"Согласование глагола с именем существительным в роде и числе"
методическая разработка по логопедии (3 класс) по теме
Методическая разработка занятия для учащихся С ОНР (третий класс). Целью занятия было
развитие абстрактного логического мышления, зрительного и звукового внимания к языковым
единицам. Развитие и совершенствование навыков грамматического оформления речи в ходе
работы над словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений
различных синтаксических конструкций. Уточнение значений слов, имеющихся в словарном
запасе детей, дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов,
относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться
различными способами словообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._razrabotka_lukashovoy_n.a..doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия для учащихся с ОНР
( третий класс)
«Согласование глагола с именем существительным в роде и числе»
Учитель – логопед Лукашова Наталья Андреевна
МБОУ «Скороднянская СОШ» Белгородская область Губкинский район
Цели занятия:
развитие абстрактного и логического мышления;
развитие зрительного и звукового внимания к языковым единицам;
развитие и совершенствование навыков грамматического оформления речи в ходе работы над словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Оборудование:
О.Б. Иншаков «Альбом для логопеда»;
наглядные пособия «Солнышко», «Город Грамматика»;
перфокарты;
разрезные предложения;
раздаточный дидактический материал по теме занятия.
Ход занятия
1. Орг. Момент. Игра. «Послу, запомните, назовите одним словом» (Альбом для логопеда О.Б Иншакова стр. 195)
6 картинок: портфель, пенал, карандаш, ручка, линейка, книга.
- Хорошо, откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
- С красной строки с больной буквы запишите слово портфель.
2. Задание:
1) определить сколько гласных в слове; к какому ряду относятся, на что влияют; сколько слогов;
2) определите согласные звуки по порядку, комментируя (согласные звонкие подчеркиваю синим цветом и т.д.) 6 зн. -?
3) Запишите слово карандаш
- На конце слова парная согласная, будьте внимательнее. Как проверить?
Задание то же самое, но только самостоятельно.
3. Знакомство с темой занятия.
1) (Альбом для логопеда О.Б Иншакова стр. 189)
а. - Назвать действия по предъявленному предмету
б. - Назвать близкие по значению слова - действия
4. Сообщение темы занятия.
- Дети, мы будем продолжать на занятии работать по теме: «Согласование глагола с именем существительным в роде и числе», а также повторять и развивать то, над чем работали на предыдущих занятиях
5. Школа. Представляю, как вы удивитесь, если узнаете, что школа по-гречески значит «досуг».
Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов философов со своими учениками о разных науках.
Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, музыку, поэзию, ораторское искусство.
- А зачем мы с вами приходим в школу?
- Правильно, учиться!
Задание 1. - Корень уч. образовать с помощью приставок, суффиксов и окончаний слова так, чтобы они отвечали на вопросы, предлагаемые на перфокартах, т.е. у вас получатся однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. (Работать можно в паре.)
Задание 2. (Части речи)
Я хочу отправить посылки в город Грамматика. А чтобы они туда дошли, нужно правильно их упаковать.
- Определитесь. (Володя упаковывает глаголы, Лена - прилагательные, Катя - существительные, Эллина - предлоги) (взаимопроверка)
- Я думаю они теперь дойдут по адресу.
6. Физкультминутка. (почтальоны)
Я иду и ты идёшь, раз, два, три
Я пою и ты поёшь - раз, два, три
Мы идем и мы поем - раз два, три
Очень дружно мы живем - раз, два, три.
(дети садятся за парты и говорят слова:)
Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
7. Задание на доске. «Перепутаница»
(Слова записаны в два столбика)
Глагол - хороший работник: всегда при деле, всегда с кем то связан, но как ему подружиться, согласоваться с существительным, приходится глаголу брать взаймы род и число у существительного и оно охотно делится с глаголом своими формами, ведь он так привлекателен в общении.
учитель - играет директор - бегает
ученик - руководит музыкант - считает
Образец: единственное число
Учитель пишет - учителя - пишут
8. Рассыпанное предложение.
- Жил - был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую - нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. По пути он встретил Существительное. Оно горько плакало, потому что не знало, для чего живет. Пошли они уже дальше вместе и встретили Прилагательное: грустное, тихое, молчаливое, одинокое. И тут Глагол вспомнил, что счастье и богатство лишь в труде. Дальше их путь был вместе за поисками счастья.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном сказочном городе Грамматика. Там все что - то делали, трудились - скучать было некогда.
Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении.
Давайте поможем нашим друзьям подружиться, согласоваться в предложении.
Формировать, белая, извести, мел, из.
(Хрупкий, белить рисовать, мел, писать)
- Без мела в школе не обойтись. Мы с помощью мела работаем на доске. Это действительно мельчайшие остатки древней жизни на земле раковин, обломков скелетов вымерших морских животных. Мел откладывался в водоемах в течение миллионов лет. Так, на месте нынешнего Белгорода очень давно было теплое море, потом оно обмелело, а известняки остались. Вот из них и «формируют» мел. Слова мел, мелкий, молоть - однокоренные Белгород Белый город
- А сколько в этом году исполнилось Белгородской области?
9. Работа с текстом.
- Много в нашей области делается для детей.
- Сейчас мы попробуем рассказать о своем классе с помощью вопросов и опорных слов:
- Какой у нас класс?
- Что стоит в классе?
- Какие окна в классе?
- Что заглядывает часто в окошко?
(Дети читают по предложению цепочкой текст «Наш класс)
- Дети, нам необходимо помочь «Солнцу» справиться с заданием
Постарайтесь найти в предложениях текста глаголы согласованные с
существительными.
- Хорошо, как видите Солнышко довольно!
10. Над чем работали на занятии?
11. Поощрение детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»
Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень. Формирование представлений о с...
Урок по теме:«Изменение имен существительных по родам и числам»
Урок-путешествие по теме «Изменение имен существительных по родам и числам» проводится в 3 классе. Направлен на формирование умения определять род и число имен существит...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме "Изменение имен существительных мужского рода в числе"
Занятие было продемонстировано 19.12.12 на семинаре для учителей-логопедов и посвящено теме семинара: "Нейропсихологические подходы в коррекции дисграфии учащихся"....
Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"
Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...
Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"
Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.
Технологическая карта логопедического группового занятияв 3 классепо теме: Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе....
Технологическая карта коррекционного занятия с обучающимися 3 класса на тему: «Словоизменение имен прилагательных. Согласование прилагательных с именами существительными в роде».
Технологическая карта коррекционного занятия с обучающимися 3 класса на тему:«Словоизменение имен прилагательных. Согласование прилагательных с именами существительными в роде»....