Урок обучения грамоте "Выбор гласных букв И, Ы после Ц
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конкретизация позиционного принципа обозначения звуков буквами, расширение понятия об орфограмме; создание ситуации постановки задачи, обозначения гласных звуков буквами после ц; составление алгоритма исследования отношения звук – буква.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
в 1 классе
Учитель начальных классов
МКОУ « Владимиро - Ильичёвская начальная
общеобразовательная школа»
Суетского района Алтайского края
Стахнёва Галина
Николаевна.
ТЕМА: Выбор гласных букв И , Ы после Ц.
ЦЕЛИ: Конкретизация позиционного принципа обозначения звуков буквами, расширение понятия об орфограмме; создание ситуации постановки задачи, обозначения гласных звуков буквами после ц; составление алгоритма исследования отношения звук – буква.
ХОД УРОКА
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечания |
Психолгический настрой. | Ребята посмотрите как весело к нам в окно светит солнышко. Давайте и мы дружелюбно ему улыбнёмся. А теперь пожмём друг другу руки и пожелаем успехов в работе. | Дети включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками. | Создание благоприятной обстановки в классе. |
Создание ситуации успеха. | Доскажите стихотворение и скажите с какой буквой мы с вами познакомились на прошлом уроке. Букв не мало мы узнали Добрались до буквы …(ц) Есть слова, где ц- в начале, Где в середине , где в конце. - С какой буквой вы познакомились на прошлом уроке? - Какой звук может обозначать эта буква? - Какие гласные мы пригласим для работы с буквой Ц. - А зачем нам это нужно? - Молодцы ребята! Я знаю, что вы очень любите загадки, Предлагаю вам отгадать загадки , отгадки на которые вы запишите в кроссворд. Но есть обязательное условие, в отгадке должна быть буква ц . - Как лучше выполнить это задание? - Давайте повторим алгоритм групповой работы. Итак отгадайте слово по вертикали. У меня ходули – Не страшит болото: Лягушат найду ли – Вот моя забота. Какую гласную букву поставим после ц? - Почему? - Вставьте слово по горизонтали. Что такое- с тонкой, хрупкой И овальною скорлупкой? А в гнезде оно смотри, Раскололось из нутрии. - Что это? - Какую букву поставим после ц? Слово по горизонтали. Зимой беленькие, летом серенькие, Никого не обижают, сами всех боятся, И в кустах таятся - Кто это? - Какую гласную букву выберем после ц ? - Почему? - Какую другую букву можно поставить? Поставим после буквы ц букву и . Что получилось? Прочитайте слово. Правильно оно звучит? А почему? Что надо изменить? Отгадайте последнюю загадку. Проживают в умной книжке Хитроумные братишки. Десять их но братья эти Сосчитают всё на свете. Итак кроссворды мы разгадали. - Не возникли ли у вас вопросы к этому кроссворду? | Ориентация детей на успешное проведение урока. - С буквой ц . - Непарный , согласный, глухой, твёрдый. - Гласные которые выполняют одну работу. - Чтобы читать. - Писать без ошибок. - В группе. - Думаю сам - Высказываемся по очереди. - отвечающий записывает ответ. Букву а , так как она выполняет одну работу. Общение детей друг с другом. - Яйцо. - Букву о. Взаимодействие детей друг с другом. - Заяц. - Гласную букву ы. - Она обозначает звук и . - Букву и . - Нет . Написать букву ы Дети совместно вставляют последнее слово в кроссворд. - Почему в одном случае цы мы писали с буквой ы, а в другом с буквой и? | На доске появляется буква Ц. Рядом с буквой появляется звуковая схема. Работа в группе. Дети работают в группе . Вставляют в кроссворд слово цапля. На партах у детей карточки с кроссвордом. Слово вписывается в кроссворд. Слово вписывают в кроссворд. На доске появляется слово ЗАЙЦИ На доске происходит изменение. ЗАЙЦЫ Кроссворды выставляются и сравниваются. |
Постановка учебной задачи. | Какая учебная задача стоит перед нами? - Как это сделать? - У кого есть свои предложения? Хорошо давайте разберёмся вместе. - Но кто напомнит мне вопрос? | Узнать как обозначать буквами звукосочетание цы. - Понаблюдать за написанием слов. - Прочитать правило…. - Узнать когда после ц пишется и, когда ы. | На доске схема ЦЫ ЦЫ ? ЦИ |
Поиск способа решения. | Решим орфографическую задачу. - Что объединяет слова каждого столбика? Прочитайте слова первого столбика. - Что заметили? - Какой буквой в этих словах обозначен гласный звук после ц? - Этот звук ударный? - Он находится в середине или в конце? Какой вывод мы можем сделать? Прочитайте слова второго столбика. Проанализируйте эти слова и попытайтесь сделать вывод. Так договорились люди между собой. Это общепринятый закон. Запомни это. Ребята сможем ли мы наше открытие изобразить в виде модели? - Как лучше работать ? - Что для жэтого нужно сделать? Ещё раз повторим алгоритм работы в группе. - Что они делают? - В какой последовательности идёт работа в группе? Кто может повторить задание? Кто готов показать модель? - Кто добавит уточнит? | - В них есть сочетания цы - Буквой и . - Да он ударный находится в середине слова. Звукосочетание цы в середине слова пишется с буквой и. -звукосочетание цы в конце слова пишется с буквой ы - Попробуем.. Выбрать организатора, отвечающего. Организатор организует работу в группе , отвечающий – отвечает 1.Думаю сам. 2.Высказываемся по адресам. 3. Ответ отвечающего. Изобразить модель написания цы Дети показывают свои модели и комментируют их. Дети вносят поправки. | На доске циркуль мотоцикл циркуль 2ст. скворцы пловцы певцы Работа в парах. Работа в парах. Работа в группах, учитель руководит работой групп. ЦЫ ЦИ… ? …ЦЫ |
Конкретизация способа решения учебной задачи | - Ребята мы ответили на вопрос? - Узнали когда цы будем писать с буквой и , а когда с буквой ы? - Кто обобщит и повторит это правило? Есть ещё один столбик слов. Где находится слог цы - Какой буквой обозначен гласный звук после ц? Может здесь произошла ошибка? Да ребята оказывается, эти слова не захотели подчиниться общепринятому правилу. Их надо запомнить. Д ля этого достаточно выучить такое предложение: « Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц». | - Да узнали. Обращение ученика к классу. Ученики читают слова. - В середине слова. Гласный звук обозначен буквой ы. _ Может это какие –то исключения? Дети повторяют за учителем . | На доске слова цыган цыпочки цыплёнок цыкнул цыц Хоровое проговарива – ние . |
Рефлексивный анализ. | Кто такой цыплёнок? - Почему цыплёнка так называют? - Почему он именно цыплёнок, а не курёнок, например? | Цыплёнок сын курицы. Дети в недоумении. | |
Самостоятельная работа. | Об этом мы узнаем прочитав текст в азбуке с. 113. - Почему же его так называют? - Кто готов ответить? | Дети читают текст. Осуждение прочитанного. Дети отвечают. | Работа по учебнику. Работа в парах. Фронтальная работа. |
Оценивание меры продвижения к цели. | Остался ещё один столбик слов. Прочитайте их так, как мы говорим. - Какое звукосочетание мы слышим в первом слоге? - А как на письме обозначено? - Можем ли мы объяснить ? - Почему? - а чем отличаются эти слова от других слов с цы? Падает ли на этот слог ударение? Итак мы раскрыли секрет обозначения буквами слога цы с ударным гласным звуком . Обозначение буквами цы в безударной позиции мы узнаем позднее. Пока мы сохраним этот вопрос. Будем обозначать на письме этот безударный гласный звук знаком вопроса. | Дети читают слова. - Слышим цы. Нет мы пока этого объяснить не можем. Нет. | На доске. цинга цыган цена |
Контроль. | Поработайте в группах и вставьте пропущенные буквы в слова стихотворения. В каких случаях надо будет поставить знак вопроса? Ц- плёнок в ц_рке выступал. Играл он на ц_мбалах, На мотоц_кле разъезжал, И ц_фр он знал не мало. Он из ц_линдра доставал Морковь и огурец И только одного не знал: Где И , а где же Ы. Цыплёнок, который выступал в цирке, не знал, « где и, а где же ы» - А вы знаете? - Во всех ли словах вы это точно знаете? Расскажите правило которое сегодня узнали. - Кто добавит? | Если звук ы безударный. Дети вставляют пропущенные буквы. Нет не во всех. Не знаем там, где звук безударный. Повторяют правило. | У детей карточки. Работа в группах. Вывод по уроку. |
Итог. | - Какую орфографическую задачу мы решали? Чем был интересен урок? - Чем особенно запомнился? - Какую вызвал трудность? - Над чем нужно поработать на следующем уроке? - Оцените себя по шкале достижений. Я согласна с вашей оценкой. На этом урок закончен. | Выслушиваются ответы детей. | Самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100
Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...
Урок обучения грамоте "Гласная буква е"
Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа России"...
Урок обучения грамоте. Гласный звук у. Буквы у,У. Презентация.
Презентация к уроку обучения грамоте содержит слайды, раскрывающие суть нового материала. В игровой форме вводится новый звук и буква. Ставится проблема, пути её решенияотрены две . В ходе урока преду...
Открытый урок английского языка во 2-ом классе по теме"Обучение чтению гласной буквы Е в закрытом слоге"
Разработанный урок английского языка во 2 классе определяется целями государственной политики в сфере образования. Внедрение нового ФГОС требует от учителя особого подхода в разработке...
Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".
Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...
Открытый урок обучения грамоте "Гласная буква Ё, ё."
В документе представлена разработка открытого урока обучения грамоте, апробированного на практике....
Урок обучения грамоте "Гласная буква Ёё"
Урок проведён в 1 классе. на уроке учащиеся знакомятся с гласными буквами, определяют особенность буквы ё (обозначает целый слог-слияние – два звука и является показателем мягкости предшес...