Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Актуальность изучения данного курса
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. Дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания, и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и « нельзя». Одной из трудных тем при изучении в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением (словарные слова). Безударные гласные, находясь в слабой позиции предударных и послеударных слогов, подвергаются ослаблению артикуляции звука и изменению его звучания. Расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме буквами составляет существенную особенность русской орфографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx | 121.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку
Класс: 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 и 4 классов составлена на основе
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
-Закона РФ «Об образовании»;
-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
-Базисного учебного плана (БУП), утверждённого Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
-Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия № 1168 от 03.09.2008 года);
-примерных программ по русскому языку для начального общего образования на базовом уровне на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- авторской программы С. В. Иванова, предмет «Русский язык» М.: Вентана-Граф, и в соответствии с
-Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»
-Образовательной программой муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»
-Положением о рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»
-Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»
Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология».
Программа начальных классов по русскому языку построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка. Разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Тематическое планирование по русскому языку в 3,4 классе начальной школы рассчитано на 5 часов в неделю на протяжении учебного года, что составляет 170 часов в год.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Младшие школьники должны открыть для себя родной язык как предмет изучения, анализа различных его сторон: словарного, фразеологического и звукового состава, соотношения между звуками и буквами.
Актуальность изучения данного курса
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. Дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания, и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и « нельзя». Одной из трудных тем при изучении в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением (словарные слова). Безударные гласные, находясь в слабой позиции предударных и послеударных слогов, подвергаются ослаблению артикуляции звука и изменению его звучания. Расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме буквами составляет существенную особенность русской орфографии.
Цель программы — познакомить учащихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. Дети должны усвоить системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, познакомится с особенностями двух форм языка — устной и письменной.
Задачами обучения русскому языку являются:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Проект УМК «Начальная школа XXI века» направлен на полноценное индивидуальное развитие ребенка и его успешное обучение.
Программа включает в себя изучение трех блоков: блок «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний); блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма); блок «Развитие речи».
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяют ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия
Такое структурирование курса позволяет:
• успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
• решить практические задачи по формированию навыка грамотного письма и развитию речи учащихся;
• сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
• избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
Курс включает систему понятий, относящихся к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространенное слово, виды предложений по цели высказывания и структуре, распространенные и нераспространенные предложения, сложные и простые); слову (состав слова, части речи; лексико-грамматические признаки имени существительного, прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия); фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т. д.); орфографии (совокупность правил, определяющих напи-сание слов); графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами).
Основной единицей изучения курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и умения, которые служат основой усвоения правописания. Этим, собственно, реально и обеспечивается связь правописания с грамматикой.
В программе предусматривается знакомство обучающихся с различными принципами русского правописания (без терминологии).
Содержание учебного материала представляет собой систему понятий и правил, связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем. Психолого-педагогические модели построения всех тем инвариантны. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности: постановка проблемы и ее анализ обучающимися совместно с учителем; самостоятельная формулировка детьми открытых правил, определений, способов деятельности; уточнение сформулированных обучающимися выводов с опорой на учебник; упражнения, ориентированные на использование знаний по теме.
Формируемые понятия раскрываются на постепенно усложняющемся языковом материале и характеризуются с разных сторон.
Понятие о предложении характеризуется с точки зрения цели высказывания и интонации, устанавливается значение интонации для выражения законченности мысли в предложении. Понятие о корне как главной части основы слова соотносится со значением для смысла слова таких его частей, как приставка, суффикс и т. д.
Основными разделами программы являются: «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика и графика» (звуки и буквы), «Морфология и морфемика» (части речи и состав слова), «Лексика», «Речевое развитие», «Орфография».
Синтаксис и пунктуация. По этому разделу обучающиеся получают сведения о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные); строении предложений (простые и сложные, распространенные и нераспространенные); членах предложения (главные члены предложения: подлежащее и сказуемое; второстепенные); логическом ударении в предложении; связи слов в предложении; словосочетании; предложениях с однородными членами, соединенными одиночными союзами а, и, но и без союзов; предложениях с прямой речью и обращением.
Фонетика и графика. При изучении русского языка знания систематизируются и углубляются, включаются в решение новых познавательных задач, в формирование навыков грамотного письма. Дети учатся различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительного мягкого знака и т. д.).
Морфология и морфемика. Части речи. Лексическое значение, грамматические признаки, употребление в предложении. Имя существительное. Род, изменение имен существительных по числам, падежам. Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Глагол. Неопределенная форма глагола. Время, лицо, число глагола. Спряжение глагола. Личные местоимения. Предлог.
Состав слова. Значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Однокоренные слова. Простейшие случаи словообразования.
Лексика. Слово рассматривается в программе в лексическом и грамматическом плане. Раскрывается (устанавливается) отношение двух реальностей: окружающего мира и слова, называющего этот мир во всем его многообразии.
Одновременно задача этого раздела на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе — привлечение внимания детей к лексической стороне и лексическим оттенкам слова, обогащение словарного состава речевой деятельности обучающихся, организация целенаправленной «встречи» детей со словами-синонимами и антонимами, явлением многозначности, знакомство со словами, близкими по смыслу, которые в конкретных предложениях могут потерять эту свою особенность (например, мокрый — сырой).
Речевое развитие. Развитие речевой активности и обогащение мотивов речевой деятельности младших школьников.
Формирование понимания того, как и почему образуются новые слова, изменяются, сочетаются с другими словами, в чем грамматический и коммуникативный смысл интонационной стороны речи, углубление и развитие чувства языка.
Формирование умения по предложенному или самостоятельно составленному плану анализировать факты языка в области лексико-грамматического и синтаксического строя, лексического состава, особенностей фонетики и графики и выражать в слове данные своих наблюдений.
Орфография. В программе предусматривается знакомство обучающихся с различными принципами русского правописания (без терминологии): традиционный, или исторический (написание так называемых словарных слов и слов с сочетаниями жи — ши, на — ща, чу — щу), основанный на запоминании; морфологический (общие для родственных слов значимые части — морфемы сохраняют на письме единое написание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова); фонетический (написание, соответствующее установке «пиши, как слышишь»).
Чистописание. Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.
На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в III—IV классах— по 8—10 мин на уроках грамматики и правописания. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке.
В III—IV классах содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв, поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку).
В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, предупреждать перегрузки. Одновременно поиск, который в совместной деятельности с учителем непременно заканчивается «открытием», играет решающую роль в развитии познавательной потребности у ребенка. Сотрудничество учителя и учащихся не только способствует более результативному выполнению прямой цели урока, но и создает благоприятные условия для решения таких важных задач, как активное усвоение терминологии, образцов и планов решения тех или иных учебных задач, логики рассуждения, доказательства, формирование готовности к самооценке и самоконтролю. Самооценка и самоконтроль тесно связаны с умением самостоятельно планировать учебную работу и предполагают формирование готовности обучающегося к сложнейшим видам интеллектуальной деятельности: способности соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания. Опыт показывает, что выработка этих умений требует постоянного внимания в течение всех лет начального обучения.
Кроме того, в этой ситуации творческое общение учителя и обучающихся становится неизменным средством формирования особых видов деятельности человека, таких психических процессов, как внимание, память, воображение, мышление и познавательные действия.
Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников.
Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности
а) Цель образовательной деятельности на младшей ступени: создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.
б) Учет возрастных особенностей при обучении младших школьников
Учитель начальных классов, планируя и организовывая образовательную деятельность младших школьников, учитывает их возрастные особенности. На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.
в) Ведущие виды деятельности младших школьников
- Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.
Нормы оценки знаний, умений и навыков
учащихся 2-4 классов по математике
1. Проверка и оценка устных ответов.
Устный опрос является важным способом учёта знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценки устных ответов во внимание принимается следующие критерии:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
3) последовательность изложения и культура речи.
Полный ответ ученика, особенно III, IV классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложёния, части речи, склонение, падеж, род, и др.), слова на определённые правила, умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений, и прежде всего при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.
Уже в начальной стадии формирования речи младших школьников устные ответы их должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений и словосочетаний).
Оценка «5» ставится, если ученик даёт полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочётов или допускает не более одной неточностив речи.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, близкий к требованиям, установленным для, оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтверждать правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетании или предложений.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученною материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающих их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь его прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и теоретических положений, которые к моменту проверки должны быть основательно изучены и закреплены. Наиболее распространенными из них являются механическое запоминание (зазубривание) правил, определений, понятий, неумение подобрать свои примеры, применить на практике.
Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане, не оцениваются.
2. Проверка и оценка письменных работ.
В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) во II - IV классах проводится обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или частичным разборами слов и предложений), за которые ставятся две оценки, отдельно за каждый вид работы.
Чистописание
Письменные упражнения, выполняемые на специальных минутках по каллиграфии на уроках русского языка в III-IV классах, как правило, не оцениваются (они носят обучающее-тренировочный характер)
Количество и виды контрольных письменных работ определяются необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным существенным вопросам программы или в целом по небольшой теме.
Общие итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодии, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. Количество итоговых работ не должно превышать следующие нормы:
На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания, отводятся 35-40 минут во II, III, IV классах.
При оценке диктанта во II - IV классах:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, чётко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии (соблюдение правильного начертания форм букв, одинаковой высоты, равного расстояния между буквами др.). Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление неточно написанной буквы и т.п.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (фонетико-графических)ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-графических) ошибок в следующих возможных вариантах:
а) 3 орфографические и 2-3 пунктуационные,
б) 4 орфографические и 2 пунктуационные,
в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибки.
Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера
Оценка «2» ставятся за диктант, в котором допущено от 5 - 7 орфографических (фонетико-графических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Ошибкой в диктанте следует считать:
Нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программ денного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
б) единичные пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
в) единичный случай замены, одного слова другим без искажения смысла;
г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
За одну ошибку в диктанте считаются:
а) два исправления орфографического или фонетико-графического характера;
б) две однотипные пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове, например в слове ножи
дважды написано в конце ы;
г) две негрубые ошибки.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»),
5) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении.
Текущие и итоговые проверочные работы типа списывания
(списывание текста из учебника, с доски и т.д.) оцениваются по следующим критериям:
Оценка «5»ставится, если нет ошибок.
Оценка «4» ставится, если есть одна ошибка и одно исправление.
Оценка «3» ставится, если есть две ошибки и одно исправление.
Оценка «2» ставится, если есть три ошибки и один-два исправления
При оценке работ типа списывания текста учитывается так же, как в диктантах, соответствие письма каллиграфическим требованиям по критериям, указанным в разделе оценки диктантов.
За ошибку в работах типа списывания считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочётов, которые даны для оценивания диктантов.
Задания для грамматического разбора (не более 3 заданий) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.
Оценивание грамматического задания
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применить свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее % заданий.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менееполовины заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ.
Их содержание составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса).Объём словарных диктантов
для III класса – от10 до 12 слов,
для IV класса - от 12 до 15 слов.
Оценки за словарный диктант во II - IV классах выставляются в соответствии со следующими нормами:
Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение работы.
Оценка «4» ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление
Оценка «3» ставится, если допущены 2 ошибки, 1 исправление.
Оценка «2» ставится, если допущено от 3 до 5 ошибок.
Во II-IV классах проводятся также работы с целью проверки умения учащихся связано излагать мысли в письменной форме:
Обучающие изложения и сочинения.
На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-12 дней. В течение учебного года общее количество творческих работ должно быть примерно следующим:
Изложение в 3 классе – по 2 ч. (1-2четв.), по 3 ч. (3-4 четв.)
в 4 классе – 2 ч. (1 четв.), по 3ч. (2-4 четв.);
Сочинение в 3 классе – по 2 ч. (1, 2, 4 четв.), по 3 ч. (3 четв.)
в 4 классе – по 2 ч в каждой четверти.;
В качестве контрольных проводятся: одно изложение в концеII -III классов и два изложения в IV классе.
Объём текстов изложений должен быть примерно на 15 -20 слов больше объёма текстов диктантов.
Для изложения следует брать тексты в основном повествовательного характера. В III классе вводятся элементы описания и рассуждения. Тематика и содержание их должны иметь воспитывающую направленность и быть доступными детям.
Примерным объёмом сочинений в III - IV классах - от 0,5 до 1 стр.; это примерно 9-10 предложений (50 -60 слов) в III классе и 11-12 предложений (70-80 слов) в IVклассе.
При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.
Оценки за изложение и сочинение.
При проверке творческих работ во II -III классах выводится одна общая оценка с учётом всех критериев, указанных выше. В IV классе, учитывая достаточный объем изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оценивается двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая - за грамотность.
Критерии опенки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта. При оценке содержания и речевого оформления изложений и сочинений следует учитывать следующие наиболее типичные недочёты: несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения), внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении, неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.
В целом нормативы оценки творческих работ (изложение, сочинение) следующие:
Оценка «5» ставится по содержанию и речевому оформлению: за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы; отсутствие фактических ошибок; богатство словаря; правильное речевое оформление. Допускается не более 1 речевой неточности.
За грамотность: если нет орфографических и пунктуационных ошибок (учитываются допущенные ошибки на изученные правила). Допускается 1-2 исправления.
Оценка «4» ставится по содержанию и речевому оформлению: если правильно, достаточно полно передан авторский (исходный) текст (изложение), раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. В целом допускается не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста.
За грамотность: если допускается не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки, 1-2 исправления.
Оценка «3» ставится по содержанию и речевому оформлению: если в работе допущены некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы; в главном она достоверна; но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, имеются речевые неточности. В целом допускается не более 5 недочётов речи в содержании и построении текста.
За грамотность: если допущены 3-5 орфографических и 1-2
пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.
Оценка «2» ставится по содержанию и речевому оформлению: если работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского (исходного) текста (изложение), допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей. Во всех частях работы отсутствие связи между ними, крайне беден словарь. В целом в работе допущено более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.
За грамотность: если допускается 6 и более орфографических и 3- 4 пунктуационные ошибки, более 3-5 исправления.
При оценке творческих работ также принимается во внимание аккуратность, четкость письма, Критерии соответствуют изложенным выше (в шкале оценок за диктант).
3. Итоговая оценка знаний, умений и навыков
Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и в конце учебного года. Она выводится с учётом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени; усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ.
Если в течение четверти ученик имел за их выполнение отрицательные отметки, ему не может быть выставлена за четверть положительная оценка по русскому языку. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика по всем показателям к моменту сё выставления, а не выводиться как средняя оценка из всех.
Содержание учебного курса
3 класс
(5 часов в неделю, всего – 170 часов)
«Как устроен наш язык» ( основы лингвистических знаний – 62 часа)
Фонетика ( 3 ч)
Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова.
Состав слова (4 ч)
Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения разбора слова по составу.
Синтаксис (18 ч)
Предложение, главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Простое распространённое и нераспространённое предложения.
Однородные члены предложения.
Морфология (37 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род, число имён существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно- падежной формы. Склонение имён существительных. Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Словообразование имён существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание суффиксов имён существительных: -ок-, - ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах ( при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи» (30 ч)
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста ( повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи ( с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Повторение ( 5 ч)
Резервные уроки повторение (20 ч)
4 класс
(5 часов в неделю, всего – 170 часов)
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритм.
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч)
Фонетика (1 ч)
Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.
Состав слова (1 ч)
Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология (36 ч)
Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического раз бора (6 ч).
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов.
Словообразование глаголов от других частей речи (22 ч).
Наречие как часть речи (5 ч).
Имя числительное: общее значение (3 ч).
Синтаксис (16 ч)
Синтаксический анализ простого предложения (4 ч).
Словосочетание (7 ч).
Сложное предложение (5 ч).
«Правописание»
(формирование навыков грамотного письма) (52 ч)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
«Развитие речи» (29 ч)
Совершенствование речевых умений.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элемента ми сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Повторение (10 ч)
Резервные уроки (25 ч)
Требования к уровню подготовки
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны :
знать/ понимать:
- главные ( подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- предложения с однородными членами;
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
уметь:
- находить, выделять грамматическую основу простого двусоставного предложения;
- находить, выделять однородные члены в простом предложении (как главные, так и второстепенные);
- проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
- характеризовать имя существительное и имя прилагательное как часть речи ( значение и морфологические признаки);
- составлять план текста (с помощью учителя);
- применять правила правописания падежных окончаний имён существительных;
- применять правила правописания падежных окончаний имён прилагательных;
- применять правила правописания суффиксов имён существительных;
- применять правила правописания словарных слов, определённых программой;
- применять правила правописания постановки знаков препинания при однородных членах предложения;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских передач, аудиозаписей);
- соблюдения орфоэпических норм;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
Блок «Как устроен наш язык»
называть:
- изученные части речи;
- значимые части слова; различать, сравнивать:
- буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;
- предлог и приставку;
- корень, приставку, суффикс, окончание;
-главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
приводить примеры:
- простого двусоставного предложения;
кратко характеризовать:
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
-решать практические и учебные задачи:
- выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
- пользоваться словарями;
- использовать алфавит при работе со словарем.
Блок «Правописание»
Учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:
- писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими
изученными правилами правописания:
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- звонкие и глухие согласные в корнях;
- непроизносимые согласные;
- сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, сочетания чк, чн;
- удвоенные согласные;
- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
- разделительные мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
- не с глаголами;
- безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- словарные слова, определенные программой;
- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между одно родными членами предложения.
Блок «Развитие речи»
Учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи:
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол. час | План | Факт | Прим |
1 | Фонетика. (Как устроен наш яз) | Повторяем фонетику | 1 | 3/09 | ||
2 | Правописание большой буквы в словах. (Правописан) | Вспоминаем правила написания большой | 1 | 4/09 | ||
3 | Фонетика. (Как устроен наш язык) | Фонетический разбор слова | 1 | 5/09 | ||
4 | Перенос слова. | Вспоминаем правила переноса слов | 1 | 6/09 | ||
5 | Текст. (Развитие речи) | Повторяем: текст, его признаки и типы | 1 | 7/09 | ||
6 | Фонетика. (Как устроен наш яз) | Фонетический разбор слова | 1 | 10/09 | ||
7 | Гласные после шипящих. (Прав.) | Повторяем правила обозначения гласных после шипящих | 1 | 11/09 | ||
8 | Состав слова. | Повторяем состав слова | 1 | 12/09 | ||
9 | Корни слов. (Правописание) | Повторяем правописание безударных гласных в корне слов | 1 | 13/09 | ||
10 | Текст. | Повторяем признаки и типы текста | 1 | 17/09 | ||
11 | Состав слова. | Разбор слова | 1 | 18/09 | ||
12 | Корни слов. (Правописание) | Повторяем правила правописания согласных | 1 | 19/09 | ||
13 | Состав слова и словообразование. | Повторяем словообразование | 1 | 20/09 | ||
14 | Корни слов. (Правописание) | Повторяем правило правопис непроизносимых согласных в корне слова | 1 | 21/09 | ||
15 | Контрольная работа по теме «Повтор. орфограмм корня» | 1 | 24/09 | |||
16 | Текст. (Развитие речи) | Текст и его заглавие | 1 | 25/09 | ||
17 | Состав слова и словообразование. | Разбор слова | 1 | 26/09 | ||
18 | Суффикс. (Правописание) | Вспоминаем правописание суффиксов | 1 | 27/09 | ||
19 | Приставка. (Правописание) | Повторяем правописание приставок | 1 | 28/09 | ||
20 | Текст. | Заглавие и начало текста | 1 | 1/10 | ||
21 | Синтаксис. Предложение. | Предложение | 1 | 2/10 | ||
22 | Текущая контрольная работа по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу» | 1 | 3/10 | |||
23 | Синтаксис. Предложение. | Виды предложения по цели высказывания | 1 | 4/10 | ||
24 | Текст. | Последовательность предложений в тексте | 1 | 5/10 | ||
25 | Деление текста на абзацы | 1 | 8/10 | |||
26 | Синтаксис. Грамматическая основа предложения. | Главные члены предложения | 1 | 9/10 | ||
27 | Твердый и мягкий знаки. | Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделител. мягкого знаков | 1 | 10/10 | ||
28 | Синтаксис. Грамматическая основа предложения. | Главные члены предложения | 1 | 11/10 | ||
29 | Приставка. (Правописан) | Учимся писать приставки | 1 | 12/10 | ||
30 | Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с- | 1 | 15/10 | |||
31 | Синтаксис.Грамматичес кая основа предложен | Подлежащее | 1 | 16/10 | ||
32 | Сказуемое | 1 | 17/10 | |||
33 | Письмо. (Развитие речи) | Учимся писать письма | 1 | 18/10 | ||
34 | Синтаксис. Грамматич основа предложения. | Сказуемое | 1 | 19/10 | ||
35 | Письмо. (Разв. речи) | Учимся писать письма | 1 | 22/10 | ||
36 | Синтаксис.Второстепен ные члены предложения. | Второстепенные члены предложения | 1 | 23/10 | ||
37 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | 1 | 24/10 | |||
38 | Итоговая контрольная работа по теме «Простое предлож» | 1 | 25/10 | |||
39 | Приставка. (Правописание) | Учимся писать приставку с- | 1 | 26/10 | ||
40 | Синтаксис. Второстепенные члены предложения. | Обстоятельство | 1 | 29/10 | ||
41 | Письмо. (Разв. речи) | Учимся писать письма | 1 | 30/10 | ||
42 | Синтаксис.Второстепен ные члены предложения. | Определение | 1 | 31/10 | ||
43 | Правописание | Итоговый диктант по теме «Орфограммы, изученные во 2 классе» | 2 | 1/11 2/11 | ||
44 | Сложные слова. | Учимся писать слова с двумя корнями | 1 | 12/11 | ||
45 | Синтаксис.Второстепенные члены предложения. (Как устроен наш яз) | Определение | 1 | 13/11 | ||
46 | Сложные слова. | Запоминаем соединительные гласные о и е | 1 | 14/11 | ||
47 | Письмо. (Развитие речи) | Учимся писать письма | 1 | 15/11 | ||
48 | Синтаксис.Второстепенные члены предложения. | Дополнение | 1 | 16/11 | ||
49 | Корень слова. | Учимся писать буквы о, е после шипящих в корне слова | 1 | 19/11 | ||
50 | Синтаксис.Второстепенные члены предложения. | Дополнение | 1 | 20/11 | ||
51 | Корень слова. | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова | 1 | 21/11 | ||
52 | Письмо. (Развитие речи) | Учимся писать письма | 1 | 22/11 | ||
53 | Синтаксис. Однородные члены предложения. (Как устроен наш язык) | Однородные члены предложения | 1 | 23/11 | ||
54 | Текущая контр. работа по теме «Члены простого пред» | 1 | 26/11 | |||
55 | Корень слова. | Учимся обозначать звук ы после звука ц | 1 | 27/11 | ||
56 | Синтаксис. Однородные члены предложения. (Как устроен наш язык) | Однородные члены предложения | 1 | 28/11 | ||
57 | Предложение с однородными членами. | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | 29/11 | ||
58 | Диктант: «Правописание слов, образованных сложением», «о, ё после шипящ.», «ы после ц» | 1 | 30/11 | |||
59 | Письмо. | Учимся писать письма | 1 | 3/12 | ||
60 | Синтаксис. Однородные члены предложения. (Как устроен наш язык) | Однородные члены предложения | 1 | 4/12 | ||
61 | Предложения с однородными членами. | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородн. членами предл. | 1 | 5/12 | ||
62 | Синтаксис. Однородные члены предложения. (Как устроен наш язык) | Однородные члены предложения | 1 | 6/12 | ||
63 | Предложение с однородными членами. | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородн. членами предложен | 1 | 7/12 | ||
64 | Письмо. | Учимся писать письма | 1 | 10/12 | ||
65 | Повторение пройденного. | Повторяем фонетику и состав слова | 1 | 11/12 | ||
66 | Повторение. (Правописание) | Диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | 12/12 | ||
67 | Части речи. (Как устроен наш язык) | Части речи. Самостоятельные | 1 | 13/12 | ||
68 | Части речи. (Как устроен наш язык) | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 14/12 | ||
69 | Повторение пройденного. | Повторение | 1 | 17/12 | ||
70 | Имя существительное. | Имя существительное | 1 | 18/12 | ||
71 | Повторение пройденного | Повторение | 1 | 19/12 | ||
72 | Изложение. (Разв. речи) | Учимся писать изложение | 1 | 20/12 | ||
73 | Грамматические признаки имени | Род имён существительных | 1 | 21/12 | ||
74 | существительного. | Род имен существительных | 1 | 24/12 | ||
75 | Изложение. (Разв. речи) | Учимся писать изложение | 1 | 25/12 | ||
76 | Грамматические призна ки имени существител/ | Число имён существительных | 1 | 26/12 | ||
77 | Мягкий знак у имён существительных. | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных | 1 | 27/12 | ||
78 | Контрольный диктант за I п/г | 1 | 28/12 | |||
79 | Грамматические признаки имени существительного. | Число имён существительных | 1 | 14/01 | ||
80–81 | Правописание имён существительных. | Изменение имён существительных по числам | 2 | 15/01 | ||
82 | Изложение. (Разв. речи) | Учимся писать изложение | 1 | 16/01 | ||
83 | Грамматические признаки имени существительного (Как устроен наш яз) | Изменение имен существительных по падежам | 1 | 17/01 | ||
84– | Падеж имен существительн. | 2 | 18/01 21/01 | |||
86– | Корни слов. (Правописание) | Учим слова с удвоенными согласными в корне слова | 2 | 22/01 23/01 | ||
88 | Письмо. (Развитие речи) | Учимся писать письма | 1 | 24/01 | ||
89 | Грамматические признаки имени существительного. | Падеж имен существительных | 1 | 25/01 | ||
90 | Суффикс. (Правописание) | Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных | 1 | 28/01 | ||
91 | Грамматические признаки имени существ. | Падеж имён существительных | 1 | 29/01 | ||
92 | Суффикс. (Правописание) | Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания -ичк- и -ечк- | 1 | 30/01 | ||
93 | Текст. (Развитие речи) | Работа с текстом | 1 | 31/01 | ||
94 | Грамматические признаки имени существ | Склонение имён существительных | 1 | 1/02 | ||
95 | Правописание сочетаний -инк- и -енк- | Учимся писать сочетания -инк- и -енк- | 1 | 4/02 | ||
96 | Проверочный диктант по теме «Суффиксы» | 1 | 5/02 | |||
97 | Грамматическ. признаки имени существительног. | Склонение имён существительных | 1 | 6/02 | ||
98 | Окончания имён существительных. (Правописание) | Правописание безударных окончаний имен существител первого склонения | 1 | 7/02 | ||
99 | Текст. | Работа с текстом | 1 | 8/02 | ||
100 | Грамматическ. признаки имени существител. | Склонение имён существительных | 1 | 11/02 | ||
101 | Тест по теме «Склонение имен существительных» | 1 | 12/02 | |||
102 | Окончания имен существительных. | Правописание безударных окончаний имён существител 1-го склонения | 1 | 13/02 | ||
103 | Грамматическ. признаки имени существительного (Как устроен наш яз) | Имена существительные одушевленные и неодушевлённые | 1 | 14/02 | ||
104 | Окончания имён существительных. | Учимся писать безударные окончания имён существител 2-го склонения | 1 | 15/02 | ||
105 | Изложение. (Развитие речи) | Учимся писать изложение | 1 | 18/02 | ||
106 | Грамматическ. признаки имени существительного | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | 19/02 | ||
107 | Окончание имён существительных. | Учимся писать безударные окончания имён существител. 2-го склонения | 1 | 20/02 | ||
108 | Грамматическ. признаки имени существительного | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | 21/02 | ||
109 | Окончания имен существительных. | Правописание гласных в окончаниях имен существит. после шипящих и ц | 1 | 22/02 | ||
110 | Изложение. (Разв. речи) | Учимся писать изложение | 1 | 25/02 | ||
111 | Образование имён существительных. | Способы образования имён существительных | 1 | 26/02 | ||
112 | Окончания имён существительных. | Правописание безударных окончаний имён существител 3-го склонения | 1 | 27/02 | ||
113 | Образование имён существительных. | Способы образования имен существительных | 1 | 28/02 | ||
114 | Окончания имён существительных. | Учимся писать безударные окончания имен существител. 3-го склонения | 1 | 1/03 | ||
115 | Изложение. (Развитие речи) | Учимся писать изложение | 1 | 4/03 | ||
116 | Контрольное изложение | 1 | 5/03 | |||
117 | Повторение пройденного | Повторяем фонетику и состав слова | 1 | 6/03 | ||
118 | Повторение пройденного | Повторяем правописание безударных окончаний имён сущ. l-го, 2-го и 3-го склон. | 7/03 | |||
119 | Проверочный диктант по теме «Правописание окончаний имен существит» | 1 | 11/03 | |||
120 | Имя прилагательное. (Как устроен наш яз) | Имя прилагательное | 1 | 12/03 | ||
121 | Окончания имен сущест. | Правописание окончаний имен сущ. множествен. числа | 1 | 13/03 | ||
122 | Повторение пройден. | Повторение | 1 | 14/03 | ||
123 | Имя прилагательное. (Как устроен наш яз) | Имя прилагательное | 1 | 15/03 | ||
124 | Повторение пройденного. | Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных | 1 | 18/03 | ||
125 | Контрольный диктант | 1 | 19/03 | |||
126 | Имя прилагательное. (Как устроен наш яз) | Имя прилагательное | 1 | 20/03 | ||
127– 128 | Правописание имён существительных. (Правописание) | Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие | 2 | 21/0322/03 | ||
129 | Повторение пройденного. | Повторение правил правописания безударных окончаний имён существит. | 1 | 1/04 | ||
130– 131 | Грамматические признаки имени прилаг. (Как устроен наш язык) | Качественные имена прилагательные | 2 | 2/04 3/04 | ||
132 | Изложение. (Развитие речи | Обучающее изложение с элементами сочинения | 1 | 4/04 | ||
133134 | Окончания прилагательн (Правописание) | Правописание окончаний имён прилагательных | 2 | 5/04 8/04 | ||
135 | Изложение. (Развитие речи) | Учимся писать изложение (обучающее) | 1 | 9/04 | ||
136 | Окончания имен прилаг. (Правописание) | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | 10/04 | ||
137–138 | Грамматические признаки имени прилаг. | Краткая форма качественных прилагательных | 2 | 11/04 12/04 | ||
139 | Окончания имен прилагательных. (Прав.) | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | 15/04 | ||
140 | Окончания имен прилагательных. (Правописание) | Контрольное списывание по теме «Окончания имен прилагательных» | 1 | 16/04 | ||
141 | Сочинение. (Развитие речи) | Учимся писать сочинение | 1 | 17/04 | ||
142 | Грамматические признаки имени прилаг. (Как устроен наш яз) | Относительные имена прилагательные | 1 | 18/04 | ||
143 | Правописание имён прилагательных. (Прав.) | Правописание относительн. имён прилагательных | 1 | 19/04 | ||
144 | Образование имён прилагательных. (Как устроен наш яз) | Как образуются относительные имена прилагательные | 1 | 22/04 | ||
145 | Правописание имён прилагательных. (Правописание) | Правописание относительных имён прилагательных | 1 | 23/04 | ||
146 | Сочинение (Развит речи) | Учимся писать сочинение | 1 | 24/04 | ||
147 | Грамматические признаки имени прилагательного | Правописание относительных прилагательных | 1 | 25/04 | ||
148 | Сочинение. (Развитие речи) | Сочинение на тему «Моя история» | 1 | 26/04 | ||
149–150 | Грамматические признаки имени прилаг. (Как устроен наш яз) | Притяжательные имена прилагательные | 2 | 29/04 30/04 | ||
151 | Правописание имён прилагательных. (Правописание) | Правописание притяжательных прилагательных | 1 | 3/05 | ||
152 | Повторение пройденного | Составление текста по его части | 1 | 6/05 | ||
153 | Повторение пройденного. | Повторяем фонетику и состав слова | 1 | 7/05 | ||
154 | Контрольная работа | 1 | 8/05 | |||
155 | Анализ контрольной работы | 1 | 10/05 | |||
156157 | Правописание краткой формы качественных прилаг. | 2 | 13/05 14/05 | |||
158159 | Местоимение. | Местоимение | 2 | 15/05 16/05 | ||
160 | Текст. (Развитие речи) | Работа с текстом | 1 | 17/05 | ||
161 | Итоговая контрольная работа | 1 | 20/05 | |||
162 | Грам. признаки местоим. (Как устроен наш яз) | Личные местоимения | 1 | 21/05 | ||
163 | Личные местоимения | 1 | 22/05 | |||
164 | Правописание местоимений (Правоп.) | Правописание местоимений | 1 | 23/05 | ||
165 | Грам. признаки местоим. (Как устроен наш яз) | Как изменяются местоимения | 1 | 24/05 | ||
166 | Итоговый контрольн.диктант | 1 | 27/05 | |||
167 | Правописание местоимений. (Правоп.) | Как изменяются местоимения | 1 | 28/05 | ||
168 | Грамматические признаки местоимения. (Как устроен наш язык) | Правописание местоимений | 1 | 29/05 | ||
169– 170 | Повторение | Повторение пройденного: фонет. разбор, состав слова, правописание прилаг,мест | 2 | 30/05 |
Приложение
Предмет: Русский язык
Класс: 3«б»
ФИО учителя: Гармаева Т.Б.
Срок реализации:
2012 -2013 учебный год
Учебно-методические средства обучения
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Журова Л.Е. Беседы с учителем. Третий класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 3 класса. – М.: Вентана-Гаф, 2007.
- Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: комментарии к урокам. – М.: Вентана-Гаф, 2007.
- Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения– М.: Вентана-Граф, 2007.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007.
- Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: Учебник в двух частях. – М. Вентана-Граф, 2012.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочие тетради №1, №2. – М. : Вентана-Граф, 2012.
- Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: коррекционно-развивающая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Крючкова Л. Е., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок. М.: Вентана-Гаф, 2012.
Цифровые образовательные ресурсы:
Самостоятельно разработанные презентации ( CD- ROM )
Приложение
Предмет: Русский язык
Класс: 3«б»
ФИО учителя: Гармаева Т.Б.
Срок реализации:
2012 -2013 учебный год
I четверть
Диктант (входной контроль)
Одинокий
Поздняя осень. За редкими берёзками видна узкая полоска звёздного неба. В вышине плывёт журавлиная стая.
Близко слышу зов журавля. Вижу его одинокую фигуру в низине. Почему он один? Почему не летит со всеми?
Журавль с опаской на меня. Вот он разбежался и легко взлетел. Звучит его грустный крик.
Орфографическое задание
I вариант
1. Выпиши из текста 3-4 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Рядом запиши проверочные слова.
- Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропусков надо писать букву т.
Счас…ливый, интерес…ный, облас…ной, ус…ный, небес…ный, ужас…ный, ненас…ный, мес…ный, древес…ный, чес…ный.
II вариант
- Выпиши из текста 3-4 слова с проверяемой безударной согласной в корне. Рядом запиши проверочные слова.
- Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропусков надо писать букву о.
См…треть, повт…рить, з…нты, стр…на, сл…нёнок, в…л…синка, гл…зок, нас…лить, ч…сы, под…рить, выл…вить.
Словарный диктант
Морковь, рисунок, песок, компьютер, интересный, иней, пирог, малина, ракета, остров, сегодня.
Тесты
Задание 1
Инструкция: Найди и отметь + правильные утверждения.
В слове количество звуков и букв всегда совпадает.
В слове звуков может быть больше, чем букв.
В слове букв может быть больше, чем звуков.
В слове букв всегда больше, чем звуков.
Оценка выполнения задания:
0 баллов – выбраны одно или оба неправильных утверждения или выбраны все утверждения.
1 балл – выбраны одно или оба правильных утверждения и одно неправильное.
2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объеме: выбрано 2 или 3 утверждение.
два из трех правильных утверждений.
3 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме: выбраны 2 и 3 утверждения.
Задание 2
Инструкция: Отметь + слова, в которых звуков больше, чем букв.
вьюга армия мою
весна крылья
Оценка выполнения задания:
0 баллов – выбраны все слова или среди выбранных есть слово весна.
1 балл – выбраны одно или оба нужных слова, но при этом выбраны еще и слова вьюга и/ или крылья.
2 балла – выбрано только одно из слов (армия или мою), неправильных выборов нет.
3 балла – задание выполнено правильно - выбраны слова армия, мою.
Задание 3
Инструкция: Подбери и запиши по 2 слова, в которых:
3 звука, 4 буквы _________________________________________________
4 звука, 3 буквы _________________________________________________
4 звука, 4 буквы _________________________________________________
3 звука, 6 букв ___________________________________________________
Оценка выполнения задания:
0 баллов – дан только один правильный ответ или среди ответов правильных нет.
1 балл – в первых трех случаях в сумме записано 2 - 3 слова, соответствующих условию, в четвертом случае записано какое-либо слово.
2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объеме: в первых трех случаях записано по 1 - 2 слова (в сумме записано не менее 4 правильных слов), четвертый случай распознан как нерешаемый.
3 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме: в первых трех случаях записано по 2 слова, соответствующих условию, четвертый случай распознан как нерешаемый.
Задание 4
Инструкция: Найди и отметь + правильные утверждения.
Слово может состоять из корня и окончания.
Слово может состоять из приставки и суффикса.
Слово может состоять из приставки, корня, суффикса и окончания.
Слово может состоять из приставки, суффикса и окончания.
Оценка выполнения задания:
0 баллов – выбраны одно или оба неправильных утверждения или выбраны все утверждения.
1 балл – выбраны одно или оба правильных утверждения и одно неправильное.
2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объеме: выбрано только одно правильное утверждение: 1 или 3.
3 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме: выбраны 1 и 3 утверждения.
Задание 5
Инструкция: Укажи слова, которые соответствуют схеме ¬ ∩ ^
повозка полянка подснежник портрет поход
Оценка выполнения задания:
0 баллов – выбраны все слова или среди выбранных есть слово портрет.
1 балл – выбраны одно или оба нужных слова, но при этом выбраны еще и слова полянка и/ или поход.
2 балла – выбрано только одно из слов (повозка или подснежник), неправильных выборов нет.
3 балла – задание выполнено правильно - выбраны слова повозка, подснежник.
Задание 6
Инструкция: В языке «Крокс» есть «слово» тамулюшка.
Известно, что:
а) «слово» тамулюшка изменяется так: тамулюшка, тамулюшки, тамулюшке
б) у этого слова есть родственные «слова»: тамулюшить, мулюша, мулюшок, камулюш;
в) в «словах» тамулюшка, тамяка, тафучка одинаковая приставка;
г) в «словах» тамулюшка, жукочка, сюмярка одинаковый суффикс;
Разбери слово тамулюшка по составу.
Оценка выполнения задания:
0 баллов – выделение частей слова носит абсолютно случайный характер.
1 балл – есть попытки выполнить задание, но при этом правильно выделена только одна часть слова.
2 балла – при выполнении задания использовался правильный алгоритм, но допущена одна ошибка при выделении частей слова.
3 балла – задание выполнено правильно – в слове ТАМУЛЮШКА выделены приставка ТА, корень МУЛЮШ, суффикс К, окончание А.
Задание 7
Инструкция: Найди и отметь неверное утверждение.
Подлежащее – главный член предложения.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Предложение может не иметь второстепенных членов.
Наличие главных членов – основной признак распространённого предложения.
Оценка выполнения задания:
0 баллов – выбраны все утверждения или выбрано четвертое и два из первых трех.
1 балл – выбрано четвертое утверждение и еще одно из первых трех.
2 балла – выполнено обратное к предложенному задание – учащийся отметил верные утверждения: отмечены первые три утверждения.
3 балла – задание выполнено правильно: выбрано четвертое утверждение.
Итоговая контрольная работа за I четверть
I вариант
1. Выпиши из текста вопросительное невосклицательное предложение.
Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!
(По Ю. Фролову)
2. Выпиши такую характеристику по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.
1. Повествовательное невосклицательное.
2. Вопросительное невосклицательное.
3. Повествовательное вопросительное.
3. Запиши предложение, в котором подлежащее находится перед сказуемым. Отметь в этом предложении грамматическую основу
Шёл я по заросшей вырубке.
Солнце поднимается быстро.
В лесу появились первые проталины.
4. Охарактеризуй 2-й звук в слове дверь, 4-й звук в слове краб, 2-й звук в слове пою, 3-й звук в слове крюк.
5. Выпиши слова, в которых правильно отмечена приставка.
убежать, ужас, съесть, сорвать, история, истопить
6 (дополнительное). Из данных слов составь и запиши повествовательное невосклицательное распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу.
кусты, раздался, посвист, за, рябчик
II вариант
1. Выпиши из текста побудительное восклицательное предложение.
Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!
(По Ю. Фролову)
2. Выпиши такую характеристику по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.
1. Вопросительное восклицательное.
2. Побудительное повествовательное.
3. Побудительное невосклицательное.
3. Выпиши предложение, в котором неправильно отмечены главные члены. Отметь грамматическую основу в этом предложении.
Среди ветвей мелькнули серые тени.
Слева послышался шорох листьев.
Я увидел летящего орла совсем близко.
4. Охарактеризуй 4-й звук в слове обувь, 1-й звук в слове яма, 2-й звук в слове ёлка, 3-й звук в слове ножка
5. Выпиши слова, в которых правильно отмечен корень.
перелетный, городской, пробег, поездка, бесшумный, погибают
6. (дополнительное). Из данных слов составь и запиши вопросительное невосклицательное распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу.
друг, по, Кавказ, путешествовать, долго.
Диктант (итоговый за II четверть)
Кормушка
Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали хлебных крошек и повесили ее на березу. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала.
К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей. (55 слов)
Примечание: Выделенные написания четко проговариваются учителем.
Орфографическое задание
I вариант
1. Найди и подчеркни в тексте предложение с однородными членами (сказуемыми).
2. Запиши слова в три столбика:
- слова с орфограммой в приставке;
- слова с орфограммой в корне;
- слова с орфограммой в суффиксе.
Буквы орфограммы подчеркни.
Полеты, поляна, звездный, ключик, жучок, шелк, подъем, отставил, сказка, зайчонок.
II вариант
1. Найди и подчеркни в тексте предложение с однородными членами (подлежащими).
2. Запиши слова в три столбика:
- слова с орфограммой в приставке;
- слова с орфограммой в корне;
- слова с орфограммой в суффиксе.
Буквы орфограммы подчеркни.
Помыл, зимой, вкусный, замочек, мышонок, шорты, подъехал, отклеил, пробка, бычок.
Диктант (итоговый за III четверть)
Кукушонок.
На вершине ели было гнездо. Рядом с маленькими яичками там лежало одно большое. Его подкинула кукушка.
Птенцы вылупились. Родители усердно кормили птенцов. Кукушонок стал выталкивать братьев из гнезда.
Мой внучок забрал подкидыша домой. Кукушонок поселился в старом птичьем гнезде. Кошки Мурки тогда в доме не было. Птенец без страха летал по комнате. Скоро пушок на крылышках сменили перья. Мы выпустили кукушонка на волю.
По И. Соколову-Микитову (64 слова)
Слова для справок: яички, его.
Орфографическое задание
I вариант
1. От данных слов образуй и запиши слова с сочетанием -инк- или -енк-
проталина, спальня, вишня, царапина, башня, сосна, паутина, калина
2. Поставь каждое слово в форму творительного падежа, единственного числа. Отметь окончания.
душ, камыш, палец, сердце, кольцо, улица, кирпич, птица
Образец: товарищ— товарищам (Т- п., ед. ч.).
II вариант
1. От данных слов образуй и запиши слова с суффиксами -ок-, -ик- или -ек-.
чеснок, сад, рог, горох, чердак, сук, кусок, конверт
2. Поставь каждое слово в форму дательного падежа единственного числа. Отметь окончания.
цель, степь, туча, ночь, сестра, роща, печь, мышь
Образец: сестра— сестре(Д. п., ед. ч.).
Итоговый контрольный диктант. Тема: «Орфограммы, изученные в 3 классе»
Лето
Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.
К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи. (68 слов)
Орфографическое задание I вариант
1. Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.
в кроват... — в кроватк...
о мам... — о матер...
для мышк... — для мыш...
об отц... — о пап...
- Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме: (схема к 11предложению)
II вариант
1. Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.
к ел… - к ёлк…
в печк… - в печ…
о дочк… - о дочер…
о дед… - о дедушк…
- Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме: (схема к 7 предложению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...