рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Рабочая программа русский язык. 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века". ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_novaya_russkiy_yazyk.docx | 93.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел администрации Курьинского района по образованию
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Трусовская средняя общеобразовательная школа»
Курьинского района Алтайского края
Согласована на заседании МО учителей начальных классов руководитель МО __________Н.М.Болдырева «_____»__________ 201___г. | Согласована заместитель директора по УВР ___________ Л.В. Шипилова «______»___________201___г. | Утверждена директор школы __________Л.А. Сапронова Приказ №_____ от «_____»___________201____г. |
Русский язык
2 класс
Образовательная область: филология
начальное общее образование
срок реализации: 1 год
разработчик: Л.В. Шипилова,
учитель начальных классов
ТРУСОВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание русского языка во 2 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».
Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Соответствует федеральному ФГОС начального общего образования второго поколения.
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепций лингвистического образования младших школьников.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся
- социокультурная цель — изучение русского языка — включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение Следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому „языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 уч. недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. После курса «Обучение грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс «Русский язык» представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями: основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.
Языковой материал признан сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 часов, из них в 1 классе 165 часов (5 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностными результатами изучения русского языка являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- умение осознавать и определять свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения русского языка являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка являются:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть „слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
2 класс (5 ч в неделю; 170 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)
1. Фонетика и графика (10 ч)
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
3. Слово и предложение (6 ч)
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
4. Состав слова (морфемика) (19 ч)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
5. Лексика (22 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (34 ч)
1. Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
2. Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
IV. Повторение (5 ч)
V. Резервные уроки (16 ч) распределены следующим образом:
1 - Диктант (текущий) по теме: Правописание согласных в корне слова
2 - Текущая контрольная работа Тема: Корень слова, суффикс
3 - Итоговая контрольная работа за первое полугодие. Тема: Фонетика, слово и предложение; корень; суффикс
4 - Итоговый диктант за первое полугодие Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слова; безударные гласные в корне слова; согласные в корне слова; правописание изученных суффиксов
5 - Текущая контрольная работа. Тема: приставки, состав слова, образование слов
6 - Диктант (текущий) Тема: правописание разделительных ъ и ь, приставок, предлогов
7 - Итоговая контрольная работа Тема: состав слова, слово и его значение
8 - Тест (итоговая контрольная работа) Тема: состав слова; значение слова; синонимы; антонимы
9 - Итоговый диктант Тема: правописание изученных орфограмм
10 - Тест. Тема: Правописание изученных орфограмм
11 - Текущая контрольная работа Тема: Лексика
12 - Итоговый диктант за второе полугодие. Тема: правописание изученных орфограмм
13 - Повторение. Текст: абзац, тема, заголовок (раздел: Развитие речи. Текст)
14 - Итоговая контрольная работа за второе полугодие
15 - Повторение.
16 - Повторение лексики и состава слова (раздел: Лексика)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2-ОМ КЛАССЕ
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
предложения по цели высказывания;
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; выделять, находить:
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста; решать учебные и практические задачи:
делить слова на слоги;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
подбирать однокоренные слова;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 - 60 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
различать однозначные и многозначные слова;
наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
определять по предложенным заголовкам содержание текста;
составлять план текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Примерный календарно-тематический план
проведения контрольных работ
Ι четверть | |
Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык» | Контрольные работы к урокам блока «Правописание |
Итоговая контрольная работа Тема: фонетика, слово и предложение, слова изменяемые, неизменяемые, окончание Примерный срок проведения 7-10 октября |
Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов. Примерный срок проведения 21-25 сентября.
Тема и сроки проведения списывания совпадает с темой и сроками проведения текущего диктанта.
Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов; безударные гласные в корне слова. Примерный срок проведения 23-25 октября.
|
ΙΙ четверть | |
Тема: корень слова, суффикс. Примерный срок проведения 3-7 декабря.
Тема: фонетика; слово и предложение; корень слова; суффикс. Примерный срок проведения 20-25 декабря. |
Тема: правописание согласных в корне слова. Примерный срок проведения 30 ноября – 3 декабря.
Тема и сроки проведения списывания совпадает с темой и сроками проведения текущего диктанта.
Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов; безударные гласные в корне слова; согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова; правописание изученных суффиксов. Примерный срок проведения 24 – 28 декабря.
|
ΙΙΙ четверть | |
Тема: приставки; состав слова; образование слов. Примерный срок проведения 1-5 февраля.
Тема: состав слова; слово и его значение. Примерный срок проведения 20-24 марта
(вариант итоговой контрольной работы) Тема: состав слова; значение слова, синонимы, антонимы. Срок проведения совпадает с итоговой контрольной работой. |
Тема: правописание разделительных ь и ъ, приставок и предлогов. Приметный срок проведения 27 февраля – 4 марта.
Тема и срок проведения списывания совпадают с темой и сроком проведения диктанта.
Тема: правописание изученных орфограмм. Примерный срок проведения 15-19 марта.
|
ΙV четверть | |
Тема: лексика. Примерный срок проведения 8-12 мая
Тема: состав слова; слова, называющие предметы и признаки; лексика. Примерный срок проведения 20-25 мая |
Тема: правописание изученных орфограмм. Примерный срок проведения 25-30 апреля.
Тема и срок проведения списывания совпадают с темой и сроком проведения теста.
Тема: правописание изученных орфограмм. Примерный срок проведения 14-18 мая.
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся по разделу | Дата план | Дата факт |
1 | Фонетика (Как устроен наш язык) (7 ч) | Звуки и буквы | 1 | Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки. Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.) Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант). Писать графический диктант. (П) Писать свободный диктант после предварительной подготовки. Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки. | 4.09 | |
2 | Гласные и согласные звуки и их буквы | 1 | 5.09 | |||
3 | Обозначение звуков речи на письме | 1 | 6.09 | |||
4 | Ударные и безударные гласные звуки в слове | 1 | 7.09 | |||
5 | Согласные звуки | 1 | 8.09 | |||
6 | Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие | 1 | 11.09 | |||
7 | Звонкие согласные звуки в конце слова | 1 | 12.09 | |||
8 | Правописание жи – ши, ча – ща, чу –щу (3 ч) | Учимся писать сочетания жи – ши | 1 | Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант). поиск и выделение информации; классификации объектов по различным признакам, нахождение общего. | 13.09 | |
9 | Учимся писать сочетания ча – ща | 1 | 14.09 | |||
10 | Учимся писать сочетания чу – щу | 1 | 15.09 | |||
11 | Фонетика. (Как устроен наш язык) (2 ч) | Разделительный мягкий знак (ь) | 1 | 18.09 | ||
12 | Слог | 1 | 19.09 | |||
13 | Перенос слов. (3 ч) | Учимся переносить слова | 1 | 20.09 | ||
14 | Диктант текущий по теме «Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу» | 1 | 21.09 | |||
15 | Учимся переносить слова. Контрольное списывание | 1 | 22.09 | |||
16 | Фонетика. (Как устроен наш язык) (1ч) | Слоги ударные и безударные. Роль ударения | 1 | 25.09 | ||
17 | Слово и предложение. Слова в предложении. (6 ч) | Слово | 1 | Ставить к словам вопросы кто? или что? Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы. Классифицировать слова по вопросу. Объединять слова в тематические группы. Конструировать словосочетания и предложения. Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре. | 26.09 | |
18 | Слова, называющие предметы | 1 | 27.09 | |||
19 | Слова, называющие признаки и действия предметов | 1 | Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов. Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д. Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой?) Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. Наблюдать за словами, обозначающими действия предметов. Ставить к словам вопросы что делает? что делал? и т.д. Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. что делает?..) Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. | 28.09 | ||
20 | Слово и предложение | 1 | Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение. Составлять схемы предложений и предложения по схемам. Списывать предложения, правильно оформлять их на письме. Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения. Читать предложения с разной интонацией. | 29.09 | ||
21 | Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 | 2.10 | |||
22 | Слова в предложении | 1 | 3.10 | |||
23 | Состав слова и словообразование. (4 ч) | Окончание как часть слова | 1 | 4.10 | ||
24 | Изменение формы слова с помощью окончания | 1 | 5.10 | |||
25 | Неизменяемые слова | 1 | 6.10 | |||
26 | Итоговая контрольная работа по теме: фонетика; слово и предложение; слова изменяемые, неизменяемые; окончание | 1 | Систематизировать изученный материал | 9.10 | ||
27-28 | Заглавная буква в словах. (2 ч) | Повторение правил написания большой буквы | 2 | Называть правильно буквы в алфавитном порядке. Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита. Расставлять заданные слова в алфавитном порядке. Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Различать и объяснять написания типа пушок и Пушок. Наблюдать за однокоренными словами. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. | 10.10 11.10 | |
29 | Состав слова и словообразование. | Корень как часть слова | 1 | 12.10 | ||
30, 31, 32, 33 | Проверяемые безударные гласные в корне слова. (4 ч) | Правописание безударных гласных в корне слова | 4 | 13.10 16.10 17.10 18.10 | ||
34 | Состав слова. | Корень слова как общая часть родственных слов | 1 | Наблюдать над однокоренными словами. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть). | 19.10 | |
35,36, 37 | Проверяемые безударные гласные в корне слова. (5 ч) | Безударные гласные буквы в корне слова | 3 | 20.10 22.10 23.10 | ||
38 | Диктант по темам: «Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу». «Перенос слов». «Безударные гласные в корне слова» | 1 | Систематизировать изученный материал | 24.10 | ||
39 | Безударные гласные буквы в корне слова | 1 | Наблюдать над однокоренными словами. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. | 25.10 | ||
40 | Состав слова | Однокоренные слова | 1 | 26.10 | ||
41,42, 43 | Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова (3 ч) | Согласные буквы в корне слова | 3 | 07.11 08.11 09.11 | ||
44 | Состав слова. | Корень слова с чередованием согласных | 1 | 10.11 | ||
45,46, 47,48, 49 | Орфограммы в корне слова (Правописание) (5 ч) | Правописание гласных и согласных в корне слова | 5 | 13.11 14.11 15.11 16.11 17.11 | ||
50 | Состав слова. | Суффикс как часть слова | 1 | Выделять суффикс в доступных словах. Характеризовать роль суффикса в слове. Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. Образовывать слова с помощью суффиксов. Группировать слова по заданному признаку. Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово | 20.11 | |
51 | Значения суффиксов | 1 | 21.11 | |||
52,53, 54 | Непроизносимые согласные в корне слова. (4 ч) | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Списывание (на 3 уроке) | 3 | 22.11 23.11 24.11 | ||
55 | Диктант (текущий) по теме: Правописание согласных в корне слова | 1 резерв | 27.11 | |||
56 | Состав слова. | Значения суффиксов | 1 | Выделять суффикс в доступных словах. Характеризовать роль суффикса в слове. Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. Образовывать слова с помощью суффиксов. Группировать слова по заданному признаку. Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово | 28.11 | |
57 | Суффиксы в словах. (3 ч) | Правописание слов с суффиксами -ёнок-, -онок- | 1 | 29.11 | ||
58,59 | Правописание слов с суффиксами -ик-, -ек- | 2 | 30.11 1.12 | |||
60 | Состав слова. | Значение суффиксов | 1 | 4.12 | ||
61 | Текущая контрольная работа Тема: Корень слова, суффикс | 1 резерв | Систематизировать изученный материал Выделять суффикс в доступных словах. Характеризовать роль суффикса в слове. Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. Образовывать слова с помощью суффиксов. Группировать слова по заданному признаку. Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово | 5.12 | ||
Правописание суффиксов. | Правописание слов с суффиксом -ость- | 1 | 6.12 | |||
63 | Состав слова. | образование слов при помощи суффиксов | 1 | 7.12 | ||
64 | Правописание суффиксов. | Правописание суффиксов имен прилагательных | 1 | 8.12 | ||
65 | Состав слова. | Образование слов при помощи суффиксов | 1 | 11.12 | ||
66 | Итоговая контрольная работа за первое полугодие. Тема: Фонетика, слово и предложение; корень; суффикс | 1 резерв | Систематизировать изученный материал | 12.12 | ||
67 | Корень и суффикс. | Правописание корней и суффиксов в словах | 1 | 13.12 | ||
68 | Итоговый диктант за первое полугодие Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слова; безударные гласные в корне слова; согласные в корне слова; правописание изученных суффиксов | 1 резерв | Систематизировать изученный материал | 14.12 | ||
69 | Состав слова. (Как устроен наш язык) (2ч) | Приставка как часть слова | 1 | Выделять приставку в доступных словах. Характеризовать роль приставки в слове. Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. Образовывать слова с помощью приставок. Группировать слова по заданному признаку. Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово. | 15.12 | |
70 | Значение приставок | 1 | 18.12 | |||
71-72 | Правописание приставок (Правописание) (3ч) | Правописание приставок | 2 | 19.12 20.12 | ||
73 | Различение приставок с буквами «о», «а» | 1 | 21.12 | |||
74 | Состав слова. | Образование слов с помощью приставок | 1 | 22.12 | ||
75 | Твердый знак. (2ч) | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 1 | Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ]. Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.
Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).
| 25.12 | |
76 | Различаем разделительные ъ и ь знаки | 1 | 26.12 | |||
77 | Состав слова. | Как образуются слова | 1 | 27.12 | ||
78 | Твердый и мягкий знаки. | Различаем разделительные ь и ъ знаков | 1 | 28.12 | ||
79 | Состав слова. | Основа слова | 1 | Находить основу слова | 29.12 | |
80,81 | Приставки и предлоги. (Правописание)(2ч) | Различение предлогов и приставок | 2 | Различать слова с предлогами и приставками | ||
82 | Повторение (3ч) | Повторение: состав слова | 1 | |||
83 | Текущая контрольная работа. Тема: приставки, состав слова, образование слов | 1 резерв | Систематизировать изученный материал | |||
84,85 | Повторение: правописание частей слова. Списывание | 2 | ||||
86 | Диктант (текущий) Тема: правописание разделительных ъ и ь, приставок, предлогов | 1 резерв | Систематизировать изученный материал | |||
87,88 | Лексика. (Как устроен наш язык) (2ч) | Слово и его значение | 2 | Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы). Узнавать слово по его лексическому значению. Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь. Производить звуко-буквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. (П) Находить опасные места в словах. | ||
89 | Отработка изученных орфограмм | Повторение по разделу «Части слова» | 1 | |||
90 | Текст. | Текст | 1 | |||
91 | Текст. Заголовок текста | 1 | ||||
92 | Лексика. (Как устроен наш язык) (2ч) | Как сочетаются слова | 1 | Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы). Узнавать слово по его лексическому значению. Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь. | ||
93 | Значение слова в словаре и тексте | 1 | ||||
94 | Отработка изученных орфограмм | Повторение правописания частей слова | 1 | Находить опасные места в словах. | ||
95 | Текст. | Один текст – разные заголовки | 1 | Называть признаки текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Осознавать связь заголовка с темой текста, с лавной мыслью. | ||
96 | Озаглавливание текста | 1 | ||||
97 | Лексика. | Слово в толковом словаре и в тексте | 1 | Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы). Узнавать слово по его лексическому значению. Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь. | ||
98 | Слова однозначные и многозначные | 1 | ||||
99 | Отработка изученных орфограмм. | Нахождение и проверка орфограммы в слове | 1 | Находить опасные места в словах. | ||
100 | Текст. | Озаглавливание текста | 1 | Называть признаки текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Осознавать связь заголовка с темой текста, с лавной мыслью. | ||
101 | Как строится текст. Окончание текста | 1 | ||||
102, 103 | Лексика. | Многозначные слова | 2 | |||
104 | Отработка изученных орфограмм. | Нахождение и проверка орфограммы в слове | 1 | Находить опасные места в словах. | ||
105 | Итоговая контрольная работа Тема: состав слова, слово и его значение | 1 резерв | Систематизировать изученный материал | |||
106 | Текст. | Учимся заканчивать текст | 1 | Называть признаки текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев. (П) Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы. | ||
107 | Лексика. | Слова-синонимы | 1 | Находить слова-синонимы | ||
108 | Сочетание слов-синонимов с другими словами | 1 | ||||
109 | Повторение пройденного. | Учимся применять орфографические правила | 1 | Находить опасные места в словах. | ||
110 | Текст (развитие речи)2ч | Как строится текст. Начало текста | 1 | Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Осознавать связь заголовка с темой текста, с лавной мыслью. Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев. (П) | ||
111 | Сочиняем начало текста | 1 | ||||
112-113 | Лексика. | Использование слов-синонимов. Синонимы в тексте | 2 | |||
114 | Повторение пройденного. | Учимся применять орфографические правила | 1 | Находить опасные места в словах. | ||
115 | Текст. (Развитие речи) (2ч) | Составление текста | 1 | Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев с использованием синонимов, антонимов | ||
116 | Последовательность предложений в тексте | 1 | ||||
117 | Лексика. | Слова антонимы. | 1 | |||
118 | Сочетание антонимов с другими словами | 1 | ||||
119 | Тест (итоговая контрольная работа) Тема: состав слова; значение слова; синонимы; антонимы | 1 резерв | Применять изученный материал | |||
120 | Отработка изученных орфограмм. | Учимся применять орфографические правила | 1 | Находить опасные места в словах. | ||
121 | Текст. | Связь предложений в тексте | 1 | Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев с использованием синонимов, антонимов, омонимов | ||
122 | Лексика. | Слова-омонимы | 1 | |||
123 | Слова исконные и заимствованные | 1 | ||||
124 | Повторение пройденного. | Учимся применять орфографические правила | 1 | Находить опасные места в словах. | ||
125, 126 | Текст. | Абзац. Выделение абзацев | 2 | |||
127 | Лексика (Как устроен наш язык) | Заимствованные слова и их значение | 1 | |||
128 | Итоговый диктант Тема: правописание изученных орфограмм | 1 резерв | ||||
129 | Повторение пройденного. | Учимся применять орфографические правила | 1 | Находить опасные места в словах. | ||
130 | Текст. (2ч) | Последовательность абзацев | 1 | Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев с использованием синонимов, антонимов | ||
131 | Составление текста из абзацев | 1 | ||||
132, 133 | Лексика. | Устаревшие слова. Слова-синонимы, новые слова | 2 | |||
134 | Повторение пройденного. | Учимся применять орфографические правила | 1 | Находить опасные места в словах. | ||
135, 136 | Текст. (2ч) | Составление текста по заголовку и ключевым словам | 2 | Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев с использованием синонимов, антонимов | ||
137, 138 | Лексика. | Повторение лексики и состава слова. Повторение правописания | 2 | |||
139 | Тест. Тема: Правописание изученных орфограмм | 1 резерв | ||||
140, 141 | Текст. | План текста | 2 | Составлять план текста Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев | ||
142 | Лексика. (Как устроен наш язык) | Фразеологизмы | 1 | |||
143 | Повторение пройденного. | Учимся применять орфографические правила | 1 | Находить опасные места в словах. | ||
144 | Текст. | Составление текста по плану. | 1 | Составлять план текста Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев | ||
145 | Написание письма по плану | 1 | ||||
146 | Лексика (Как устроен наш язык) | Значения фразеологизмов | 1 | |||
147 | Текущая контрольная работа Тема: Лексика | 1 резерв | ||||
148 | Повторение пройденного. | Учимся применять орфографические правила | 1 | Находить опасные места в словах. | ||
149 | Текст. | Составление текста по плану | 1 | |||
150 | Текст-описание | 1 | ||||
151 | Повторение пройденного. | Учимся применять орфографические правила | 1 | Находить опасные места в словах. | ||
152 | Текст. | Особенности текста-описания. | 1 | |||
153 | Сочинение текста-описания | 1 | ||||
154 155 | Повторение пройденного. Текст. | Учимся применять орфографические правила Текст-описание | 1 1 | Находить опасные места в словах. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. Конструировать тексты-описания тексты-повествования из рассыпанных предложений, абзацев с использованием синонимов, антонимов | ||
156 | Текст-повествование. | 1 | ||||
157 | Особенности текста-повествования | 1 | ||||
158 | Повторение пройденного. | Учимся применять орфографические правила | 1 | Находить опасные места в словах. | ||
159 | Итоговый диктант за второе полугодие. Тема: правописание изученных орфограмм | 1 резерв | ||||
160 | Текст. | Текст-повествование | 1 | Конструировать тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения Находить опасные места в словах. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью | ||
161 | Описание и повествование в тексте | 1 | ||||
162, 163 | Текст-рассуждение | 2 | ||||
164 | Описание. Повествование. Рассуждение | 1 | ||||
165 | Повторение. Текст: абзац, тема, заголовок | 1 | ||||
166 | Повторение пройденного. | Повторение. Правописание слов. Списывание | 1 | |||
167 | Итоговая контрольная работа за второе полугодие | 1 резерв | ||||
168 | повторение | 1 резерв | ||||
169, 170 | Итоговое повторение | 2 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
1. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в двух частях./С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова./ - 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Рабочие тетради №1, №2. «Пишем грамотно» Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.
3. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
4. Русский язык. Комментарии к урокам. Пособие для учителя Авторы Иванов С.В., А.О.Евдокимова.
5. Электронные УМК Энциклопедия Кирилла и Мефодия «Русский язык»
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ РАЗРАБОКЕ ПРОГРАММЫ
- Белокурова Е.М., Дранникова И.И., Калашникова Н.Г., Стукалова И.Н. Структура, содержание и технология проектирования образовательной программы школы: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.-196с.
- Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения ФГОС общего образования (протокол заседания Координационного совета № 3 от 19 апреля 2011)
- Положение о рабочей программе МКОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа», 2011г.
- Разработка и утверждение основных общеобразовательных программ образовательного учреждения: инструктивно-методические рекомендации/ Н.Г. Калашникова, И.Н. Стукалова, С.Н. Кучер. - Барнаул: АКИПКРО, 2011.-39с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Мин. образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 31с. – (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...