Род имени существительного
методическая разработка по русскому языку по теме

Тимошенко Наталья Ивановна

 

Цели:

 развивающая: развивать речь, интеллектуальную культуру шестиклассников, умение высказывать свою точку зрения и слушать товарищей;

воспитательная: воспитывать интерес и любовь к родному языку, к родному краю;

образовательная: формировать умения определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными;

Оборудование к уроку: учебник, индивидуальный раздаточный материал, таблицы - схемы род имен существительных (сопроводительный документ Р),  звезды разного цвета, песочные часы, сигнальные знаки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 34_namesu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 Белоглинского района».

   

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Род имени существительного.

Учитель русского языка

 и литературы

Тимошенко Н.И.

                                         Ст. Успенская.

Цели:

 развивающая: развивать речь, интеллектуальную культуру шестиклассников, умение высказывать свою точку зрения и слушать товарищей;

воспитательная: воспитывать интерес и любовь к родному языку, к родному краю;

образовательная: формировать умения определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными;

Оборудование к уроку: учебник, индивидуальный раздаточный материал, таблицы - схемы род имен существительных (сопроводительный документ Р),  звезды разного цвета, песочные часы, сигнальные знаки.

Ход урока.

1. Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята! Прозвенел опять звонок,

                                        Начинаем наш урок.

2.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня нам предстоит вспомнить, что мы знаем о роде имени существительного, как определить род существительного.

3. Повторение изученного материала по морфологии и орфографии.

-Ребята сейчас вам предстоит поработать в парах. Работая в парах, вы можете совещаться друг с другом.

Задание 1.

- Запишите имена нарицательные, подобрав к ним имена собственные. Кто справится, поднимает сигнальные карточки.

Город, деревня, океан, озеро, рассказ, художник, писатель.

Проверка выполнения задания. Пара ребят по очереди читают получившиеся словосочетания, оценка ставится обоим.

-Какие слова мы называем собственными, а какие – нарицательными.

Задание № 2. Словарно-орфографическая минутка.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Один человек работает у доски, остальные самостоятельно. (Индивидуальная работа)

Ветер разогнал обл..ка, и засв..ркали звезды. Ст..ять было холл..дно, но ух..дить д..мой не хотелось. Вдруг в вышине сорвалась яркая зв..зда и устремилась к з..мле. Я уставился в ч..рное небо и долго см..трел. Но звезды больше не падали.

Взаимопроверка.

- Соседи по парте обменяйтесь своими тетрадями и сверьте написанное с текстом на доске.

4. Изучение нового материала.

а) объяснение нового материала в форме фронтальной беседы после прослушивания лингвистической сказки.

                                     Друзья   спешат   на   помощь.

Среди частей речи прошел слух, что заболело Имя Существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли, смотрят, — а Существительное лежит и стонет.

—  Что с тобой? — спрашивают друзья.

—   Все ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.

—   Да, — задумались Прилагательное и Местоимение. — По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.

—   Ну что вы! — возмутилось Существительное. — Ученик — он. Значит, мужской род. Ученица — она. Значит, женский род.

—   Так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море?

Вздохнуло Существительное:

—  Здесь смотрите на окончания! Все теперь они решают: если -я — женский род, -о (-е) — средний, нет окончания — мужской.

—   И ничего не решают! — затараторило Местоимение. — У стола, около стола — окончания -а. Значит, это существительные женского рода!

Тут Существительное потеряло терпение:

—  Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли, в роли Подлежащего, стою в именительном падеже.

Сказало так Существительное и еще больше помрачнело, потому что вспомнило, что все-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.

—   Послушай! — воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли). — Не грусти! Мы можем тебе помочь.   Постараемся  не  оставлять  в  одиночестве,   будем  с  тобой рядом и поможем определить твой род: интересная книга, мое яблоко, твой класс. Можем даже все вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира. Их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большая грязнуля и большой грязнуля, эта задира и этот задира.

Повеселело  Существительное  от дружеской  поддержки  и  стало выздоравливать. Не зря в народе говорят: «Друзья мешаются в беде».

-Ребята, как можно определить род имени существительного?

(С помощью местоимений: он мой - мужской род , она моя - женский род, оно мое - средний род; окончаний: - а, - я – женский род, -о, -е – средний род, нулевое окончание – мужской род, а также подставляя к именам существительным имена прилагательные и глаголы.)

б) первичное закрепление по учебнику.

- Иногда, неправильное определение рода имен существительных приводит к ошибкам в их употреблении с именами прилагательными и глаголами в прошедшем времени. Рассмотрите таблицу учебника на странице 202.

Задание 1. Подберите к данным существительным имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

-А работать мы будем в группах. Первая группа это первый ряд, вторая – второй ряд и третья – третий ряд.  Первая группа подберет прилагательные и глаголы  к существительным мужского рода, вторая группа - к существительным женского рода, третья группа - к существительным среднего рода.

мужской род

женский род

средний род

Картофель

Путь

Рельс

Рояль

дядя

Молодежь

Мышь

Простыня

Фамилия

роща

Впечатление

Повидло

Полотенце

Яблоко

училище

- Ребята, какие словосочетания у вас получились? (Учащиеся каждой группы по очереди называют получившиеся словосочетания).

Физкультминутка.

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Ручки выше, шире плечи,

Раз, два, три, дыши ровней,

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.

5. Закрепление изученного материала.

а) Объяснительный диктант.

- Работаем в парах, обращаясь при необходимости за помощью к соседу, у каждого на столе лежит листок с диктантом. Можно обращаться к сопроводительному документу Р.  

Спишите, объясните орфограммы в корнях слов, определите род существительных.

       Распол..гаться на н..члег, ш..пот в зар..слях, высокие р..стения, тихий ш..рох, уд..вительные насекомые, маленький р..сточек, наслаждаться природой, сокращать урок,  желтенький ц..пленок, кривой ш..в, увл..каться музыкой, белизна снега, строят дом.

- Подберите антоним к словам  маленький, тихий, кривой.

б) Групповая (устная) работа по учебнику. Упражнение 503.

Прочитайте, ставя глаголы, данные в скобках, в прошедшем времени.

(Один человек из группы читает исправленный текст).

в) Индивидуальная работа на местах с устным комментированием.

- Распределите существительные в три группы: 1) м.р. ед.ч. 2)ж.р. ед.ч. 3) ж.р. и ср.р. мн.ч.

Рожь, сторож, луж, молодежь, багаж, упряжь, блиндаж, тишь, шалаш, груш,

карандаш, роскошь,  мяч, речь, туч, ключ, дач, круч, училищ, пастбищ, рощ.

г) Допишите к существительным мужского рода со значением «профессия, род занятий» параллельные названия для обозначения лиц женского пола (работа в парах).

Лаборант - …, летчик - …, преподаватель - …, продавец - …, писатель - …, артист - …, спортсмен - ….

6. Устранение ошибок в употреблении существительных (проблемная ситуация, групповая работа).

- А сейчас, ребята, вам предстоит выполнить сложную задачу – устранить ошибки в употреблении существительных.

      Маленький мышь, вкусный яблоко, трудное фамилия, мокрый полотенце, чистый простынь, железная рельса, ужасный насекомый, печеная картофель, огромная рояль, белый сирень,  раскидистая тополь, горячее кофе.

- Трудное задание выполнено. Будьте всегда внимательны, употребляя существительные в своей речи.

 - Ребята, в кубанских говорах наблюдается процесс утраты среднего рода: существительные среднего рода, особенно с безударными окончаниями, употребляются в женском роде, например свежая сена, сырую мясу. Это объясняется сильным влиянием украинского языка.

- Найдите диалектные формы ряда имен существительных в кубанском фольклоре и художественных произведениях, запишите в тетрадь литературные формы (работа в парах).

1. Снялась, полетела б, как дикое гуся (Пес.)  2. Стуло перевернула баба, козырем пошла (Прип.) 3. Стыда нету ни на макову зернышку (Посл.) 4. А комендант развалился в мяхкой кресле (Веселый). 5. Мне снится белая тополь, курень казачий на ветру (Варавв.)

7. Итог урока (фронтальная беседа).

 - А наш урок подошел к концу, остается выяснить:

 * Что вы знаете о роде имени существительного?

 * Как определить род существительного?

 * Какие окончания имеют имена существительные мужского рода, женского рода и среднего рода?

8. Домашнее задание.

Упражнение 505.

                                                                 Документ Р.

Муж. род.

Жен.род.

Ср. р.


Он мой.

нулевое

окончание


Она моя.

-а, -я.


Оно мое.

-о, -е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...