Учебное занятие "Твой друг - словарь" (2-3 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Чугунова Любовь Сергеевна

Данное учебное занятие предназначенно для знакомства учащихся начальной школы со словарями - орфографическим, толковым, этимологическим. В игровой форме малыши быстро учатся пользоваться словарями. используется много наглядного материала и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_zanyatie_-_tvoy_drug_slovar.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие «Твой друг – словарь!»

 Цель:

  1. Воспитание чувства родного языка, повышение культуры устной и письменной речи,
  2. Воспитание интереса у  учащихся к справочной литературе,
  3. Обогащение речи словами, фразеологизмами.
  4.  Научить  самостоятельной работе со справочной литературой.

В итоге учащиеся должны знать и уметь:

  1. Понимать, что такое строгий алфавит и уметь искать слова по алфавиту.
  2. Знать название словарей и понимать, какие сведения в них можно получить.
  3. Уметь пользоваться поисковыми «помощниками»: указателями, приложениями, оглавлением.

 Дорогие ребята! Оглянитесь вокруг! В окно видно и землю, и небо. За дверями протянулись дороги. Во все стороны идут люди. Шумят деревья. Высоко летит спутник. Кружат птицы. Строится дом. Тикают часы. Бьётся твоё сердце.

  Обо всём хочется узнать. А возможно ли это?

 Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать их если не в одну голову, то, по крайнеё мере, в одну книгу, книгу - справочное бюро, были сделаны ещё в Древнем Египте. Египтяне говорили: «Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему знать всё». С тех пор прошло свыше тысячи лет. За это время человечество создало огромное количество энциклопедий, адресованных взрослым.

А как же дети? Впервые энциклопедия для любознательных детей вышла в России в 1969 году в двух томах. Её название «Что такое? Кто такой?» придумал детский писатель Лев Кассиль. Затем появилось второе и третье издание, каждый раз с новыми, дополненными сведениями. Но всякий раз поднятые паруса на обложке призывают читателя: «Ставьте вопросы, как паруса, и пусть эта книга будет вашим кораблём в безбрежном океане знаний» (Лев Кассиль).

  Всего в трёх томах энциклопедии более тысячи ответов на тысячу вопросов. Они раскрывают окно в бесконечно разнообразный мир растений и животных, гор и морей, стран и народов.

  Посмотрите на нашу выставку, где представлена только малая часть справочной литературы для детей. Это самые умные книги на свете.

Некоторые из вас, наверно, сейчас думают: Зачем мне энциклопедии и словари, если есть компьютер и интернет?

А я вот вам скажу (объяснение учителя).

Вот сколько много словарей вы здесь видите. Но они все разные и называются непонятно. Например, этот. «Этимологический». Ребята, о чем можно прочитать в этом словаре? (о происхождении слов, откуда появились слова).

Вот, например, что такое оплеуха? Кто знает?

О-пле-уха – исконно русское слово, означает удар, перед которым плевали на руки. К тому же, получить ее – очень больно.

А знаете, слово «пацан» пришло к нам с Украины и означает поросенок.

Вот какой волшебный этот этимологический словарь! Так о чем можно прочитать в этом словаре? (ответы детей)

Знакомство с другим словарем мы начнем с загадок.

Черные птички

На каждой страничке

Молчат, ожидают,

Кто их отгадает.    (буквы)

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется строй……..(алфавит)

Сегодня мы говорим о книгах, в которых алфавит имеет огромное значение. Эти книги – словари. Словари, ребята, помогут вам расширить свой словарный запас, помогут писать без ошибок, разъяснят непонятные слова. Словари называют справочной литературой, и чтобы в них, что – то найти, надо поискать. А вот здесь важно хорошо знать алфавит. Кто хорошо знает, тот и быстро найдет нужное слово.

Перед вами «Орфографический словарь»  («орфо» - «правильный», «графо» - «пишу»).

Чем нам может помочь этот словарь? Что мы в нем будем искать?

(как правильно пишутся слова)

Как расположены слова в словаре? (по алфавиту)

Откроем словарь и найдем алфавит, как правило, его помещают в начале книги. Это подсказка для вас.

Я знаю, что не все любят пользоваться словарем, потому что думают, что искать нужно долго. Но если знаешь секреты словаря, то можно уменьшить время поиска. Я сейчас, раскрою вам все секреты.

Во – первых, на верху каждой страницы словаря есть подсказка для беглого (быстрого) просмотра: это может быть слог или слово. Какое слово написано на странице 100? (ответы) Значит, на этой странице находятся слова на букву «о».

Второй секрет словаря заключается в том, что слова в нем расположены строго по алфавиту. Это значит, что сначала надо искать слово по первой букве, затем по второй и третьей.

Потренируемся.

Расставьте карточки со словами в алфавитном порядке.

 Рожа, кстати, оладья, лебедь, астра, кокос, одежда, идея, повар, олень, береза, шевелюра.

А сейчас, потренируемся расставлять по алфавиту слова на одну букву.

Пакет, палас, памятник, пепел, поднос.

А теперь, на букву «к».

Колбаса, княжна, кувшин, кокосовый, козявка.

Отгадайте загадки – обманки

  1. Что стоит посреди Волги? (буква «л»)
  2. Что посреди Уфы стоит? («ф»)
  3. Что посреди Земли стоит? («м»)
  4. Что стоит между стеной и дверью? («и»)

Отгаданные буквы расположите по алфавиту.(на доске)

У меня есть карточки с тремя буквами. Надо расположить их по алфавиту. Кто желает?

Слова – загадки.

Нам надо угадать слово по таким данным:

  1. Первая буква этого слова стоит перед буквой «н».
  2. Вторая – перед «п».
  3. Третья – перед «м».
  4. Четвертая – после «н».
  5. Пятая – после «г».
  6. Шестая – перед «ё»
  7. Седьмая – перед «ч». (молодец)

  1. Первая буква этого слова стоит перед «ф».
  2. Вторая – после «л».
  3. Третья – перед «о».
  4. Четвертая – после «з».
  5. Пятая – перед «ч».
  6. Последняя буква – первая буква алфавита.   (умница)

А сейчас, попробуем самостоятельно поработать со словарем. Найти слова и указать страницу:

Легенда, удав, театр, лежебока, удочка, теплица, лепешка, узелок, телега.

 За правильный ответ – закладка.

Знакомство со следующим словарем я начну с небольшого стихотворения.

Так спросил у озорного

Кота Васи я:

- Что же значит это слово:

КА – та – ва – си – я?

Кот весьма любезен был –

Объяснил наглядно:

Всю посуду перебил

И спросил:

- Понятно?

                                   С. Погореловский

Скажите мне, правильно ли поступил кот, отвечая, таким образом, на вопрос? Какая книжка помогла бы ему при ответе?

Коту надо было взять толковый словарь. Катавасия – это суматоха, беспорядок.

Как вы думаете, почему словарь называется толковым? Он толкует, разъясняет слова.

Чтобы научиться пользоваться словарем, надо понимать, как устроена словарная статья. У некоторых слов не одно значение. Давайте приведем примеры вместе с вами. Например, слово «ручка», «перо».

Перо.

  1. Роговое образование кожи у птиц – полый стерженек с пушистыми отростками по бокам.

Страусовые перья.

  1. Орудие для писания чернилами – расщепленное и отточенное гусиное перо.

Ручка с пером.

  1. Стреловидный лист лука, чеснока.

Всего у этого слова встречается до 10 значений. И именно толковый словарь поможет нам найти, все обозначения слова.

Все значения слова в словаре указываются под цифрами.

В этом словаре, в самом начале даны сокращения. Для чего, как вы думаете? (сэкономить место и чтобы не повторяться)

А сейчас, потренируемся.

Найти слова и узнать, что это такое.

Эпиталама – поздравительная песнь новобрачным.

Журфикс – приемный день для гостей.

Буриме – стихи на заданные рифмы.

Тутти – фрутти – всякая всячина.

А сейчас, задание наоборот. Я говорю обозначение, а вы слово.

  1. Это часть растения в виде тонкой пластинки.

И

Это тонкий плоский кусок какого –нибудь материала. (лист)

  1. Это пустота в стволе дерева.

И

Это отверстие, дырочка в зубе. (дупло)

  1. Это машина для уплотнения и выравнивания дорожных покрытий.

И

Это ледяная площадка для катания на коньках. (каток)

  1. Это подземная часть растений.

И

Это внутренняя часть волоса, зуба, находящаяся в теле человека. (корень)

А вот, следующее задание. У нас есть слово «паркет». Сначала давайте посмотрим его значение. Все ответы есть в этом слове «паркет».

  1. Вода над чайником. Подсказка - состояние воды (пар)
  2. Место отдыха горожан, засаженное деревьями. Подсказка – там отдыхают и люди, и автобусы с трамваями (парк)
  3. Членистоногий речной житель с клешнями. Подсказка – тот, кто цапнул греку за руку (рак)
  4. Широкий водный поток. Подсказка – и Волга, и Ока (река)
  5. Большой конверт, заполненный бумагами. Подсказка – то, в чем несут донесения адъютанты и курьеры (пакет)
  6. Пол из красивых брусков. Подсказка – пол, который всегда натирают (паркет)

Заключительная игра «Угадай-ка»

Комнаты в разных учреждениях называются по – разному. Назовите, где можно встретить

Класс – в школе

Каюту – на корабле

Клетку – в зоопарке

Номер – в гостинице

Келью – в монастыре

Купе – в поезде

Салон – в самолете

Цех – на заводе

Палату – в больнице

Зал – в музее, в театре

Кабинет – в поликлинике.

Ну, а сейчас, давайте подведем итоги.

  1. Кто скажет, о чем можно прочитать в этимологическом словаре? (о происхождении слов)
  2. Что мы будем искать в орфографическом словаре? (как правильно пишутся слова)
  3. А какой словарь растолковывает непонятные слова? (толковый словарь)

Молодцы, ребята. Конечно, на свете существует огромное количество словарей и справочников. Мы с вами сегодня изучили только некоторые. Но вы еще маленькие и по мере подрастания, будете знакомиться и с другими словарями. Думаю, это вам пригодится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Натуральный ряд и другие числовые последовательности" 3 класс

Конспект урока и презентация по математике на тему: "Натуральный ряд и другие числовые последовательности" 3 класс ПНШ...

Разработка урока английского языка по теме " Как люди и животные помогают друг другу" для обучающихся 4 класса

Урок английского языка разработан и показан в рамках школьного этапа конкурса "Учитель года"  в ноябре 2016 года учителем Алферовой О.Н. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. (4 кла...

Презентация по теме "Как люди и животные помогают друг другу" для обучающихся 4 класса

Презентация к УМК "Английский с удовольствием" , М.З. Биболетова...

Статья"Представление учебных и других материалов посредством использования ресурсов электронной почты».

Статья об использовании возможностей электронной почты при работе с родителями и учениками...

Заседание научного клуба «Ключ и заря» по теме: «Путешествие в страну словарей. Какие бывают словари?» во 2 классе ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект  внеурочного занятия «Ключ и заря» предназначен для учителей начальных классов. Содержание данного конспекта знакомит обучающихся с учебными словарями  (орфог...

Конспект урока по русскому языку "Мой верный друг! Мой друг - словарь!"

Цель урока: знакомство обучающихся с некоторыми видами толковых словарей.Задачи урока:- способствовать формированию навыка работы с различными толковыми словарями и умения применять полученные знания ...

Конспект урока по педагогике "Как понять друг друга без слов" 1 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления о невербальных средствах общения (мимика, жесты, позы, прикосновения), необходимые для эффективной коммуникации, формирование умения понимать друг...