Урок "Строчная буква э"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Письмо строчной буквы э.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Цели урока:
- Образовательные: Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться списыванию с рукописного и печатного текста, формировать навык грамотного письма.
- Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух, мелкую моторику руки; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
- Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.
Оборудование: таблица «Звуки речи», мультимедиа, картинки солныщка, тучки, дождика, 2 зонтика (красный и оранжевый), магнитные буквы ж, я, е, ы, у, й, ц, ё, р, ч; карточки для индивидуальной работы с буквами для зачеркивания карточки с письменными строчными буквами э, х, ж, с; таблица «Буквы Ээ», сигнальные карточки, рисунки пирамидок (кольца незакрашенные), карточки со словами (в, два, доме, этажа, этом), разные элементы букв; картинка, изображающая устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Настрой на урок.
Глазки смотрят и всё … (видят), ушки слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает).
II. Сообщение темы и задач урока.
- С какой буквой мы познакомились на уроке чтения? Какой звук она обозначает?
Это звук гласный или согласный? Почему гласный?
- Как вы думаете, какую букву будем учиться писать на уроке письма?
- Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «э», которая обозначает гласный звук [э]. Повторим изученное о звуках и буквах русского языка, о предложении, будем учиться делать выводы, учиться видеть в словах орфограммы, чтобы писать без ошибок.
III. Актуализация опорных знаний .
- Ребята, к нам за помощью обратились сказочные герои. У них рассыпалась пирамидка и они не могут кольца поставить в правильном порядке. Поможем им? Давайте выполним первое задание.
Игра «Помоги буквам»
- Однажды буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко (ВЫСТАВЛЯЮ КАРТИНКУ СОЛНЫШКА). Вдруг набежала туча (появляется картинка тучи), пошел дождь. Буквы спрятались под оранжевым и красным зонтиками. Какие буквы спрятались под каждым зонтиком? (Под красным – гласные, под оранжевым – согласные).
К доске прикреплены "зонтики" и буквы ж, я, ы, е, у, й, ц, ё, р, ч. Два ученика работают у доски, прячут буквы под зонтики, гласные - под красный (я, у, е, ё), согласные - под оранжевый (ж, к, й, ц, р, ч), потом объясняют свой выбор.
Все остальные работают индивидуально на карточках. Девочки зачеркивают только гласные буквы, мальчики – согласные. Самопроверка (по доске).
- Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.
- Посмотрите на согласные буквы. Какие из них обозначают всегда твердый согласный звук? (ж, ш). Назовите всегда мягкие согласные звуки (ч, й).
- Посмотрите на гласные буквы и назовите гласные второго ряда. Какую роль они выполняют? (Показывают на мягкость согласного звука и могут обозначать два звука)
- Когда они обозначают два звука?
- В какой букве из гласных второго ряда спрятался звук [э]?
- Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем).
Запомните:
Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку
Можем ухом различать.
А ещё – произносить,
Но не трогать и носить.
Мы правильно выполнили 1-е задание, можем надеть первое. О чем мы говорили, что повторяли? (Звуки и буквы).
Первое кольцо - ПИРАМИДКИ: ЗВУК – БУКВА
IV. Упражнения в написании букв, слогов, предложений.
- Посмотрите еще раз на печатные и письменные буквы: строчную э и заглавную Э. Одинаковые ли они по написанию? (да)
-Когда мы используем заглавные буквы на письме?
1.Знакомство с буквой. Анализ письменной буквы.
- Посмотрите, как выглядит письменная строчная буква э (выставляю табличку).
Поэлементный анализ буквы
- Из каких элементов состоит буква э? (из двух – левого полуовала и маленькой горизонтальной линии посередине).
- В написании каких букв есть такой же элемент - полуовал?
- Да, этот элемент уже знаком нам, когда мы писали букву х, ж, с. Значит, научиться писать строчную букву э, я думаю, нам не составит труда.
Конструирование буквы из элементов
Игра «Буква рассыпалась» (На доске прикреплены разные элементы букв)
- Ребята, помогите мне, пожалуйста! Письменная буква э рассыпалась на отдельные элементы. Кто мне поможет собрать букву?
«Буква э на с дивится, словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, только нету языка!» (А.Шибаев.)
Комментированный показ учителем на доске.
- Начинаем писать букву э немного ниже линии верхней рабочей строки, ведем вверх до рабочей строки, округляем, ведём вниз до нижней линии, затем закругляем влево. Пишем второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию посередине полуовала.
Физминутка. Упражнения для глаз. Зарядка для глаз.
2. Отработка написания новой буквы в прописи
- Давайте научимся писать эту букву.
- Откройте прописи (Я тетрадь свою открою и ….), положите их наклонно, сядьте ровно.
- Смотрите, нас на страничке кто-то встречает. Кто это? Это представитель народности эскимосов. Эскимосы - это жители Крайнего Севера нашей страны, как и ханты, ненцы, якуты. Это их жилище (слайд)
- Что у него в руках? (мороженое)
- Как оно называется – эскимо – это сливочное или молочное мороженое в шоколадной глазури на палочке).
- Где стоит изучаемый звук в этом слове? (в начале слова)
Обведение элементов букв по контуру и узора в широкой строке.
- Откуда нужно начинать писать букву? (сверху). Как узнали? (черная стрелочка).
Обведите элементы букв, всю букву, в широкой строке добавьте еще 2 элемента.
- Наблюдение за письмом буквы по презентации (пишется с одним отрывом).
Что необходимо для качественного выполнения задания?
Помнить о правилах письма:
- Посадка и наклон букв.
- Расстояние между буквами.
- Высота букв.
Письмо буквы э в рабочей строке.
- Обведите самую красивую букву, покажите другу по парте
Дети проводят самоанализ.
- Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (эх!)
- Письмо слова эх. Сколько в нем слогов? Почему один?
- Отгадайте загадку, о чем идет речь?
Живет без тела, говорит без языка.
Никто его не видит, а всякий слышит.
- Звуковой анализ слова эхо, (2 слога, закрашиваем согл.тверд.звук [х], какой слог ударный?). Сколько букв и звуков в этом слове? Запись слова.
Вывод.
Из каких же частей состоят слова? (Из слогов)
Физминутка активная
Надеваем второе кольцо - СЛОГ.
3. Работа над предложением.
- Прочитайте. Что можете сказать о записи? (Записано с ошибками)
- Какое задание могли бы вы предложить?
- Исправить ошибки. Записать письменными буквами. Как назовем эту запись?
- Это предложение, значит надо писать с большой буквы и в конце поставить точку и слова писать отдельно. Исправьте ошибки.(На презентации сама исправляю после ответов детей фломастером)
- Сколько слов в этом предложении? Проверьте себя по прописи. Запишем это предложение письменными буквами. Но вначале подготовим пальчики.
Дети записывают предложение с комментированием.
Вывод. Из чего состоит предложение? (Из слов)
3 КОЛЬЦО ПИРАМИДКИ: СЛОВО.
4. Работа с деформированным предложением.
Даны слова: в, два, доме, этажа, этом.
- Можно ли эту запись назвать предложением? Почему?
Работа в парах. Подумайте вместе и обсудите, как надо поменять местами слова, чтобы получилось предложение.
Проверка.
- Какие надо знать правила записи предложения?
Запись предложения с комментированием.
В этом доме два этажа.
- Назовите слово, в котором есть мягкий согласный звук (доме). Назовите этот звук [м’]. Почему он мягкий? Какой буквой он обозначен? («эм»)
Вывод.
Что можно составить из слов? (Предложение)
4 КОЛЬЦО ПИРАМИДКИ: ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
- Как называется все, что мы сейчас произносили? (Речь)
- Какая бывает речь? (устная и письменная речь)
Учитель показывает картинки, а дети соотносят её с устной или письменной речью.
- Если речь письменная – топаем ножками, устная – хлопаем в ладоши.
- Определите, к какой речи отнесем картинку?
Показ картинки, на которой изображена мама, читающая сказку.
5 КОЛЬЦО ПИРАМИДКИ: РЕЧЬ.
V. Рефлексия.
Цель: формирование самооценки и самоанализа.
Посмотрите, какую пирамидку мы собрали. Давайте прочитаем еще раз порядок колец (Всё, что мы произносим – это речь. Она состоит из … и т.д.). На партах у вас тоже лежат пирамидки, но одно кольцо не раскрашено:
- если вам всё понятно, о чем мы говорили на уроке, то закрасьте его в зеленый цвет,
- если есть ещё над чем поработать, остановится на немного, то в желтый цвет,
- если вам многое не понятно, то в красный цвет.
Используется метод “Светофор”:
- зеленый – иди,
- желтый – подожди,
- красный – стой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.
Интегрированный урок обучения грамоте, письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...
Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.
Урок обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ
Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...
Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.
Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.
Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...