Описание методики работы над составной задачей
материал по математике (2 класс)
Описание методики работы над составной задачей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_metodiki_raboty_nad_sostavnoy_zadachey.docx | 78.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Скворцова Лариса Александровна, учитель начальных классов
Ситдикова Гульшат Ришатовна, учитель начальных классов
МБОУ НШ №30
Описание методики работы над составной задачей.
Задача: В одном кувшине было 4 литра молока, а в другом – 3 литра. За обедом выпили 2 литра молока. Сколько всего литров молока осталось?
Данную задачу учащиеся могут решить во 2 классе.
- На подготовительном этапе к решению задачи необходимо повторить: - Что такое условие задачи? (Это то, что нам известно)
- Что обязательно должно быть в задаче? В задаче должен быть … (вопрос)
- Что такое вопрос задачи? (Это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать) Далее предложить детям задание, позволяющее педагогу проверить, понимают ли ученики смысл действия, который будут выполнять в задаче. С этой целью можно провести устную фронтальную работу, используя схемы.
- Рассмотрите схемы, соответствующие разности (4+5)-2. Для каждой схемы дополни суммы.
(4-2)+
(5-2)+
- Для данных разностей составь суммы, используя правило вычитания числа из суммы
(7+5)-3= (6+3)-2 =
( - ) + = ( - ) + =
( - ) + = ( - ) ) + =
- После чтения задачи проводится методическая беседа:
- О чем говорится в задаче? (О молоке)
- В каких ёмкостях находится молоко? ( В кувшинах)
- Сколько было кувшинов? (Два)
- Что произошло с молоком? (Выпили)
- Что нужно найти? (Сколько молока осталось)
3. Разбор задачи можно провести как от её вопроса к данным, так и от данных к вопросу. При первом способе он может быть проведен так:
- На какой вопрос нужно ответить?
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Нужно знать, сколько литров молока было в кувшинах и сколько литров молока выпили).
- Что известно в задаче? (Все величины даны, поэтому можно узнать сначала общее количество литров, а затем вычислить остаток)
При втором способе разбор задачи может быть осуществлен с помощью таких вопросов:
- Что известно в задаче? (В одном кувшине было 4л. молока, в другом - 3л. молока)
- Что можно узнать по этим данным? (Можно узнать, сколько всего литров молока было)
- Каким действием? (Сложением)
- Что еще известно? (Известно, что выпили 2 литра молока)
- Что теперь нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Вычислить остаток)
- Каким действием? (Вычитанием)
- Почему? (Потому что остаток находится вычитанием)
Анализ задачи можно записать опорными словами.
Было – 4 л. и 3 л.
Выпили – 2 л.
Осталось - ?
4. После разбора задачи учащиеся составляют план ее решения.
1) Сначала узнаем сколько литров молока в двух кувшинах вместе.
2) Вычислим сколько литров молока осталось.
5. Запись решения задачи, можно оформить двумя способами - по действиям и выражением
1 способ
1) 4+3=7 (л.) – молока всего.
2) 7- 2 =5 (л.) – молока осталось.
Ответ: 5 литров
2 способ
(4+3)-2=5 (л.)
Ответ: осталось 2 литра молока.
6. После решения задачи можно дополнить условие этой задачи сведениями, не влияющими на результат решения.
Дополняя условие этой задачи сведениями о том из какого кувшина пили молоко, можно найти кроме основного еще три способа.
3 способ
- 4 – 2 = 2 (л.) - стало в первом кувшине
- 2 + 3 = 5 (л.) – осталось
Ответ: 5 литров
4 способ
- 3 – 2 = 1 (л.) – стало во втором кувшине
- 4 + 1 = 5 (л.) – осталось
Ответ: 5 литров
5 способ
- 4 – 1 = 3 (л.) – стало в первом кувшине
- 3 – 1 = 2 (л.) – стало во втором кувшине
- 3 + 2 = 5 (л.) – осталось
Ответ: 5 литров
Применение данного приема может сочетаться с построением модели задачи и особенно тесно с приемом представления практического разрешения ситуации.
7. Наиболее доступным способом проверки данной задачи является ее решение другим способом.
Проверить задачу можно путем соотнесения полученного результата с условием:
5+2=7(л.) - было
Материал подготовили учителя начальных классов Скворцова Лариса Александровна и Ситдикова Гульшат Ришатовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание методики применения диктанта "Проверяю себя"
В данном материале описана работа с диктантом "Проверяю себя", который является,на мой взгляд, эффективным средством развития орфографической зоркости учащихся....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....
Описание методики занятия «Потребность жидкости в организме человека»
Цель методики:формирование у учащихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здровья....
Описание системы работы по методике М.М. Безруких "Здоровьесберегающая школа"
Система работы включает описание мероприятий, направленных на здоровьесбережение младших школьников....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Речевые и неречевые ошибки...
Описание методик для выявления уровня развития творческих способностей.
Даётся описание трёх методик "Наборщик", "Три слова", "Составь рассказ о несуществующем животном", по которым можно выявить уровень развития творческих способностей...
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И КУБАНОВЕДЕНИЯ И НА ЗАНЯТИИ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ УУД У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)
Цель данного пособия: описать методику использования технологии проектных задач при создании учебных проектов на уроках в начальной школе. Для примера рассматриваются предметные области окружающий мир...