Склонение имён существительных
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Ковшарева Анна Макаровна

Конспект урока  русского языка "Склонение имён существительных" в 3 классе по программе "Школа 21 века2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_sushchestvitelnyh.rar835.2 КБ

Предварительный просмотр:

                         Тип урока – объяснение нового материала

Тема: «Три склонения имён существительных»

Цели: развитие учебной  мотивации учения  в ходе организации исследовательской деятельности детей

  1. по распределению имен существительных по склонениям,
  2. по определению склонения, к которому относится то или иное имя существительное,  

Оборудование:

  1. интерактивная доска
  2. компьютер
  3. групповые карточки (изменение имен существительных по падежам)

Формы организации деятельности учащихся – групповая и коллективная исследовательская деятельность

Содержание урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация к учебной деятельности.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Формулировка темы, цели урока.
  5. Исследование .
  6.  Физминутка.
  7. Первичное закрепление.
  8. Применение имеющихся знаний.
  9. Рефлексия.
  10. Самоанализ.

Результаты урока: достижение поставленных целей.           

                                                                                Ход урока

Деятельность учителя

Этапы урока

Деятельность учащихся

Организационный момент..

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

- Давайте определим своё настроение, настрой на работу.

        - отличное

        - хорошее

        - не совсем готовы

Мотивация к учебной деятельности.

Задача: актуализировать знания по теме

Я вас слушаю.

Спасибо.

Мы продолжаем работать  в блоке «Как устроен наш язык» Сегодня у нас новая тема. Какая ? Я  вам не скажу.

Совершенно верно.

Откройте тетради, запиши число, классная работа.

Дети комментируют  стихотворение движениями рук.

Дети показывают знаками своё настроение.

Личностные УУД

Мы приготовились к уроку русского языка

Работаем над темой «Имя существительное».

Коммуникативные УУД

(Дети задают друг другу вопросы по теме)

Из этой темы мы узнали, что имя существительное :

  1. часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет;
  2.  из меняется по числам   и падежам, имеет три рода
  3. В предложении могут быть главным членом – подлежащим, а могут быть и второстепенными членами

Значит, сегодня мы будем открывать сами новые знания.

                       

Постановка учебной задачи.

  1. Задача: развивать умения ставить учебную задачу,
  2.  уметь согласовывать деятельность в соответствии с поставленной задачей.

На уроке  мы с вами дополним знания об имени существительном, познакомимся с очень интересным явлением в русском языке. А поможет вам узнать это явление работа в группах.

Первая группа - девочки и мальчики с тёмными волосами, вторая - мальчики и девочки со светлыми волосами, третья группа -мальчики и девочки и в белых кофточках и рубашках.

-Давайте вспомним правила работы в группах.

(правила крепятся на доску)

.Задание вы получаете одинаковое - изменить существительные по падежам

Формулировка темы, цели урока. Задачи.

  1. Развивать умение  формировать тему и цели урока.

-Итак, ребята, работу вы свою закончили.

(На доске  появляются три таблицы.)

-Найдите различие.

-Какую цель вы можете поставить перед собою?

-Как вы думаете, почему?

-Что общего в словах каждой группы?

-Какой вывод  мы можем сделать?

-Молодцы. Какую цель вы можете для себя поставить?

-Какое задание вы выполняли в группах?

А каким, словом можно заменит, слово ИЗМЕНЯЛИ?

Попробуйте дать название первой группы, употребив слово СКЛОНЯЛИ.

Второй группы.

Третьей группы.

Попробуйте сформулировать тему урока.

А где мы можем проверить наши предположения?

-Откройте учебники, прочитайте тему урока.

Ребята, отметьте, пожалуйста, свой уровень знаний по теме.

( у каждого ребёнка перед собою ламинированная картинка горы, на которой они маркером отмечают свой уровень знаний.)

С помощью чего мы будем добывать знания?

Какие вопросы у вас возникают?

Какую цель вы поставите перед собою?

-Обратимся ещё раз к таблицам.

-Определите род имён существительных в первой группе, назовите окончания.

-Определите род имён существительных во второй группе, назовите окончания.

-Определите род имён существительных в третьей группе, назовите окончания

-Где мы можем проверить свои предположения?

Регулятивные УУД - умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД - разные мнения, сотрудничество.

-Внимательно прослушать инструкцию.

-Распределить обязанности.

-Уметь выслушать товарища.

-Не говорить всем сразу.

1 группа. Дядя, мама, тётя, папа.

2 группа. Конь, солнце.

3 группа. Ночь, сирень.                  (Время работы в группах – 4 минуты)

Регулятивные УУД.

Регулятивные УУД – осуществление  итогового и пошагового контроля по результатам.

Разные падежные окончания.

Узнать, почему разные окончания .(Крепится карточка с первой целью)

(Вопрос вызывает затруднение)

Все слова – имена существительные.

Имена существительные можно разделить на три группы.

Узнать, как называется каждая группа. (Крепится на доску)

Изменяли существительные по падежам.

Словом СКЛОНЯЛИ.(слово крепится на доску)

1 склонение.

2 склонение.

3 склонение.

Склонение имён существительных.

Предположения мы можем проверить в учебнике.

Познавательные  УУД – работа с текстом- поиск информации и понимание прочитанного.

(Дети читают и делают вывод, что их предположения верны)

  На доску крепится тема урока «Склонение имён существительных»                                

                                                    Отмечают: подножие горы, склон, вершину.

Знания можно добывать с помощью учебника, применять уже имеющие знания об имени существительном, с помощью учителя, который нам всегда помогает.

Познавательные  УУД – работа с текстом- поиск информации и понимание прочитанного.

Какие существительные можно отнести к  первому склонению, второму, третьему?

Узнать, какие существительные относятся к  каждому из склонений.

Имена существительные мужского и женского рода с окончанием –а,-я.

Имена существительные мужского рода без окончания, и среднего с окончанием –о,-е.

Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце.

Личностные УУД  учебно – познавательный интерес к новому материалу

Предположения можем проверить  в учебнике.

Дети читают и делают вывод, что их предположения верны.

Первичное закрепление.

-Посмотрите на доску.

Что отметили?

Предположите, какое задание вы должны будете выполнить?

-Давайте составим алгоритм ваших действий.

Познавательные УУД (осуществление анализа объектов, существенные признаки)

Записаны имена существительные.

Регулятивные УУД( планирование действий в соответствии с задачей)

Распределить имена существительные на три группы по склонениям.

( дети, выходя по одному, определяют склонение существительных по алгоритму)

Применение полученных знаний.

Задачи:

  1. Развивать навыки применения полученных знаний по новой теме

Работа в парах.

Ребята, вспомните правила работы в парах.

-Найдите упражнение  упр.3,на стр.37.

-Внимательно прочитайте инструкцию.

Помогли ли  полученные знания выполнить задание?

- На какие группы распределили слова? По какому  признаку?

Так над какой темой работаем?

Познавательные УУД(установление аналогии)

Регулятивные УУД(различные точки зрения, взаимодействия)

1.Внимательно прочитать инструкцию.

2.Начать и закончить работу по сигналу.

3.Говорить в полголоса.

4.Подвести итоги.

Время работы в парах 4 минуты.

Да.

Разделили на три группы по склонениям.

Склонение имён существительных.

Какой СЕКРЕТ имен существительных вы открыли на уроке?

Самостоятельная работа.

-

Попробуйте применить правило самостоятельно.

-Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно.

Проверка.

Кто выбрал зелёную дорожку?

Жёлтую? Красную?

-Сравните свою работу с образцом.

-Исправьте ошибки, если они есть.

-Оцените свою работу.

-Кто выполнил работу без ошибок? С 1-2 ошибки? Более 2 ошибок?

Кто себя похвалил?

Кто огорчился?

Рефлексия.

Задачи:

  1. Проверить понимание и усвоение новой темы.
  2. Развивать речь учащихся.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему мы научились на уроке?

- Что интересного было на уроке?

-Какие цели вы перед собою ставили?

Достигли вы всех своих целей?

Прочитайте цель, над которой вам ещё нужно работать.

-Попробуйте сформулировать тему следующего урока русского языка.

-Молодцы!

Отметьте свой уровень знаний. Что изменилось?

Самоанализ урока.

Как бы ты ответил на один из вопросов:

Познавательные УУД

(сообщение в устной форме-самооценка)

Домашнее задание.

Упр.4, сит.38

 

-А теперь, я хочу увидеть ваше настроение.

-Спасибо за труд.

  1. Имена существительные делятся на три группы по  склонениям.
  2. Имена существительные мужского и женского рода с окончанием –а,-я -1 склонение.
  3. Имена существительные мужского рода без окончания, и среднего с окончанием –о,-е- 2 склонение.
  4. Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце – 3склонение.

Личностные УУД.

Зелёная дорожка. Записать имена существительные 1-го склонения, выделить  окончания.

 

Жёлтая дорожка. Записать имена существительные 2-го склонения, выделить  окончания.

Красная  дорожка.  Записать имена существительные  в три столбика по признаку склонения, выделить  окончания.

(Время выполнения задания – 4  минуты).

.

Личностные УУД.

(На маленькой доске был заранее записан образец выполнения)

Ответы детей.

Нет, мы не всех целей достигли.

Почему разные падежные окончания?

Падежные окончания имён существительных 1-го, 2го, 3-его склонения.

1. Самым интересным на уроке было тогда, когда...

2. На уроке мне было хорошо, потому что...

3. На уроке для себя я открыл...

4. В свою жизнь с собой с сегодняшнего урока возьму...

5. Урок заставил меня задуматься над...

6. Самым трудным на уроке было тогда когда. . .

7. Если бы я был организатором урока, то я бы...

8. Учителю я после сегодняшнего урока пожелал бы...

9.За урок я бы поставил оценку….. потому, что я……

                 

     

                            отличное

             хорошее

 

                              не очень хорошее

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"

Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....

Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных

Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го ...