"Согласование глагола с именем существительным в роде и числе"
методическая разработка по логопедии (3 класс) по теме

Методическая разработка занятия для учащихся С ОНР (третий класс). Целью занятия было

развитие абстрактного логического мышления, зрительного и звукового внимания к языковым

единицам. Развитие и совершенствование навыков грамматического оформления речи в ходе

работы над словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений

различных синтаксических конструкций. Уточнение значений слов, имеющихся в словарном 

запасе детей, дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, 

относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться

различными способами словообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met._razrabotka_lukashovoy_n.a..doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия для  учащихся с ОНР

( третий класс)

«Согласование глагола с именем существительным в роде и числе»

Учитель – логопед Лукашова Наталья Андреевна

МБОУ «Скороднянская СОШ» Белгородская область Губкинский район

Цели занятия:

 развитие абстрактного и логического мышления;

 развитие зрительного и звукового внимания к языковым единицам;

 развитие и совершенствование навыков грамматического оформления речи в ходе работы над словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

 уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Оборудование:

 О.Б. Иншаков «Альбом для логопеда»;

  наглядные пособия «Солнышко», «Город Грамматика»;

 перфокарты;

 разрезные предложения;

  раздаточный дидактический материал по теме занятия.

Ход занятия

1. Орг. Момент. Игра. «Послу, запомните, назовите одним словом» (Альбом для логопеда О.Б Иншакова стр. 195)

6 картинок: портфель, пенал, карандаш, ручка, линейка, книга.

- Хорошо, откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

- С красной строки с больной буквы запишите слово портфель.

2. Задание:

1) определить сколько гласных в слове; к какому ряду относятся, на что влияют; сколько слогов;

2) определите согласные звуки по порядку, комментируя (согласные звонкие подчеркиваю синим цветом и т.д.) 6 зн. -?

3) Запишите слово карандаш

- На конце слова парная согласная, будьте внимательнее. Как  проверить?

Задание то же самое, но только самостоятельно.

3. Знакомство с темой занятия.

1) (Альбом для логопеда О.Б Иншакова стр. 189)

а. -  Назвать действия по предъявленному предмету

б. - Назвать близкие по значению слова - действия

4. Сообщение темы занятия.

- Дети, мы будем продолжать на занятии работать по теме: «Согласование глагола с именем существительным в роде и числе», а также повторять и развивать то, над чем работали на предыдущих занятиях

5. Школа. Представляю, как вы удивитесь, если узнаете, что школа по-гречески значит «досуг».

Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов философов со своими учениками о разных науках.

Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, музыку, поэзию, ораторское искусство.

- А зачем мы с вами приходим в школу?

- Правильно, учиться!

Задание 1. - Корень  уч. образовать с помощью приставок, суффиксов и окончаний слова так, чтобы они отвечали на вопросы, предлагаемые на перфокартах, т.е. у вас получатся однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. (Работать можно в паре.)

Задание 2. (Части речи)

Я хочу отправить посылки в город Грамматика. А чтобы они туда дошли, нужно правильно их упаковать.

- Определитесь. (Володя упаковывает глаголы, Лена - прилагательные, Катя - существительные, Эллина - предлоги) (взаимопроверка)

- Я думаю они теперь дойдут по адресу.

6. Физкультминутка. (почтальоны)

Я иду и ты идёшь, раз, два, три

Я пою и ты поёшь - раз, два, три

Мы идем и мы поем - раз два, три

Очень дружно мы живем - раз, два, три.

(дети садятся за парты и говорят слова:)

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

7.  Задание на доске. «Перепутаница»

(Слова записаны в два столбика)

Глагол - хороший работник: всегда при деле, всегда с кем то связан, но как ему подружиться, согласоваться с существительным, приходится глаголу брать взаймы род и число у существительного и оно охотно делится с глаголом своими формами, ведь он так привлекателен в общении.

учитель - играет                                 директор - бегает

ученик - руководит                         музыкант - считает

Образец: единственное число

Учитель пишет -  учителя - пишут


8. Рассыпанное предложение.

- Жил - был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую - нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. По пути он встретил Существительное. Оно горько плакало, потому что не знало, для чего живет. Пошли они уже дальше вместе и встретили Прилагательное: грустное, тихое, молчаливое, одинокое. И тут Глагол вспомнил, что счастье и богатство лишь в труде. Дальше их путь был вместе за поисками счастья.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном сказочном городе Грамматика. Там все что - то делали, трудились - скучать было некогда.

Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении.

Давайте поможем нашим друзьям подружиться, согласоваться в предложении.

Формировать, белая, извести, мел, из.

(Хрупкий, белить рисовать, мел, писать)

- Без мела в школе не обойтись. Мы с помощью мела работаем на доске. Это действительно мельчайшие остатки древней жизни на земле раковин, обломков скелетов вымерших морских животных. Мел откладывался в водоемах в течение миллионов лет. Так, на месте нынешнего Белгорода очень давно было теплое море, потом оно обмелело, а известняки остались. Вот из них и «формируют» мел. Слова мел, мелкий, молоть - однокоренные Белгород Белый город

- А сколько в этом году исполнилось Белгородской области?

9. Работа с текстом.

- Много в нашей области делается для детей.

- Сейчас мы попробуем рассказать о своем классе с помощью вопросов и опорных слов:

- Какой у нас класс?

- Что стоит в классе?

- Какие окна в классе?

- Что заглядывает часто в окошко?

(Дети читают по предложению цепочкой текст «Наш класс)

- Дети, нам необходимо помочь «Солнцу» справиться с заданием

Постарайтесь найти в предложениях текста глаголы согласованные с

существительными.

- Хорошо, как видите Солнышко довольно!

10. Над чем работали на занятии?

11. Поощрение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»

Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень.   Формирование представлений о с...

Урок по теме:«Изменение имен существительных по родам и числам»

Урок-путешествие по теме «Изменение имен существительных по родам и числам»  проводится в 3 классе. Направлен на формирование умения определять род  и число имен существит...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме "Изменение имен существительных мужского рода в числе"

Занятие было продемонстировано 19.12.12 на семинаре для учителей-логопедов и посвящено теме семинара: "Нейропсихологические подходы в коррекции дисграфии учащихся"....

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

Технологическая карта логопедического группового занятияв 3 классепо теме: Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе....

Технологическая карта коррекционного занятия с обучающимися 3 класса на тему: «Словоизменение имен прилагательных. Согласование прилагательных с именами существительными в роде».

Технологическая карта коррекционного занятия с обучающимися 3 класса на тему:«Словоизменение имен прилагательных. Согласование прилагательных с именами существительными в роде»....