Педагогические методики применения ИКТ
статья по теме

Данный материал раскрывает понятие "активные методы обучения" и их применение в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_metodiki_primeneniya_ikt.rar15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                        средняя общеобразовательная школа №7

Педагогические методики

применения ИКТ на уроке

Выполнила: Поспелова И. В.

учитель начальных классов

г. Шарыпово – 2008

     Информационные и коммуникационные технологии являются одним из основных факторов формирования новой глобальной экономики и быстрых изменений в обществе.

     За последние десять лет новые средства информационных и коммуникационных технологий коренным образом изменили способы деятельности и общения между людьми. ИКТ обладают потенциалом для изменения характера образования – меняются как модели учебного процесса, так и роли учащихся и преподавателей в нем.

     Основные цели в образовании заключаются в том, чтобы обеспечить повышение качества образования за счет разнообразия содержания методов организации учебного процесса, поддержку экспериментов и инноваций, распространение информации.

     Современный этап модернизации образования обозначил значительное усиление интереса со стороны всех основных участников образовательного процесса и в первую очередь основных «заказчиков» образовательных услуг и качества обучения: учащихся, их родителей и государства.

     При этом в обществе все более явственно формируется отношение к реальной информатизации школы, не только как к одному из инструментов её совершенствования, но и как к одному из действительно значимых показателей конкурентоспособности конкретного учреждения на рынке образовательных услуг.

     Использование средств информационных и коммуникационных технологий в системе общего среднего образования приводит к повышению эффективности обучения за счет изменения уровня его индивидуализации и дифференциации.

     Учитывая возможные факторы индивидуализации и дифференциации обучения, средства ИКТ могут способствовать организации личностно – ориентированного обучения.

     Личностно – ориентированное образование рассматривает обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса, способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развитие их мышления, становления творческой активности, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развитие их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на  потребность общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать знания, способных к адаптации в новых социальных условиях.

     Основной целью личностно – ориентированного образования является создание условий, обеспечивающих мотивацию к образованию и личности школьника, гуманное отношение к обучаемому.

     Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на гуманистический подход, противоположный безличностной педагогике; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс российской школы.

     Переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения.

     Что скрывается за понятием активные методы обучения?

Под активными методами обучения понимают методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым «традиционным подходам», где ученик играет более пассивную роль.

     Г. П. Щедровицкий называет активными методами обучения и воспитания те методы, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащихся» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей».

     Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает максимально возможную связь между учащимися и преподавателями.

     В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:

  1. Метод проектов – форма организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, имеющих практическую значимость.
  2. Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах (от 6 до 15 человек)
  3. Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника
  4. Ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний, отработки определенных навыков в сфере коммуникаций. Ролевая игра предполагает участие не менее «двух игроков», каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью.
  5. Тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки.
  6. Обучение с использованием обучающих программ
  7. Анализ практических ситуаций – метод обучения навыкам принятия решений, его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Выбор методов обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей. Для выбора конкретного метода обучения можно воспользоваться приведенной классификацией методов обучения.

Дидактические цели занятия

Метод обучения

Обобщение ранее изученного материала

Групповая дискуссия. Мозговой штурм

Развитие способности к самообучению

Ролевая игра, анализ практических ситуаций

Повышение учебной мотивации

Ролевая игра

Отработка изучаемого материала

Тренинги

Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала

Групповая дискуссия

Обучение навыкам межличностного общения

Ролевая игра

Эффективное создание творческого продукта

Метод проекта

Развитие навыков работы в группе

Метод проектов

Развитие навыков принятия решений

Метод проектов

Развитие навыков работы в группе

Групповая дискуссия

     Методы обучения следует применять для повышения учебной мотивации; для активизации познавательной деятельности учащихся, выработки навыков работы в коллективе, формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками и с учителями).

     Новая учебная среда может быть создана и без использования технологий. Однако ясно, что информационные и коммуникационные технологии предоставляют учащимся мощные средства для получения доступа к обширным информационным ресурсам, сотрудничества с другими людьми, обмена знаниями и решения сложных проблем, а также для презентации своих знаний в виде мультимедиа-объектов (сочетание текста, образов, графики, звука, видео).

     Благодаря ИКТ учитель преодолевает ограниченность в материалах и получает доступ к словарям и библиотекам. Ученика интересует работа в Интернете, где можно найти необходимую информацию. Используя ИКТ, педагог создает дополнительную мотивацию к освоению правил грамотной коммуникации, формированию речевой культуры, развитию самостоятельной активной личности.

     Новые информационные технологии  позволяют приблизить школьную методику к требованиям сегодняшнего дня. Развитие ИКТ не приводит к более высокому уровню образования, если основное внимание уделяется собственно изучению этих технологий. Анализ возникающих проблем должен быть сосредоточен на необходимости применения ИКТ для достижения главной цели – повышения уровня образования.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание методики применения диктанта "Проверяю себя"

В данном материале описана работа с  диктантом  "Проверяю себя", который является,на мой взгляд, эффективным средством развития орфографической зоркости учащихся....

Методика применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Дидактический материал практической напрвленности для учителей и воспитателей начальной школы...

Методика применения малых форм физической активности в школе

Данный материал разработан для учителей начальной школы....

Интерактивное обучение: «Методика применения в педагогической деятельности».

В процессе интерактивного обучения учащиеся выстраивают единое смысловое поле, совместно решают проблемы, задачи, создают нечто новое. Основной интерактивного обучения является то, что поставленную пр...

Методика применения круговой тренировки на уроках физической культуры в школе для развития физических качеств

В статье рассматривается необходимость включения круговой тренировки в процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста. Круговая тренировка представляет собой организационно-мето...