Урок русского языка по теме "Большая буква"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Данный урок для учащихся 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russ_yaz_bolshaya_bukva.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: русский язык
тип урока: открытие новых знаний
Тема: ПОЧЕМУ ОДНО И ТО ЖЕ СЛОВО НАПИСАНО И С БОЛЬШОЙ,
И С МАЛЕНЬКОЙ БУКВЫ
Цели и задачи: формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание к «живому слову»; развивать умение писать с большой буквы клички животных и другие имена собственные; учить различать одинаковые по написанию имена собственные и нарицательные (Орел – орел).
Ход урока
- Организационный момент.
-По какому плану урока будем работать?
II. Актуализация с элементами проверки домашнего задания и словарная работа.
Слайд 1 :
-Какие вы знаете имена собственные?
-Как они пишутся?
-Какое лишнее слово вы нашли в тестовом задании №6, тема 12 в «Рабочей тетради»? Почему оно оказалось лишним?
Слайд 2:
с б к п т х
к р в з ц
Учитель. Из словарных слов убежали гласные буквы, догадайтесь, какие, и верните их на место.
Дети предлагают варианты.
Учитель. Запишите эти слова, как на доске, в столбик. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Проверка на слайде. Самооценка.
III. Написание большой буквы в кличках животных.
1. Учитель. А теперь давайте придумаем клички этим животным. Какую кличку можно дать собаке? Корове? Петуху? Зайцу?
Дети предлагают варианты.
Учитель. А как нужно писать клички животных?
Дети. С большой буквы.
Учитель. Запишите клички рядом с названиями животных.
-Сравните их с названием животных. Что вы заметили?
Дети. Названия животных пишутся с маленькой буквы, а клички с большой.
Сделайте вывод: клички животных – это тоже имена собственные.
2. Игра «Путаница».
Учитель. А как выбирают клички животных?
Дети. По характеру, по внешнему виду.
Учитель. У меня на слайде 3. стихотворение. Правильно ли даны клички животным?
Жили – были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка.
А ещё у них была
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачка Мурка,
А ещё - два козла-
Сивка да Бурка!
На слайде иллюстрации с изображением животных.
Запишите, кого как надо назвать.
1-й ученик. Собака Жучка.
2-й ученик. Кошка Мурка
3-й ученик. Курица Хохлатка.
4-й ученик. Жеребёнок Сивка
5-й ученик. Козёл Бяша.
Учитель. Запишите себе в тетрадь по образцу.
На доске образец:
Кошка Мурка,
Дети записывают в тетрадь. Проверка на слайде. Самооценка.
Учитель. Как вы думаете, почему этим животным дали такие клички? Почему кошка – Мурка?
Ученик. Кошка громко мурлычет – Мурка.
Слайд 4. Учитель. Любую ли корову можно назвать Бурёнка?
Учитель помогает объяснить кличку коровы.
Буренка – бурого цвета.
Учитель. Мы еще раз убедились, что кличка должна соответствовать цвету, внешним особенностям, характеру животного.
Есть ли у животных имена, отчества и фамилии? А как же кот Матроскин?
Почему его так назвали? (Кот полосатый, как тельняшка)
IV. Введение в новую тему. Проблемная ситуация.
Учитель. Запишите предложение.
У меня есть шарик.
-Все ли одинаково записали.
Слайд 5. Дети высказывают свои предположения.
- О чём вы подумали? ( О шарике, о собаке)
Если один вариант, то тогда вопрос.
А о ком ещё можно сказать Шарик?
Перестройте предложение так, чтобы стало понятно , о каком шарике идет речь.
У меня есть воздушный шарик.
У меня есть собака Шарик.
-Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? ( с маленькой и большой буквы)
V. Открытие нового знания. Упражнение в распознавании имен собственных и нарицательных, одинаковых по написанию.
1. Упр. 158 (с. 97). Работа в группах.
Задание 1 .Почему одинаковые по звучанию слова пишутся по-разному.
Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются. Затем делается вывод (обобщение).
Орёл и орёл.
Орёл - это название (имя) города, а орёл - название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) - имя собственное, оно пишется с большой буквы. Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов.
Проверка на слайде 6,7,8
Cлайд 9. Вывод. Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой
буквы.
А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они
пишутся с маленькой (строчной) буквы.
Задание 2. Составьте в группах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов. А из других групп назовут нужную букву в каждом случае.
Составим предложения.
Дети. Летом мы поедем к бабушке в Орел.
В небе парит орел.
В Египте течет река Тигр.
В зоопарке мы видели тигра.
Записать два предложения. Взаимопроверка. Самооценка.
VI. Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений.
1. Выполнение задания № 5, тема 12 в «Рабочей тетради».
Проводится взаимопроверка. Самооценка.
Как вы думаете, почему у собаки появилась такая кличка? (Собака была светлой окраски, белка - образовано от белый.)
А подошла бы для чёрной собаки такая кличка? (Кличку лучше давать по внешним признакам.)
Составьте предложения так, чтобы было ясно, какую букву (большую или малую) писать в слове белка.
2. Упр. 135 («Дидактический материал»).
В каких значениях употреблены выделенные слов.
Объясните написание первой буквы в них.
VII. Итог урока.
- Что нового узнали?
- Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова?
(Предложение, из которого будет понятно значение слова.)
Самооценка.
VIII. Домашнее задание.
Упр. 129 «Дидактический материал»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс
УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....
Урок русского языка 1 класс "Буква гласных обозначают мягкость и твердость согласных звуков на письме" (школа 2100)
Разработка урока....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
презентация к уроку русского языка Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
презентация к уроку русского языка " Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов....
Конспект урока русского языка «Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование общих представлений о словах с буквой э; наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта; развитие речевого слуха.Планируемы...