Урок русского языка по теме "Большая буква"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Литвинюк Ирина Николаевна

Данный урок для учащихся 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russ_yaz_bolshaya_bukva.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: русский язык

тип урока: открытие новых знаний

Тема: ПОЧЕМУ ОДНО И ТО ЖЕ СЛОВО НАПИСАНО И С БОЛЬШОЙ,
И С МАЛЕНЬКОЙ БУКВЫ

Цели и задачи: формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание к «живому слову»; развивать умение писать с большой буквы клички животных и другие имена собственные; учить различать одинаковые по написанию имена собственные и нарицательные (Орел – орел).

Ход урока

  1. Организационный момент.

-По какому плану урока будем работать?

II. Актуализация с элементами проверки домашнего задания и словарная работа.

Слайд 1 :

-Какие вы знаете имена собственные?

-Как они пишутся?

-Какое лишнее слово вы нашли в тестовом задании №6, тема 12 в «Рабочей тетради»? Почему оно оказалось лишним?

Слайд 2:

с б к         п т х

к р в        з ц

Учитель. Из словарных слов убежали гласные буквы, догадайтесь, какие, и верните их на место.

Дети предлагают варианты.

Учитель. Запишите эти слова, как на доске, в столбик. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Проверка на слайде. Самооценка.

III. Написание большой буквы в кличках животных.

1. Учитель. А теперь давайте придумаем клички этим животным. Какую кличку можно дать собаке? Корове? Петуху? Зайцу?

Дети предлагают варианты.

Учитель. А как нужно писать клички животных?

Дети. С большой буквы.

Учитель. Запишите клички рядом с названиями животных.

-Сравните их с названием животных. Что вы заметили?

Дети. Названия животных пишутся с маленькой буквы, а клички с большой.

Сделайте вывод: клички животных – это тоже имена собственные.

2. Игра «Путаница».

Учитель. А как выбирают клички животных?

Дети. По характеру, по внешнему виду.

Учитель. У меня на слайде 3. стихотворение. Правильно ли даны клички животным?

Жили – были   дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё у них была

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка,

А ещё -  два козла-

Сивка да Бурка!

На слайде  иллюстрации с изображением животных.

Запишите, кого как надо назвать.

1-й ученик. Собака Жучка.

2-й ученик. Кошка Мурка

3-й ученик. Курица Хохлатка.

4-й ученик. Жеребёнок Сивка

5-й  ученик. Козёл Бяша.

Учитель. Запишите себе в тетрадь по образцу.

На доске образец:

Кошка Мурка,

Дети записывают в тетрадь. Проверка на слайде. Самооценка.

Учитель. Как вы думаете, почему этим животным дали такие клички? Почему кошка – Мурка?

 Ученик. Кошка громко мурлычет – Мурка.

Слайд 4. Учитель. Любую ли корову можно назвать Бурёнка?

Учитель помогает объяснить кличку коровы.

Буренка – бурого цвета.

Учитель. Мы еще раз убедились, что кличка должна соответствовать цвету, внешним особенностям, характеру животного.

Есть ли у животных имена, отчества и фамилии? А как же кот Матроскин?

Почему его так назвали? (Кот полосатый, как тельняшка)

IV. Введение в новую тему. Проблемная ситуация.

Учитель. Запишите предложение.

У меня есть шарик.

-Все ли одинаково записали.

Слайд 5. Дети высказывают свои предположения.

- О чём вы подумали? ( О шарике, о собаке)

Если один вариант, то тогда вопрос.

А о ком ещё можно сказать Шарик?

Перестройте предложение так, чтобы стало понятно , о каком шарике идет речь.

У меня есть воздушный шарик.

У меня есть собака Шарик.

-Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? ( с маленькой и большой буквы)

V. Открытие нового знания. Упражнение в распознавании имен собственных и нарицательных, одинаковых по написанию.

1. Упр. 158 (с. 97). Работа в группах.

Задание 1 .Почему одинаковые по звучанию слова пишутся по-разному.

Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются. Затем делается вывод (обобщение).

Орёл и орёл.

Орёл - это название (имя) города, а орёл - название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) - имя собственное, оно пишется с большой буквы. Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов.

Проверка на слайде 6,7,8

Cлайд 9. Вывод. Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой
буквы.

А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они
пишутся с маленькой (строчной) буквы.

Задание 2. Составьте в группах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов. А из других групп назовут нужную букву в каждом случае.

Составим предложения.

Дети. Летом мы поедем к бабушке в Орел.

      В небе парит орел.

В Египте течет река Тигр.

В зоопарке мы видели тигра.

Записать два предложения. Взаимопроверка. Самооценка.

VI.        Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений.

1.        Выполнение задания № 5, тема 12 в «Рабочей тетради».
Проводится взаимопроверка.
Самооценка.

Как вы думаете, почему у собаки появилась такая кличка? (Собака была светлой окраски, белка - образовано от белый.)

А подошла бы для чёрной собаки такая кличка? (Кличку лучше давать по внешним признакам.)

Составьте предложения так, чтобы было ясно, какую букву (большую или малую) писать в слове белка.

2.        Упр. 135 («Дидактический материал»).

В каких значениях употреблены выделенные слов.

Объясните написание первой буквы в них.

VII.        Итог урока.

-        Что нового узнали?

-        Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова?
(Предложение, из которого будет понятно значение слова.)

Самооценка.

VIII.        Домашнее задание.

Упр. 129 «Дидактический материал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс

УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» (УМК "Школа России"1 класс)

Цели: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов....

Конспект урока русского языка «Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование общих представлений о словах с буквой э; наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта; развитие речевого слуха.Планируемы...