Урок по теме:«Изменение имен существительных по родам и числам»
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме

Руднева Татьяна Николаевна

    Урок-путешествие по теме «Изменение имен существительных по родам и числам»  проводится в 3 классе. Направлен на формирование умения определять род  и число имен существительных, развитие орфографической зоркости,  речи учащихся, сообразительности, умение работать в парах; воспитывает бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              Руднева Татьяна Николаевна

                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                              1 кв. категория

                                                                                              МОУ "Днестровская СШ № 1"

 

Урок-путешествие  русского языка в 3 классе

Тема: «Изменение имен существительных по родам и числам»

Цель урока: 1).формирование умения определять род  и число имен существительных, развивать орфографическую зоркость;

2).развивать речь учащихся, сообразительность, умение работать в парах;

3).воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация по теме, карточки для определения рода имен существительных, конверты с листьями.

Ход урока:

 I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие в страну «Имя существительное». Конечный пункт нашего путешествия город Фантазерск.  Все готовы? Ну, тогда скорее в путь.

II. Актуализация знаний

Учитель: Перед нами карта нашего путешествия (слайд 3). Но для того, чтобы отправиться в путь, нам нужен поезд (слайд4). Сейчас мы с вами поработаем составителями поезда. Для этого необходимо назвать все грамматические категории имени существительного, которые мы уже знаем:

1).что обозначает имя существительное? (предмет)

2).на какие вопросы отвечает? (кто? что?)

3).как называются имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что? (одушевленные, неодушевленные)

4).как изменяются имена существительные? (по числам)

5).что вы еще знаете об именах существительных? (бывают мужского, женского и среднего рода; собственные и нарицательные)

Итак, наш поезд готов, но для того чтобы он поехал, нужно выполнить следующее задание:

Дети открывают тетради, записывают число, минутка чистописания (прописывают сочетание «чик»)

Учитель: чем знакомо вам это сочетание? (суффикс имен существительных) Приведите примеры (пальчик, супчик,  грузчик, летчик и т.д.)

Мы начинаем наше путешествие. На нашем пути поляна «Словарная» (слайд 5). Я буду загадывать вам загадки, а вы должны их угадать. Ответы записывать в два столбика:        

в первый – имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

во второй – на вопрос что? (слайд 6-9)

Загадки:

Кто без нот и без свирели

Лучше всех  выводит трели. (соловей)

Круглое румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (яблоко)

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из мены томат,

В щи кладут и так едят. (помидор)

Не артист, а голосист,

Не ездок, а шпоры есть.(петух)

Маленький мальчишка,

В сером армячишке (воробей)

Всегда в работе,

Когда мы говорим.

А отдыхает,

Когда мы молчим. (язык)

Стоят в поле сестрицы

Платьица белены, шапочки зелены.(березы)

Рыжий молокозавод

День жует и ночь жует:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (корова)

- Найдите лишнее слово в каждом столбике.

- Определите род имен существительных.

- Как определить род существительного березы?

- По какому признаку можно было записать эти слова? (по родовому)

(проверка (слайд 10))

 

Учитель: На поляне «Словарная» растет много ромашек(слайд 11). Одну из них я сорвала, но она оказалась не совсем обычная (слайд 12). На лепестках написаны слова: предлог, имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя существительное. Задание: закрыть данные лепестки свободными лепестками со следующими словами: в, траве, пестрели, полевые, цветы.

(дети составляют предложение из слов (В траве пестрели полевые цветы.), подчеркивают все орфограммы (В траве пестрели полевые цветы . ) (слайд 13)

                              *      *      *               *               *    *

а затем выполняют синтаксический разбор)

III. Работа по теме урока

Учитель: И с этим заданием мы справились. На пути поселок «Дружный» (слайд 14). Здесь ждет нас очередное задание. Давайте дружно возьмем карточки для определения рода имен существительных.

Учитель диктует слова(слайд 15-25), а дети определяют род: груша, облако, зонт, платье, телефон, ягода, деревья, гриб, муравей, птицы, ножницы (не могут определить)

Оказывается в русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе (слайд 26), например: молодежь, листва, железо, золото, лень, веселье, трудолюбие.

И только во множественном числе (слайд 27): сутки, прятки, каникулы, ножницы, санки, чернила, сливки, шахматы, дрожжи, брюки, щипцы, клещи.

Назовите слова, обозначающие (слайд 28):

- игры; (прятки шахматы)

- отрезки времени; (сутки, каникулы)

- предметы; (ножницы, санки, щипцы, клещи, брюки)

- вещества (чернила, сливки, дрожжи).

Записать по одному наименованию из каждой группы в тетрадь.

IV. Физкультминутка (слайд 29-30) 

На нашем пути бор «Спортивный»

Физкультминутка для глаз.

V. Продолжение работы по теме урока

Учитель: Мы с вами подъезжаем к селу Словознайкино (слайд 31). Здесь нам нужно сойти с поезда и отправиться в разведку. На доске записан текст. Прочитайте его. Что описывает автор? Озаглавьте. Спишите, вставьте орфограммы и определите род и число имен существительных.

 С.неет  небо. Дует легкий  в.терок. В.сна  будто  задр.мала. Улыбнулось  солнышко  з.мле.

Всё ожило. Ручьи стали ломать сугробы. Забурлила,  заг.в.рила  в.да.

 

Мы с вами продолжаем путешествие. Скоро будем в городе Фантазерск. Но мост на подступе к городу поднят. Мы должны решить с вами одну проблему (слайд 32). Недалеко от города выпал птенец из гнезда. Как нам надо поступить? (слайд 33)

1).оставить на том же месте, даже не прикоснувшись к нему;

2).положить птенца в гнездо;

3).взять домой и держать птенца в клетке.

Почему вы выбрали такой ответ? Обоснуйте (если взять птенца в руки, то его родители к нему не вернутся, почувствовав чужой запах)

-Какую пользу приносят птицы?

-Какие птицы прилетают первыми? (скворцы)

Продолжите предложение: Когда наступит весна, то я…

Итак, мы прибыли к конечному пункту  нашего путешествия в город Фантазёрск

(слайд 34) и мы должны выполнить  последнее задание.

Работа в парах (на столах конверты, в которых лежат по 4 листика). Надо составить четверостишие (смотри приложение).

-Какое время года описывают авторы в своих стихотворениях? (весну)

Списать, вставить орфограммы.

Итак, все задания мы выполнили и можем получить послание  от города Фантазёрск (слайд 35-38). Дети разгадывают ребус (Берегите природу!)

VI. Рефлексия

1) Чему учились?

2) Что понравилось?

3) Как определить род имени существительного во множественном числе?

4) Назовите имена существительные, существующие только в единственном числе, и только  во множественном числе.

Приложение.

Каждая строчка четверостишия на своих листиках:

Первая строчка на дубовом  листике;                                      

Вторая строчка на липовом листике;

Третья строчка на ивовом листике;

Четвертая строчка на кленовом листике.                                    

П.любуйся:   в.сна  наступает,                                    

Жур.вли  караваном  л.тят,                                          

В ярком  зол.те  день  ут.пает,                                      

И  ручьи (по)оврагам  шумят…(И. Никитин)            

 

Уж  тает  сне.,  б.гут  руч.и,

В  .кно  п.веяло  в.сною…

Засвищут  скоро  с.л.вьи,

И  лес  оденется  л.ствою! (А.Плещеев)

Черёмуха  душ.стая

С  в.сною  расцв.ла

И  в.тки  з.л.тистые,

Что  кудри,  зав.ла…(С. Есенин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»

Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень.   Формирование представлений о с...

"Согласование глагола с именем существительным в роде и числе"

Методическая разработка занятия для учащихся С ОНР (третий класс). Целью занятия былоразвитие абстрактного логического мышления, зрительного и звукового внимания к языковымединицам. Развитие и соверше...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме "Изменение имен существительных мужского рода в числе"

Занятие было продемонстировано 19.12.12 на семинаре для учителей-логопедов и посвящено теме семинара: "Нейропсихологические подходы в коррекции дисграфии учащихся"....

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

Технологическая карта логопедического группового занятияв 3 классепо теме: Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе....

Урок русского языка: "Склонение имен существительных женского рода в единственном числе."

Урок русского языка: "Склонение имен существительных  женского рода  в единственном числе."...