Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку 3 класс с приложением (тексты диктантов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_kl.doc | 455.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сугровская основная общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Рассмотрено на Принято Утверждено:
заседании МО педагогическим советом Директор школы_____
протокол №____ протокол №____ приказ №___________
от «____»______2012г от «____»______2012г от «___»________2012г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК
3 КЛАСС
Разработана
учителем начальных классов
Ребровой Е. В.
с. Сугрово 2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа для третьего класса по русскому языку составлена на
основе:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2004 год).
- Авторской программы «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой.
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004г.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждении.
Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарных способами анализа изучаемых явлений языка;
- Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- Воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, стремление совершенствовать свою речь.
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане.
Согласно Федеральному компоненту базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка отводится 5часа в неделю, всего 170 часов.
Учебно – методический комплект
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс – М.: , 2010
- Рамзаева Т.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку 3 класс - М.: Вентана – Граф, 2010
Формы контроля.
В качестве форм контроля могут использоваться: самостоятельные, контрольные и проверочные работы, диктанты, тестовые задания.
Содержание тем учебного курса
(5 часов в неделю, всего 170 часа)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на контроль- ные работы | В том числе на работы по развитию речи |
Повторение | 16 | 1 | ||
2. | Предложение. Словосочетание | 12 | 2 | |
3. | Текст | 3 | ||
4. | Состав слова | 64
| 4 | 4 |
5.
| Части речи. | 63 | 3 | 4 |
6. | Повторение в конце учебного года | 10 | 1 | 2 |
Итого | 170 | 9 | 12 |
Содержание программы ( 170 часов)
Повторение (16 ч)
Предложение, текст, слово – единицы речи (общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Слог. Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова. Разделительный Ь и Ь – показатель мягкости согласных. Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ. Слова с двойными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Проверка путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов.
Предложение. Словосочетание (12 ч)
Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложений.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Текст (3 ч)
Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов И, А, НО, текстовых синонимов. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Опорные слова в тексте.
Состав слова (64 ч)
Общее понятие о значимых частях слова – о корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения за изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Суффикс как значимая часть слова. Наблюдения за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов, и их употреблением в речи. Правописание (ознакомление).
Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об- (обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во), с- (со-), вы-, пере-. Употребление в речи слов с приставками. Приставки и предлоги (сопоставление).
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне
Правописание парных звонких и глухих согласных. Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Чередование согласных в корне слова.
Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. Слова с безударной гласной Е, проверяемой гласной Ё. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными.
Способы проверки орфограмм в корнях слов (сопоставление).
Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова.
Разделительный твердый знак
Разделительный Ъ в словах с приставками. Сопоставление разделительных Ъ и Ь.
Части речи (66)
Имя существительное
Общее знакомство с частями речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги; местоимения, наречия, числительные, союзы – ознакомление).
Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имен существительных: солнце, озеро. Изменение имен существительных по числам и падежам. Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Мягкий знак (ъ) после шипящих на конце имен существительных женского рода и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода. Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном числе.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ИЙ, -ЫЙ, -ОЙ, -АЯ, -ЯЯ, -ОЕ, -ЕЕ, ИЕ, -ЫЕ.
Глагол
Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление, без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание НЕ с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Повторение в конце учебного года (10ч)
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.
Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные Ъ и Ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Слова с непроверяемыми написаниями.
Автобус, адрес, аллея, аптека, берёза, библиотека, болото, ботинки, быстро, вагон, валенки, вдруг, весело, ветер, вместе, вокруг, воробей, ворона, воскресенье, восток, вчера, герой, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завод, завтра, завтрак, запад, заяц, здравствуй, земляника, карандаш, картина, картофель, квартира, килограмм, класс, коллектив, комбайн, комбайнёр, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, крестьяне, кровать, лагерь, лестница, лопата, магазин, малина, машина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, одежда, однажды, октябрь, орех, осина, отец, пальто, памятник, пенал, песок, платок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, работа, ракета, рассказ, расстояние, растение, ребята, революция, рисунок, родина, русский, сапоги, сахар, север, сегодня, сентябрь, скоро, совет, солдат, соловей, солома, сорока, спасибо, столица, суббота, тарелка, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, ученик, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, ягода, язык, январь.
Календарно – тематическое планирование
(5 часов в неделю, всего 170 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Повторение изученного материала во втором классе | 16 | |||
1 (1) | Текст, предложение, слово - единицы языка и речи. | 1 | ||
2 (2) | Обобщение знаний о предложении. | 1 | ||
3 (3) | Текст – единица языка и речи. | 1 | ||
4 (4) | Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов. | 1 | ||
5 (5) | Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении. | 1 | ||
6(6) | Имена собственные. Заглавная буква. | 1 | ||
7(7) | Входной диктант. | 1 | ||
8 (8) | Работа над ошибками. Однокоренные слова. | 1 | ||
9(9) | Звуки и буквы. Буквы е, ё, ю, я. | 1 | ||
10 (10) | Слово и слог. Перенос слов. | 1 | ||
11 (11) | Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Разделительный ь. | 1 | ||
12 (12) | Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чн, чк | 1 | ||
13 (13) | Звонкие и согласные звуки, Обозначение их буквами. | 1 | ||
14 (14) | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. | 1 | ||
15 (15) | Контрольный диктант №1 | 1 | ||
16 (16) | Работа над ошибками. | 1 | ||
Предложение | 12 | |||
1 (17) | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | 1 | ||
2 (18) | Восклицательное предложение. | 1 | ||
3 (19) | Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень». | 1 | ||
4 (20) | Упражнение в правильном построении предложений и оформлении их на письме. Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений. | 1 | ||
5 (21) | Изложение Письменная передача содержания текста, точное употребление слов в предложении. | 1 | ||
6 (22) | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | 1 | ||
7 (23) | Упражнение в установлении связи слов в предложении. | 1 | ||
8 (24) | Словосочетание. | 1 | ||
9 (25) 10 (26) | Предложение и словосочетание.
| 2 | ||
11 (27) | Сочинение на тему последнего мероприятия | 1 | ||
12 (28) | Работа над ошибками, | 1 | ||
Текст | 3 | |||
1(29) | Текст. Тема текста. | 1 | ||
2 (30) | Основная мысль текста. | 1 | ||
3(31) | Заголовок текста. | 1 | ||
Состав слова | 64 | |||
1 (32) | Однокоренные слова. Два признака однокоренных слов. | 1 | ||
2(33) | Корень слова. | 1 | ||
3(34) | Понятие об окончании. | 1 | ||
4(35) | Сочинение по серии картинок. | 1 | ||
5(36) | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Закрепление темы «Окончание». | 1 | ||
6(37) | Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке. | 1 | ||
7(38) | Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова. | 1 | ||
8(39) | Суффикс – значимая часть слова; образование слов с помощью суффиксов. | 1 | ||
9(40) | Приставка – значимая часть слова. | 1 | ||
10(41) | Суффикс и приставка. | 1 | ||
11(42) | Контрольный диктант №2 | 1 | ||
12(43) | Работа над ошибками. | 1 | ||
13(44) | Изложение текста по вопросам. | 1 | ||
14(45) | Работа над ошибками, допущенными в изложении | 1 | ||
15(46) | Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе по составу. | 1 | ||
16(47) | Особенности проверочных и проверяемых слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. | 1 | ||
17(48) | Проверка слов с парными согласными в корне. | 1 | ||
18(49) | Проверка слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | ||
19(50) | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | ||
20(51) | Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану и опорным словам. | 1 | ||
21(52) | Работа над ошибками. Упражнение в правильном написании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | ||
22(53) | Упражнение в правильном написании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | ||
23(54) | Контрольный диктант №3 | 1 | ||
24(55) | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | 1 | ||
25(56) | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне | 1 | ||
26(57) | Наблюдение над тем, какие гласные буквы требуют проверки и какие слова являются проверочными. | 1 | ||
27(58) | Развитие речи. Сочинение «Зимние забавы детей» | 1 | ||
28(59) | Работа над ошибками. Правило проверки безударных гласных в корне. | 1 | ||
29(60) | Обобщение знаний о способах проверки безударных гласных в корне. | 1 | ||
30(61) | Упражнение в проверке безударных гласных. | 1 | ||
31(62) | Отработка умения делить текст на части | 1 | ||
32(63) | Изложение повествовательного текста | 1 | ||
33(64) | Работа над ошибками. | 1 | ||
34(65) | Восстановительный диктант. | 1 | ||
35(66) | Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё. | 1 | ||
36(67) | Отработка умения подбирать два проверочных слова, оформлять предложения в тексте. | 1 | ||
37(68) | Правописание слов с двумя безударными гласными. | 1 | ||
38(69) | Слова, сходные по звучанию. | 1 | ||
39(70) | Правописание слов с безударными гласными. | 1 | ||
40(71) | Контрольный диктант №4 | 1 | ||
41(72) | Работа над ошибками. | 1 | ||
42(73) | Правила проверки слов с непроизносимыми согласными. | 1 | ||
43(74) | Правописание слов с непроизносимыми согласными | 1 | ||
44(75) | Правописание слов с непроизносимыми согласными | 1 | ||
45(76) | Правописание слов с непроизносимыми согласными | 1 | ||
46(77) | Правописание слов типа чудесный, опасный | 1 | ||
47(78) | Контрольный диктант №5 | 1 | ||
48(79) | Работа над ошибками. | 1 | ||
49(80) | Обобщение правил о правописании корня. | 1 | ||
50(81) | Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных. | 1 | ||
51(82) | Написание изложения с использованием памятки. | 1 | ||
52 (83) | Приставка | 1 | ||
53 (84) | Правописание приставок | 1 | ||
54 (85) | Правописание безударных гласных в приставках | 1 | ||
55 (86) | Упражнение в написании приставок и безударных гласных в корне. | 1 | ||
56 (87) | Обучающее изложение. | 1 | ||
57 (88) | Предлоги и приставки. | 1 | ||
58 (89) | Упражнение в распознавании предлогов и приставок | 1 | ||
59 (90) | Разделительный твёрдый знак | 1 | ||
60 (91) | Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ) | 1 | ||
61 (92) | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 | ||
62 (93) | Обобщение знаний о правописании разделительных Ъ и Ь | 1 | ||
63 (94) | Ознакомление с особенностями повествовательного текста. Отработка умения озаглавливать текст и воспроизводить его по частям. | 1 | ||
64 (95) | Работа над ошибками. | 1 | ||
Части речи | 66 | |||
1 (96) | Понятие о частях речи. | 1 | ||
2(97) | Местоимение. | 1 | ||
3(98) | Упражнение в распознавании частей речи. | 1 | ||
4(99) | Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам. | 1 | ||
5(100) | Части речи и их правильное употребление. | 1 | ||
6(101) | Имя существительное и его роль в речи. | 1 | ||
7(102) | Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что? | 1 | ||
8(103) | Обучающее изложение. | 1 | ||
9(104) | Работа над ошибками, большая буква в именах собственных | 1 | ||
10(105) | Род имён существительных. | 1 | ||
11(106) | Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе. | 1 | ||
12(106) | Определение рода имён существительных в тексте. | 1 | ||
13(107) | Родовые окончания имён существительных. | 1 | ||
14(108) | Изменение имён существительных по числам. | 1 | ||
15(109) | Упражнения в изменении существительных по числам. | 1 | ||
16(110) | Изменение окончаний имён существительных в зависимости от связи с другими словам. | 1 | ||
17(111) | Отработка умения склонять имена сущ. в единственном числе. Ознакомление с приёмами определения падежа. | 1 | ||
18(112) | Упражнение в определении падежей. | 1 | ||
19(113) | Упражнение в определении падежей. | 1 | ||
20(114) | Обучающее изложение. | 1 | ||
21(115) | Работа над ошибками. | 1 | ||
22(116) | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 | ||
23(117) | Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук | 1 | ||
24(118) | Контрольный диктант №6 | 1 | ||
25(119) | Работа над ошибками. | 1 | ||
26(120) | Часть речи – имя прилагательное. | 1 | ||
27(121) | Употребление в речи имён прилагательных. | 1 | ||
28(122) | Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. | 1 | ||
29(123) | Текст-описание. | 1 | ||
30(124) | Закрепление знаний об имени прилагательном. | 1 | ||
31(125) | Изменение имен прилагательных по родам. | 1 | ||
32(126) | Изменение имен прилагательных по родам. | 1 | ||
33(127) | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 | ||
34(128) | Изменение прилагательных по числам. | 1 | ||
35(129) | Контрольный диктант №7 | 1 | ||
36(130) | Работа над ошибками. | 1 | ||
37(131) | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных. | |||
38(132) | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных. | 1 | ||
39(133) | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | ||
40(134) | Изложение по вопросам научно-познавательного характера. | 1 | ||
41(135) | Глагол, его роль в языке. | 1 | ||
42(136) | Роль глаголов в предложении. | 1 | ||
43(137) | Глаголы -синонимы и глаголы-антонимы. | 1 | ||
44(138) | Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. | 1 | ||
45(139) | Текст-рассуждение. | 1 | ||
46(140) | Изменение глагола по числам | 1 | ||
47(141) | Определение числа глаголов. Изменение глаголов по числам. | 1 | ||
48(142) | Изложение. | 1 | ||
49(143) | Работа над ошибками. | 1 | ||
50(144) | Понятие о временных формах глагола. | 1 | ||
51(145) | Упражнение в определении времени глагола. | 1 | ||
52(146) | Неопределённая форма глагола. | 1 | ||
53(147) | Неопределённая форма глагола. | 1 | ||
54(148) | Изменение глагола по временам. | 1 | ||
55(149) | Изложение | 1 | ||
56(150) | Работа над ошибками. | 1 | ||
57(151) | Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени. | 1 | ||
58(152) | Употребление глаголов прошедшего времени. Употребление глаголов с приставками. | 1 | ||
59(153) | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | ||
60(154) | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | ||
61(155) | Упражнение в правописании глаголов с частицей не. | 1 | ||
62(156) | Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи. | 1 | ||
63(157) | Контрольный диктант №8 | 1 | ||
64(158) | Работа над ошибками. | 1 | ||
65(159) | Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия текста по вопросам. | 1 | ||
66 (160) | Работа над ошибками | 1 | ||
Повторение. | 10 | |||
1 (161) | Обобщение знаний о словах, предложениях. | 1 | ||
2 (162) | Повторение различных текстов. Уточнение представлений учащихся об особенностях текста. | 1 | ||
3 (163) | Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний. | 1 | ||
4 (164) | Правописание букв в корнях слов. | 1 | ||
5 (165) | Правописание слов с приставками, с ь и ъ. | 1 | ||
6 (166) | Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной. | 1 | ||
7 (167) | Контрольный диктант №9 (итоговый) | 1 | ||
8 (168) | Работа над ошибками. | 1 | ||
9 (169) | Части речи. | 1 | ||
10 (170) | Обогащение языка новыми словами | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Учащиеся должны уметь:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55 – 65 слов), включающий
- изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные Ъ и Ь, непроизносимые согласные, Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, НЕ с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи; распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов); изменять имя существительное по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы (термины не обязательны);
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- проводить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60 – 75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану (обучающее);
- определять тему и основную мысль текста, в котором она сформулирована автором;
- делить текст на части, соблюдать красную строку при записи текста;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст-повествование, описание, рассуждение;
- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картине, личным наблюдениям;
- составлять устный ответ-рассуждение.
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс. – М.: Астрель, 2005
- Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
- Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
- Ушакова О. Д. Словарик иностранных слов. – СПб: Литера, 2005
- Дмитриева О. Д. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО;
- Капанина В.П., Работа над трудными словами в начальной школе, - М, Просвещение,2002г.
- Программа «Начальные классы», - Министерства образования Российской Федерации, Издательство «Просвещение», 2005г.
Интернет ресурсы.
1. http://www.solnet.ee
2. http://www.prazdnik.by
3. http://www.it-n.ru/
4. http://mail.redu.ru
5. http://festival.1september.ru
6. http://kid. nashcat.ru
7. http://edu.rin.ru
Нормы оценивания знаний и умений обучающихся по русскому языку
(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
- «5» – за работу, в которой нет ошибок.
- «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
- «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
- «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
- «5» – без ошибок.
- «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
- «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
- «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
- «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
- «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
- «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
- «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
- «5» – без ошибок.
- «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
- «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
- «2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
- «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
- «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
- «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
- «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
- «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
- «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Приложение
Диктанты, списывания, изложения и сочинения должны быть выполнены и сданы в конце каждой четверти.
I четверть.
Диктант.
/Проводится после изучения стр. 3-34, часть 1/
Осенью.
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово.)
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматическое задание:
- Записать цифрой, сколько слов в 1-ом предложении.
- Слова русский, листья разделить для переноса.
Итоговый диктант за четверть.
/Проводится после изучения стр. 45-81./
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Осенний ветер срывает с деревьев последнюю листву.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березку. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Скоро метель и вьюга будут царствовать в лесу. Так незаметно подкрадывается зима. (61 слово)
Слова для справок: стало, подмерзла.
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор первого предложения.
- Разобрать по составу слова: осенний, саду.
- Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Контрольное списывание.
Принцесса на горошине.
У ворот стояла принцесса. На кого она была похожа! Вода ручьями стекала с ее волос. До нитки промокли платье и туфельки.
Старая королева проводила гостью в спальню. Она положила ее на перины из гагачьего пуха. Под перину она положила маленькую горошину.
Ночью принцесса совсем не спала. Да, это была самая настоящая принцесса.
Развитие речи.
/ Изложения и сочинения должны быть написаны и сданы./
Изложения – у.90, у. 180; сочинение – у.135.
II четверть.
Диктант.
/Проводится после изучения стр.82-98./
Зимний денек.
Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Дубки, дома и дорожки стали белые. С берез посыпался иней. Хорошо во дворе! Ребята надевают пальто, шапку, варежки и бегут играть в снежки. Малыши вылепили снеговика. Вместо носа морковка.
Скоро прилетят зимние гости. Кормушка для них готова. (50 слов)
Грамматическое задание:
- Во втором предложении подчеркни главные члены.
- Выпиши 4 слова с парными согласными в корне, подбери проверочные слова.
Диктант.
/Проводится после изучения стр. 99-124./
Оляпка.
Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые шапки. С берез и осин
давно опали листья. Только на дубах еще держится листва. Тишина.
Вдруг донеслась веселая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей. (62 слова.)
Грамматическое задание:
- Выполнить разбор 10 предложения ( дать характеристику, подчеркнуть основу предложения, указать части речи, выписать словосочетания).
- Разобрать по составу слова осинка, переход.
- Выписать из текста 2 слова с безударными гласными в корне, написать проверочные слова.
Итоговый диктант за четверть.
/Проводится после изучения стр. 124-134./
Жизнь в лесу.
Стоит чудесный зимний день.
По узкой тропке быстро скользят мои лыжи. Вековые ели и сосны покрылись серебристым инеем. Вот поляну пересекли заячьи следы. Это шустрые беляки прибегали к реке и лакомились веточками ив.
Вот шумно взлетел глухарь. Он поднял крыльями снежный столб. В сильные морозы глухари ныряют в сугроб. Там они и ночуют. Тепло птицам под снегом!
( 60 слов)
Слова для справок: лакомились.
Грамматическое задание:
- В третьем предложении подчеркнуть главные члены, указать части речи.
- Разобрать слова по составу: серебристым, беляки.
- Найти в тексте слово с проверяемым безударным гласным в корне.
Подобрать проверочное слово, написать эти слова.
Контрольное списывание.
Медвежата.
Медвежата родились в январе. В марте они вылезли из берлоги. Кругом еще лежал мягкий снег. Лапы промокли. Липкий снег пугал их.
Но шло время. Медвежата росли. Наступило лето. Мать-медведица вывела их на поляну, накормила ягодками, угостила сладким медком. Медвежата чувствовали себя превосходно. Медведица радовалась за своих детей и хотела поскорее научить медвежат всем премудростям лесной жизни. ( 58 слов.)
Развитие речи.
Изложения – у.206, у.324, у.340, у.366; сочинения- у.212, у.221.
III четверть.
Диктант.
/ Проводится после изучения стр. 135-155; стр. 1-46, 2 часть./
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом. Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще. ( 63 слова.)
Грамматическое задание:
- 8-е предложение разобрать по членам предложения и частям речи, дать
характеристику.
- Написать 5 имен существительных с шипящим звуком на конце.
- Разобрать слова по составу: рыбка, тишина, лесную.
Итоговый диктант за четверть.
/ Проводится после изучения стр. 47-62./
Охраняем природу.
Мы подъезжали к селу Находка. Вся окрестность утопает в зелени. Деревца сажали ученики нашей школы. Весной мы осматриваем все саженцы. Ранки смазываем глиной, подкармливаем слабые деревца.
Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны. В воскресные дни на разъездах мы устанавливаем посты, где цветут первые подснежники. Пусть они радуют всех людей. Охапки цветов не живут долго. Они быстро погибают. А любители больших букетов этого не понимают. (65 слов)
Слова для справок: устанавливаем.
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор шестого предложения.
- Выполнить фонетический разбор слова слабые.
- Подобрать антонимы к прилагательным:
- узкий ручей - …
- старательный ученик - …
- трусливый мальчик - …
- высокий куст - …
Контрольное списывание.
Родина моя.
Мы остановились на ночлег, на берегу тихого озера. Бледная луна освещала лесную озерную гладь. Стояла звенящая тишь. Вот прошмыгнула маленькая мышь и пропала. Какая глушь кругом!
Шло время. Заметно похолодало. Я накинул плащ и продолжал наблюдать за происходящим вокруг. Лес жил своей ночной жизнью.
Вскоре прорвался первый луч солнца. И вот уже вся окрестность залита солнцем. Стрелой промчался стриж. За кормом полетел для птенцов.
Мы подошли поближе к озеру. По воде важно плыли чудесные белоснежные лебеди. (78 слов.)
Развитие речи.
Изложения – у.372, у. 449; сочинения – у.386, у.419.
IV четверть.
Диктант.
/ Проводится после стр. 62-108./
Весеннее утро.
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю.
А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа. ( 78 слов.)
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор 2 предложения.
- Разобрать слова по составу: засветило, утренний, местечко.
- Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.
Итоговый диктант.
/Проводится после изучения стр. 109-139./
Весной.
У весны много вестников. Горланят грачи, звенит капель, видны лужицы. На проталине в лесу выглянул подснежник. Еще бывают ненастные дни и легкие заморозки по ночам. Но весенняя пора не отступает. Припекает солнце. На
деревьях набухают почки. На подъемах пробивается травка. Белые стволы берез наливаются сладким соком. Саша и Глеб смастерили и повесили скворечники. Около них с радостным лаем носилась собака Туман.
Всюду чувствуется радостное волнение. Природа отмечает праздник тепла и света.(71 слово)
Грамматическое задание:
- Выписать из текста по три слова: с безударным проверяемым гласным в корне слова, с парной согласной в корне, написать проверочные слова.
- Подчеркни в тексте слава с непроизносимыми согласными.
- Выполни синтаксический разбор предложения:
Весеннее солнце горячими лучами согревает землю.
- Определить падежи имен существительных в 9 предложении.
Контрольное списывание.
Гималайский медведь.
В горных лесах Азии живет гималайский медведь. Он весь черный. На груди у мишки белый треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинные лапы. Он быстро забирается на деревья. Зверь любит дикие яблоки, ягоды, орехи. Наломает медведь ветвей черемухи и обсасывает черные вязкие ягоды.
Зимой он спит в дупле большого дерева. Бывает, спилят в тайге огромный кедр, привезут в поселок… Через некоторое время из пустого внутри ствола медведь вылезает. (72 слова.)
Развитие речи.
Изложения – у.555, у.578, у.609; сочинение – у.597.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...