можешь сочинить свою сказку».
В этой риторической задаче адресант – ученик в роли брата (сестры); адресат – младший братишка – сказка известная или придуманная частично (полностью); форма и стиль – устная «сказочная» речь; место – дома (у кровати братишки, на диване, в мягких креслах); время – вечер, перед сном.
В данной задаче указаны все основные компоненты предлагаемой ситуации и некоторые из них (например, место общения) могут конкретизироваться, уточняться, домысливаться.
Другая риторическая задача: «На телевидении решили открыть специальную передачу для первоклассников, пригласить первоклассников на роль ведущих (возможно, вместе со взрослым ведущим). Итак, вы вдвоем или кто-нибудь один – ведущие. В начале вы представляетесь – сообщаете, кто вы такие, зачем сообщаете телезрителям, что скоро выйдет специальная передача для первоклассников. Предлагаете принять участие в конкурсе на ее лучшее название, приглашаете телезрителей высказать свои пожелания – что бы и кого бы они хотели увидеть в этой передаче, в какое время ее лучше передавать. Подумайте. Приготовились? Начинаем…»
Адресант – ученик в роли ведущего телепередачи; адресат – первоклассники; задача – сообщить новость, заинтересовать; содержание – рекламное сообщение; форма – устная речь; стиль – разговорно-деловой; место – на телевидении, в программе «Детский час».
В риторических задачах описаны жизненные ситуации, предлагаются разные речевые роли: отца, матери, бабушки, дедушки, учителя и т.д.
Описанные события могут происходить в воображаемых странах. Тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи – Иван-царевич, Алёнушка, Колобок и т.д. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Младшие школьники, как показывает опыт, легко входят в эти роли, если они знают сказки и персонажи им хорошо знакомы.
Чем же отличается риторическая задача от заданий типа «Напиши изложение (сочинение)», «Подготовь устное выступление на тему…» и т.д.?
Риторические задачи, которые практиковались еще в риторических школах Греции, учат гибкому, сообразному, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, забавнее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Поэтому так важен при их организации и определении победителя риторический подход: четко описывать ситуацию, точно обозначать критерии оценки действий победителя. Например: «В старшей группе детского сада собираются играть в жмурки (прятки), но водить никто не хочет. Нужно посчитаться. Кто (какая команда) быстрее сочинит считалку для этих ребят? Победит тот, кто быстрее сочинит считалку и кто сможет ее произнести как следует (сможет ею посчитаться)».
Для проведения риторических игр может выбираться или назначаться жюри, могут использоваться такие приемы определения победителя, как карточки с оценками, карточки разных цветов; хлопки («Кому больше похлопаем?») и т.д.
Формы работы на уроках риторики:
Творческое осмысление программы привело к несколько иной расстановке акцентов в методике проведения занятий по риторике. Основной акцент сместился на развитие устной речи – изучение ее особенностей; тренировку речевого аппарата: силы голоса, ритма, тона; воспитание произносительной культуры, культуры речевого поведения в различных ситуациях; развитие способности вступать в диалог и выступать с монологом перед аудиторией.
Обычно на уроках по риторике можно вычленить такие этапы, как речевая разминка, изучение главной темы, разыгрывание диалогов, связные суждения детей и рецензирование их речевых ответов, выступления с публичными монологами – «Слово юному оратору». Само вычленение этих этапов не составляет особой новизны, но в совокупности с включением активных форм работы такие уроки превращаются в важные жизненные уроки общения, раскрепощают детей, повышают их речевую активность, уверенность в своих силах…
Что же это за формы?
Это работа в парах, четверках со сменяющимся составом (не в процессе занятия, а от занятия к занятию). Так, на этапе речевой разминки, которая проводится регулярно, чаще всего используется работа в парах, на итоговых занятиях – в четверках. Регулярность проведения имеет большое значение для достижения динамики в овладении техникой устной речи. Речевая разминка (5-7 мин.) включает в себя упражнения на постановку речевого дыхания, голоса, работу над дикцией, орфоэпией.
- «Дыхательные упражнения»
1, 2, 3 – вдох через нос;
4, 5 – задержка;
6, 7, 8, 9, 10 – выдох через рот.
- «Голосовые упражнения»
выдох – со звуком «м»,
выдох – «бимм», «бонн», «донн», «домм»;
выдох – со звуком «о»,
выдох – «око», «окно», «олово», «молоко».
- «Артикуляционные упражнения»
Челюсть - , .
Губы – улыбка, трубочка
Язык -
- Упражнения «Произнеси шепотом, но отчетливо…»;
«Задули свечу» (для развития дыхания);
«Пусть прожужжит жук: Ж – ж – ж »;
«Комар: З – з – з »;
«Вспомним грустные стихи. Кто прочитает?» и т.д.
Упражнения (произносительно – интонационные)
- произнесите загадку, выделяя определенные звуки;
- озвучьте и изобразите то, о чем говорится в тексте.
Произнося открытые слоги с наращением взрывных звуков (тпи – тпэ – тпа – тпо – тпу – тпы и т.п.), скороговорки и чистоговорки, дети должны каждый раз решать разные речевые задачи: изменять ритм, темп, интонацию, силу и высоту голоса, учиться произносить фразы на одном дыхании. Например, при работе со скороговоркой У ужа – ужата, а у ежа – ежата весь класс сначала проговаривает эти слова хором в медленном темпе, затем чуть быстрее, затем еще быстрее. Далее каждый ряд получает задание произнести скороговорку или с различной громкостью, или с различной высотой голоса. Только после хоровой работы, когда скороговорка заучена и опробована на «язычок», дети получают задание для работы. Это может быть задание отработать интонацию диалога («вопрос - ответ»), меняясь голосовыми ролями, или произнести на одном дыхании скороговорку, да еще и посчитать ежат:
У ужа – ужата,
А у ежа – ежата.
Первый ежонок,
Второй ежонок,
Третий ежонок…
Дети с желанием принимаются за работу: ведь каждого внимательно выслушает сосед по парте и за 1-2 мин. Можно будет не один раз попробовать свои силы. Задание на дыхание вызывает у ребят еще и спортивный интерес: кто больше сосчитает ежат? У кого более развито речевое дыхание?
Особое место в речевой разминке отвожу заданию «говорение в образе». Например, при работе с той же скороговоркой это выглядит так:
- Закройте глаза и представьте себе, что вы звонкий лесной ручеек, который бежит и несет радостную весть: «У ужа – ужата, а у ежа – ежата!»… А сейчас вы – раскидистый столетний дуб, которого трудно чем-то удивить: слишком много видел он на своем веку.
Пытаясь создать образ, дети стараются использовать голосовые средства выразительности, которыми овладели в процессе тренировки, а также мимику и жесты. У кого-то это получается лучше, кто–то на первых порах слишком скован и робок, ему легче выполнить задание перед одним человеком, чем перед всем классом. Но постепенно задания такого рода становятся привычными, скованность проходит, а выразительность речи, эмоциональность усиливается.
Речевую разминку провожу систематически, чтобы «собрать» ребят в начале урока (настроить на восприятие нового материала), или в середине (изменить вид деятельности), или в конце урока (когда дети утомлены, возможно, более трудными заданиями). Использую тихое музыкальное сопровождение, жесты, мимику, помогающие произнесению текста; парную работу при выполнении трудных заданий. В зависимости от заданий и подготовки класса показываю на одном - двух примерах, как выполняется задание или произношу все слова, если это требуется. А также обсуждаю с ребятами как они выполнили работу. Развиваю навыки обоснованной самооценки.
Таким образом, это упражнение помогает решать не только задачи постановки техники речи, ее выразительности, но и – решению проблем эмоционального и психологического планов.
В речевую разминку включаю также и орфоэпические упражнения, например такое.
На доске записаны в два столбика слова:
добыча добыча
звонить звонить
заклеить заклеить
красивее красивее
полчаса полчаса
принять принять
мышление мышление
Учащиеся хором читают их с правильным ударением, затем закрываю левый столбик, оставляю правый для работы детей парами. Таким образом, работа строится на предупреждение речевых ошибок. Орфоэпические упражнения способствуют повышению речевой культуры учащихся.
При изучении основных тем, которые даются во взаимосвязи с ранее изученным материалом, используется групповая работа в парах и четверках, но ей всегда предшествует этап самостоятельной работы. Так, при прохождении темы «Что такое вежливость» детям предлагается из шести высказываний выбрать на их взгляд самое верное. Работа проходит в несколько этапов.
1-й этап. Самостоятельная работа.
Каждый должен прочитать высказывания, выбрать наиболее верное и доказать свой выбор.
2-й этап. Работа в четверке.
Каждый учащийся должен высказать свое мнение, причем очень убедительно.
3-й этап. Обмен мнениями между командами.
Подобная работа позволяет более глубоко подходить к решению этических и нравственных проблем.
Из раздела «Слушаем, вдумываемся», «Кошки на работе». Учащимся предлагается ответить на вопросы: о чем текст? Какова его главная мысль?
Через 2 мин. Самостоятельно осмысления и подготовки доказательной речи идет обсуждение в команде.
В четверке комфортнее готовить задания по разыгрыванию речевой ситуации, которым авторы учебника «Детская риторика» уделяют большое внимание.
Групповая форма работы позволяет поставить ученика в условия необходимости говорения, общения, позволяет решать проблемы личностного развития детей, способствует понижению уровня тревожности, служит формированию адекватной оценки и самооценки. Серьезной задачей является развитие адекватного восприятия учащимися своей речи, умения понять, что получается, а что не получается и почему.
Еще одной составной частью урока является «Слово юному оратору». Учащимся предоставляется возможность выступать перед классом с заранее подготовленной речью (не более 1 мин). Выбор темы – свободный. Это могут быть рассказ, основанный на собственных наблюдениях, доклад, пересказ понравившегося произведения и т.п. Главное условие – она должна быть интересна самому выступающему. Задача юного оратора – используя знакомые приемы подготовки устной речи, добиться, чтобы она стала успешнее. Слушатели тоже не остаются без работы. Они должны определить тему, цель, главную мысль выступления, отметить, что у выступающего получилось лучше, чем прежде. Очень важно акцентировать внимание детей на личных успехах каждого.
Ребята должны понимать, что выступать перед аудиторией всегда трудно, они только учатся этому, поэтому должны помогать друг другу взглядом, вниманием, улыбкой, аплодисментами.
Взгляд – это тоже канал передачи информации. Говорить и смотреть на тех, кому говоришь, многим дается с трудом. Легче рассказать все одному человеку – учителю. «А как же ребята? Разве ты не хочешь поделиться своими мыслями и чувствами с ними?» Такой акцент заставляет несколько по–новому отнестись к произнесению речи на уроке.
Забота о практических речевых умениях каждого ученика заметно влияет на речевое развитие детей, а следовательно, помогает им жить и более успешно учиться.
Уроки риторики требуют особого оснащения (начинаю делать первые шаги в использовании ИКТ на уроках) – тогда легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства. Для детей младшего школьного возраста важна постоянная смена деятельности на уроке, красочная наглядность. Добавим к этому эффект неожиданности, необычности – и мы получаем один из шагов к мотивации в обучении младших школьников. А если ко всему прибавить анимационные рисунки, различные эффекты анимации, звук, музыку – такой урок запомнится детям надолго.
Используется ИКТ на всех этапах урока: новый материал, закрепление полученных знаний, повторение.
В конце урока часто использую элементы психологического тренинга и рефлексию по схеме:
Элементы психологического тренинга.
- А сейчас…
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко,
Ровно, глубоко…
- Ощутите себя маленьким солнышком, которое излучает на окружающих любовь и доброту.
- Прислушайтесь к своему сердечку, поднимите руки, кто считает себя добрым человеком.
Ровно, глубоко,
Дышится легко,
Глазки открываются,
Реснички поднимаются.
Рефлексия по схеме.
Сегодня на уроке:
- Я научился…
- Мне было интересно…
- Мне было трудно…
- Мне понравилось…
Заключение
Развитие речи учащихся в младшем школьном возрасте – это фундамент для дальнейшего успешного обучения, развития творческого потенциала, умения осознанно читать произведения разных литературных жанров. А главное, они помогают ребенку мыслить и рассуждать самостоятельно.
Список литературы:
- «Развитие речи. Уроки риторики» Л.Г. Антонова, Ярославль, 1997
- «Уроки риторики в школе» Т.А. Ладыженская, Москва, 2000
- «Детская риторика» Т.А. Ладыженская, Москва, 2002
- «Методическая копилка» В.П. Шульгина, Р – на – Д, «Феникс», 2002
- Урок как показатель грамотности и мастерства учителя, Т.У. Тучкова, Москва, 2003
- Современные уроки развития речи, О.В. Печкурова, Р – на – Д, «Феникс», 2003
- Логика воображения, Л.И. Шрагина, Москва, Нар. образ., 2001
- Начальная школа, «Плюс до и после», 11/03, 8/05.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Экскурсия как средство развития устной и письменной речи учащихся"
Презентация иллюстрирует процесс создания педагогического проекта, наглядно демонстрирует шаги его реализации и достигаемые при этом результаты....
Обобщенный опыт на тему : "Развитие устной и письменной речи учащихся младших классов в условиях творческой самореализации"
Материал собран на основе многолетнего опыта работы с учащимися коррекционной школы восьмого вида. У детей с ОВЗ плохо развиты слуховое восприятие, звукопроизношение, речевой ...
Целесообразность работы по развитию устной и письменной речи учащихся в начальной школе. Борзенкова И. М.
Статья о целесообразности работы по развитию речи учащихся начальных классах....
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном, язык усваивается ребёнком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого не достаточно. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть...
Развитие и коррекция устной и письменной речи на логопедических занятиях в начальной школе
В практическом осуществлении учебно–воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс...
Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...
Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
Развитие речи – важная задача обучению родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, ...