Описание методики применения диктанта "Проверяю себя"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
В данном материале описана работа с диктантом "Проверяю себя", который является,на мой взгляд, эффективным средством развития орфографической зоркости учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diktantkak.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Диктант как средство развития
орфографической зоркости
учащихся 3 классов.
Калинкина У.А.
г. Москва
2013
полезности этого правила для решения задачи – проблемная ситуация.
- Нужно постараться вывести правило в ходе общего рассуждения , а не вводить правило в готовом виде.
- Сама формулировка правила должна появляться как результат проведённого обобщения. Если можно, то перед обобщением давать схему, модель. Чтение по учебнику правила может выполнять требование проверки, контроля.
- Завершаться работа должна ответом на вопрос: как надо действовать, чтобы правильно написать.
Четвёртое умение – умение контролировать. Необходимо осуществить самоконтроль, проверку написанного.
Для формирования комплекса этих орфографических умений используются различные упражнения. Одним из них являются диктанты. Например, объяснительный и предупредительный. В объяснительном диктанте –объяснение после записи. В момент письма можно ставить «дырки», либо отмечать сомнения «?» над написанной буквой. Писать диктант, отмечая все орфограммы. Предупредительный диктант – объяснение до записи.
Самым эффективным из диктантов является диктант «Проверяю себя», он может выполнять как контролирующую, так и обучающую функции.
Организация работы по обучению диктанту
«Проверяю себя».
После повторения понятия «орфограмма» и разведения понятий «орфограмма» и «правило», началась целенаправленная работа по обучению диктанту «Проверяю себя».
При обучении были использованы следующие упражнения:
- Запишите предложения, пропуская все орфограммы (Один ученик записывает на доске, остальные в тетради).
Ч . дес . н , . каз . ч . н ру .. к . й ле . з . мой.
Затем следующий ученик вставляет пропущенные буквы (если пропущенная орфограмма не изучена, то букву помогает вставить учитель).
- Сосчитайте, сколько орфограмм вам встретиться в предложении
Н . ступил перв . й зимн . й ден . . (4 орфограммы).
3) Упражнения, развивающие «орфографическую зоркость» и готовящие ребят к диктанту есть и в учебнике.
__________________________________________________
__________________________________________________
При выполнении упражнений необходимо знать правила проверки безударного гласного в корне и уметь применять данное правило на практике.
Методика проведения диктанта строится на основе упражнений подобного характера.
- Диктую предложение.
Наступил первый зимний день.
- Запишите предложение, пропуская все орфограммы.
Н . ступил перв . й зимн . й ден . .
3) Сколько орфограмм пропустили? (4).
4) Как записали слово наступил?
- Наступил, записали слитно, т.к. на – это приставка, приставка является частью слова. После н буква а, т.к. приставка на.
- Хорошо!
5) Проверьте запись слова первый, после буквы в буква ы, это окончание прилагательного. О написании окончаний разных частей речи мы поговорим в дальнейшем. В слове зимний после буквы н вставьте и – это тоже окончание прилагательного.
6) Как записали слово день?
- На конце слова ь – показатель мягкости согласного.
- Правильно!
Затем идет запись второго предложения. Перед тем, как диктовать, еще раз напоминаю детям о том, что необходимо пропускать все орфограммы.
Мы п . шли на л . сны . . зер . .
После записи предложения опять разбираем каждое слово с точки зрения орфограмм и изученных правил. На месте пропусков вставляем нужную букву зеленой ручкой.
Эта работа проходит над каждым предложением диктанта. Она помогает детям «видеть» орфограммы в тексте, учит разграничению – «знаю» - «не знаю».
Диктант «Проверяю себя» помогает детям развивать творческое воображение и вместе с тем формирует у них орфографические умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические методики применения ИКТ
Данный материал раскрывает понятие "активные методы обучения" и их применение в образовательном процессе....
Описание методики занятия «Потребность жидкости в организме человека»
Цель методики:формирование у учащихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здровья....
Методика применения здоровье сберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Из опыта работы...
Методика применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Дидактический материал практической напрвленности для учителей и воспитателей начальной школы...
Описание методик для выявления уровня развития творческих способностей.
Даётся описание трёх методик "Наборщик", "Три слова", "Составь рассказ о несуществующем животном", по которым можно выявить уровень развития творческих способностей...
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И КУБАНОВЕДЕНИЯ И НА ЗАНЯТИИ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ УУД У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)
Цель данного пособия: описать методику использования технологии проектных задач при создании учебных проектов на уроках в начальной школе. Для примера рассматриваются предметные области окружающий мир...
Описание методики работы над составной задачей
Описание методики работы над составной задачей...