Учебное занятие "Твой друг - словарь" (2-3 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Данное учебное занятие предназначенно для знакомства учащихся начальной школы со словарями - орфографическим, толковым, этимологическим. В игровой форме малыши быстро учатся пользоваться словарями. используется много наглядного материала и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_zanyatie_-_tvoy_drug_slovar.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное занятие «Твой друг – словарь!»
Цель:
- Воспитание чувства родного языка, повышение культуры устной и письменной речи,
- Воспитание интереса у учащихся к справочной литературе,
- Обогащение речи словами, фразеологизмами.
- Научить самостоятельной работе со справочной литературой.
В итоге учащиеся должны знать и уметь:
- Понимать, что такое строгий алфавит и уметь искать слова по алфавиту.
- Знать название словарей и понимать, какие сведения в них можно получить.
- Уметь пользоваться поисковыми «помощниками»: указателями, приложениями, оглавлением.
Дорогие ребята! Оглянитесь вокруг! В окно видно и землю, и небо. За дверями протянулись дороги. Во все стороны идут люди. Шумят деревья. Высоко летит спутник. Кружат птицы. Строится дом. Тикают часы. Бьётся твоё сердце.
Обо всём хочется узнать. А возможно ли это?
Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать их если не в одну голову, то, по крайнеё мере, в одну книгу, книгу - справочное бюро, были сделаны ещё в Древнем Египте. Египтяне говорили: «Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему знать всё». С тех пор прошло свыше тысячи лет. За это время человечество создало огромное количество энциклопедий, адресованных взрослым.
А как же дети? Впервые энциклопедия для любознательных детей вышла в России в 1969 году в двух томах. Её название «Что такое? Кто такой?» придумал детский писатель Лев Кассиль. Затем появилось второе и третье издание, каждый раз с новыми, дополненными сведениями. Но всякий раз поднятые паруса на обложке призывают читателя: «Ставьте вопросы, как паруса, и пусть эта книга будет вашим кораблём в безбрежном океане знаний» (Лев Кассиль).
Всего в трёх томах энциклопедии более тысячи ответов на тысячу вопросов. Они раскрывают окно в бесконечно разнообразный мир растений и животных, гор и морей, стран и народов.
Посмотрите на нашу выставку, где представлена только малая часть справочной литературы для детей. Это самые умные книги на свете.
Некоторые из вас, наверно, сейчас думают: Зачем мне энциклопедии и словари, если есть компьютер и интернет?
А я вот вам скажу (объяснение учителя).
Вот сколько много словарей вы здесь видите. Но они все разные и называются непонятно. Например, этот. «Этимологический». Ребята, о чем можно прочитать в этом словаре? (о происхождении слов, откуда появились слова).
Вот, например, что такое оплеуха? Кто знает?
О-пле-уха – исконно русское слово, означает удар, перед которым плевали на руки. К тому же, получить ее – очень больно.
А знаете, слово «пацан» пришло к нам с Украины и означает поросенок.
Вот какой волшебный этот этимологический словарь! Так о чем можно прочитать в этом словаре? (ответы детей)
Знакомство с другим словарем мы начнем с загадок.
Черные птички
На каждой страничке
Молчат, ожидают,
Кто их отгадает. (буквы)
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется строй……..(алфавит)
Сегодня мы говорим о книгах, в которых алфавит имеет огромное значение. Эти книги – словари. Словари, ребята, помогут вам расширить свой словарный запас, помогут писать без ошибок, разъяснят непонятные слова. Словари называют справочной литературой, и чтобы в них, что – то найти, надо поискать. А вот здесь важно хорошо знать алфавит. Кто хорошо знает, тот и быстро найдет нужное слово.
Перед вами «Орфографический словарь» («орфо» - «правильный», «графо» - «пишу»).
Чем нам может помочь этот словарь? Что мы в нем будем искать?
(как правильно пишутся слова)
Как расположены слова в словаре? (по алфавиту)
Откроем словарь и найдем алфавит, как правило, его помещают в начале книги. Это подсказка для вас.
Я знаю, что не все любят пользоваться словарем, потому что думают, что искать нужно долго. Но если знаешь секреты словаря, то можно уменьшить время поиска. Я сейчас, раскрою вам все секреты.
Во – первых, на верху каждой страницы словаря есть подсказка для беглого (быстрого) просмотра: это может быть слог или слово. Какое слово написано на странице 100? (ответы) Значит, на этой странице находятся слова на букву «о».
Второй секрет словаря заключается в том, что слова в нем расположены строго по алфавиту. Это значит, что сначала надо искать слово по первой букве, затем по второй и третьей.
Потренируемся.
Расставьте карточки со словами в алфавитном порядке.
Рожа, кстати, оладья, лебедь, астра, кокос, одежда, идея, повар, олень, береза, шевелюра.
А сейчас, потренируемся расставлять по алфавиту слова на одну букву.
Пакет, палас, памятник, пепел, поднос.
А теперь, на букву «к».
Колбаса, княжна, кувшин, кокосовый, козявка.
Отгадайте загадки – обманки
- Что стоит посреди Волги? (буква «л»)
- Что посреди Уфы стоит? («ф»)
- Что посреди Земли стоит? («м»)
- Что стоит между стеной и дверью? («и»)
Отгаданные буквы расположите по алфавиту.(на доске)
У меня есть карточки с тремя буквами. Надо расположить их по алфавиту. Кто желает?
Слова – загадки.
Нам надо угадать слово по таким данным:
- Первая буква этого слова стоит перед буквой «н».
- Вторая – перед «п».
- Третья – перед «м».
- Четвертая – после «н».
- Пятая – после «г».
- Шестая – перед «ё»
- Седьмая – перед «ч». (молодец)
- Первая буква этого слова стоит перед «ф».
- Вторая – после «л».
- Третья – перед «о».
- Четвертая – после «з».
- Пятая – перед «ч».
- Последняя буква – первая буква алфавита. (умница)
А сейчас, попробуем самостоятельно поработать со словарем. Найти слова и указать страницу:
Легенда, удав, театр, лежебока, удочка, теплица, лепешка, узелок, телега.
За правильный ответ – закладка.
Знакомство со следующим словарем я начну с небольшого стихотворения.
Так спросил у озорного
Кота Васи я:
- Что же значит это слово:
КА – та – ва – си – я?
Кот весьма любезен был –
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
- Понятно?
С. Погореловский
Скажите мне, правильно ли поступил кот, отвечая, таким образом, на вопрос? Какая книжка помогла бы ему при ответе?
Коту надо было взять толковый словарь. Катавасия – это суматоха, беспорядок.
Как вы думаете, почему словарь называется толковым? Он толкует, разъясняет слова.
Чтобы научиться пользоваться словарем, надо понимать, как устроена словарная статья. У некоторых слов не одно значение. Давайте приведем примеры вместе с вами. Например, слово «ручка», «перо».
Перо.
- Роговое образование кожи у птиц – полый стерженек с пушистыми отростками по бокам.
Страусовые перья.
- Орудие для писания чернилами – расщепленное и отточенное гусиное перо.
Ручка с пером.
- Стреловидный лист лука, чеснока.
Всего у этого слова встречается до 10 значений. И именно толковый словарь поможет нам найти, все обозначения слова.
Все значения слова в словаре указываются под цифрами.
В этом словаре, в самом начале даны сокращения. Для чего, как вы думаете? (сэкономить место и чтобы не повторяться)
А сейчас, потренируемся.
Найти слова и узнать, что это такое.
Эпиталама – поздравительная песнь новобрачным.
Журфикс – приемный день для гостей.
Буриме – стихи на заданные рифмы.
Тутти – фрутти – всякая всячина.
А сейчас, задание наоборот. Я говорю обозначение, а вы слово.
- Это часть растения в виде тонкой пластинки.
И
Это тонкий плоский кусок какого –нибудь материала. (лист)
- Это пустота в стволе дерева.
И
Это отверстие, дырочка в зубе. (дупло)
- Это машина для уплотнения и выравнивания дорожных покрытий.
И
Это ледяная площадка для катания на коньках. (каток)
- Это подземная часть растений.
И
Это внутренняя часть волоса, зуба, находящаяся в теле человека. (корень)
А вот, следующее задание. У нас есть слово «паркет». Сначала давайте посмотрим его значение. Все ответы есть в этом слове «паркет».
- Вода над чайником. Подсказка - состояние воды (пар)
- Место отдыха горожан, засаженное деревьями. Подсказка – там отдыхают и люди, и автобусы с трамваями (парк)
- Членистоногий речной житель с клешнями. Подсказка – тот, кто цапнул греку за руку (рак)
- Широкий водный поток. Подсказка – и Волга, и Ока (река)
- Большой конверт, заполненный бумагами. Подсказка – то, в чем несут донесения адъютанты и курьеры (пакет)
- Пол из красивых брусков. Подсказка – пол, который всегда натирают (паркет)
Заключительная игра «Угадай-ка»
Комнаты в разных учреждениях называются по – разному. Назовите, где можно встретить
Класс – в школе
Каюту – на корабле
Клетку – в зоопарке
Номер – в гостинице
Келью – в монастыре
Купе – в поезде
Салон – в самолете
Цех – на заводе
Палату – в больнице
Зал – в музее, в театре
Кабинет – в поликлинике.
Ну, а сейчас, давайте подведем итоги.
- Кто скажет, о чем можно прочитать в этимологическом словаре? (о происхождении слов)
- Что мы будем искать в орфографическом словаре? (как правильно пишутся слова)
- А какой словарь растолковывает непонятные слова? (толковый словарь)
Молодцы, ребята. Конечно, на свете существует огромное количество словарей и справочников. Мы с вами сегодня изучили только некоторые. Но вы еще маленькие и по мере подрастания, будете знакомиться и с другими словарями. Думаю, это вам пригодится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект по математике на тему: "Натуральный ряд и другие числовые последовательности" 3 класс
Конспект урока и презентация по математике на тему: "Натуральный ряд и другие числовые последовательности" 3 класс ПНШ...
Разработка урока английского языка по теме " Как люди и животные помогают друг другу" для обучающихся 4 класса
Урок английского языка разработан и показан в рамках школьного этапа конкурса "Учитель года" в ноябре 2016 года учителем Алферовой О.Н. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. (4 кла...
Презентация по теме "Как люди и животные помогают друг другу" для обучающихся 4 класса
Презентация к УМК "Английский с удовольствием" , М.З. Биболетова...
Статья"Представление учебных и других материалов посредством использования ресурсов электронной почты».
Статья об использовании возможностей электронной почты при работе с родителями и учениками...
Заседание научного клуба «Ключ и заря» по теме: «Путешествие в страну словарей. Какие бывают словари?» во 2 классе ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Конспект внеурочного занятия «Ключ и заря» предназначен для учителей начальных классов. Содержание данного конспекта знакомит обучающихся с учебными словарями (орфог...
Конспект урока по русскому языку "Мой верный друг! Мой друг - словарь!"
Цель урока: знакомство обучающихся с некоторыми видами толковых словарей.Задачи урока:- способствовать формированию навыка работы с различными толковыми словарями и умения применять полученные знания ...
Конспект урока по педагогике "Как понять друг друга без слов" 1 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления о невербальных средствах общения (мимика, жесты, позы, прикосновения), необходимые для эффективной коммуникации, формирование умения понимать друг...