Урок обучения грамоте "Гласная буква Ёё"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Урок проведён в 1 классе. на уроке учащиеся знакомятся с гласными буквами, определяют особенность буквы ё (обозначает целый слог-слияние – два звука и является показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии); выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст; составляют рассказ по картинке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_1_klass_bukva_yoyo.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Гласные буквы Ё, ё |
Цель урока: | Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы Ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [j’о]), развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Определяют особенность буквы Ё (обозначает целый слог-слияние – два звука и является показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии); выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст; составляют рассказ по картинке |
Личностные результаты | Обладают чувством ответственности за сохранение природы |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Метапредметные (УУД): Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Основное содержание темы, понятия и термины | Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии; особенность буквы Ё (обозначать целый слог-слияние – два звука); слого-звуковой анализ слова с гласным звуком [о] после мягкого согласного с опорой на схему-модель |
Образовательные ресурсы | Предметные картинки, цветные полоски,Презентация, ёлочка, красные и синие кружочки для рефлексии. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок Начинается урок Мы друг к другу повернулись И друг другу улыбнулись. - Ребята, настроимся на работу и пожелаем друг другу удачи! Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Речевая разминка | – Пропойте гласные звуки | Поют гласные звуки | Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
III. Актуализация опорных знаний | – Какие гласные звуки служат для обозначения твердости, а какие – для обозначения мягкости согласных в слиянии? Буквы е и я особенные. Они могут обозначать не только мягкость согласных в слиянии, но и слияние, сразу два звука [j’э], [j’а], когда эти буквы находятся в начале слова или после других гласных. – Выполните слого-звуковой анализ слов ели, маяк по схемам | – Твердость согласных обозначают: а, о, у, ы. – Мягкость согласных обозначают: и, е, я. Слушают объяснение учителя. Работают со схемами-моделями слов, анализируют слова | Вспоминают все изученные гласные буквы и их функции. Выполняют слого-звуковой анализ слов. Сравнивают звуковой состав слов и их буквенную запись. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах |
IV. Постановка учебной задачи | Отгадайте загадку: Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт. Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель … . (ёжик) -Какой звук слышим в начале слова? -Как вы думаете, с какой буквой будем работать на уроке? -Какой это звук? Мы знакомы с ним? Что- то знаем о нём? -Чему научимся сегодня на уроке? (определить какой звук означает буква ё, научимся читать с ней слоги,слова и предложения.) | Отгадывают загадку. Слушают учителя | Принимают учебную задачу |
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности | – Кто изображен на рисунке?– Выполните слого-звуковой анализ слова ёжик. | – Ёжик. | Производят слого-звуковой анализ слова ёжик. |
1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 31) | – Произнесите слово ёжик по слогам. Сколько слогов в слове? Какой первый? Какой второй? Какие это слоги? – Два звука, образовавших слияние [j’о], принято обозначать не двумя буквами, а одной – буквой Ё. Если буква Ё находится в начале слова и после гласной, то при чтении надо просто назвать букву. Когда мы будем называть её, то сразу произнесем два звука [j’о] | Выполняют слого-звуковой анализ слова ёжик. – Первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. Первый слог состоит из двух звуков. Читают правило | Обозначают слияние [j’о] буквой Ё. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Называют особенность буквы Ё (обозначать целый слог-слияние – два звука). Формулируют способ чтения буквы Ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов: буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом – просто называется |
2. Знакомство с буквой Ё | – На что похожа буква Ё? Е и Ё – родные сестры, Различать сестер не просто. Но у буквы Ё две точки, Словно в лесенке гвоздочки. В. Степанов – Выложите букву Ё из цветных полосок. | Находят букву Ё на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из цветных полосок выкладывают букву Ё | Находят букву Ё на «ленте букв». Моделируют ее из цветных полосок |
3. Чтение слогов и слов (учебник, с. 31) | – Прочитайте слоги. – Прочитайте слова. – Сколько звуков произносите вы, читая букву ё в слогах | Читают слоги и слова. – В слогах – [о], в словах – [j’о] | Читают слова с буквой Ё в начале слова и после гласных. Различают звуки, обозначенные буквой Ё |
Физкультминутка | «Жук», «Мыши» | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления |
4. Работа с текстом | – Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку. – Озаглавьте рассказ | Читают текст рассказа, рассматривают картинку, озаглавливают рассказ | Осмысленно читают текст рассказа, определяют главную мысль |
5. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 30) | – Рассмотрите картинку. – Составьте по ней рассказ | Рассматривают картинку, составляют рассказ | Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ |
6. Дидактическая игра «Малыши заблудились» (учебник, с. 30) | – Прочитайте слова (названия животных и их детенышей). – Найдите каждому детенышу родителя | Читают, выполняют задание | Умеют работать в паре, контролируют работу друг друга. Объясняют образование слов, обозначающих детенышей |
VII. Рефлексивно-оценочный | -Что нового узнали на уроке? -Вспомните какую цель мы поставили перед собой в начале урока? -Мы достигли своей цели? -Понравился ли вам урок? -Сейчас мы с вами украсим нашу ёлочку. У вас на столах лежат красные и синие кружочки . Если вам урок понравился и вы все поняли на уроке выберете красный кружочек. Если урок вам не понравился и вы ничего не поняли на уроке то выберите синий кружочек. -Красные кружочки с заданиями:нужно прочитать написанное на кружочке слово и объяснить функцию буквы ё в этом слове. | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обучения грамоте "Буква е. Звуки буквы е."
Данная презентация к уроку "Буква е и ее звуки" по прогрмме "2100"....
Презентация к уроку обучения грамоте "Буква А,а. 2 урок"
Урок включает в себя звуковой анализ слов, тренировочные упражнения в составлении схем слов и предложений, подготовку к пересказу скзки "Лисичка -сестричка и серый волк по картинному плану....
Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".
Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...
Урок обучения грамоте " Буква Фф. Чтение слов с буквой Фф" УМК " Начальная школа 21 век"
Папка содержит технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока. Урок разработан по букварю Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой....
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Презентация к уроку.Урок обучения грамоте. Буква Д( 2 урок).
Презентация к уроку обучения грамоте. Буква Д. Урок 2....