Русский язык "Связь слов в предложении"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Макарова Елена Владимировна

Конспект урокапрограмма "Школа2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_slov_v_predlozhenii.docx30.01 КБ
Файл svyaz_slov_v_predlozhenii.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

                                                       Урок русского языка. 2 класс.     24.11.2012

                             Учитель: Макарова Е.В.   МОБУ СОШ №16.            

 Тема: Связь слов в предложении.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цели и задачи:

Образовательные:

- наблюдение над тем, какая связь существует между словами в предложении;

 - развивать умение правильно и последовательно ставить вопросы от слова к слову в предложении.

Метапредметные: 

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать интерес к родному языку;

- создавать условия для высказывания аргументированного мнения;

- развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

обобщать полученную информацию в виде кластера;

- воспитывать коммуникативные умения, культуру повеления.

Личностные:

-  формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах,  в группах;

-  воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы.

-  воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь

Ведущий вид деятельности: продуктивный

 Методы работы: деятельностный метод, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах.

 Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий поисковой работой.

 Педагогические технологии:

 - деятельностный метд обучения;

 - объяснительно – иллюстративного обучения;

 - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

 -ИКТ - технология (презентация).

 

Материал к занятию: Учебник «Русский язык.2 класс.»  Р.Н. Бунеев

Демонстрационный:

1. Презентация к уроку

 

 

                                                            Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.          (2 минуты)

Мы рады всем гостям, присутствующим у нас  на уроке. Вы сможете посмотреть урок русского языка.

Откроем тетради, запишем сегодняшнее число.                                                    (слайд)

Какой праздник завтра отмечают в России? (  День Матери)

Этому празднику уже тысячи лет. Его отмечают в Греции, Италии, Франции, Германии, Польше и других  странах. У нас в России – это молодой праздник. В этом году его отмечают всего 14-ый раз. Мы, конечно же, не останемся в стороне, поговорим о мамах и выскажем им слова любви и благодарности.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии.                                                                                           (3 минуты)

 Майкл, мальчик иностранец, составил такое предложение о маме:             (на слайде)                           

 

                                 Мама – самый главная человек жизнь.

 

Какие ошибки он допустил? Почему?

                (плохо говорит, знает р. язык; не знает, как правильно строить предложения)

Что необходимо, чтобы предложение было построено правильно?

                   ( слова д/быть связаны по смыслу)

Учебник, стр. 70.    Рассмотрите иллюстрацию.

Катя объяснила, что слова должны быть связаны. Ребята взялись за руки, чтобы это продемонстрировать. Но Майкл, все равно не понял.

3. Выявление места и причины затруднения                                           (1 минута)

 Может вы поможете объяснить: как установить:  связаны слова в предложении или нет?

                   (от одного слова к другому задать вопросы)

Умеете вы задавать вопросы к словам? (да)

 Вопросы к словам следует задавать  последовательно, или как придется? (последовательно)

Знаете ли вы эту последовательность ?   (нет)

4. Построение проекта выхода из затруднения                                           (3минуты)

В чем ваше затруднение? Чего не знаем?  Чему  должны будем научиться на уроке, поставьте цель.                                                                                                (на слайде )

(Правильно и последовательно устанавливать связь слов в предл-ии  по вопросам)

 

И как же звучит  тема сегодняшнего урока?                   ( Связь слов в предложении)

А для чего нам нужны будут  эти умения?  (правильно составлять предложения)

Постройте предложение Майкла правильно.

Вы знаете, я согласна с Майклом, а вы?

   

Стихотворение читают дети:      Какое самое первое слово?

                                                       Какое самое светлое слово?

                                                       Какое самое главное слово?

                                                       Его никогда не напишут с ошибкой

                                                       На первых страницах оно в букваре

                                                       Его произносят повсюду с улыбкой

                                                       И каждый малыш говорит во дворе.              

                                                       Какое самое первое слово?

                                                       Какое самое светлое слово?

                                                       Какое самое главное слово?

                                                       Шепни его тихо, скажи его громко

                                                       Главное слово любого ребенка – мама!

5. Реализация проекта выхода из затруднения                                           (6 минут)

  Прочитайте еще одно предложение о маме:

                                     Слепой щенок и тот к матери ползёт.

Это пословица. Как вы её понимаете?                          (всем нужна мама)

Давайте понаблюдаем,  как   связаны слова в предложении и составим алгоритм, последовательность наших  действий  для установления связей между словами.

Запишите предложение.                                                                                  (на доске)

1) Найдем  главные члены предложения. Подчеркните.

Как связаны между собой подлежащее и сказуемое? (вопросом)  Покажите стрелкой.

                            Это будет наш 1-ый шаг.      (на слайде выделено цветом)

2) Какое слово поясняет подлежащее?

Поставьте вопрос.  От какого слова?

В предложении эту связь тоже показывают стрелкой

                          Это будет наш 2-ой шаг           (на слайде выделено цветом)

3)Какое слово поясняет сказуемое?

Как покажем эту связь? (задать вопрос, показать стрелкой) (на слайде выделено цветом)

Посмотрите, какой у нас получился разбор.

Как мы устанавливали связь слов в предложении?  ( спомощью вопросов)

Посмотрите только на вопросы.

По вопросам можно составить схему предложения, которая и покажет связь слов в нашем предложении.

Мы устанавливали связи слов в предложении последовательно.

Давайте посмотрим, какой алгоритм у нас получился.                                   (на слайде )

Повторим весь алгоритм.

 

6. Первичное закрепление во внешней речи.                                            (2 минуты)     

Для ребенка самый главный человек – мама.  Как вы думаете, а кто дороже всех для мам?  (дети)

Стр. 71, упр 93.          Рассмотрите картинку.

Поработайте в парах. Устно составьте по одному предложению: что делают дети?

7. Включение в систему знаний.                                                                 (6  минут )   

Сейчас я усложню задание.   Упр 94, стр 72.

Составьте и напишите предложения к картинкам по данным схемам.      (у доски)

О ком будет 1-ое предложение? Почему?   (какая?)

Какая она может быть?  (маленькая, веселая, рыженькая, озорная...)

Можно ли дополнить это предложение другими словами, чтобы  мысль была более понятной?

Напишите предложение. Покажите связь слов.

О ком будет 2-ое  предложение? Почему? Дайте имена. Как их напишите?

Что делают мальчики? Как?         (разбор – аналогично)

Поступками всех детей мамы остались бы довольны? Почему?

Что бы мамы могли сказать на такое поведение девочек?

8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.                                      (3 минуты)

 Всегда ли надо прислушиваться к маминым советам? Почему?

Есть русская пословица по этому поводу.

                                  Материнское слово мимо не молвится.    

Как понимаете?      

Проверим, как вы  научились последовательно устанавливать связь слов в предложении.

Выполним самостоятельную работу (на карточках)

Запишите и покажите с помощью вопросов связь слов в предложении.  

Проверьте свою работу по эталону.

У кого получилось без ошибок?

У кого были затруднения, каковы ваши дальнейшие действия?   (потренироваться)

9. Повторение.                                                                                               (2 минуты)

                           Игра «Найди и докажи»

Я подобрала еще одно стихотворение о маме.

Определите,  правильно ли в нем составлены предложения? Докажите свою точку зрения. Исправьте ошибки.

Помните, что в стихотворениях последние строчки составляются в рифму, т.е. созвучно.

Мама нас крепко любит.

Мама нас утром. (будит)

Мама читать книжки нам. ( нам книжки читает)

Мама во всём помогает.

Песни на ночь напевает она.

И перед сном нас всегда (обнимает)

Посмотрите, какое стихотворение у вас получилось.

10. Рефлексия учебной деятельности.                                                           (2 минуты)                                                                   

Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Какова была цель сегодняшнего урока?

   (научиться последовательно устанавливать связь слов в предложении по вопросам)

Достигли ли цели? Докажите.

 (да, создали эталон, научились последовательно устанавливать связи слов по вопросам)

Какие трудности еще встречаются?        

 Что будем делать на следующем уроке?

Кто доволен уроком и собой на уроке?

- У кого остались вопросы?

- Кто очень доволен и уроком и собой?

 Мы еще раз в преддверии праздника хотим поздравить и поблагодарить наших мам.

Стихотворение читает ребенок:

             Солнце дарит жизнь планете

             Людям жизнь даете вы.

             Мы сегодня, ваши дети.

             Признаемся вам в любви.

             В этот день мы скажем прямо:

             Счастья вам большого, мамы!

Спасибо за внимание. С праздником!

 

Личностные:

осознанное

 отношение

 к учению

 

Познавательные:

- сравнение

- синтез

- структуриро

-вание знаний

- выдвижение

 гипотез

Регулятивные:

- контроль

- оценка

- коррекция

Познават-е:

- постановка

проблемы

- выдвижение

гипотез

Регулятивные:

-целеполагание

- планирование

- знаково-

символическое

моделирование

Познавательные:

- структуриро-

вание знаний

- выдвижение

гипотез

Регулятивные:

- планирование

- контроль

- знаково-

символическое

моделирование

Познавательные:

- структуриро-

вание знаний

Коммуника-

тивные:

- выражать

свои мысли

в партнерстве

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОБУ СОШ № 16 Макарова Е.В. 24.11.2012 г. Урок русского языка. 2А класс

Слайд 2

25 ноября – день Матери С праздником, дорогие мамы! 24 ноября. Классная работа.

Слайд 3

Мама – самый главная человек жизнь. Майкл Находим ошибки

Слайд 4

Тема : Связь слов в предложении. Цель : Научиться устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов . Мама – самый главн ый человек в жизн и .

Слайд 5

Алгоритм Открываем новое Слепой щенок и тот к матери ползёт.

Слайд 6

Алгоритм Открываем новое Слепой щенок и тот к матери ползёт. какой? кто? куда? что делает? (какой?) (кто?) (куда?) (что делает?). 1) ? ? 2) 3)

Слайд 7

Потренируемся

Слайд 8

Самостоятельная работа Материнское слово мимо не молвится. Алгоритм 1) ? ? 2) Самостоятельная работа Материнское слово мимо не молвится.

Слайд 9

Материнское слово мимо не молвится. какое? что? как? что делает? Самостоятельная работа

Слайд 10

Мама нас крепко люб ит . Мама нас утром. Мама читать книжки нам. Мама во всём помога ет . Песни на ночь напева ет она. И перед сном нас всегда Игра «Найди и докажи» МАМА

Слайд 11

Мама нас крепко люб ит . Мама нас утром буд ит . Мама нам книжки чита ет . Мама во всём помога ет . Песни на ночь она напева ет . И перед сном нас всегда обнима ет . Игра «Найди и докажи» МАМА

Слайд 12

С праздником, дорогие мамы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."

Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....

Урок русского языка "Слово и предложение" 1 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК "Планета знаний". Урок построен по методикесубЪективизации с использованием краеведческого материала....

Урок русского языка (обучение письму) в 1 классе на тему: «Объединение слов в предложения. Выделение предложения из текста»

Тип урока: урок применения предметных ЗУНовЦель:Формирование  у учащихся умения распознавать предложения и группы слов; выделять предложения из текста.Задачи:1. Развивать речь учащихся, вни...

Тест по русскому языку "Слово и предложение" 2 класс

Тест содержит 4 задания (2 класс"Школа 2100") по теме "Слово и предложение"Цель задания: контроль знаний учащихся 2 класса по теме "Слово и предложение"...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА "СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ" 1 класс

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА "СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ" 1 класс...

Конспект урока русского языка «Слова в предложении» (УМК « Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний у обучающихся о необходимости взаимосвязи слов в предложениях.Планируемые результатыПредметные:1) знать о значимости взаимосвязи слов в предложениях2) уме...

Урок русского языка в 1 классе "Составление предложений из набора форм слов. Отработка алгоритма записи слов в предложении".

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Составление предложений из набора форм слов. Отработка алгоритма записи слов в предложении"....