Урок обучения грамоте "Какое "важное дело" поручено заглавной букве О"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Тема: Какое «важное дело» поручено заглавной букве О.
Назначение в системе уроков, занятий: Урок открытия нового знания.
Ведущее системное средство (методы, формы, технологии):
Методы - частично-поисковый, наблюдения, анализа;
Формы - парная, групповая;
Технология - системно-деятельностный подход.
Оборудование: учебник - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010.;
плакат с изображением заглавной буквы «О», карточки-сигналы для эмоциональной оценки своей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaglavnaya_bukva_o.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарный план урока обучения грамоте ОС «Школа 2100» (1 класс)
(по Стефановской Т.А.)
Муниципальное образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №12» Учитель: Повилайтис Татьяна Владимировна
Тема: Какое «важное дело» поручено заглавной букве О.
Назначение в системе уроков, занятий: Урок открытия нового знания.
Задачи урока по достижению результатов:
Личностные: (из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»)
1) формировать готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные высказывания;
2) воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей;
(из «Основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. МБОУ «СОШ №12»)
3) обеспечить ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
4) формировать мотивацию к учению и познанию, ценностно-смысловые установки первоклассника, отражающие их индивидуально-личностную позицию, социальную компетентность.
Метапредметные:
Личностные УУД:
1) учить оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с определённой ситуацией;
2) формировать умение высказывать своё отношение к героям рассказа
Г. Сапгира «Андрюша», выражать свои эмоции.
Познавательные УУД:
1) формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) учить моделированию, преобразованию объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта или знаково-символические;
3) формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
4) формировать умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формировать умение слушать и понимать других;
2) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
3) формировать умение работать в паре, группе;
4) учить управлять поведением партнёра – контролировать, корректировать и оценивать его действия.
Регулятивные УУД:
1) формировать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
3) формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Предметные:
- познакомить учащихся с заглавной буквой «О»;
- рассмотреть случаи написания слов с заглавной буквы;
- учить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;
- формируем умение находить слова с заданным звуком;
- формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
Ведущее системное средство (методы, формы, технологии):
Методы - частично-поисковый, наблюдения, анализа;
Формы - парная, групповая;
Технология - системно-деятельностный подход.
Оборудование: учебник - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010.;
плакат с изображением заглавной буквы «О», карточки-сигналы для эмоциональной оценки своей работы.
Ход урока
Возможности реализации поставленных задач (+) | |||
Личност | Мета предм. | Предметн. | |
1. Актуализация знаний. | |||
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Звуки с буквами пришли, Чтобы грамоте учить. - Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики. - Умницы! (Садятся девочки) - Молодцы! (Садятся мальчики) - Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир звуков и букв, откроем новые знания. Тему урока скажите сами в конце урока. а) Составление плана работы - Откройте Буквари на с.40-41. Посмотрите на разворот. - Что вы видите? (Картинки, схемы слов, схемы предложений, слоги). - Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. * Дети совместно с учителем составляют план урока. План (примерный) 1. Работа с рисунками 2. Составление слов по схемам 3. Составление предложений по схемам 4. Чтение слогов 5. Чтение текста б) Работа со схемами-человечками, – Посмотрите на доску. Что вы видите у меня на доске? (Схемы-«человечки») На доске: - Они идут парами. Подумайте, какие это могут быть звуки? («п»-«т», «г»-«р», «и»-«о») – Охарактеризуйте их. (Глухие согласные, звонкие согласные, гласные.) Работа в парах. - Раскрасьте у «человечков» башмачки и наденьте головные уборы. Проверка: сравнить с эталоном на доске. в) Чтение слогов буквой «о». – Рассмотрите лестницы внизу страницы? - Что необходимо сделать? (Прочитать слоги) – Здесь две лестницы. По левой лестнице будем спускаться. Сделаем это весело, быстро. – Читаем сначала вместе. * Затем дети читают индивидуально. – По правой лестнице будем подниматься. С каждой ступенькой темп замедляется. – Дополните слоги, чтобы получились слова. Физминутка Гуси серые летели, На лужайке тихо сели. Посидели, поклевали, Потом быстро побежали. (Дети машут руками, приседают. Сидя, кивают головой. Встают, бегут на месте) | + | + | + |
2. Постановка учебной проблемы. | |||
-Ребята, вы любите праздники? -У каждого из нас есть один самый замечательный день в году ... День рождения. Вспомните свой день рождения и расскажите, кто вас поздравлял и как. (Рассказы детей) - Мы отправляемся на день рождения к букве: В старом дереве дупло - Ну совсем как буква ... («О») (В. Степанов) - За то время, что мы виделись, буква О подросла. Большая буква выросла вдруг, - Как вы думаете, с чем нам придётся сегодня разобраться? . (Какое важное дело поручено заглавной букве О?) *Зафиксировать на доске. | + | + | + |
3. Открытие нового знания. | |||
а) Сравнение заглавной буквы О со строчной. - А вот и буква «О». (Показ рисунка) - Рассмотрите заглавную букву. Найдите сходства и различия со строчной буквой «о». (Высказывания детей) б) Большая буква в именах людей. - На День рождения к заглавной букве О пришли ребята. Они пришли в гости не случайно! - Догадайтесь, как их зовут. Вам помогут схемы слов. На доске: схемы слов (О́ля, Оле́г, Оле́ся, Окса́на) *Анализ схем: - сколько слогов? Как определили? (закрасить гласные) - какой слог ударный? На какую букву начинается? - Рассмотрите схемы еще раз, чем они похожи? (Это имена, они начинаются с заглавной буквы «О») Работа в группах. - Поработайте в группах и обобщите, какое важное дело поручили заглавной букве в этих словах. Вывод: имена людей пишутся с заглавной буквы. * Вывод фиксируется на доске - Имена - это особые слова. Нет ни одного человека, у которого бы не было имени, есть народы, где человек имеет не одно, а несколько имен или, например, где человек за жизнь меняет два, а то и три имени. Таня, Ваня, Петя, Галя, Лена, Нина, Мила, Валя, Коля, Ира, Алексей, И Сережа, и Андрей. Никогда не забывайте — Имя буквой выделяйте. в) Большая буква в начале предложения (схемы вынести на доску) - Следующая группа гостей. Кто пришёл? (Это предложения.) - Рассмотрите картинку и схему 1-го предложения. - Сколько в нем слов? Как обозначены первое и третье слово? (Большой буквой.) - Почему? (Это имена детей: Оля и Олег.) - Сколько слогов в первом слове? (Два.) - Раскрасьте кружки под схемой красным цветом - Какой слог ударный? (Первый.) - Назовите первое имя. (О́ля) - Прочитайте второе слово в предложении. (И) - Прочитайте 3-е слово. Сколько слогов? Какой слог ударный? Назовите имя. (Оле́г.) - Составьте предложение по этой схеме. (Оля и Олег.) Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать начинаем. (Дети выполняют движения вслед за учителем) * Аналогичная работа со второй схемой: (У Оли кукла Оля.) - Рассмотрите картинку и вторую схему предложения. - Сколько слов предложении? (Четыре) - Как вы думаете, сколько здесь слов-имён? (Два) - Почему же на схеме мы видим три слова, которое начинается с заглавной буквы? (Это начало предложения) Работа в группах. - Поработайте в группах и обобщите, какое важное дело поручили заглавной букве в этих предложениях. Вывод: начало предложения пишется с заглавной буквы. * Вывод фиксируется на доске. Первое слово в любом предложении С буквы заглавной надо писать. Это сегодня важно запомнить И очень важно понять. г) Большая буква в кличках животных. - Рассмотрите картинку и третью схему предложения. Сколько слов в предложении? (Четыре.) - Сколько из них записаны с большой буквы? (Три) - Подумайте, какие это слова. (Начало предложения и имена.) - С помощью картинки слева на рисунке составьте предложение по схеме. (У Олега щенок Джек.) - Джек - это имя или нет? (Это кличка собаки) Работа в группах. - Поработайте в группах и обобщите, какое важное дело поручили заглавной букве в этом слове. Вывод: клички животных пишутся с заглавной буквы. - Правильно. С большой буквы пишутся не только начало предложения и имена людей, но и клички животных. | + | + | + |
4. Этап воспроизведения нового знания. Формулирования темы урока. | |||
- С каким вопросом мы разбирались сегодня на уроке? (Какое важное дело поручено заглавной букве О?) - Какой ответ вы можете дать на этот вопрос? Приведите примеры. - Вот какое стихотворение придумали гости для дорогой именинницы – заглавной буквы О: Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее. Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая - совсем не пустяк! В букве большой уважения знак! - Ребята, может кто-нибудь сможет теперь сказать тему нашего урока? (Заглавная буква «О» в именах людей, кличках животных, начале предложения.) | + | + | + |
5. Применение нового знания. | |||
Чтение текста Г. Сапгира «Андрюша» на с. 41. 1. Работа с текстом до чтения. – Что мы сегодня будем читать, стихи или прозу? – Как догадались? – Прочитаем заглавие и рассмотрим иллюстрацию. – Кто такой Андрюша? Разве котят так называют? – Хотите узнать? 2. Работа с текстом во время чтения * Обучение слушанию. Текст целиком читает учитель без остановок. 3. Беседа после чтения – Как вы думаете, это был Андрюшин котёнок или другой? – Кто же прав: папа или Андрюша? – Почему Андрюша так уверен, что это его котёнок? – Что вы узнали про Андрюшу? – Кто герои? – Кто понравился? Почему? – С какими героями согласны, а с какими нет? – Почему Андрюша упрямился? – Конечно, Андрюшин котёнок вырос и попал в добрые руки. А у кого из героев рассказа добрые руки? – Можно ли по-другому было озаглавить рассказ? – Почему же Генрих Сапгир назвал рассказ всё-таки именем мальчика? – Таким ли вы себе представляете котёнка, каким его видит художник? – Как вы думаете, почему именно на сегодняшнем уроке авторы разместили для нас рассказ «Андрюша»? (Андрюша – это имя, оно написано с заглавной буквы. Мы сегодня разбирались, когда пишется заглавная буква.) - Сколько раз повторяется это слово? (7) - Как по-другому можно назвать этого мальчика? (Андрей, Андрейка, Андрюшенька.) - Почему именно «Андрюша», а не «Андрей»? – Кому из вас захотелось перечитать текст ещё раз? | + | + | + |
6. Рефлексия. | |||
- Какое открытие вы сегодня совершили? – С каким настроением уходите с урока? - Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке. Дети показывают сигналы: | + | + |
Диагностическое исследование достижения результатов
(в соответствии с поставленными задачами):
1.
а) «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Диагностируем:
- воспитание трудолюбия, способности к познанию (стандартизированное наблюдение);
- воспитание здорового образа жизни (стандартизированное наблюдение);
- воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки (стандартизированное наблюдение);
б) Программа развития МБОУ «СОШ №12»
- положительная учебная мотивация (Ценностное отношение к Знанию, познавательная активность - стандартизированное наблюдение, использование результатов диагностики психолога);
- устойчиво-положительное отношение к себе, к другим людям, к природе (Ценностное отношение к Человеку, внутренняя личностная активность - стандартизированное наблюдение)
2. Программа УУД
Стандартизированное наблюдение на основе программы формирования универсальных учебных действий (умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; работать в паре, группе; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять рефлексию)
3. Из рабочей программы
- умение ставить учебную задачу и находить способы её решения (стандартизированное наблюдение)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок обучение грамоте "Написание заглавных букв Г,П,Р,Т"
Интегрированный урок "Написание заглавных букв Г,П,Р,Т" и презентация к нему с подборкой иллюстраций для понимания сложных слов для 1 класса...
Конспект урока обучения грамоте "Письмо заглавной буквы Д. Формирование дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв"
Конспект составлен с учётом требований ФГОС...
Урок обучения грамоте (письмо) "Заглавная Буква Б"
Урок письма 1класс "Школа России"...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)
Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...
Технологическая карта урока обучения письму "Письмо заглавной буквы Ч" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: формирование представлений у обучающихся о написании заглавной буквы Ч, умения писать заглавную букву Ч.Задачи урока:Дидактические:1.Познакомить с написанием заглавной буквы Ч.2.Формироват...
Технологическая карта урока обучения письму "Письмо заглавной буквы Ж", 1 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «Письмо заглавной буквы Ж»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной буквы «...