Открытый урок по русскому зыку.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Открытый урок по русскому языку (обучение грамоте) для 1 классе по теме "Буква мягкий знак - ь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по теме: "Буква мягкий знак - ь"  

Тюленева Оксана Александровна, учитель начальных классов

МБОУ гимназия № 18 г. Краснодара 

Цели: 

  1. актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах;
  2. дать возможность учащимся сформулировать основной признак буквы “мягкий знак”;
  3. содействовать развитию умений выделять главное, развитию навыков чтения, устной связной речи;
  4. воспитывать дружеские отношения между детьми, взаимоуважение

Задача учителя: создать условия для изучения и первичного закрепления нового материала через различные виды заданий

Знать:

  1. звуки, буквы;
    ь - буква

Уметь: 

  1. произносить;
    обозначать;
    читать

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

№ УЭ

Содержание учебного материала

Управление деятельностью

1.

1.0

Организационный момент. 

Цель: подготовить учащихся к работе на занятии

Я на уроке. У меня все получится. Я готов к уроку.

Психологический настрой

2.

2.1

Мотивация учебной деятельности. 

Цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

На доске рисунок улицы. На ней расположены домики с красной, зелено-синей, зеленой, синей и белой крышей. В домиках “живут” буквы.

1) а, я, о, ы, е, у, и
2) л, н, р, м, б, в, г,  д,  з, к, п, с, т, ф, х
3) ч, щ, й
4) ж, ш, ц
5) пустой
- Что необычного на этой улице? (буквенная)

 

 

 

 

 

 

Создание ситуации поискового характера

3.

3.0

3.1

Подготовка к основному этапу занятия 

Цель: актуализировать опорные знания и умения учащихся

- Почему крыши разного цвета? (обозначают гласные звуки, согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие)

- Жили эти буквы – не тужили. Жили дружно, даже в гости ходили друг к другу. Вот как – то раз пришла С к Я = СЯ (дети читают слоги), Л к И = ЛИ, Д к Е = ДЕ.

- Буквы  жили - не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква в домике с белой крышей, с которой никто не дружил. Так как буквам не нравилось, что она не обозначает звука. (Учитель показывает букву в окошке).

- Знаем ее? (Нет) Познакомимся? (Да)

- Это буква мягкий знак.

 

 

Самоосмысление

Учебный диалог

 

 

 

 


Формулировка темы урока

3.2

- Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо и очень одиноко.

Как то раз взялись буквы составлять слова. Послушаем, что это за слова. Но они зашифрованы загадкой.

- Кто приходит, кто уходит -
все ее за ручку водят. Что это? (дверь)

- Стали буквы составлять слово «Двер..». (прописывается слово двер..на доске без мягкого знака)

- Решили буквы друг другу помочь и стали гласные буквы, которые смягчают согласные подставляться и смотреть, что у них получается: двери, дверя, двере????? (подставляются гласные буквы в заготовку)

- Ничего у них не получается. Что же им делать ребята? Помогите. (вставить мягкий знак – букву)

- Буквы очень обрадовались этому и стали дружить с мягким знаком. Решили они тоже стать рядом.

- Что же получилось? (ль, мь, пь, ть, нь, сь)

- Стали буквы вместе жить, дружить и отгадывать другие зашифрованные слова. А вы ребята отгадаете их?

- Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь -
Чистоплотный серый … (гусь)

- Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, - спать немедленно зовет. ( день и ночь)

- В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной,
отправляется … (медведь)

- Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось, олень)

- Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это …(рысь)

 

 

 

 



 

Проблемная ситуация



Дети читают хором

4.

4.0

4.1

 

 

4.2

 

 

 

4.3

Изучение нового материала 

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий

- Что мы об этой букве должны знать? (Не имеет звука, нужна для обозначения мягкости предыдущего согласного звука.)

- Что должны уметь по теме?

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь
Без пожара, просто так?
Это буква – мягкий знак.

- На что похожа буква “мягкий знак”?

“Буква Р перевернулась, мягким знаком обернулась.”

 

 

 

 

Целеполагание

 

1 ученик читает стихотворение

 

 


Высказывания детей

Показ буквы

5

5.0

5.1

Первичная проверка усвоения знаний.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

Игра “Кто больше”.

- Хотите поиграть? С какой темой будет связана игра?

- Я называю слова, а вы покажите карточку с мягким знаком, если услышите мягкий согласный, который на письме обозначается мягким знаком

тень, лень, сон, пень, кон, конь

- Чему мы учились? (Слышать, обозначать)

 

 

Обратная связь – цветовой веер с буквой

 

Самоосмысление

5.2

Игра “Проделки Фрекен Боб ”.

- А в это время в Швеции происходили вот какие события. Злая домомучительница Фрекен Боб решила дать Малышу такое задание, чтобы он с ним не справился и не пошел гулять со своими друзьями. Но тут к Малышу прилетел его друг Карлсон и вот, что из этого получилось.

-И так Карлсон передал нам задание Малыша и просит вас помочь его другу. Ну, что поможем Малышу? (дети хором говорят: «Да»).

-Смотрите вот эти слова, которые задала Фрекен Боб Малышу. Давайте вместе прочитаем их.

мол, мел, брат, стал, ел, кон, галка

-Ну и кто из вас придумал,  какую букву нам надо вставить в эти слова, чтобы их смысл изменился. (обыгрываем предлагаемые варианты)

-А кто помнит тему сегодняшнего урока? (напоминаем тему урока).

-Давайте попробуем добавить или вставить мягкий знак. (вписываем мягкий знак).

-Прочитаем, какие слова теперь у нас получились?

моль, мель, брать, сталь, ель, конь, галька

- Какое умение нам пригодилось? (Читать, обозначать)

 

 


Словарная работа




Хоровое чтение







Хоровое чтение

5.3

Первичное закрепление базисного уровня. 

Цель: закрепить знания учащихся, помочь осмыслить значение буквы ь.

- Могут ли быть слова с мягким знаком в предложении?

- На парте у вас предложения. Давайте их прочитаем.

Не брось друга в беде.
Вместе веселей шагать.
Умей дружбой дорожить

- Найдите мягкий знак и подчеркните его. А теперь поменяйтесь карточкой со своим соседом и проверьте, правильно ли он выполнил задание, если нет исправьте.

- Что общего у этих пословиц? (Буква мягкий знак; о дружбе)

 

  







Взаимопроверка

Объясняют смысл пословиц

5.4

- Прочитайте предложения, которые лежат у вас на столах.

Ребята никогда не ссорились.

Конь сильный.

Был у Пети и Саши конь.

Они играли с ним.

- Как можно объединить все предложения и как это объединение называется? (Текст) А теперь прочтите, что у вас получилось.

Был у Пети и Саши конь. Конь сильный. Они играли с ним. Ребята никогда не ссорились.














Составление текста.




Чтение текста.

6

6.0

6.1

Подведение итогов урока

Цель: анализ и оценка успешности достижения цели

- А вы дружные ребята?

-Кто работал сегодня дружно?

- Какая буква вам в этом помогла? (Мягкий знак)

- Что же вы узнали об этой букве?

- Кому понравилось на уроке?

- Кто доволен собой, товарищем?

- Кто чувствовал помощь друга?

- Вот и получился у нас урок ДРУЖБЫ: мы дружно работали и буквы у нас подружились. Молодцы!

 

 

 

 

 

Рефлексия

Самооценка, взаимооценка

 

МОДУЛЬ № 1

Цель: учиться обозначать букву Ь и читать слова с буквой Ь

1.

Мол…

Мел…

Брат…

Стал…

Ел…

Кон…

Галл...ка

1.Прочитай.

2. Вставь букву ь (мягкий знак)

3. Прочитай полученные слова

 МОДУЛЬ № 2

Цель: учиться находить букву Ь и читать слова с буквой Ь

1.

НЕ БРОСЬ ДРУГА В БЕДЕ.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЙ ШАГАТЬ

УМЕЙ ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ

1. Прочитай самостоятельно

2. Найди букву Ь

3. Подчеркни букву Ь

4. Сверь с товарищем

МОДУЛЬ № 3

Цель: читать слова с буквой Ь

1.

Был у Пети и Саши конь. Конь сильный. Они играли с ним. Ребята никогда не ссорились

1.Прочитай самостоятельно

2. Прочитай в паре

3. Прочитай хором


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому зыку на тему: "Другие суффиксы глагола"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Другие суффиксы глаголов"...