Род имени существительного
методическая разработка по русскому языку по теме
Цели:
развивающая: развивать речь, интеллектуальную культуру шестиклассников, умение высказывать свою точку зрения и слушать товарищей;
воспитательная: воспитывать интерес и любовь к родному языку, к родному краю;
образовательная: формировать умения определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными;
Оборудование к уроку: учебник, индивидуальный раздаточный материал, таблицы - схемы род имен существительных (сопроводительный документ Р), звезды разного цвета, песочные часы, сигнальные знаки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
34_namesu.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 Белоглинского района».
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Род имени существительного.
Учитель русского языка
и литературы
Тимошенко Н.И.
Ст. Успенская.
Цели:
развивающая: развивать речь, интеллектуальную культуру шестиклассников, умение высказывать свою точку зрения и слушать товарищей;
воспитательная: воспитывать интерес и любовь к родному языку, к родному краю;
образовательная: формировать умения определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными;
Оборудование к уроку: учебник, индивидуальный раздаточный материал, таблицы - схемы род имен существительных (сопроводительный документ Р), звезды разного цвета, песочные часы, сигнальные знаки.
Ход урока.
1. Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята! Прозвенел опять звонок,
Начинаем наш урок.
2.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня нам предстоит вспомнить, что мы знаем о роде имени существительного, как определить род существительного.
3. Повторение изученного материала по морфологии и орфографии.
-Ребята сейчас вам предстоит поработать в парах. Работая в парах, вы можете совещаться друг с другом.
Задание 1.
- Запишите имена нарицательные, подобрав к ним имена собственные. Кто справится, поднимает сигнальные карточки.
Город, деревня, океан, озеро, рассказ, художник, писатель.
Проверка выполнения задания. Пара ребят по очереди читают получившиеся словосочетания, оценка ставится обоим.
-Какие слова мы называем собственными, а какие – нарицательными.
Задание № 2. Словарно-орфографическая минутка.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Один человек работает у доски, остальные самостоятельно. (Индивидуальная работа)
Ветер разогнал обл..ка, и засв..ркали звезды. Ст..ять было холл..дно, но ух..дить д..мой не хотелось. Вдруг в вышине сорвалась яркая зв..зда и устремилась к з..мле. Я уставился в ч..рное небо и долго см..трел. Но звезды больше не падали.
Взаимопроверка.
- Соседи по парте обменяйтесь своими тетрадями и сверьте написанное с текстом на доске.
4. Изучение нового материала.
а) объяснение нового материала в форме фронтальной беседы после прослушивания лингвистической сказки.
Друзья спешат на помощь.
Среди частей речи прошел слух, что заболело Имя Существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли, смотрят, — а Существительное лежит и стонет.
— Что с тобой? — спрашивают друзья.
— Все ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.
— Да, — задумались Прилагательное и Местоимение. — По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.
— Ну что вы! — возмутилось Существительное. — Ученик — он. Значит, мужской род. Ученица — она. Значит, женский род.
— Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море?
Вздохнуло Существительное:
— Здесь смотрите на окончания! Все теперь они решают: если -я — женский род, -о (-е) — средний, нет окончания — мужской.
— И ничего не решают! — затараторило Местоимение. — У стола, около стола — окончания -а. Значит, это существительные женского рода!
Тут Существительное потеряло терпение:
— Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли, в роли Подлежащего, стою в именительном падеже.
Сказало так Существительное и еще больше помрачнело, потому что вспомнило, что все-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.
— Послушай! — воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли). — Не грусти! Мы можем тебе помочь. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: интересная книга, мое яблоко, твой класс. Можем даже все вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира. Их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большая грязнуля и большой грязнуля, эта задира и этот задира.
Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не зря в народе говорят: «Друзья мешаются в беде».
-Ребята, как можно определить род имени существительного?
(С помощью местоимений: он мой - мужской род , она моя - женский род, оно мое - средний род; окончаний: - а, - я – женский род, -о, -е – средний род, нулевое окончание – мужской род, а также подставляя к именам существительным имена прилагательные и глаголы.)
б) первичное закрепление по учебнику.
- Иногда, неправильное определение рода имен существительных приводит к ошибкам в их употреблении с именами прилагательными и глаголами в прошедшем времени. Рассмотрите таблицу учебника на странице 202.
Задание 1. Подберите к данным существительным имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
-А работать мы будем в группах. Первая группа это первый ряд, вторая – второй ряд и третья – третий ряд. Первая группа подберет прилагательные и глаголы к существительным мужского рода, вторая группа - к существительным женского рода, третья группа - к существительным среднего рода.
мужской род | женский род | средний род |
Картофель Путь Рельс Рояль дядя | Молодежь Мышь Простыня Фамилия роща | Впечатление Повидло Полотенце Яблоко училище |
- Ребята, какие словосочетания у вас получились? (Учащиеся каждой группы по очереди называют получившиеся словосочетания).
Физкультминутка.
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Ручки выше, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровней,
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.
5. Закрепление изученного материала.
а) Объяснительный диктант.
- Работаем в парах, обращаясь при необходимости за помощью к соседу, у каждого на столе лежит листок с диктантом. Можно обращаться к сопроводительному документу Р.
Спишите, объясните орфограммы в корнях слов, определите род существительных.
Распол..гаться на н..члег, ш..пот в зар..слях, высокие р..стения, тихий ш..рох, уд..вительные насекомые, маленький р..сточек, наслаждаться природой, сокращать урок, желтенький ц..пленок, кривой ш..в, увл..каться музыкой, белизна снега, строят дом.
- Подберите антоним к словам маленький, тихий, кривой.
б) Групповая (устная) работа по учебнику. Упражнение 503.
Прочитайте, ставя глаголы, данные в скобках, в прошедшем времени.
(Один человек из группы читает исправленный текст).
в) Индивидуальная работа на местах с устным комментированием.
- Распределите существительные в три группы: 1) м.р. ед.ч. 2)ж.р. ед.ч. 3) ж.р. и ср.р. мн.ч.
Рожь, сторож, луж, молодежь, багаж, упряжь, блиндаж, тишь, шалаш, груш,
карандаш, роскошь, мяч, речь, туч, ключ, дач, круч, училищ, пастбищ, рощ.
г) Допишите к существительным мужского рода со значением «профессия, род занятий» параллельные названия для обозначения лиц женского пола (работа в парах).
Лаборант - …, летчик - …, преподаватель - …, продавец - …, писатель - …, артист - …, спортсмен - ….
6. Устранение ошибок в употреблении существительных (проблемная ситуация, групповая работа).
- А сейчас, ребята, вам предстоит выполнить сложную задачу – устранить ошибки в употреблении существительных.
Маленький мышь, вкусный яблоко, трудное фамилия, мокрый полотенце, чистый простынь, железная рельса, ужасный насекомый, печеная картофель, огромная рояль, белый сирень, раскидистая тополь, горячее кофе.
- Трудное задание выполнено. Будьте всегда внимательны, употребляя существительные в своей речи.
- Ребята, в кубанских говорах наблюдается процесс утраты среднего рода: существительные среднего рода, особенно с безударными окончаниями, употребляются в женском роде, например свежая сена, сырую мясу. Это объясняется сильным влиянием украинского языка.
- Найдите диалектные формы ряда имен существительных в кубанском фольклоре и художественных произведениях, запишите в тетрадь литературные формы (работа в парах).
1. Снялась, полетела б, как дикое гуся (Пес.) 2. Стуло перевернула баба, козырем пошла (Прип.) 3. Стыда нету ни на макову зернышку (Посл.) 4. А комендант развалился в мяхкой кресле (Веселый). 5. Мне снится белая тополь, курень казачий на ветру (Варавв.)
7. Итог урока (фронтальная беседа).
- А наш урок подошел к концу, остается выяснить:
* Что вы знаете о роде имени существительного?
* Как определить род существительного?
* Какие окончания имеют имена существительные мужского рода, женского рода и среднего рода?
8. Домашнее задание.
Упражнение 505.
Документ Р.
Муж. род. | Жен.род. | Ср. р. |
Он мой. нулевое окончание | Она моя. -а, -я. | Оно мое. -о, -е. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...