Урок обучения грамоте "Какое "важное дело" поручено заглавной букве О"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Повилайтис Татьяна Владимировна

Тема: Какое «важное дело» поручено заглавной букве О.

Назначение в системе уроков, занятий: Урок открытия нового знания.

Ведущее системное средство (методы, формы, технологии):

Методы - частично-поисковый, наблюдения, анализа;

Формы - парная, групповая;

Технология - системно-деятельностный подход.

Оборудование: учебник - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010.;

плакат с изображением заглавной буквы «О», карточки-сигналы для эмоциональной оценки своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaglavnaya_bukva_o.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план урока обучения грамоте ОС «Школа 2100» (1 класс)

 (по  Стефановской Т.А.)

Муниципальное образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №12» Учитель: Повилайтис Татьяна Владимировна

Тема: Какое «важное дело» поручено заглавной букве О.

Назначение в системе уроков, занятий: Урок открытия нового знания.

Задачи урока по достижению результатов:

Личностные: (из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»)

1) формировать готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные высказывания;

2) воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей;

(из «Основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. МБОУ «СОШ №12»)

3) обеспечить ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;

4) формировать мотивацию к учению и познанию, ценностно-смысловые установки первоклассника, отражающие их индивидуально-личностную позицию, социальную компетентность.

Метапредметные:

Личностные УУД: 

1) учить оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с определённой ситуацией;

2) формировать умение высказывать своё отношение к героям рассказа

Г. Сапгира «Андрюша», выражать свои эмоции.

Познавательные УУД:

1) формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) учить моделированию, преобразованию объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта или знаково-символические;

3) формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формировать умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формировать умение слушать и понимать других;

2) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

3) формировать умение работать в паре, группе;

4) учить управлять поведением партнёра – контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Регулятивные УУД:

1) формировать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

3) формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Предметные:

  1. познакомить учащихся с заглавной буквой «О»;
  2. рассмотреть случаи написания слов с заглавной буквы;
  3. учить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;
  4. формируем умение находить слова с заданным звуком;
  5. формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

Ведущее системное средство (методы, формы, технологии):

Методы - частично-поисковый, наблюдения, анализа;

Формы - парная, групповая;

Технология - системно-деятельностный подход.

Оборудование: учебник - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010.;

плакат с изображением заглавной буквы «О», карточки-сигналы для эмоциональной оценки своей работы.

Ход урока

Возможности реализации поставленных задач (+)

Личност

Мета

предм.

Предметн.

1. Актуализация знаний.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтобы грамоте учить.

- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

- Умницы! (Садятся девочки)

- Молодцы! (Садятся мальчики)

- Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир звуков и букв, откроем новые знания. Тему урока скажите сами в конце урока. 

 а) Составление плана работы

- Откройте Буквари на с.40-41. Посмотрите на разворот.

-  Что вы видите? (Картинки, схемы слов, схемы предложений, слоги).

- Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

* Дети совместно с учителем составляют план урока.

План (примерный)

1. Работа с рисунками

2. Составление слов по схемам

3. Составление предложений по схемам

4. Чтение слогов

5. Чтение текста

б) Работа со схемами-человечками,

Посмотрите на доску. Что вы видите у меня на доске? (Схемы-«человечки»)

На доске:

        



- Они идут парами. Подумайте, какие это могут быть звуки? («п»-«т», «г»-«р», «и»-«о») 

– Охарактеризуйте их. (Глухие согласные, звонкие согласные, гласные.)

      Работа в парах.

 - Раскрасьте у «человечков» башмачки и наденьте головные уборы.

Проверка: сравнить с эталоном на доске.

в)         Чтение слогов буквой «о».

– Рассмотрите лестницы внизу страницы?

- Что необходимо сделать? (Прочитать слоги) 

– Здесь две лестницы. По левой лестнице будем спускаться. Сделаем это весело, быстро.

– Читаем сначала вместе.

* Затем дети читают индивидуально.

– По правой лестнице будем подниматься.

С каждой ступенькой темп замедляется.

– Дополните слоги, чтобы получились слова.

Физминутка

Гуси серые летели,

На лужайке тихо сели.

Посидели, поклевали,

Потом быстро побежали.

(Дети машут руками, приседают. Сидя, кивают головой. Встают, бегут на месте)

+

+

+

2. Постановка учебной проблемы.

-Ребята, вы любите праздники?

-У каждого из нас есть один самый замечательный день в году ... День рождения. Вспомните свой день рождения и расскажите, кто вас поздравлял и как. (Рассказы детей)

- Мы отправляемся на день рождения к букве:

В старом дереве дупло -

Ну совсем как буква ... («О»)

                                    (В. Степанов)

- За то время, что мы виделись, буква О подросла.

Большая буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

- Как вы думаете, с чем нам придётся сегодня разобраться?        .

(Какое важное дело поручено заглавной

букве О?)

*Зафиксировать на доске.

+

+

+

3. Открытие нового знания.

а) Сравнение заглавной буквы О со строчной.

- А вот и буква «О». (Показ рисунка)            

- Рассмотрите заглавную букву. Найдите сходства и различия со строчной буквой «о».

(Высказывания детей)

 б) Большая буква в именах людей.

- На День рождения к заглавной букве О пришли ребята. Они пришли в гости не случайно!        

- Догадайтесь, как их зовут. Вам помогут схемы слов.

На доске: схемы слов






(О́ля, Оле́г, Оле́ся, Окса́на)

*Анализ схем:

- сколько слогов? Как определили? (закрасить гласные)

- какой слог ударный? На какую букву начинается?

- Рассмотрите схемы еще раз, чем они похожи? (Это имена, они начинаются с заглавной

буквы «О»)

Работа в группах.

-  Поработайте в группах и обобщите, какое важное дело поручили заглавной букве в этих словах.

Вывод: имена людей пишутся с заглавной буквы.

* Вывод фиксируется на доске

- Имена - это особые слова. Нет ни одного человека, у которого бы не было имени, есть народы, где человек имеет не одно, а несколько имен или, например, где человек за жизнь меняет два, а то и три имени.



Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей,

И Сережа, и Андрей.

Никогда не забывайте —

Имя буквой выделяйте. 

в) Большая буква в начале предложения         (схемы вынести на доску)

- Следующая группа гостей. Кто пришёл? (Это предложения.)

- Рассмотрите картинку и схему 1-го предложения.


       


- Сколько в нем слов? Как обозначены первое и третье слово? (Большой буквой.)

- Почему? (Это имена детей: Оля и Олег.)

- Сколько слогов в первом слове? (Два.)

- Раскрасьте кружки под схемой красным цветом

- Какой слог ударный? (Первый.)

- Назовите первое имя. (О́ля)

- Прочитайте второе слово в предложении. (И)

- Прочитайте 3-е слово. Сколько слогов? Какой слог ударный? Назовите имя. (Оле́г.)

- Составьте предложение по этой схеме.

(Оля и Олег.)

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

(Дети выполняют движения вслед за учителем)

* Аналогичная работа со второй схемой:

(У Оли кукла Оля.)

- Рассмотрите картинку и вторую схему предложения.        




- Сколько слов предложении? (Четыре)

- Как вы думаете, сколько здесь слов-имён? (Два)


- Почему же на схеме мы видим три слова, которое начинается с заглавной буквы?

(Это начало предложения)

Работа в группах.

- Поработайте в группах и обобщите, какое важное дело поручили заглавной букве в этих предложениях.

Вывод: начало предложения пишется с заглавной буквы.

* Вывод фиксируется на доске.

Первое слово в любом предложении

С буквы заглавной надо писать.

  Это сегодня важно запомнить

И очень важно понять.

г) Большая буква в кличках животных.

- Рассмотрите картинку и третью схему предложения.




 Сколько слов в предложении? (Четыре.)

- Сколько из них записаны с большой буквы? (Три)

- Подумайте, какие это слова.

(Начало предложения и имена.)

- С помощью картинки слева на рисунке составьте предложение по схеме.

(У Олега щенок Джек.)

- Джек - это имя или нет?

(Это кличка собаки)

Работа в группах.

-  Поработайте в группах и обобщите, какое важное дело поручили заглавной букве в этом слове.

Вывод: клички животных пишутся с заглавной буквы.

-  Правильно. С большой буквы пишутся не только начало предложения и имена людей,

но и клички животных.        

+

+

+

4. Этап воспроизведения нового знания. Формулирования темы урока.

- С каким вопросом мы разбирались сегодня на уроке?        

(Какое важное дело поручено заглавной

букве О?)

- Какой ответ вы можете дать на этот вопрос? Приведите примеры.

- Вот какое стихотворение придумали гости для дорогой именинницы – заглавной буквы О:

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

- Ребята, может кто-нибудь сможет теперь сказать тему нашего урока?

(Заглавная буква «О» в именах людей, кличках животных, начале предложения.)

+

+

+

5. Применение нового знания.

Чтение текста Г. Сапгира «Андрюша» на с. 41.

1. Работа с текстом до чтения.

– Что мы сегодня будем читать, стихи или прозу?

– Как догадались?

– Прочитаем заглавие и рассмотрим иллюстрацию.

– Кто такой Андрюша? Разве котят так называют?

– Хотите узнать?

2. Работа с текстом во время чтения

* Обучение слушанию. Текст целиком читает учитель без остановок.

3. Беседа после чтения

– Как вы думаете, это был Андрюшин котёнок или другой?

– Кто же прав: папа или Андрюша?

– Почему Андрюша так уверен, что это его котёнок?

– Что вы узнали про Андрюшу?

– Кто герои?

– Кто понравился? Почему?

– С какими героями согласны, а с какими нет?

– Почему Андрюша упрямился?

– Конечно, Андрюшин котёнок вырос и попал в добрые руки. А у кого из героев рассказа добрые руки?

– Можно ли по-другому было озаглавить рассказ?

– Почему же Генрих Сапгир назвал рассказ всё-таки именем мальчика?

– Таким ли вы себе представляете котёнка, каким его видит художник?

– Как вы думаете, почему именно на сегодняшнем уроке авторы разместили для нас рассказ «Андрюша»?

(Андрюша – это имя, оно написано с заглавной буквы. Мы сегодня разбирались, когда пишется заглавная буква.)

- Сколько раз  повторяется это слово? (7)

- Как по-другому можно назвать этого мальчика? (Андрей, Андрейка, Андрюшенька.)

- Почему именно «Андрюша», а не «Андрей»?

– Кому из вас захотелось перечитать текст ещё раз?

+

+

+

6. Рефлексия.

- Какое открытие вы сегодня совершили?

– С каким настроением уходите с урока?

- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.

Дети показывают сигналы:




+

+

Диагностическое исследование достижения результатов

(в соответствии с поставленными задачами):

1.

а) «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Диагностируем:

  1. воспитание трудолюбия, способности к познанию (стандартизированное наблюдение);
  2. воспитание здорового образа жизни (стандартизированное наблюдение);
  3. воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки (стандартизированное наблюдение);

б) Программа развития МБОУ «СОШ №12»

- положительная учебная мотивация (Ценностное отношение к Знанию, познавательная активность - стандартизированное наблюдение, использование результатов диагностики психолога);

- устойчиво-положительное   отношение  к себе, к другим людям, к природе (Ценностное  отношение к Человеку, внутренняя личностная  активность - стандартизированное наблюдение)

2. Программа УУД

Стандартизированное наблюдение на основе программы формирования универсальных учебных действий (умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; работать в паре, группе; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять рефлексию)         

3. Из рабочей программы

- умение ставить учебную задачу и находить способы её решения (стандартизированное наблюдение)

.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок обучение грамоте "Написание заглавных букв Г,П,Р,Т"

Интегрированный урок "Написание заглавных букв Г,П,Р,Т"  и презентация к нему с подборкой иллюстраций для понимания сложных слов для 1 класса...

Урок обучения грамоте (письмо) "Заглавная Буква Б"

Урок письма 1класс "Школа России"...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо заглавной буквы Ч" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о написании заглавной буквы Ч, умения писать заглавную букву Ч.Задачи урока:Дидактические:1.Познакомить с написанием заглавной буквы Ч.2.Формироват...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо заглавной буквы Ж", 1 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Письмо заглавной буквы Ж»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной буквы «...