«Рассмотрено» Руководитель МО _________/Гаврилова Г. Ф./ Протокол № ___ от «__»_____2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________/Шарипова Э. С./ «____»_____2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «ООШ ст. Миннибаево» _________/ Шамсетдинова Ф.Д. / Приказ № ______ от «____» ________2012 г. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа ст. Миннибаево»
Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
в 1 классе
Составитель:
учитель _1_квалификационной категории
Сибгатуллина Ильсеяр Илтузаровна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______
от « »___________2012
2012-2013 уч.год
Рабочая программа по русскому языку
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 1 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»);
2. Примерная программа по учебным предметам общего начального образования (Москва, Просвещение, 2010г.);
3. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «ООШ ст.Миннибаево» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан;
4. Базисный и примерные учебные планы на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования (Приказ МО и Н РТ от 9.07.2012г № 4154/12); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год; 6. Авторская программа по Русскому языку для 1 класса начального общего образования. Авторы: Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. «Русский язык» (Сборник рабочих программ. 1 – 4 классы, «Перспектива» М., Просвещение, 2011 г);
7. Учебный план МБОУ «ООШ ст. Миннибаево» Альметьевского муниципального района РТ на 2012-2013 учебный год; 8. Положение о рабочей программе учителей МБОУ «ООШ ст.Миннибаево» Альметьевского муниципального района РТ;
Рабочая программа рассчитана на 30ч/год (10 недель, 3часа в неделю) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, С. Климанова Л.Ф., С. Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2011.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2011.
- Русский язык. 1 класс : метод. пособие / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2009.
- Электронное приложение к учебнику Русский язык 1 класс.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
- познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
- социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Задачи:
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с учебным предметом «Литературное чтение», обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Программа обеспечивает следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Продолжительность курса «Русский язык» в примерной программе приблизительно 10 недель, 5 ч. в неделю, всего 50 ч.
В соответствии с учебным планом школы 2012-2013 учебного года на изучение курса «Русский язык» в 1 классе отводится 30ч. (10 недель, в неделю 3 часа). По причине несоответствия количества часов в рабочей программе сокращены часы на выполнение творческих работ, на повторения, изучение некоторых учебных тем, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ. В тематическое планирование включены темы, отражающие национально-региональный компонент в образовании. Содержание НРК реализуется при редактировании текстов, написании диктантов и изложений, при составлении предложений и текстов с использованием краеведческого материала.
Исходя, из этого уплотнение программы по обучению грамоте происходит по следующим разделам:
Разделы | По авторской программе | По рабочей программе | Из них на контроль знаний |
В мире общения | 7 | 2 | 1 |
Слово и его значение | 32 | 24 | Дик. -2, контр. спис.-1 |
От слова к предложению и тексту | 11 | 4 | 1 |
| 50 | 30 | 5 |
Содержание курса
Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита; алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.
Звуки речи. Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные; парные и непарные; твёрдые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных, как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [ Й]. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы И, Е после Ц в сильной позиции. Разделительные ь и ъ знаки. Парные по звонкости-глухости согласных на конце слова. Построение звуковой схемы слова.
Слова – названия предметов, признаков, действий. Слова- помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.
Речь устная и письменная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания). Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Учащиеся должны знать:
- все буквы русского алфавита;
- основные отличия звуков от букв (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
- признаки гласных и согласных звуков.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
- выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
- производить звуковой анализ слов;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, я,ю, ь), определять ударный слог в слове;
- писать имена и фамилии людей, клички животных с заглавной буквы;
- списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
- употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, предложения, тексты, включающие 12-15 слов;
- самостоятельно составлять и записывать текст из 2-3 предложений на определённую тему;
Учебно-тематическое планирование
«Русский язык»
Класс 1
Учитель Сибгатуллина Ильсеяр Илтузаровна
Количество часов
Всего - 30 ч.; в неделю - 3 ч.
Плановых контрольных уроков - 5 ч.
Планирование разработано в соответсвии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2011.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2011.
- Русский язык. 1 класс : метод. пособие / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2009.
- Электронное приложение к учебнику Русский язык 1 класс.
Русский язык. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».
№ | Тема урока | Ча-сы | Цели и задачи урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности ученика | Стр. учеб. | Дата |
|
|
|
|
|
|
|
| П | Ф |
1. | Вводный урок по курсу русского языка. Диктант | 1 | Формирование общеучебных умений; умений работать с учебным текстом, учебной книгой. Проверочная работа. Составление предложений о школе. | Уметь работать с текстом, книгой; понимать смысл понятия «общение», цель речевого общения. | Знакомство с обложкой учебника: название учебника, иллюстрация, авторы, название издательства, серия. Сравнение с обложкой тетради. Знакомство с титульным листом: какую дополнительную информацию можно извлечь? Знакомство с условными обозначениями, поиск данных обозначений на странице учебника. Чтение вступительной статьи. | 2- 3. | 11.03 |
|
2. | В мире общения. Цели и формы общения. Родной язык – средство общения. | 1 | Обобщить представления учащихся о целях и формах общения; расширить представления о целях речевого общения; обратить внимание на словесные и несловесные средства общения. Формирование ценност-ного отношения к языку, на котором говоришь; спо-собствовать осознанию учащимися цели речевого общения; воспитывать ценностное отношение к русскому языку как род-ному; повышать культуру речевого общения. Подумать, с кем любишь общаться, умеешь ли слушать своего собесеника. Р.Р. Составление рассказа по картинке | Осознавать цель речевого общения; умение слушать и говорить; знать, что для общения используется свой язык; знание смысла понятия «общение». Умение выразительно читать, рассказывать; понимать смысловую сторону русской речи. | Знакомство с темой урока. Подбор близких по значению слов к слову «общение». Рассматривание иллюстрации в тетради на стр. 4: определение цели и форм общения. Выполнение упражнения № 1, 3, 4 учебника, 5 в тетради. Подведение итога урока: для чего люди общаются, как они общаются. Формирование представлений о языке как средстве общения (упр. 1 учебника, упр. 6 тетради). Знакомство с существованием разных языков (упр. 2 учебника, 11, 12 тетради). Работа над смыслом предложения в упр. 11. Край родной – подбор близких по значению слов. Выполнение упр. 3. Знакомство со словами с непроверяемым написанием. | 4 – 9 | 13.03 |
|
3 | Слово, его роль, значение в нашей речи. | 1 | Развитие умения внимательному отношению к слову как средство общения и выражение отношения к окружающему; углублять представления детей о даре слова как средстве общения; воспитывать ценностное отношение к слову. Формировать представление о слове как двусторонней звуковой единице; обогащение словарного запаса; закре-пить представление детей о языке как средстве отра-жения действительности; расширять, уточнять словарный запас. Подумать над содержа-нием стихотворных строк (упр.7). | Знать, что язык – средство отражения действительности; слово – двусторонняя языковая единица; умение использовать в речи новые слова Умение правильно подбирать слова для обозначения каждого явления, на точное выражение любой мысли. | Формирование первичного представления учащихся о словах, дорогих для каждого человека. Работа с учебным текстом по странице учебника 12. Выполнение упр. 1: антиципация названия, чтение текста, ответ на вопрос текста. Работа с содержанием текста по вопросам учебника. Выполнение упр. 3: чтение текста, определение ключевых слов, озаглавливание текста. Составление текста о своей маме (упр. 4), используя материал упражнений 1,3. Анализ пословиц (упр. 5).Работа с учебным текстом на странице 15. Выполнение упр. 1: сравнение слов по звучанию и значению; игра «живые буквы». Работа с многозначностью слова: упр. 2., упр. 5 в тетради. Выполнение упр. 8 в тетради: выбор более точного слова в стихотворном тексте; создание зрительного образа через слово. | 12 - 17 | 15.03 |
|
4 | Урок развития речи. Слово как средство создания образа. | 1 | Развитие умения выбора точного слова как средство выражения мысли, создания образа; расширять, уточнять словарный запас. Р.Р. Словесное творчество Птицы нашего края.Составле-ние текста-описания. НРК |
| Умение различать имена нарицательные и имена собственные; умение писать имена собственные. | Работа с учебным текстом на стр. 18. Выполнение упражнения 1 в учебнике. Работа по странице учебника 20. Создание образа моря в стихотворении А.С.Пушкина: какую картину видит автор, какие слова помогают её увидеть, соответствие иллюстрации и фрагмента текста. Выполнение упражнения 4. | 18 – 20 | 18.03 |
|
5. | Знакомство с именами собственными. Правописание имён собственных. Отличие имени собственного от нарицательного | 1 | Развитие умения отличать имя собственное от нарицательного; упражнять детей в правописании имён собственных. Развитие умения правописания имён собственных; развивать творческую фантазию детей; учить наблюдать за превращением в художес-твенном тексте имён нарицательных в собственные. Р.Р. Составление рассказа о собаках. Повторить словарные слова. ИКТ | Умение писать имена собственные; фантазировать; умение наблюдать за превращением в художественном тексте имён нарицательных в собственные. Умение внимательно относиться к значению имени, его смысловым оттенкам; умение правильно писать имена собственные; иметь представление о кавычках. | Работа с учебным текстом на странице 21. Выполнение упражнения 1. Составление текста о собаке (упр. 2). Сравнение текстов: упр. 4. Работа с выставкой книг: русские народные сказки. Выполнение упр. 1. Анализ иллюстрации на странице 26. Выполнение упр. 2 – 4. Правописание имён собственных. Составление текста о герое сказочного текста: выполнение упр. 9 в тетради. | 21 – 25 | 20.03 |
|
6 | Имя собственное. Правописание имён собственных. | 1 | Развитие умения правописания имён собственных; развивать языковое чутьё, внимание к значению имени, его смысловым оттенкам; познакомить детей с кавычками как пунктуационным знаком. Словарный диктант. Р.Р. Составить описание котёнка. | Умение внимательно относиться к значению имени, его смысловым оттенкам; умение правильно писать имена собственные; иметь представление о кавычках. | Анализ текста упр. 5. Антиципация названия текста. О ком текст? Как в тексте его называет автор? Какие из них являются именами собственными, а какие нарицательными. Как автор относится к своему персонажу. Почему? Составление текста с опорой на систему вопросов. Составление текста о своём котике (упр. 7) | 26 - 28 | 22.03 |
|
7 | Слова с несколькими значениями. | 1 | Формировать представление о многозначности слова; воспитывать ценностное отношение к русскому языку как богатому и выразительному; расширять словарный запас детей. Списывание. ИКТ Составление предложений «Растения нашего края»НРК | Иметь представление о многозначности слов. | Работа с учебным текстом на стр. 29. Выполнение упражнения 1:работа с учебным текстом, анализ слова «язык» в различных словосочетаниях. Знакомство со словом с непроверяемым написанием: язык. Выполнение упр. 2: анализ пословиц, письмо по памяти. Работа с многозначными словами: выполнение упражнения 3,4. | 29 - 30 | 1.04 |
|
8. | Слова, близкие по значению (синонимы). | 1 | Формировать пред-ставления детей о словах, близких по значению; расширять словарный запас учащихся словами, близкими по значению, активизировать их употребление; продолжить знакомство со словарями как средством повышения речевой культуры. Подобрать синонимы к слову жёлтый. | Иметь представление о словах, близких по значению; умение употреблять такие слова в речи. | Знакомство с темой урока (чтение темы и её анализ). Выполнение упр. 1: рассматривание иллюстраций, анализ написанных слов, подбор примеров из жизни и прочитанных произведений («Крошечка – Хаврошечка», «Крошка- енот»), соотнесение слова и схемы. Выполнение упр. 2: Сравнение слов, близких по значению, но разных по смыслу: папа – папочка; мама – мамочка; папа – батюшка; мама – матушка. Анализ пословиц. Знакомство со словарём – синонимов. Выполнение упр. 5. | 31 - 32 | 3.04 |
|
9 | Слова, противополож-ные по значению (антонимы). | 1 | Формировать представление детей о словах, противоположных по значению; обогащать речь детей словами – нравственными характеристиками. Подобрать антонимы (упр.4). | Иметь представление о словах, противоположных по значению. | Знакомство с темой урока (чтение темы и её анализ). Выполнение упр. 3,4. Анализ пословиц. Письмо по памяти. Обогащение словарного запаса. Подбор соответствующих примеров из литературных произведений. | 32 – 34 | 5.04 |
|
10 | Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета. | 1 | Развивать умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова-названия предметов, признаки предметов, действия предметов; наблюдать за ролью каждой группы слов в речи. ИКТ | Умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки; классифицировать слова; наблюдать за ролью слов в речи. | Работа с учебным текстом на стр. 35 – 36. Выполнение упр. 1 – 4. | 35 – 38 | 8.04 |
|
11 | Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Контрольное списывание. | 1 | Развивать умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы; различать слова-названия одушевлённых и неодушевлённых предметов; раскрывать грамматическое значение предметности за счёт слов, обозначающих явления природы. Проверочная работа.Упр.4, с.41. ИКТ | Умение ставить вопросы к словам; различать слова-названия одушевлённых и неодушевлённых предметов. | Работа с учебным текстом на стр. 39. Выполнение упр. 1 в тетради. Знакомство с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса». Выполнение упр. 4. В учебнике. | 39 – 41
| 10.04 |
|
12. | Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками. | 1 | Познакомить с учебниками, по которым учились их прабабушки, прадедушки; развивать умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова-названия предметов, признаки предметов, Р.Р. Составление загадок. ИКТ действия предметов. Описание деревьев нашего леса НРК. | Умение классифицировать слова; различать предмет и слово как название предмета; умение задавать вопросы. | Знакомство с названием раздела. Анализ упражнений 2, 3, 4. Самостоятельный выбор упр. Проверка. Анализ текста упр. 5. Подбор пропущенного слова. Составление текста-описания (упр. 6). | 42 - 44 | 12.04 |
|
13 | Звуки и буквы. | 1 | Формировать умение различать звуки окружающего мира и речи; представление о букве как значке звука. Развивать представления о звуковом составе слова его связи со значением слова. Списывание пословицы и объяснение её смысла | Умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму; различать звуки речи и звуки окружающего мира. Знание звукового состава слова и его связь со значением слова; знание буквы как значка звука. | Знакомство с различными звуками природы: весенние звуки природы (упр. 1). Выполнение упр. 2: чтение текста, какие звуки мы слышим, какие слова помогают передать эти звуки, озаглавливание текста. Работа с учебным текстом на стр. 45. Выполнение упр. 3, 4. Различение звуков и букв: выполнение упр. 5. Анализ моделей слов. Сравнение моделей. Сравнение слова по значению и звучанию. Выполнение упр. 2, 3, 5. | 45 – 49 | 15.04 |
|
14 | Алфавит. | 1 | Формировать представление о практическом применении алфавита; закрепить первоначальные знания детей об алфавите. Р.Р. Составление рассказа по картинке. ИКТ | Знание алфавита; умение практически применять алфавит. | Работа с учебным текстом на стр. 50. Практическое использование алфавита (упр. 2): знакомство со словарями, записными книжками. Практическое расположение слов в алфавитном порядке: выполнение упр. 6 в тетради, упр. 3 в учебнике, упр. 8 в тетради (анализ пословиц). | 50 – 51 | 17.04 |
|
15. | Гласные звуки. Обозначение их буквами. Зрительный диктант. | 1 | Развивать умения характеризовать звуки и обозначать их на письме буквами; развивать фонематический слух; наблюдать над изобразительными возможностями гласных звуков в худож. речи. ИКТ Весна в нашей деревне.НРК. | Умение распознавать гласные звуки в слове, характеризовать их; обозначать на письме буквами. | Выполнение упр. 1: работа с учебным текстом. Выполнение упр. 1 в тетради. Выполнение упр. 2: сравнение пар слов по значению, звучанию и написанию, сравнение звуков и букв, работа с учебным текстом. Выполнение упр. 8. письмо по памяти. | 52 - 55 | 19.04 |
|
16 | Согласные звуки. Обозначение их буквами. | 1 | Развивать умение распознавать согласные звуки; развивать умение работать с моделями слов и проводить звукобуквенный анализ слов, сравнивать слова по произношению и написанию; отрабатывать умение чётко произносить отдельные звуки в составе слова. Повторить словарные слова. Словарный диктант. | Умение распознавать согласные звуки по их существенным признакам; умение работать с моделями слов; проводить звукобуквенный анализ слов; сравнивать слова по произношению и написанию; умение чётко произносить звуки в составе слова. | Выполнение упр. 1: работа с учебным текстом. Анализ упражнения 2,3. Самостоятельный выбор упражнения. Проверка. Самостоятельное выполнение упр. 4. . Выполнение упр. 7. Какой звук повторяется? Почему? Письмо словарных слов под диктовку: подчёркивание согласных букв. Проверка. Определение трудностей при выполнении задания. | 56 - 60. | 22.04 |
|
17 | Слоги. | 1 | Развивать представление о слоге как произносительной части слова; научить соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков; развивать творческое отношение к слову. Р.Р. Составление рассказа по картинке. Придумать продолжение сказки. ИКТ | Иметь представление о слоге как произносительной части слова; умение соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков. | Выполнение упр. 1 в учебнике: составление рассказа по сюжетной картинке; чтение текста к картинке; работа с учебным текстом. Выполнение упр. 1 в тетради: знакомство со слогом. Выполнение упр. 2 в учебнике: деление слов на слоги, что объединяет все эти слова, деление слов на группы (классификация по разным основаниям). Выполнение упр. 2 в тетради: анализ текста, отгадывание загадки, выбор точного слова для отгадки, деление выделенных слов на слоги. | 61 - 63 |
24.04 |
|
18 | Деление слов на слоги. Перенос слов. | 1 | Развивать представление о слоге как произносительной части слова; научить соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков. Развивать умение делить слова на слоги; правильно переносить на письме слова с одной строки на другую; развивать связную речь; умение озаглавливать текст Р.Р. Составление рассказа о весне.ИКТ | Иметь представление о слоге как произносительной части слова; умение соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков. Умение делить слово на слоги; правильно переносить на письме слова; умение озаглавливать текст | Работа со словами с непроверяемыми написаниями (упр. 4). Анализ слов, составление моделей, деление слов на слоги. Выполнение упр. 5. Знакомство с книгой С. Маршака. Чтение текста. Анализ. Выполнение заданий к тексту. Составление рассказа о весне (упр. 4, стр. 65).Выполнение упр. 1: чтение текста, определение темы текста, главной мысли текста, определение ключевых слов, озаглавливание (анализ предложенных учащимися заголовков). Работа с учебным текстом по стр. 67. Выполнение упр. 2: анализ слов для переноса, определение трудностей при выполнении переноса. Самостоятельное выполнение упр. 3.,4,5,6,7. | 64 – 70 | 26.04 |
|
19 | Ударение. Контрольное списывание.
| 1 | Развивать умение находить в слове ударный слог; наблюдать за ролью ударения в различении смысла слова; развивать орфоэпическую культуру учащихся. Р.Р. Анализ текста К.Д.Ушинского «Два петушка». Придумать рифмовки со словами хвоя, щавель, столяр.ИКТ | Умение находить в слове ударный слог; наблюдать роль ударения в различении смысла слова. | Выполнение упражнения 1: работа с моделями слов; определение ударения в слове; уточнение лексического значения слова; сравнение слов. Работа с учебным текстом по стр. 71. Самостоятельное выполнение упр. 1 в тетради. Проверка. Определение трудностей при выполнении данного задания. Выполнение упр. 2 в учебнике: чтение и анализ предложений. Выполнение упр. 5. Составление текста (упр. 6 в тетради). Анализ текста. Подбор заголовка. Постановка ударения. Орфографическая подготовка. Запись предложений. | 71 – 74 | 29.04 |
|
20 | Орфоэпическая норма языка. Словарь «Говори правильно». | 1 | Развивать умение правильно произносить слова; привлечь внимание к нормам литературного языка; обеспечить усвоение орфоэпического произношения отдельных слов; развивать художественный вкус. Р.Р. Работа с текстом Л.Толсто-го. | Иметь представление о нормах литературного языка. | Выполнение упр. 1,2 в учебнике. Анализ стихотворных текстов. Выполнение упр.3. Анализ текста. Подбор заголовка. Сравнение слов в тексте. | 75 - 76 | 1.05 |
|
21 | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. | 1 | Развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова; упражнять детей в нахождении ударного слога в словах. Р .Р. Сочинить собственный стишок «Мяч». | Умение находить ударный слог в словах; умение проверять безударный гласный звук; умение наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова. | Выполнение упр. 1: чтение слов, составление моделей данных слов, сравнение произношение и написание, подбор проверочных слов, различные способы проверки. Работа с учебным текстом на стр. 77. Знакомство с русской народной сказкой «Кот, лиса и петух» Чтение текста. Анализ текста. Сравнение выделенных слов. Подбор проверочных слов. Выполнение упр. 3. Анализ пословиц. Сравнение выделенных слов. Подбор проверочных слов. | 77 – 79 | 3.05 |
|
22 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я. | 1 | Развивать способность различать мягкие твердые согласные звуки; формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака; развивать чувство народнопоэтического языка. Развивать способность различать мягкие твёрдые согласные звуки; формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, Звуковой анализ слов. Проверочная работа. ИКТ Р.Р. Составление предложений по картинке. | Умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки; умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака. Умение обозначать мягкость согласного с помощью мягкого знака и гласных е, ё, и, ю, я; знать способы обозначения мягкости согласных на письме; умение делить текст на предложения | Выполнение упр. 1: анализ моделей, сравнение слов (хор, хорь); обозначение мягкости мягким знаком. Выполнение упр. 2: сравнение пар слов по звучанию и лексическому значению. Работа с учебным текстом. Выполнение упр. 3: чтение загадок, анализ текста, подбор отгадок, анализ слов конь, гусь. Составление моделей слов-отгадок. Составление предложений на основе вопросов упр. 4 в учебнике. Выполнение упр. 1 в учебнике: анализ вопросов, сравнение ответов, звукобуквенный анализ слов рысь, рис. Работа с упр. 2 в учебнике: анализ скороговорки, определение слов с твердыми и мягкими согласными. Выполнение упр. 13 в тетради: определение слов с мягким согласными, запись слов с мягкими согласными. Выполнение упр. 5: чтение текста, определение границы предложения, анализ текста, запись текста, определение слов с мягкими согласными | 80 - 90 | 6.05 |
|
23 | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | Формировать представление о твёрдых согласных ж, ш; развивать умение писать буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Упр.6, с.93. Словарный диктант. | Иметь представление о твёрдых согласных звуках [ж], [ш]; знать правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Выполнение упр. 1: чтение текста, звукопись как средство создания образа. Работа с учебным текстом: на стр. 91.Выполнение упр. 2 в тетради: сравнение групп (основание классификации), составление словосочетаний, определение орфограммы. | 91 – 93 | 8.05 |
|
24 | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | Развивать умение писать буквосочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу; обучать изложению текста по вопросам. Р.Р. Изложение по вопросам. | Знать правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Упражнения в написании сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу (упр. 1,2,3,4). . Выполнение упр. 4: анализ текста, определение возможных трудностей при написании, запись под диктовку. | 94 – 98 | 10.05 |
|
25 | Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак. | 1 | Развитие умения правильно писать слова с разделительным мягким знаком; развивать творческое отношение к слову. Развитие умения правильно писать слова с разделительным твёрдым знаком; повторить сведения о разделительном твёрдом знаке; развивать коммуникативно-творческие способности учащихся; учить составлению текста небольшого Словесное творчество Списывание. ИКТ | Умение наблюдать за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком; умение списывать слова. Знать о разделительном твёрдом знаке; умение писать слова с разделительным твёрдым знаком; умение составлять текст | Выполнение упр. 1: анализ слов, сравнение слов, работа с учебным текстом. Выполнение упр. 2 в тетради: самостоятельное выполнение, проверка. Выполнение упр. 4: сравнение столбиков слов, анализ предложения, запись предложения по памяти. Выполнение упр. 9 в учебнике: чтение текста, анализ текста (о чем текст? Какие слова показывают наступление весны?), озаглавливание текста (подбор заголовка), анализ орфографических трудностей, списывание текста, анализ возможных трудностей написания Работа с учебным текстом на стр. 103. Выполнение упр.1: чтение слов, сравнение слов, анализ предложения. Выполнение упр. 2: сравнение столбиков слов, запись слов. Выполнение упр. 7 в тетради: чтение текста, анализ текста. | 99 – 105 | 13.05 |
|
26 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. | 1 | Расширить сведения о звонких и глухих согласных; развивать умение различать звонкие и глухие согласные; проводить звуковой анализ; развивать творческие речевые способности. Р.Р. Составление рассказа «Что приключилось с цыплён-ком?». | Иметь представление о звонких и глухих согласных; умение проводить звуковой анализ слова; различать звонкие и глухие согласные. | Выполнение упр. 1: работа с учебным текстом; почему буквы написаны парами. Выполнение упр. 2: сравнение звучания и значения слов. Выполнение упр. 3: анализ пословиц; определение звонких и глухих согласных; выбор пословицы под запись. Выполнение упр. 12: чтение текста, анализ текста, определение особенностей басни, определение звонких и глухих согласных в тексте, составление предложений по вопросам, проверка написанного. Выполнение упр. 13 | 106– 111 | 15.05 |
|
27 | Предложение. Отличие слова от предложения. | 1 | Формировать умение различать слово и предложение; строить предложение; наблюдать над связью слов в предложении Р.Р. Составление рассказа. Словарный диктант. Списывание. ИКТ. | Умение различать слово и предложение; иметь представление о предложении как связанных по смыслу слов, выражающих мысль; умение наблюдать над связью слов в предложении; умение строить предложения. | Выполнение упр. 1: сравнение слова и предложения, составление предложений из слов, анализ предложений. Работа с учебным текстом. Анализ предложений, выбор верно составленного предложения (упр. 2). Понятие о предложении: работа с учебным текстом на стр. 114. Выполнение упр. 4 в тетради: чтение текста, определение темы, главной мысли, определение ключевых слов, составление предложений, озаглавливание | 112 - 115 | 17.05 |
|
28 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | Развивать умение различать предложения по интонационным особенностям; учить использовать соответствующие знаки препинания; упражнять детей в составлении предложения по вопросу; развивать умение видеть границы предложения в тексте; развивать литературно-творческие способности учащихся. Творческая работа. Р.Р. Придумать весёлую сказку «Спор знаков о том, кто важнее». | Умение различать предложения по интонационным особенностям; умение использовать соответствующие знаки препинания в конце предложения; умение составлять предложения по вопросу; умение видеть границы предложения в тексте. | Анализ темы урока. Выполнение упр. 1: рассматривание иллюстрации, чтение предложений с разной интонацией. Выполнение упр. 2: установление соответствия между предложениями и целью высказывания. Выполнение упр.3: антиципация названия, чтение текста, анализ текста, подготовка текста к выразительному чтению. Составление ответов на вопросы. Орфографическая подготовка. Запись предложений. Анализ возможных ошибок. | 116 – 119 | 20.05 |
|
29. | Текст. Отличие предложения от текста. Диктант. | 1 | Развивать умение различать предложение и текст; составлять текст; обратить внимание на связь предложений в тексте; обучать детей озаглавливанию текста. Проверочная работа. |
Умение различать текст и предложения; умение составлять письменные тексты; озаглавливать текст. | Выполнение упр.1: анализ текста, определение темы, главной мысли, озаглавливание. Работа с учебным текстом на стр. 121. Выполнение упр. 2,3. Создание собственного текста. Выполнение упр.4,5,6,7,8,9
| 120 - 122 | 22.05 |
|
30 | Отличие предложения от текста. | 1 | Развивать умение различать предложение и текст; составлять текст; обратить внимание на связь предложений в тексте; обучать детей озаглавливанию текста. |
| Работа с учебным текстом на стр. 124
| 123-124 | 24.05 |
|
Литература:
1Климанова Л. Ф. Методическое пособие с поурочными разработками: 1 класс.- М. «Просвещение», 2012
2Круковер В. И. и др. Поурочные разработки по русскому языку : 1 класс. - М., Вако
3.Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 1-4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004.
4.Пасынок Ю. Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 2 класс.- Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ, 2004.
5.Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1-4 классы. –М.: Первое сентября, 2005.
6.Рамзаева Т. Г., Щеголева Г. С. Русский язык. 1 класс: Книга для учителя: Планирование системы уроков. -М.: Дрофа, 2004.
7.Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2004.
8.Газеты: «Ачык дэрэс», «Открытый урок», «Учительская газета».
Лист
корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|