Род имен существительных
методическая разработка по русскому языку по теме
Тема: Род имен существительных.
Урок закрепления знаний.
Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме; выявить индивидуальные и групповые ошибки при определении рода существительных; развивать творческие способности учащихся, образное мышление, умение работать в группе; прививать интерес к изучению родного языка.
Оборудование: тестовые задания на каждый стол, листы-бланки для выставления баллов, сигнальные карточки, карточки с заданием.
На уроке используется групповая технология. Класс разбит на группы по 4-5 человек. Задание дается одно для всех команд. Оценивается задание в баллах, которые каждый заносит в свою таблицу. По количеству баллов ставится оценка.
Тип урока – комбинированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
35_name2.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 Белоглинского района».
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Род имен существительных».
(Продолжение темы).
Учитель русского языка
и литературы
Тимошенко Н.И.
Ст. Успенская.
Тема: Род имен существительных.
Урок закрепления знаний.
Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме; выявить индивидуальные и групповые ошибки при определении рода существительных; развивать творческие способности учащихся, образное мышление, умение работать в группе; прививать интерес к изучению родного языка.
Оборудование: тестовые задания на каждый стол, листы-бланки для выставления баллов, сигнальные карточки, карточки с заданием.
На уроке используется групповая технология. Класс разбит на группы по 4-5 человек. Задание дается одно для всех команд. Оценивается задание в баллах, которые каждый заносит в свою таблицу. По количеству баллов ставится оценка.
Тип урока – комбинированный.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку? На вашем рабочем столе должны лежать учебник, рабочая тетрадь, ручка и дневник.
( Учащиеся проверяют готовность к уроку.)
2. Проверка выполнения домашней работы.
а) Фронтальная беседа по вопросам. (Каждая группа в течение 1 мин. обсуждает ответ на вопрос. Один ученик отвечает. Правильность ответов оценивается в баллах, которые ставятся всей группе и каждому ученику).
- На какие группы по родам делятся имена существительные?
- Как определить род имени существительного?
- Изменяется имя существительное по родам или эта категория постоянная?
- Какие окончания имеют существительные ж.р., м.р., ср.р. в именительном падеже?
б) Проверка выполнения упражнения 505.
Учитель:
- Ребята, откройте ваши тетради с домашней работой. Прочтите составленные вами словосочетания и оцените свою работу ( работа проверяется в группе: каждый ученик читает словосочетания, указывает род имен существительных, ребята оценивают и ставят балл).
После проверки, дети сдают тетради с домашней работой.
3. Повторение пройденного.
Учитель:
- В полученных тетрадях запишите сегодняшнее число, классная работа. На уроке мы с вами продолжим учиться определять род имен существительных.
а) Синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся записывают предложение, делают синтаксический разбор, определяют род имен существительных.
В воздухе стоял аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнце.
б) Объяснительный диктант.
- Возьмите карточку № 1 и выполните задание.
Карточка № 1
Спишите текст, укажите род существительных.
Маленьк.. солнце на моей ладошке. Бел.. ромашка на зелен.. ножке.
В глинян.. кувшине, в банке или чашке весело теснятся крупн.. ромашки.
в) Карточка № 2.
Поставьте глаголы в прошедшем времени, согласуйте их с существительными. Укажите род существительных, окончания глаголов выделите.
- Князь для белочки потом (выстроить) хрустальный дом.
- Под окном (расти) куст белой сирени.
- Наташа (сидеть) на стуле.
- На опушке вблизи дороги (пастись) стадо колхозных коров.
- В зеленой чаще кустов птичка (порхать) с ветки на ветку.
Физкультминутка.
Вышла мышка
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук — «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте).
Игровое упражнение повторить 2-3 раза.
4. Закрепление темы.
1. Тест.
- Имя существительное – часть речи, которая обозначает:
А) действие; б) признак; в) предмет.
2. Укажите столбик: а), б), в), или г), цифры которого соответствуют склонению данных существительных.
а б в г
На крыше 1 2 3 1
Ночью 3 2 1 3
С товарищем 2 3 1 3
В поле 2 3 1 3
3. Определите в каком столбике: а), б), в), или г), указание на род соответствует роду данных существительных.
а б в г
простыня ж . м. м. ж.
впечатление ср. ж. м. ср.
картофель ж. м. ж. м.
роща ж. м. м. ж.
4. Найдите существительное муж. р.
А) впечатление, б) повидло, в) кофе, г) яблоко.
5. В какой группе существительных верно указан род:
а) м.р. – картофель, путь, мышь, дядя;
б) ж.р. – молодежь, мышь, простыня, фамилия;
в) ср.р. – полотенце, училище, рояль, роща.
2. Диктант «Проверь себя». Подчеркни орфограммы в корне.
За одну ночь все в природе изменилось. Низкие облака ползли над самой землей. Они чуть не цеплялись за верхушки елей. Вид был печальный. В воздухе кружилась живая сетка из мягких пушистых снежинок.
- Проверьте свой текст с текстом на доске.
5. Подведение итогов.
Подсчет баллов. Выставление оценок.
6. Рефлексия.
-Возьмите карандаши и покажите в цвете, какое настроение было у вас на уроке. Самое интересное задание подчеркните.
7. Домашнее задание. Упр. 504.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...