Открытый урок обучения грамоте "Гласная буква Ё, ё."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Казакова Людмила Геннадьевна

В документе представлена разработка открытого урока обучения грамоте, апробированного на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx315.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по теме "Гласная буква Ё, ё". 1-й класс

Задачи:

-сформировать у учащихся представление о назначении буквы ё;

--совершенствовать у учащихся навыки чтения и работы с текстом;

-учить различать части речи;

-развивать речь, внимание, память, фонематический слух.

Формируемые УУД:

-умение делать выводы, обобщения;

-осуществлять самоконтроль при решении учебных задач.

Пропедевтика: транскрипция слов с йотированными гласными и разделительным мягким знаком.

  1. Организационный момент

Ребята, наш урок обучения грамоте продолжается. Сейчас мы узнаем ещё несколько тайн русского языка.

  1. Работа по развитию речи.

Чтобы познать секреты новой буквы, нам нужен помощник, и он появится, если отгадаете мою загадку:

Сердитый недотрога  

Живёт в глуши лесной; 

Иголок много-много 

А ниток – ни одной.

  • Кто же это? (Ёж).
  • Молодцы, а вот и сам он появился. (Показываю изображение ежа)

– Давайте подберем к слову ёж родственные слова. (ёжик, ежиха, ежёнок, ежишка, ежовый…)

– А мне вот кажется, что вы забыли еще одно родственное слово – ЁЛКА. Ведь тоже с иголками… (Ответы детей)

– На самом деле, дети, эти слова не являются родственными, так как у них нет общей части слова, а общая только одна буква.

– А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Только уговор: будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова. Начнем с мордочки…(Описание детей). Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей).

А посмотрите, какие у ёжика ножки… (Описание детей).

3. Работа по теме урока

 Ребята, скажите, сколько слогов в нашем слове ёжик? Какой слог первый? Из каких звуков он состоит?

Как вы думаете, ребята, чем мы будем заниматься на уроке? (будем продолжать читать слова с буквой ё, определять сколько звуков в слове обозначает буква ё).

А теперь ребята, давайте запишем слово в тетрадочку: ёжик. Разделим его на слоги. Нарисуем схему слова. Как мы уже сказали в слове 2 слога. Первый слог ё, из каких звуков он состоит? (Й, о) На нашей схеме его изобразим слогом слиянием ЙО, проверим, поётся ли слог — поётся, значит наш слог -слог слияние. Далее идет сложный слог жик. Из каких частей он состоит?

Давайте попробуем самостоятельно раскрасить нашу схему, а через минуту будем проверять. Кто хочет нам помочь и раскрасить схему на доске?

Ребята, какой вывод мы можем сделать, если буква Ё стоит в начале слова, сколько звуков она даёт?

Ребята, посмотрите, наш ёжик принес нам письмо. Давайте прочитаем, что в нем написано!

Учитель раскрывает письмо:

-Ребята, здесь написано стихотворение и загадка и ещё какое-то слово! Ну что, прочитать вам письмо?

-Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё житьё-бытьё?

Буква Ё даёт отчёт:

-Ничего житьё течёт.

Я ударная всегда!

-Ой-ёй-ёй, вот это да!

Учитель обращает внимание детей на слова житьё-бытьё, проводит анализ.

Вывод: после мягкого знака буква ё обозначает 2 звука.

Давайте все вместе прочитаем слово из конверта: поёт. Кто сможет составить с этим словом предложение? На какой вопрос отвечает это слово? Что оно обозначает?

Давайте проанализируем и это слово.

Запишем в тетрадочку слово поёт. Разделим его на слоги. Начертим схему.

Ребята, какой вывод мы можем сделать? После гласной буквы ё обозначает 2 звука.

Ну что ж ребята, а теперь у нас в конвертике осталось самое интересное — загадка.

За окошком снег идет

Очень близок Новый год,

А речушка не течет,

Ведь сковал речушку … (лёд)

Молодцы!

Что обозначает это слово? На какой вопрос отвечает?

Ребята, сколько слогов в слове лед?

Давайте запишем это слово в тетрадочку и попробуем составить схему? Из каких частей состоит наш слог? Ребята самостоятельно раскрашивают схему, а потом сравнивают с образцом на доске.

Итак, ребята, после какой буквы стоит буква ё? Сколько звуков она даёт? Какой вывод мы можем сделать?

  1. Физкультминутка
  1. Продолжение работы по теме урока.

Включить звук шуршания.

Игра «Помогите ёжикам».

Прочитать скороговорки и слоги на стр. 32

6. Подведение итогов урока

Какую новую букву вы изучили?

В каких случаях буква ё обозначает два звука? Один звук?

Кто научился читать слова с буквой ё?

У кого вызывает затруднение написание буквы ё?

Что было самым интересным на уроке?

C:\Users\Александр\Desktop\dsc09665.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок обучения грамоте «Буква Ш,ш, звук [ш].»

Тема: Буква Ш,ш, звук [ш].Цель: в игровой доступной форме познакомить детей с новой буквой и звуком, учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой, развивать навык плавного слогового...

Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".

Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...

Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»

Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Открытый урок Обучение грамоте "Буквы Жж, звук [ж]. Составление текста по опорным словам."

Урок - путешествие в город Буквоград. На уроке идет объяснение нового материала по теме "Буквы Ж,ж, звук [ж]....