Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
|
|
|
| осуществляемые действия | формируемые умения |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Раз, два, три, четыре, пять Надо нам красиво встать, А на шесть тихо сесть. (Учитель напоминает о правилах посадки, о положениях тетради и ручки). | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи. 1. Подготовка кисти руки к письму | Фронтальная. Словесный. Беседа | -Ребята, оказывается, сегодня вы пришли на урок не одни. А чтобы узнать, кто пришёл на урок вместе с вами, вы должны отгадать загадку: У отца есть мальчик странный, Необычный, деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует свой длинный... Кто же это?.. – Молодцы, ребята! Но ведь Буратино, наверно, не случайно пришёл к нам на урок; как вы думаете, зачем? (Выслушиваются ответы детей.) - Да, действительно, Буратино привык везде совать свой нос, и он хочет посмотреть, как вы работаете на уроке, каких успехов достигли, и хочет, чтобы вы, ребята, помогли ему ответить на некоторые вопросы, потому что без вашей помощи ему не справиться. Вы согласны ему помочь? (Все дети готовы помочь Буратино.) О нем написал сказку Алексей Толстой. Называется она «Золотой ключик, или приключения Буратино». Сейчас я прочитаю вам отрывок из этой сказки: На краю неба появился зеленоватый свет – всходила луна. Впереди стал виден чёрный лес. Буратино пошёл быстрее. Кто –то позади него тоже пошёл быстрее. - Где оказался Буратино? - Давайте на листочках нарисуем такой лес. - Возьмите шаблоны, которые лежат у вас на столах и обведите их. А, чтобы показать, какой дремучий был лес, заштрихуйте его наклонными линиями.
| Внимательно слушают. Отвечают на вопросы учителя.
| Принимают учебную задачу. Воспроизводят по памяти информацию. Выполняют штриховку. |
|
2. Проблемная ситуация. | Фронтальный. Беседа. | - Ребята, а вот и первое препятствие. -Обведите в строчке извилистую линию. На что она похожа? Извилистая дорожка привела нас к домику сказочной учительницы Буратино. Кто в сказке учил Буратино? А эта девочка дружила с самим Буратино, Зовут ее просто, ребята, – …. Мальвина. Она приготовила для вас загадки. Кто любит отгадывать загадки? Отгадывают загадки. Рассматривают картинки отгадки. Рассматривают слова – отгадки и определяют какой одинаковый звук в словах. Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы?( белка) Стоят в поле сестрицы, Шапки зелены, платья белены.(берёзы) Ростом мал и пузат,
А заговорит- 100 крикливых ребят Сразу заглушит. (барабан) -Какой общий звук есть в словах? Давайте произнесём его. Дайте характеристику звуку б. Какой буквой обозначаются звуки? - Как вы думаете, почему Буратино так интересуется этими звуками? (Ответы учащихся.) – Какой буквой обозначаются звуки? ( Буквой б.) - Разве мы не знаем эту букву? ( Знаем большую и маленькую печатные буквы и строчную письменную (учитель ещё раз показывает), а прописную письменную нет). -Какова же тема нашего урока? – Сегодня научимся писать письменную заглавную букву Б. (Буквы вывешиваются на доску.) Ребята, Буратино не понимает, зачем нам нужно уметь писать заглавную букву Б? (Ответы детей.) Правильно, чтобы писать имена, фамилии, отчества людей, клички животных, первую букву в предложении нужна заглавная буква. -Какую цель каждый из вас для себя поставит на сегодняшний урок? – Как же писать Б? Кто поможет? Кто может объяснить написание? (Дети отвечают,)
| Отгадывают загадки. Выделяют изучаемые звуки. Подходят к изучаемой теме. |
|
|
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. – Возьмите ручки, положите правильно тетрадь, выровняйте спинки. Выполним упражнения: «Курочка клюет» - поочередные касания и отрыв от ручки указательного пальца. «Слоник кланяется» - движения кистью вверх и вниз. «Кошечка умывается» - вращательные движения кистью. Тили-тили, тили-тили, Три козы траву косили По лугам-лужочкам, По зеленым кочкам. Козушки молоденькие, Хвостики коротенькие |
| Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверим посадку, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
3. Работа в «Прописи 3». Анализ начертания и написание заглавной буквы Б | Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ. Беседа, письмо | –. Обведите по контуру элементы буквы Б. Письмо буквы Б по элементам. – Напишем букву Б по элементам: в воздухе, на доске, в тетради. -Посмотрите в тетрадь и найдите самую красивую букву. Под самой красивой буквой поставьте карандашиком точку. Если есть такая буква которая не удалась в написании подчеркните её. А чтобы у вас все буквы были красивыми, нужно…(Дети дополняют, учитель обобщает: очень стараться, правильно сидеть за партой, не забывать про руку помощницу, правильно держать спинку.) -Ребята, а вот и второе препятствие. «Слоги» – Буратино не поймёт, что написано на следующей строчке. Кто поможет? (Слоги с заглавной буквой Б). 4. Чтение и письмо слогов. Ребята, вот и третье препятствие «Слова» Игра «Продолжить слово» Я называю первый слог, а вы продолжаете слово. Бы-бык, былина, бычок, Би-бидон, бинт, бисер, библиотекарь. Бе-берег, берёза, белка Ба-бабушка, бабочка, башмак, батон, Барсик Бу- Буратино Запись в прописи слова Барсик. | Обводят по контуру элементы буквы. Рассматривают прописную букву Б, прописывают элементы буквы, букву Б, слоги и слово | Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве. Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут букву Б в соответствии с образцом | Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Правильное называние и написание элементов и заглавной буквы Б |
Физкультминутка | Коллективная, индивидуальная. Практический | Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в сторону развёл. Ключик видно не нашёл. Чтобы ключик нам достать . Нужно на носочки встать.
| Дети выполняют упражнения за учителем. | Осуществляют профилактику утомления | Фронтальный. Наблюдение учителя |
4. Работа над предложения ми
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Письмо предложений | Ребята, а вот и следующее препятствие «Предложение» Поиграем в игру "Третий лишний". - бобры, барсук, Барсик - белка, бегемот, кот - бабочка, божья коровка, Борис.( слова на карточках БАРСИК, КОТ, БОРИС.) -КАКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ МОЖНО СОСТАВИТЬ ИЗ ЭТИХ СЛОВ. Запись предложения У Бориса кот Барсик. - Ребята, а вот и последнее препятствие. Перед нами пруд. Нас встречают его жители. Отгадайте по описанию. Они очень чистоплотные грызуны. Из деревьев строят себе хатки. Их называют строителями. ( картинка бобры ... ). Запись предложения. -Нам нужно перебраться через пруд. Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, Голова торчит да ноги. Это черепаха. А у неё золотой ключик. Вот мы и нашли золотой ключик для Буратино.
| Записывают предложения по образцу: У Бориса кот Барсик. На пруду бобры.
| Выполняют письмо по образцу | Индивидуальный. Запись предложений |
IV. Итог урока. | Фронтальная. Словесный. Беседа | -С какой буквой познакомились? -Какие трудности встретились на пути? - Какова тема урока? - Достигли мы цели нашего путешествия? Буратино очень рад, что вы так много знаете, не забываете о нём и помогаете ему. По дороге Буратино собрал слоги. Прочитайте слоги. Д. Бо, спа, си. У. Кто догадался, какое слово рассыпалось? Д. Спасибо.
| Отвечают на вопросы учителя |
|
|
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная. Словесный. Беседа | - На доску прикрепляются картинки: солнце, солнце, прикрытое тучкой и тучка. - Кто считает, что хорошо сегодня поработал, порадовал гостей, выбирает 1 картинку. - Кто работал не в полную силу, мог бы лучше, выберет 2 картинку. - Кто считает, что к концу урока остался таким же хмурым, скучал на уроке, как эта тучка? Дети прикрепляют карточку со своим именем к картинкам. - Всем спасибо за урок.
|
| Оценивают свою работу на уроке |
|