Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по русскому языку по теме
Рабочая программа по литературе 7 класс по программе В. Я Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7klass.docx | 88.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШАТУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УВР Директор _________ Тарасова Л.А.
_____ Василькова Т.С. Приказ № _____ от «___»______2012 г.
«___»___________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Литература
Класс: 7.
Профиль: базовый
Всего часов на изучение программы: 68
Количество часов в неделю: 2
на 2012 – 2013 учебный год
Составитель: Шерстобитова Н. Н.
Шатуново – 2012
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на:
- основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение»);
- учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2006г.);
- учебно-методического комплекта «Анализ произведений русской литературы» Н.А. Мироновой, 2011г.;
- развернутого тематического планирования по программе под редакцией В.Я. Коровиной, 2010г.
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.
Учащиеся должны знать:
- Текст художественного произведения.
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- Особенности композиции изученного произведения.
- Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
- Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
- Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
- Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические и лирические произведения.
- Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
- Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
- Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
- Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
- Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Календарно-тематическое планирование
ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС
№ п/п | Тема урока. Основное содержание | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства, формы | Вид деятельности учащихся. Творческие и индивидуальные задания | Планируемый результат и уровень освоения. Компетенции | ИКТ | Дата | ||
Учебно-познавательная | Информационная | ||||||||
Базовая программа | Продвинутый уровень | ||||||||
1 - четверть | |||||||||
1. | Литература как искусство слова. Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литератур. Выявление уровня литературного развития учащихся Цели: показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова | Объяснительно-иллюстративная Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Коллективная. Групповая. Тестирование | Знать: образную природу словесного искусства. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа Знать: образную природу словесного искусства. | Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. | Владение монологической и диалогической речью | ||
2. | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях Цели: познакомить с понятием «предания» зования этого жанра фольклора в произведениях писателей | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа, работа с книгой | Коллективная. Групповая | Знать: понятие «предание», иметь представление о месте этого жанра в произведениях писателей | Уметь: сопоставлять исторические факты и события, описанные в предании | Свободная работа с фольклорным текстом | ||
3 | Былины как героические песни эпического характера. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда Цели: показать своеобразие ритмико-мелодической организации былины; сравнить былину со сказкой: сюжет, система образов, герои; подчеркнуть выражение в былинах исторического сознания русского народа. | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, тест. | Коллективная. Групповая. | Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин. | Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин | Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами | ||
4 | Киевский цикл былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин . «Садко» Своеобразие былины. Поэтичность языка. | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Внеклассное чтение | Коллективная. Групповая. | Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин. | Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин | Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами | ||
5. | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа, работа с книгой, | Коллективная. Групповая | Знать: своеобразие пословиц Уметь: раскрывать их смысл | Уметь: самостоятельно делать выводы | |||
6. | Древнерусская литература. «Поучении» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы древней Руси. Русские летописи . «Повесть временных лет»( отрывок « О пользе книг»). Цели: раскрыть нравственную основу «Поучения» Владимира Мономаха: утверждение необходимости духовной преемственности поколений, высоких идеалов | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа проблемные задания задания | Групповая. Коллективная. Индивидуальная | Знать: основы христианской морали. Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно- этические темы. | Свободная работа с текстами, владение монологической и диалогической речью | ||
7 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских».Нравственные идеалы и заветы Древней Руси Цели: познакомить с повестью, показать как раскрывается тема любви | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа, проблемные задания, творческое задание | Групповая. Коллективная. Индивидуальная | Знать: содержание повести Уметь: анализировать текст повести, понимать проблематику | Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия текстов | Свободная работа с текстами, владение монологической и диалогической речью | ||
8 | Р/Р Подготовка к письменной работе на одну из тем:
| Развитие речи | Коллективная. | ||||||
9 | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. « К статуе Петра Великого», Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Цели: познакомить с жизнью и творчеством поэта. | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя, проблемные задания, работа с текстом | Групповая. Индивидуальная | Знать: теорию «Трех штилей», основные факты биографии поэта. | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст | Выразительное чтение наизусть. | ||
10 | Г.Р. Державин. « Река времён в своём стремлении…», «На птичку», « Признание». Философские размышления о смысле жизни и свобода творчества | Объяснительно-иллюстративная | Слово учителя. Беседа | Групповая. Индивидуальная | Знать: основные факты биографии поэта | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст | Выразительное чтение. | ||
11 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Обучение выразительному чтению | Рассказ учителя. Беседа | Выразительное чтение. | ||||||
12 | А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Образ автора в отрывке из поэме Цель: раскрыть нравственную проблематику стихотворения: тема судьбы и пророчества | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Аналитическая беседа, проблемные вопросы , тест | Групповая. Индивидуальная | Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Свободная работа с текстами, владение монологической и диалогической речью, чтение наизусть | презентация | |
13 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Своеобразие языка | Рассказ учителя. Беседа | Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Свободная работа с текстами, владение монологической и диалогической речью, чтение наизусть | ||||
14. | Р/Р А. С. Пушкин. «Борис Годунов»; сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина» Цель: учить анализировать стихотворение, познакомить с особенностями драматического произведения | Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Групповая. Индивидуальная Коллективная. | Знать: особенности драматического произведения. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.
| Свободная работа с текстами, владение монологической и диалогической речью. | ||
15. | А. С. Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина» Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести | Исследовательская, частично-поисковая | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Коллективная. Групповая. | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | ||
16. | Дуня и Минский. Анализ эпизода. «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести Цель: раскрыть содержание образа повествователя | Исследовательская, частично-поисковая | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Коллективная. Групповая. | Знать: содержание понятия «образ». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | фонохрестоматия | |
17. | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы Цель: учить анализировать произведения | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Рассказ учителябеседа, проблемные задания | Коллективная. Групповая. Индивидуальная | Знать: о роли романтического пейзажа как средства воздействия на читателя | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст | Владение монологической и диалогической речью | ||
18 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности сюжета худ. формы поэмы. Образы гусляров и образ Цели: познакомить с содержанием поэмы, с нравственной проблематикой поэмы. | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Беседа, практикум | Коллективная. Групповая | Знать: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Знать: особенности сюжета поэмы, его историческую основу. Уметь: анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | презентация | |
2- я четверть | |||||||||
19 | М. Ю. Лермонтов. « Когда волнуется желтеющая нива…» Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительного чтения | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Практикум | Коллективная. Групповая. Индивидуальная | Знать: о роли романтического пейзажа как средства воздействия на читателя | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст | Владение монологической и диалогической речью | ||
20 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова ( ответы на контрольные вопросы, тестирование) | Урок контролья | |||||||
21 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей – запорожцев: героизм , самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести | Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. В. Гоголя | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Уметь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. | Владение монологической и диалогической речью | презентация | |
22 | Смысл противопоставления Остапа и Андрея. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. Цели: раскрыть художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя | Исследовательская, частично-поисковая | Аналитическая беседа, проблемные вопросы, тест. | Коллективная. Групповая | Знать: содержание понятия «деталь» произведения. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести. Продуктивный уровень: К., ЦО. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Фрагменты фильма. | |
23 | Р/Р Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | Развитие речи | |||||||
24 | С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк« как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа, проблемные задания, тест. | Коллективная. Групповая | Знать: содержание цикла; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Знать: особенности сюжета, его историческую основу. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | ||
25 | Р/Р И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. « Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе | Объяснительно-иллюстративная | беседа | Коллективная. Групповая | Знать: содержание цикла; нравственную проблематику. | Знать: об образной яркости и философской глубине произведений. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | фонохрестоматия | |
26 | Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин. | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа. | Коллективная. Групповая. Индивидуальная | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения, характеризовать героев. | Уметь: выявлять авторские размышления о характерах героинь | Выразительное чтение наизусть. | ||
27 | Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезд». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Цель: учить анализировать стихотворения | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа, проблемные задания | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. А. Некрасова | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | 3 н а т ь: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова. Уметь: выявлять авторские размышления о народных судьбах и характе-эах | Владение монологической и диалогической речью. Выразительное чтение наизусть | ||
28 | А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические Баллады «Василий Шибаев» и «Михаил Репнин» Цели: познакомить с содержанием романа; с нравственной проблематикой произведения | Объяснительно-иллюстративная | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: сообщение о А. К. Толстом | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа. | Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения. | Владение монологической и диалогической речью | ||
29 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе «Сказки для детей изрядного возраста», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Цели: познакомить с содержанием сказок; раскрыть особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста» | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа, проблемные задания, тест. | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина | Знать: содержание сказок. Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. | Знать: определение понятий «аллегория», «фантастика». | Владение монологической и диалогической речью | презентация | |
30 | Р/Р М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина» | Развитие речи | |||||||
31 | Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И.С. Тургенева, М. Е. Салтыкова - Щедрина | Контроль знаний | |||||||
32 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство». Тема детской открытости миру. Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести | Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Л. Н. Толстого | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Уметь: самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера. | Владение монологической и диалогической речью | ||
3 – я четверть | |||||||||
33 | Главные герои повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир | Беседа. Обучение устному рассказу | |||||||
34 | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Цели: раскрыть на примере рассказа художественное мастерство Бунина-прозаика. | Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Коллективная. Групповая | Знать: содержание понятия «деталь произведения». Уметь: выделять смысловые части художественного текста. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | |||
35 | Р/Р И.А. Бунин. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произведения. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства»в произведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина» | Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Коллективная. Групповая | Знать: содержание понятия «деталь произведения». Уметь: выделять смысловые части художественного текста. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | |||
36 | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Цели: раскрыть особенности авторской позиции в рассказе. | Частично-поисковый | проблемные задания, индивидуальные задания | Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества А. П, Чехова 1 | Знать: сюжет и образную систему рассказа. Уметь: давать оценку действиям героев | Знать: сюжетное своеобразие рассказов А. П. Чехова Уметь: самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа | Свободная работа с текстом, владение монологической и диалогической речью | фонохрестоматия | |
37 | Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире | Практикум | |||||||
38 | Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник» | Беседа | |||||||
39 | Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова « Тоска», «Размазня» | Внеклассное чтение | |||||||
40 | Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе. В. А. Жуковский «Приход весны». А. К Толстой « Край ты мой, родимый край…»»Благовест», И. А. Бунин «Родина» Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века | Объяснительно-иллюстративная. | беседа, работа с книгой | Коллективная. Групповая. Индивидуальная | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | 3 н а т ь: об образной яркости. Уметь: находить средства речевой выразительности. | Выразительное чтение наизусть. | презентация | |
41 | М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «Свинцовых мерзостей жизни» Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести. | Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы, иллюстрации | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Горького. Сообщение «Традиции Л. Н. Толстого, их переосмысление Горьким» | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции | Владение монологической и диалогической речью | ||
42 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа | Беседа | |||||||
43 | Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» Портрет как средство характеристики героя | Практикум | |||||||
44 | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | внеклассное чтение | |||||||
45 | В. В, Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора Цели: раскрыть особенности поэтического языка Маяковского, представления поэта о сущности творчества | Исследовательская, частично-поисковая | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Коллективная. Групповая. Индивидуальная: сообщение «Мещанство как социальная опасность» | Знать: содержание понятия сатира. Уметь: выделять смысловые части художественного текста | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения о реальном и фантастическом в сюжете произведения. роли жфмы в творчестве Маяковского. | Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть. | фонохрестоматия | |
46 | В. В, Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям» Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. | Внеклассное чтение | |||||||
47 | Леонид Николаевич Андреев.Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения | Объяснительно-иллюстративная. | Лекция, беседа, работа с книгой. | Коллективная. Групповая. | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Владение монологической и диалогической речью | ||
48 | Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека | Объяснительно-иллюстративная. | Лекция, беседа, работа с книгой. | Коллективная. Групповая. Индивидуальная | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Владение монологической и диалогической речью | ||
49 | Андрей Платонович Платонов. «В прекрасном и ярком мире» Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. П. Платонова | Внеклассное чтение | |||||||
50 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» ( по произведениям писателей XXвека) | Развитие речи | |||||||
51 | Б. Л Пастернак Слово о поэте. «Июль», «Никто не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов | Рассказ учителя. Практикум | |||||||
52 | Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения | Контроль | |||||||
4 – я четверть | |||||||||
53 | Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К Симонова, А. Суркова. А. Твардовского, Н. Тихонова | Внеклассное чтение | |||||||
54. | Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа. | Объяснительно-иллюстративная. | Лекция, беседа, работа с книгой. | Коллективная. Групповая. | Знать: содержание произведения, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения. | Владение монологической и диалогической речью | ||
56. | Евгений Иванович Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. « Живое племя» Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению. | Объяснительно-иллюстративная. | Лекция, беседа, работа с книгой. | Коллективная. Групповая. | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа | Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. | Владение монологической и диалогической речью. | ||
57. | Юрий Павлович Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности. | Объяснительно-иллюстративная. | Лекция, беседа, работа с книгой. | Коллективная. Групповая. | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения. | Владение монологической и диалогической речью | ||
58. | Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира ( В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий) Единство человека и природы. | Объяснительно-иллюстративная. | внеклассное чтение | Коллективная. Групповая. | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст | 3 н а т ь: об образной яркости. Уметь: находить средства речевой выразительности | Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть | ||
59. | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», « На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского | Объяснительно-иллюстративная. | Лекция, беседа, работа с книгой. | Коллективная. Групповая. | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | 3 н а т ь: об образной яркости. Уметь: находить средства речевой выразительности. | Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть | ||
60. | Дмитрий Сергеевич Лихачев. Слово о писателе, учёном гражданине. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. | Объяснительно-иллюстративная. Частично-поисковая. | Лекция, беседа, работа с книгой. | Коллективная. Групповая. | Знать: содержание произведения. | Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. | |||
61 | М.М. Зощенко. Слово о писателе, «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя | Рассказ учителя. Беседа | |||||||
62 | Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И.Гофф «Русское поле»; Б. Ш. Окуджава «По смоленской дороге…» Лирические размышления о жизни, времени и вечности | Внеклассное чтение | |||||||
63 | Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Слово о поэте. « Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине» Размышление поэта об истоках и основах жизни | Рассказ учителя. Беседа | |||||||
64 | Роберт Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и др. Представление народа о справедливости и честности. | Объяснительно-иллюстративная | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Коллективная. Групповая. Индивидуальная | Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
| Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов. | |||
65 | Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. | Рассказ учителя. практикум | |||||||
66 | Японские хокку. Особенности жанра. | практикум | |||||||
67 | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Сила любви и преданности | семинар | |||||||
68 | Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение Итоговый тест. Рекомендация книг на лето. | О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности | Контроль знаний | ||||||
Контрольные работы на 2012 /2013 уч. год
1 - четверть | 2 – я четверть | 3 – я четверть | 4 – я четверть | всего | |
Контрольные работы | 2 | 1 | 3 | ||
тесты | 1 | 1 | 2 | ||
Развитие речи | 2 | 3 | 1 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе .Р.Н.Бунеев.2 класс.
Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...
рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)
рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...
рабочая программа для 3 класса по татарской литературе
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного федерального стандарта....
Рабочая программа по литературе 2 класс.
Рабочая программа составлена к УМК "Школа России" Климанова, Горецкий (4 часа в неделю)...
Рабочая программа по литературе Республики Коми в 3 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП....
Рабочая программа по литературе 1 класс "Школа России" 2012 год.
Материал включает пояснительную записку и тематическое планирование. Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....
Рабочая программа по литературе 1-4 классы по программе ПЕрспектива
Рабочая программа разработана на курс начальной школы по программе Перспектива...