Олмпиада по русскому языку
олимпиадные задания (русский язык) по теме
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания по русскому языку | 389.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 КЛАСС
Задание № 1 (8 баллов)
Правильно ли записал Незнайка известные пословицы и поговорки? Исправь неверные слова. Объясни значение получившихся выражений:
1) Ус хорошо, а два лучше _________
2) Не делай из муки слона__________________________________________________________
3) Мы сами с ушам_______________________________________________________________
4) Не зная броду, не суйся в моду___________________________________________________
О
Задание № 2 (1 - 10 баллов)
Составь по картинке предложение, в котором было бы как можно больше имен прилагательных (слов-признаков):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 3 (12 баллов)
Собери «рассыпанное» стихотворение. Пронумеруй стихотворные строки в правильном порядке. Озаглавь получившийся текст:
|
|
Задание № 4 (9 баллов)
Рассмотри пример, обрати внимание на «работу» выделенных букв в каждой паре.
Заполни пропуски подходящими словами, согласно примеру. Поясни своё решение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание № 5 (11 баллов)
Догадайся, какие слова зашифрованы. Найди среди них слово, образованное иначе, чем другие три. Поясни своё решение:
ноклёзок, нокянёг, нокросёпо, нокёлет
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 6 (10 баллов)
Из каких сборников эти народные сказки? Найди для каждой сказки свой сборник (соедини линией):
«Антилопа Сеша и Лев» «Тролли в Хедальском лесу» «Дик Уиттингтон и его кошка» «Спящий джигит» «Сын падишаха и див» | английские сказки турецкие сказки сказки народов Африки норвежские сказки чеченские сказки |
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 КЛАСС
Задание № 1 (8 баллов)
Правильно ли записал Незнайка известные пословицы и поговорки? Исправь неверные слова. Объясни значение получившихся выражений:
1) Ус хорошо, а два лучше _________
2) Не делай из муки слона__________________________________________________________
3) Мы сами с ушам_______________________________________________________________
4) Не зная броду, не суйся в моду___________________________________________________
О
1) Ум хорошо, а два лучше – при выработке решения полезно знать мнение других людей
2) Не делай из мухи слона – не преувеличивай
3) Мы сами с усам – мы взрослые, самостоятельные
4) Не зная броду, не суйся в воду – не следует браться за дело, не узнав его особенностей
Задание № 2 (1 - 10 баллов)
Составь по картинке предложение, в котором было бы как можно больше имен прилагательных (слов-признаков):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ответ:
Примерно:
Маленькая зелёненькая весёлая лягушка в маленькой золотой короне сидит на круглом большом плотном листе кувшинки посреди большого топкого болота с острой царской стрелой в лапке.
Задание № 3 (12 баллов)
Собери «рассыпанное» стихотворение. Пронумеруй стихотворные строки в правильном порядке. Озаглавь получившийся текст:
|
|
Ответ.
Ну, предположим, килограмм Вы съели шоколада, И в добавленье килограмм Вы съели мармелада, И в заключенье съели вы Полтонны карамели, | А напоследок вы халвы Сто тысяч пачек съели. Но чтоб здоровью не вредить, Вам надо, без сомненья, Всё это быстренько запить Малиновым вареньем! |
Задание № 4 (9 баллов)
Рассмотри пример, обрати внимание на «работу» выделенных букв в каждой паре слов.
Заполни пропуски подходящими словами, согласно примеру. Поясни своё решение.
Ответы:
В паре лодка/плетка один звук обозначен разными буквами.
В слове «указка» происходит оглушение согласного звука.
В слове «дуб» происходит оглушение последнего звука.
Задание № 5 (11 баллов)
Догадайся, какие слова зашифрованы. Найди среди них слово, образованное иначе, чем другие три. Поясни своё решение:
ноклёзок, нокянёг, нокросёпо, нокёлет
Ответ: лишнее по способу образования слово – козлёнок
козлёнок – коза,
ягнёнок – овца,
поросёнок – свинья,
телёнок – корова.
Задание № 6 (10 баллов)
Из каких сборников эти народные сказки? Найди для каждой сказки свой сборник (соедини линией):
«Антилопа Сеша и Лев» «Тролли в Хедальском лесу» «Дик Уиттингтон и его кошка» «Спящий джигит» «Сын падишаха и див» | английские сказки турецкие сказки сказки народов Африки норвежские сказки чеченские сказки |
Ответ:
Антилопа Сеша и Лев» – сказки народов Африки
«Тролли в Хедальском лесу» – норвежские сказки
«Дик Уиттингтон и его кошка» – английские сказки
«Спящий джигит» – чеченские сказки
«Сын падишаха и див» – турецкие сказки
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
2 КЛАСС
№ п/п | раздел | умения, способы действий | критерии оценки | количество баллов | общий балл |
1. | Лексика | Знать русские пословицы | правильный ответ | 2 х 4 | 8 |
2. | Лексика | Выделять слова-признаки предметов и употреблять их в речи | правильный ответ, количество употребленных слов | 1х10 | 10 |
3. | Синтаксис | Определять структуру и логику предложений | правильно составленные предложения | 1х12 | 12 |
4. | Фонетика | Видеть в словах оглушение согласных звуков; уметь объяснить свои умозаключения | правильно подобраны слова, в которых согласные звуки оглушаются | 2 х 3 | 9 |
объяснение правильное | 1х3 | ||||
5. | Морфология | Восстанавливать порядок букв в слове; определить способ словообразования | правильно составлены слова | 2 x 4 | 11 |
определен способ словообразования | 3 | ||||
Лексика Логика | Определять значения заимствованных слов; использовать знания об окружающем мире | правильный ответ | 2 х 5 | 10 | |
Общий балл | 60 |
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3 КЛАСС
Задание 1 (10 баллов)
Незнайка услышал народные изречения, но неверно запомнил и записал их. Исправь и объясни их значения:
- Утром-вечером мы дряннее _______________________________________________
- Первый бинт колом ______________________________________________________
- Семь раз отпей, один раз отъешь __________________________________________
- Пилами по воде пилено ____________________________________________________
- Сон в подсудной лавке ____________________________________________
Ответ:
Утро вечера мудренее - утреннее решение бывает правильнее вечернего; лучше отложить решение, исполнение до завтра.
Первый блин комом - часто первый результат бывает неудачным.
Семь раз отмерь, один раз отрежь - перед тем, как что-либо сделать, надо всё тщательно обдумать.
Вилами по воде писано – о невозможном, безуспешном, сомнительном.
Слон в посудной лавке – о неуклюжем человеке.
Задание 2 (12 баллов)
Знайка написал записку, от которой сохранилось три слова: три, стеклá, простой. Составь и запиши 2 записки, употребив каждое из этих слов дважды в качестве разных частей речи (в соответствии с их работой в предложении).
Ответ: слова могут относиться к разным частям речи:
три – числ., глаг.;
стеклá – сущ., глаг.,
простой – сущ., прилаг.
Задание 3 (16 баллов)
Восстанови текст, пронумеруй строки в нужном порядке:
|
|
Ответ:
- Без четверти шесть! - Без пятнадцати шесть! Хотите услышать приятную весть? - Так что же случилось Без четверти шесть? Какая такая приятная весть? - А то, что я сам, | Понимаете, сам, Умею часы Узнавать по часам. -Ты прав. Так и есть, Без пятнадцати шесть! Спасибо тебе За приятную весть! |
Задание 4 (12 баллов)
Загадан согласный звук (звонкий, мягкий). Раздели данные слова поровну на две группы так, чтобы в первую попали слова, где он присутствует, а во вторую – те, в которых этого звука нет. Поясни своё решение:
Аэродром, вьюга, боец, вдвоём, вуаль, змея, семя, дуэт, майор, какао,
юбилей, мяукать, уехать, пион, паять, рояль, поэт, театр, люблю, шьёт
Ответ:
Загадан звук [й,]. Он может обозначаться буквой Й, а также буквами Е, Ё, Ю, Я в позициях в начале слова, после гласного, после Ь, Ъ.
Слова 1-ой группы: вьюга, боец, вдвоём, змея, майор, юбилей, уехать, паять, рояль, шьёт.
Слова 2-ой группы: аэродром, вуаль, семя, дуэт, какао, мяукать, пион, поэт, театр, люблю.
Задание 5 (4 балла)
Найди слово, от которого существительное (слово-предмет) образуется иначе, чем от других трёх. Поясни своё решение:
жужжать, кукарекать, кричать, мяукать
Ответ: кричать
жужжать – жужжанье,
кукарекать – кукареканье,
мяукать – мяуканье,
кричать – крик.
Задание 6 (6 баллов)
Из каких сборников эти народные сказки? Найди для каждой сказки свой сборник (соедини линией):
«Джек Хэннефорд» «Тролли на празднике» «Мышиное сумо» «Гранатовое зёрнышко» «Лев и мышь» «Как люди солнце мешками носили» | Японские сказки Армянские сказки Сказки народов Севера Сказки народов Африки Норвежские сказки Английские сказки |
Ответ:
«Джек Хэннефорд» - английские сказки
«Тролли на празднике» - норвежские сказки
«Мышиное сумо» - японские сказки
«Гранатовое зёрнышко» - армянские сказки
«Лев и мышь» - сказки народов Африки
«Как люди солнце мешками носили» – сказки народов Севера
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3 КЛАСС
Задание 1 (10 баллов)
Незнайка услышал народные изречения, но неверно запомнил и записал их. Исправь изречения и объясни их значения:
- Утром-вечером мы дряннее _______________________________________________
________________________________________________________________________
- Первый бинт колом ______________________________________________________
________________________________________________________________________
- Семь раз отпей, один раз отъешь ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Пилами по воде пилено __________________________________________________________
______________________________________________________________________________
- Сон в подсудной лавке ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание 2 (12 баллов)
Знайка написал записку, от которой сохранилось три слова: три, стеклá, простой. Составь и запиши 2 записки, употребив каждое из этих слов дважды в качестве разных частей речи (в соответствии с их работой в предложении).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 3 (16 баллов)
Восстанови текст, пронумеруй строки в нужном порядке:
|
|
Задание 4 (12 баллов)
Загадан согласный звук (звонкий, мягкий). Раздели данные слова поровну на две группы так, чтобы в первую попали слова, где он присутствует, а во вторую – те, в которых этого звука нет. Поясни своё решение:
Аэродром, вьюга, боец, вдвоём, вуаль, змея, семя, дуэт, майор, какао,
юбилей, мяукать, уехать, пион, паять, рояль, поэт, театр, люблю, шьёт
__________________________________________________________________________________
Задание 5 (4 балла)
Найди слово, от которого существительное (слово-предмет) образуется иначе, чем от других трёх. Поясни своё решение:
жужжать, кукарекать, кричать, мяукать
Задание 6 (6 баллов)
Из каких сборников эти народные сказки? Найди для каждой сказки свой сборник (соедини линией):
«Джек Хэннефорд» «Тролли на празднике» «Мышиное сумо» «Гранатовое зёрнышко» «Лев и мышь» «Как люди солнце мешками носили» | Японские сказки Армянские сказки Сказки народов Севера Сказки народов Африки Норвежские сказки Английские сказки |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
3 КЛАСС
№ п/п | раздел | умения, способы действий | критерии оценки | количество баллов | общий балл |
1. | Лексика | Знать русские пословицы | правильный ответ | 2 х 5 | 10 |
2. | Морфология | Уметь употреблять слова разных частей речи в предложении в соответствии с их работой | количество верно употребленных слов | 2 х 3 | 12 |
оформление записок | 3 х 2 | ||||
3. | Синтаксис | Определять структуру и логику предложений | правильно составленные предложения | 1 х 16 | 16 |
4. | Фонетика | Проводить фонетический анализ слов | правильно распределены слова по группам | 0,5 х 20 | 12 |
верное пояснение | 2 | ||||
5. | Морфемика и словообразование | Умение определять способ словообразования | правильно указано лишнее слово | 2 | 4 |
объяснен отличный от других способ | 2 | ||||
6. | Лексика Логика | Определять значения заимствованных слов; использовать знания об окружающем мире | правильный ответ | 1 х 6 | 6 |
Общий балл | 60 |
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
Задание № 1 (10 баллов)
Правильно ли записал Незнайка известные пословицы и поговорки? Исправь неверные слова. Объясни значение получившихся выражений:
- У семи дядек питьё без газу ______________________________________________________
______________________________________________________________________________
- Крутой плачет дважды _________________________________________________________
______________________________________________________________________________
- Больной пример – инфекция ______________________________________________________
______________________________________________________________________________
- Колька волка не кормил, а он влез и смотрит _______________________________________
______________________________________________________________________________
- Собака лает – каравай печёт____________________________________________________
______________________________________________________________________________
Задание № 2 (1 - 10 баллов)
Составь и запиши как можно больше слов (не менее 10-ти), состоящих из одних предлогов.
Например: коза (к + о + за).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3 (7 баллов)
|
|
Собери «рассыпанное» стихотворение. Пронумеруй стихотворные строки в правильном порядке. Озаглавь получившийся текст:
Задание № 4 (14 баллов)
В данном ряду найди пары слов, состоящие из одинаковых звуков. Поясни своё решение, создав звуковые записи парных слов.
Цоколь, чулок, щель, вред, ешь, шёл, сосна, ложь, насос, лучок, кольцо, шей, лещ, дерево.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 5 (7 баллов)
Найди слово, образованное от иной части речи, чем четыре других. Поясни своё решение.
Бритва, клятва, листва, жатва, молитва
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 6 (12 баллов)
Из каких сборников эти народные сказки? Найди для каждой сказки свой сборник (соедини линией):
«Джек – Победитель великанов» «Тролль из Асхауга» «Самурай неожиданно для себя» «Сказка про бая» «О том, как Ча превратился в дракона» «Принцесса из апельсина» | Японские сказки Узбекские сказки Итальянские сказки Китайские сказки Норвежские сказки Английские сказки |
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
Задание № 1 (10 баллов)
Правильно ли записал Незнайка известные пословицы и поговорки? Исправь неверные слова. Объясни значение получившихся выражений:
- У семи нянек дитя без глазу – дело страдает, если за него берется несколько человек.
- Скупой платит дважды – человек, который слишком увлекается экономией, в итоге вынужден платить больше нормы; нельзя покупать некачественные, дешевые вещи, которые будут недолговечны и прослужат маленький срок.
- Дурной пример заразителен – о склонности человека подражать плохому, жить чужим рассудком.
- Сколько волка ни корми, а он в лес смотрит – человек рано или поздно проявляет свой истинный характер, натуру, свои привычки, сколько бы он или кто-либо другой ни пытался их скрыть или изменить.
- Собака лает – караван идет – не стоит обращать внимание на ругань, злословие, упрёки, сплетни, слухи и т. п.
Задание № 2 (1 - 10 баллов)
Составьте и запишите как можно больше слов (не менее 10-ти), состоящих из одних предлогов.
Например: коза (к + о + за).
Примерный ответ:
радио (ради, о), радиус (ради, у, с), надо (над, о), надобна (над, о (об), на), кот (к, от), вот (в, от), поза (по, за), коза (к (ко), за), подопри (под (подо), при), запри (за, при), отопри (от, о, при), сук (с, у, к), сок (с, о, к), откос (от, к, о, с), воск (в(во), с, к), обопри (о(обо), при), око(о, ко), вкус (в, к, у, с), ус (у, с), укус (у, к, у, с), уксус (у, к, с, у, с), попона (по, по, на), прикус (при, к, у, с), привкус (при, в, к, у, с), сосна (с(со), с, на), она (о, на), по-над, способ (с, по, с, о(об)), способна (с, по, с, о(об), на)…
Задание № 3 (7 баллов)
– Ну-ка, дети! Кто храбрее всех на свете? Так и знал – В ответ все хором нараспев: – Лев! – Лев? Ха-ха… легко быть храбрым, Если лапы шире швабры, | Нет, не лев, не слон… Храбрее всех, малыш, – Мышь! Сам вчера я видел чудо, Как мышонок влез на блюдо И у носа спящей кошки Не спеша поел все крошки. |
Собери «рассыпанное» стихотворение. Пронумеруй стихотворные строки в правильном порядке. Озаглавь получившийся текст:
Задание № 4 (14 баллов)
В данном ряду найди пары слов, состоящие из одинаковых звуков, и подчеркни их. Поясни своё решение, создав звуковые записи парных слов.
Цоколь, чулок, щель, вред, ешь, шёл, сосна, ложь, насос, лучок, кольцо, шей, лещ, дерево.
Ответ:
цоколь – кольцо, чулок – лучок, щель – лещ, ешь – шей, шёл – ложь.
Без пары: вред, дерево, сосна, насос.
Задание № 5 (7 баллов)
Найди слово, образованное от иной части речи, чем четыре других. Поясни своё решение.
Бритва, клятва, листва, жатва, молитва
Ответ:
бритва, клятва, листва, жатва, молитва
бритва <– брить (глагол)
клятва <– клясться (глагол)
жатва <– жать (глагол)
молитва <– молить(ся) (глагол)
листва <– лист (существительное).
Задание № 6 (12 баллов)
Из каких сборников эти народные сказки? Найди для каждой сказки свой сборник (соедини линией):
«Джек – Победитель великанов» «Тролль из Асхауга» «Самурай неожиданно для себя» «Сказка про бая» «О том, как Ча превратился в дракона» «Принцесса из апельсина» | английские сказки норвежские сказки японские сказки узбекские сказки китайские сказки итальянские сказки |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
4 КЛАСС
№ п/п | Раздел | умения, способы действий | критерии оценки | количество баллов | общий балл |
1. | Лексика | Знать русские пословицы | правильный ответ | 2 х 5 | 10 |
2. | Морфология | Знать русские предлоги; уметь составлять из предлогов слова или уметь видеть предлоги в слове | правильный ответ, количество составленных слов | 1 х 10 | 10 |
3. | Синтаксис | Определять структуру и логику предложений | правильно составлены предложения | 0,5 х 14 | 7 |
4. | Фонетика | Производить фонетический анализ слов | правильно выделены пары слов | 2 х 5 | 14 |
определены слова, не имеющие пары | 4 | ||||
5. | Морфология | Умение определять способ словообразования | правильно указано производящее слово | 1 х 5 | 7 |
выбран отличный от других способ | 2 | ||||
6. | Лексика Логика | Определять значения заимствованных слов; использовать знания об окружающем мире | правильный ответ | 2 х 5 | 12 |
Общий балл | 60 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....