рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Данная программа предназначена для учащихся 3 класса по русскому языку в специальной коррекционной школе VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4

                                                      Утверждена приказом ОУ

                                                              от 31.08.2012 г. №58

                                                              Директор школы_______О.Н. Самойлова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для  3 класса

на 2012-2013 учебный год

                                                                            Рассмотрена

                                                                            на методическом Совете

                                                                            протокол № 1   от 28.08.2012 г.

 

Пояснительная записка

Цели:

формировать навыки устной и письменной речи, основных орфографических и пунктуационных навыков;   воспитывать интерес к родному языку.

Задачи:

учить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; выработать навыки грамотного письма;
повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
 формировать нравственные качества;

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование и коррекция речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.

Нормативно-правовые  документы, на основе которых

 разработана рабочая программа

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, образовательной программой ОУ.

Сведения о программе

         Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на  речемыслительное развитие  ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной  форме (говорить и слушать).  Курс отличается ярко выраженной направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы со словарем.   Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Курс русского языка для  3  класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Место и роль учебного курса

В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.

          Овладение элементарными знаниями по русскому языку в 3  классе прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся  приобретают ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственном и речевому развитию.
      
   Обучение русскому языку будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
      
   Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Информация о количестве учебных часов

Количество часов на  год – 169

количество часов в неделю – 5

плановых контрольных работ – 7

административных контрольных работ – 3

Формы организации образовательного процесса

         Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - игра,  урок развития речи.

Технологии обучения

  1. Традиционные технологии:

-объяснительно-иллюстративные

  1. Педагогические технологии на основе личностно  ориентированного педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества;

-гуманно – личностная;

  1. уровневая дифференциация;
  2. проблемное обучение;
  3. информационно-коммуникационные технологии;
  4. здоровьесберегающие технологии;
  5. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
  6. письмо под диктовку;
  7. -комментирование орфограмм и пунктограмм;
  8. -контрольное списывание.

Виды и формы контроля

  1. -обобщающая беседа по изученному материалу;
  2. -индивидуальный устный опрос;
  3. -фронтальный опрос;
  4. - выборочная проверка упражнения;
  5. - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
  6. -различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический);
  7. -письмо под диктовку;
  8. -комментирование орфограмм и пунктограмм;
  9. -контрольное списывание;

Планируемый  уровень  подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь:

составлять  предложения, выделять предложения из речи  и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

анализировать слова по звуковому составу;

 различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

списывать текст  целыми словами;

писать под диктовку текст (20-25 слов), включающийся изученные орфограммы.

Учащиеся должны знать:    алфавит.

Информация об используемом учебнике

А.К.Аксёнова, Э.В. Якубовская, Русский язык. 3 класс. Москва «Просвещение», 2013г.

Учебник предназначен для детей с  ограниченными возможностями и реализует требования 1 варианта Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Содержание рабочей программы

В результате изучения курса русского языка ученик научится:

Повторение – 10 часов.

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонации предложения;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

выделять предложения с однородными членами.

Звуки и буквы -  87 часов.

различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Слово – 51 час.

применять правила правописания (в объёме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать текст;

писать под диктовку;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

находить в текс те слова, обозначающие действия;

находить  слова, обозначающие признаки (качества) в тексте и правильно относить их к словам, обозначающим предметы;

находить предлоги и писать их раздельно со словами.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определённой орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Предложение – 14 часов.

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонации предложения;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

выделять предложения с однородными членами.

Повторение – 7 часов.

восстанавливать   несложный деформированный текст по картинкам;

последовательно располагать предложения по смыслу.

Учебно – тематический план по русскому языку

    Общее количество часов, отведённое на изучение предмета    -  169

   №

                               Название темы

 Кол-во часов    

    1.








2.



























3.










4.















5.



   







Повторение.


Употребление простого предложения

Большая буква в начале предложения, точка в конце.

Составление предложений по вопросу, картинке, на тему  из слов, данных в нужной форме вразбивку.

Выделение предложений из речи и текста.


Звуки и буквы.


Звуки и буквы.

 Порядок букв в русской азбуке. Алфавит.

Расположение в алфавитном порядке нескольких слов.

Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение с лов в словаре.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я.

Перенос части слова при письме.

Ударение  в слове.

Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах.

Гласные ударные и безударные.

Слог как часть слова.

Перенос слов при письме.

Твёрдые и мягкие согласные.

Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е,  ё, ю, я.

Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

Гласные после шипящих.

Сочетание гласных  с шипящими.

Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Парные звонкие и глухие согласные.

Звонкие и глухие согласные на конце слова.

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. 


Слово.


Названия предметов.


Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень, улиц.

Названия действий.

Названия признаков.

Предлоги.


Предложение.


Практическое знакомство с построением простого предложения.

Составление предложений с употреблением винительного падежа, родительного падежа, дательного падежа, предложного падежа, творительного падежа.

Выделение в тексте   или составление предложений на заданную учителем тему.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному – двум вопросам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.


Повторение.


Названия действий и предметов.

Алфавит.

Составление предложений по картинкам.

Диктант.

Работа над ошибками.

10








87



























51










14















7


Литература и средства обучения

  1. Е.М.Матвеева.  Коррекционное обучение. Русский язык, 3 класс, 2009г.

Предлагаемые разнообразные практические упражнения с использованием игровых приёмов направлены на устранение недостатков всех сторон речи ребёнка, развитие умений составлять предложения на заданную тему или по опорному слову с привлечением собственного опыта.

2.  Занимательные материалы к урокам русского языка в начальной школе, 2009г.

3.  А.А. Шабанова. Коррекция письма на уроках, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...