Описание методики занятия «Потребность жидкости в организме человека»
план-конспект занятия по зож (1 класс) по теме
Цель методики:формирование у учащихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_metodiki_zanyatiya_potrebnost_zhidkosti_v_organizme_cheloveka.docx | 51.11 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Основные образовательные и воспитательные задачи 3
- Планирование реализации содержания методики «Групповые формы работы с учащимися как один из способов исследовательской деятельности» по теме «Как утолить жажду» 5
- Основные формы и направления педагогической работы 6
- Описание методики занятия «Потребность жидкости в организме человека» 8
- Участие родителей в реализации конкурсной работы 11
6. Оценка эффективности конкурсной работы 12
- Дополнительные источники информации 13
- Приложение № 1 14
- Приложение № 2 15
- Приложение № 3 16
- Приложение № 4 17
- Приложение № 5 18
- Основные образовательные и воспитательные задачи
В соответствии с программой «Разговор о правильном питании» мною разработана методика «Групповые формы работы с учащимися как один из способов проектно-исследовательской деятельности». По данной методике работаю первый год.
В современных условиях образования особое значение приобретает задача сохранения и укрепления здоровья учащихся. Поэтому, методика «Групповые формы работы с учащимися как один из способов исследовательской деятельности» способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Цель методики: формирование у учащихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья.
Реализация методики предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
а) образовательные:
- способность понимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществление поиска необходимой информации с использованием учебной литературы, сети Интернет и других источников информации;
- осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций;
- использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
- владение диалогической формой коммуникации, используя в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения
- формирование готовности укреплять здоровье и заботиться о нем;
- развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа
жизни;
б) воспитательные:
- развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание
того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры
личности;
- воспитывать чувство коллективизма, желание помочь товарищу;
- развивать навыки проектной деятельности.
Планируемые результаты:
- Личностные: отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику.
- Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; устанавливать последовательность действий; планировать свои действия и свой ответ в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия.
- Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания в ходе исследовательской работы; использовать свой жизненный опыт для решения практических задач.
- Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, уметь слушать и понимать речь собеседника при работе в паре и группе; формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах работы в группе и паре.
- Планирование реализации содержания методики «Групповые формы работы с учащимися 1 класса как один из способов исследовательской деятельности» по теме «Как утолить жажду».
Изучив программу «Разговор о правильном питании», авторы которой М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А. Г. Макеева, проанализировав результаты опроса детей и родителей, возникла необходимость разработать методику «Групповые формы работы с учащимися как один из способов исследовательской деятельности».
Планирование по теме «Как утолить жажду» рассчитано на 4 часа и предназначено для учащихся 1 класса.
Темы занятий могут быть реализованы в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Тематическое планирование
Тема программы | Как утолить жажду | |||
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формирование УУД | Формы работы |
1. | Зачем нужна жидкость организму? | 1 | Дать представление о значении жидкости для организма человека | Урок-путешествие окружающего мира «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»? |
2. | «Вредные» советы | 1 | Формировать отрицательное отношение к еде всухомятку | Встреча с фельдшером Незнамовского центра общей врачебной практики. |
3. | Напитки разные нужны, напитки разные важны | 1 | Осуществлять анализ напитков с выделением существенных и несущественных признаков | Экскурсия в школьную столовую. |
4. | Потребность жидкости в организме человека | 1 | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт. | Исследовательская работа «Потребность жидкости в организме человека». |
- Основные формы и направления педагогической работы
В условиях ФГОС НОО особое внимание уделяется поиску новых методических приемов, основанных на принципах системно-деятельностного подхода.
По моему мнению, изучение коммуникативных умений школьников обусловлено повышением интереса к новым способам построения урока. Коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения и воспитания, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении, поэтому необходимо чаще использовать групповые формы работы при реализации исследовательской деятельности.
Особенности групповой работы:
- грамотно организованная деятельность в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
- формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
- в результате общения достигается взаимопонимание, необходимое для развития личности;
- учит уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
- улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
Функции педагога при организации групповой работы сводятся к следующему:
- объяснение цели предстоящей работы;
- комплектование групп;
- комментарий к заданиям для групп;
- контроль за ходом групповой работы;
- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения, побуждая к активному поиску.
На сегодняшний день существует различные формы проведения занятий. В своей работе я использую следующие методы и формы:
1. Сюжетно – ролевые игры.
2. Экскурсии.
3. Игра-обсуждение.
4. Выпуск буклета.
5. День открытых дверей
6. Тематические презентации.
7. Родительские собрания.
8. Викторины.
9. КВН.
10. Конкурс рисунков.
11. Исследовательский проект «Как утолить жажду».
12. Беседа.
13. Выступление с презентацией в детском саду.
14. Видеоконференция.
Я считаю, что работа по формированию у детей навыков здорового образа жизни и правильного питания проводится в системе и во взаимодействии с родителями. Реализация методики начинается с анкетирования родителей и опроса детей с целью определения питания учащихся в домашних условиях и в школе. Для этого используется презентация-опрос для школьников, анкетирование для родителей.
Несмотря на системное и последовательное погружение учащихся в содержание программы, формирование определенных навыков, воспитание привычки к здоровому образу жизни не получится, если в семье не соблюдаются эти правила. В связи с этим была разработана структура взаимодействия с родителями, нацеленная на повышение компетентности родителей в вопросах культуры питания, в основу которого заложены практико-ориентированные формы взаимодействия с учащимися. (Приложение 1).
- Описание методики занятия «Потребность жидкости в организме человека»
Современная начальная школа решает ряд важных образовательных задач. Одна из них заключается в том, чтобы научить школьников способам и приёмам самостоятельного овладения знаниями в урочной и внеурочной деятельности.
Вовлечение учеников в исследовательскую деятельность создало проблемную ситуацию, для решения которой им необходимо было работать в группах, а, значит, сотрудничать, помогать друг другу, вносить свой вклад в общее дело.
Технология реализации исследовательской работы
«Потребность жидкости в организме человека».
Проблемные вопросы:
- Какое значение имеет жидкость в жизни человека?
- Какой напиток полезен и способен утолить жажду?
Цель нашего исследования: выявление напитка лучше всего утоляющего жажду.
Задачи:
1. Собрать и проанализировать информацию по данному вопросу в различных литературных источниках.
2. Из выбранных образцов выявить напиток, который лучше всего утоляет жажду.
3. Разработать рекомендации для младших школьников по употреблению напитков утоляющих жажду.
Гипотеза: газированная вода лучше всего утоляет жажду.
Объект исследования: выбранные напитки.
Этапы работы
1 этап
1. Распределение учащихся по группам.
2. Сбор информации группами по теме исследования:
1группа – поиск информации в сети-Интернет;
2 группа – экскурсия в школьную столовую;
3 группа – беседа с фельдшером Незнамовского центра общей врачебной практики;
4 группа – знакомство с дополнительными источниками информации: печатные издания.
- этап
1. Выбор напитка.
Каждый участник и члены его семьи приобрели в продуктовом магазине тот напиток, который больше всего любит. Выбранными напитками оказались: сок «Любимый сад»; минеральная вода «Майская хрустальная»; питьевой йогурт «Чудо», лимонад «Дюшес».
- Ассортимент напитков.
К выбранным напиткам добавили обычную питьевую воду, компот из сухофруктов.
3. Дегустация напитков.
Цель: отобрать те напитки, которые наиболее пригодны для утоления жажды.
При дегустации каждому напитку был присвоен свой номер:
- Обычная вода.
- Минеральная вода «Майская хрустальная».
- Компот из сухофруктов.
- Питьевой йогурт «Чудо».
- Сок «Любимый сад».
- Лимонад «Дюшес».
Для оценки напитков использовались следующие критерии: внешний вид, вкус, запах.
В результате, проведенной дегустации большее количество баллов набрали: сок «Любимый сад», лимонад «Дюшес», компот из сухофруктов (Приложение 2).
4. Определение объема жидкости для утоления жажды.
Цель: выявить наименьший объем жидкости из выбранных образцов для утоления чувства жажды.
В течение пяти дней напитки употреблялись по мере того, как каждый хотел пить.
Участники исследования определили, что чаще всего хотелось пить после занятий спортом, прогулок и высокой температуры тела.
В результате проведенного исследования выяснили, что лучше всего утоляет жажду обычная вода без добавок, без сахара и минеральная вода «Майская хрустальная».
После полученных результатов решили посмотреть, какая вода без сахара лучше утоляет жажду. Поэтому для дальнейшего эксперимента отобрали обычную воду и минеральную воду «Майская хрустальная» (Приложение 3).
В этом случае для выявления объема жидкости необходимой для утоления жажды в один из дней эксперимента мы употребляли обычную воду, в другой – минеральную воду. Интервал во времени при каждом проявлении жажды фиксировался в таблицу (Приложение 3). В итоге за день было выпито 450 мл обычной воды,700 мл минеральной воды, что на 35,7 % больше, чем обычная вода. Таким образом, мы еще раз подтвердили свой вывод, что лучше всего утоляет жажду обычная вода без добавок.
- этап
1. Организация конкурса рисунков «Самый полезный напиток».
2. Обсуждение результатов исследований.
3. Сравнение гипотезы с полученными результатами.
4. Формулирование выводов.
Из результатов исследования сделали следующие выводы:
- Вода необходимая составляющая часть жизни всего живого, в том числе и человека.
- Самым оптимальным напитком для утоления жажды можно считать обычную воду, так как напитки, которые содержат сахар, вызывают еще большее желание пить.
- Проведенный опыт имеет практическое значение, так как мы разработали ряд рекомендаций для учащихся младших классов, занимающихся спортом и воспитанников детского сада.
- этап
1. Выставка рисунков «Самый полезный напиток».
2. Разработка и выпуск буклета с рекомендациями о напитках «Напитки разные нужны, напитки всякие важны».
3. Защита исследовательской работы - видеоконференция «Как утолить жажду » для воспитанников детского сада.
Важным итогом исследовательской работы является то, что она способствовала развитию любознательности, исследовательской мысли, формированию у детей младшего школьного возраста мотивов, понятий, убеждений для сохранения и укрепления здоровья с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
- Участие родителей в реализации конкурсной работы
Одним из звеньев цепочки решения проблем формирования ценности здорового образа жизни у учащихся является участие родителей в реализации методики «Групповые формы работы с учащимися как один из способов исследовательской деятельности».
Свою работу по данной методике начинала с информирования родителей о ней. Познакомившись с целями, задачами взрослые члены семей сами изъявили желание получить определенные знания в области правильного питания. На родительское собрание «Правильное питание – отличные знания» были приглашены повар школьной столовой Косарева Н. Д., фельдшер Незнамовского центра общей врачебной практики Сотникова Т. Н. с целью помощи родителям в организации правильного питания детей в домашних условиях, соблюдении режима питания (Приложение №4).
Родители моего класса принимали активное участие в подготовке и проведении мероприятий в данном направлении. Помогали учащимся находить информацию в разных источниках: энциклопедиях, справочниках, сети- Интернет, а также через общение с ними, бабушками и дедушками; организовали экскурсии в продуктовый магазин «День-Ночь» с. Незнамово и фермерское хозяйство семьи Базаровых, совместно с детьми провели исследование напитков, уделили внимание организации видеоконференции для воспитанников детского сада «Боровичок» (Приложение №5).
Считаю, что любая работа учителя невозможна без помощи родителей иначе она не будет такой плодотворной и эффективной. Работу по данной методике родители оценили положительно, т.к. увидели заинтересованность своих детей в выборе напитков, соблюдении правильности приема пищи и режима питания. Дети стали больше употреблять горячие блюда, следить за соблюдением правил гигиены.
- Оценка эффективности конкурсной работы
Я, как учитель начальных классов только начала апробировать программу «Разговор о правильном питании», но уже сегодня можно отметить, что методика «Групповые формы работы с учащимися как один из способов исследовательской деятельности» подтверждает свою эффективность:
- Увеличение процента охвата горячим питанием учащихся 1класса
(сентябрь 2013-2014 уч. г. –– 98,2%; декабрь 2013-2014 уч. г. ––100%).
- Кириченко Лев занял 2 место в муниципальном этапе международных конкурсов, направленных на формирование культуры здорового питания (конкурс рисунков «Здоровое питание – здоровые дети»), приказ №1850 от 12.11.2013 года управления образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области.
- Селютина София заняла 1 место в муниципальном этапе международных конкурсов, направленных на формирование культуры здорового питания (конкурс видеороликов «Школьники о здоровом питании и фермерстве»), приказ №1850 от 12.11.2013 года управления образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области.
- Данная методика была представлена на методическом объединении учителей начальной школы МБОУ «Основная общеобразовательная Незнамовская школа» (протокол №2 от 13.09.2013. методического объединения учителей начальных классов школы).
- Коллективная работа учащихся «Потребность жидкости в организме человека» заняла 1 место в муниципальной научно-практической конференции юных исследователей окружающей среды (приказ № 2000 от 12.11.2013 года управления образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области).
Представленные результаты свидетельствуют о том, что данная методика имеет непосредственное взаимодействие между учащимися, родителями и педагогом школы. Надеюсь, что сведения о здоровом питании, полученные учащимися, помогут им не только сейчас, но и в течение всей последующей жизни.
Считаю, что методика «Групповые формы работы с учащимися как один из способов исследовательской деятельности» имеет практическую значимость, как для учителей начальных классов, так и для воспитателей детских садов. Для этого не требуется какой-либо специальной подготовки педагога, все рекомендации, содержащиеся в представленной работе, доступны и выполнимы, формы и методы построения занятий разнообразны.
- Дополнительные источники информации
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании/ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008.
3. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 , 1- 15 июля/ 2005. с. 16-28
4. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8
5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру 4 класс"Школа2100":Раздел1 "Как работает организм человека" по теме"Многранный мир чувств"
Урок по окружающему миру «Человек и природа». 4 класс. Программа «Школа 2100»Раздел 1 «Как работает организм человека»Тема: Многогранный мир чувств....
Цифровые диктанты по теме "Организм человека" в 3 кл.
Данная папка содержит два цифровых диктанта по теме "Организм человека" в 3 классе....
Организм человека: "Органы очистки организма" (3 класс, УМК "Гармония")
Презентаци выполнена к урока окружающего мира в з классе по теме "Организм человека: органы очистки организма" (УМК "Гармония", Поглазова)...
Организм человека: "Удивительная жидкость кровь", 3 класс УМК "Гармония"
Презентация создана к уроку оружающего мира в 3 классе УМК 2Гармония" (Пошлазова) по теме "Организм человека: удивительная жидкость кровь"....
Конспект "Значение жидкости для организма человека"
В конспекте продумана исследовательская работа, которая поможет разнообразить урок и сделать его ещё более насыщенным и интересным....
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Человеческий организм. Как устроен организм человека» и мультимедийная презентация) 4 класс
Тема урока: «Человеческий организм. Как устроен организм человека»Цели деятельности учителя: формировать умение распознавать органы человека; дать учащимся самые первые представления о системах органо...
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И КУБАНОВЕДЕНИЯ И НА ЗАНЯТИИ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ УУД У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)
Цель данного пособия: описать методику использования технологии проектных задач при создании учебных проектов на уроках в начальной школе. Для примера рассматриваются предметные области окружающий мир...