Описание методики работы над составной задачей
материал по математике (2 класс)

Описание методики работы над составной  задачей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_metodiki_raboty_nad_sostavnoy_zadachey.docx78.38 КБ

Предварительный просмотр:

Скворцова Лариса Александровна, учитель начальных классов

Ситдикова Гульшат Ришатовна, учитель начальных классов

МБОУ НШ №30

Описание методики работы над составной  задачей.

Задача:                                                                                                                                                                             В одном кувшине было 4 литра молока, а в другом – 3 литра. За обедом выпили 2 литра молока. Сколько всего литров молока осталось?

Данную задачу учащиеся могут решить во 2 классе.

  1. На подготовительном этапе к решению задачи необходимо повторить:                                          - Что такое условие задачи? (Это то, что нам известно)

- Что обязательно должно быть в задаче? В задаче должен быть … (вопрос)

- Что такое вопрос задачи? (Это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать)                                     Далее предложить детям задание, позволяющее педагогу проверить, понимают ли ученики смысл действия, который будут выполнять в задаче. С этой целью можно провести устную фронтальную работу, используя схемы.

  1. Рассмотрите схемы, соответствующие разности (4+5)-2.  Для каждой схемы дополни суммы.

                                                                                                         

                                                                                (4-2)+  

 

                                                                                (5-2)+

  1.  Для данных разностей составь суммы, используя правило вычитания числа из суммы

(7+5)-3=                                                                                (6+3)-2 =

                  (       -        ) +        =                                              (       -       ) +         =    

                  (       -        ) +        =                                              (       - )     ) +        =

  1. После чтения задачи проводится методическая беседа:

- О чем говорится в задаче? (О молоке)

- В каких ёмкостях находится молоко? ( В кувшинах)

- Сколько было кувшинов? (Два)

- Что произошло с молоком? (Выпили)

- Что нужно найти? (Сколько молока осталось)

        3. Разбор задачи можно  провести как от её вопроса к данным, так и от данных к вопросу.                   При первом способе он может быть проведен так:

- На какой вопрос нужно ответить?

- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Нужно знать, сколько литров  молока было в кувшинах и сколько литров молока выпили).

- Что известно в задаче? (Все величины даны, поэтому можно узнать сначала общее количество литров, а затем вычислить остаток)

  При втором способе разбор задачи может быть осуществлен с помощью таких вопросов:

- Что известно в задаче? (В одном кувшине было 4л. молока, в другом  - 3л. молока)

- Что можно узнать по этим данным? (Можно узнать, сколько всего литров молока было)

- Каким действием?  (Сложением)

- Что еще известно? (Известно, что выпили 2 литра молока)

- Что теперь нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Вычислить остаток)

- Каким действием? (Вычитанием)

- Почему? (Потому что остаток находится вычитанием)

Анализ задачи можно записать опорными словами.

Было – 4 л.  и  3 л.

Выпили – 2 л.

Осталось - ?

4. После разбора задачи учащиеся составляют план ее решения.

1) Сначала узнаем сколько литров молока в двух кувшинах вместе.

2) Вычислим сколько литров молока осталось.

5. Запись решения задачи, можно оформить двумя способами - по действиям и выражением

1 способ

1)  4+3=7 (л.) – молока всего.

2)  7- 2 =5 (л.) – молока осталось.

Ответ: 5 литров

2 способ

(4+3)-2=5 (л.)

Ответ: осталось 2 литра молока.

6. После решения задачи можно дополнить условие этой задачи сведениями, не влияющими на результат решения.

Дополняя условие этой задачи сведениями о том из какого кувшина пили молоко, можно найти кроме основного еще три способа.

3 способ

  1. 4 – 2 = 2 (л.)  - стало в первом кувшине                            
  2. 2 + 3 = 5 (л.) – осталось

Ответ: 5 литров

4 способ

  1. 3 – 2 = 1 (л.) – стало во втором кувшине                    
  2. 4 + 1 = 5 (л.) – осталось

Ответ: 5 литров

5 способ

  1. 4 – 1 = 3 (л.) – стало в первом кувшине                          
  2. 3 – 1 = 2 (л.) – стало во втором кувшине
  3. 3 + 2 = 5 (л.) – осталось

Ответ: 5 литров

Применение данного приема может сочетаться с построением модели задачи и особенно тесно с приемом представления практического разрешения ситуации.

7. Наиболее доступным способом проверки данной задачи является ее решение другим способом.

Проверить задачу можно путем соотнесения полученного результата с условием:

5+2=7(л.) - было

Материал подготовили учителя начальных классов Скворцова Лариса Александровна и Ситдикова Гульшат Ришатовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание методики применения диктанта "Проверяю себя"

В данном материале описана работа с  диктантом  "Проверяю себя", который является,на мой взгляд, эффективным средством развития орфографической зоркости учащихся....

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....

Описание методики занятия «Потребность жидкости в организме человека»

Цель методики:формирование у учащихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здровья....

Описание системы работы по методике М.М. Безруких "Здоровьесберегающая школа"

Система работы включает описание мероприятий, направленных на здоровьесбережение младших школьников....

Описание методик для выявления уровня развития творческих способностей.

Даётся описание трёх методик  "Наборщик", "Три слова", "Составь рассказ о несуществующем животном", по которым можно выявить уровень развития творческих способностей...

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И КУБАНОВЕДЕНИЯ И НА ЗАНЯТИИ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ УУД У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Цель данного пособия: описать методику использования технологии проектных задач при создании учебных проектов на уроках в начальной школе. Для примера рассматриваются предметные области окружающий мир...