Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.
методическая разработка по логопедии (3 класс) на тему

Технологическая карта логопедического группового занятияв 3 классе

по теме: Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnol.karta_.doc365 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

логопедического группового занятия

в 3  классе

по теме: Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

Учитель-логопед: Кузнецова Елена Вадимовна.

Цель: Закрепить умение учащихся согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.

Педагогические задачи:

Корреционно-образовательные:

  • Способствовать формированию представлений о значении имён прилагательных в речи.
  • Расширять активный словарь за счёт использования в речи имён прилагательных.
  • Воспитывать умение составлять предложения из слов, согласуя их между собой.
  • Совершенствовать навыки морфемного анализа и синтеза.
  • Совершенствовать навык анализа и синтеза предложения.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность.
  • Развивать навыки грамматически правильной устной и письменной речи.
  • Развивать мелкую моторику рук, совершенствовать согласование речи с движением рук.
  • Развивать умение работать по алгоритму.
  • Развивать зрительную и слухоречевую память.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать культуру речевого общения.
  • Формировать функции контроля и самоконтроля.
  • Воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности.
  • Формировать представление о традициях своего народа, имеющих патриотическую ценность.

Оборудование: Карточки с заданиями по количеству детей , «Шифровка», видеопрезентация, наклейки для рефлексии

Ход занятия

Название этапа

Цель этапа

Содержание этапа

Методическое сопровождение

Количество времени (минуты)

1. Организа-   ционный момент

Формирование психо-эмоционального настроя на занятие, активизация внимания

-Ребята, скоро мы все будем отмечать большой праздник. Кто может сказать какой?

-Сегодня к нам в школу пришло письмо от ветеранов, в котором они спрашивают:  «Знаете ли вы, как называют солдата, который сражается на танке? (танкист)

На самолёте? (лётчик)

На корабле? (матрос)

Передвигавшийся пешком? (пехотинец)

Ходивший в разведку? (разведчик)

Принимающий и передающий важные сведения с помощью шифра? (радист)

-Раз вы знаете ответы на эти вопросы, вам предлагают расшифровать праздничную шифровку. Чтоб выполнить это задание вам нужно будет хорошо потренироваться, как настоящим солдатам.

2-3

2. Объявление темы занятия

-Упражнения на повторение морфемного анализа и синтеза

Актуализация полученных ранее знаний и их закрепление

Организация самостоятельного или с помощью логопеда формулирования постановки цели.

- Откроем тетрадь, запишем сегодняшнее число.

И вот первое тренировочное задание.

На интерактивной доске по очереди появляются слова, в которых нужно выделить определенную часть слова (приставку, корень, суффикс, окончание): ХРАБРОСТЬ (корень); ВЕСЁЛЫЕ (окончание); ЗАШИТЬ (приставка); ЩИТЫ (корень); ГРИБНИК (суффикс); РУКИ (окончание)   из них получаются слова

«Храбрые защитники»

Дети по очереди работают у доски, записывают получившиеся слова в тетрадь.

-Скажите, а к каким частям речи относятся эти слова? (прилагательное и существительное)

-С помощью, какой части слова эти части речи друг с другом согласуются? (окончание)

- Попробуйте предположить, какая будет тема нашего занятия?

-Правильно, «Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.»

1

3. Основная часть

Обеспечение применения знаний на практике.

Обеспечение вторичного осмысления пройденного материала, применение знаний на практике.

Способствовать повышению умственной и физической работоспособности, снятию усталости, улучшению настроения. Регулирование нервно-психических процессов.

Организация составления предложения  по алгоритму самостоятельно или с помощью логопеда.

  • -Следующее задание для тренировки: нужно подобрать подходящее прилагательное по смыслу и соединить линией определение и слово.

Дети по очереди работают у доски.

  • На этот раз вас ждёт задание более сложное – нужно образовать прилагательное от существительного то, что получится, записываем в тетради.

- Какая часть слова  подскажет вам правильный вопрос для образования прилагательного? (окончание) Не забудьте выделить её на письме.

(Труд (честь)- труд (какой?) честный,

Дело (интерес)- дело(какое?) интересное,

 Песня (радость)- песня (какая?) радостная,

Место (опасность) – место (какое?) опасное,

Жизнь (счастье) – жизнь (какая?) счастливая,

Праздник (свет) – праздник (какой?) светлый,

Люди (смелость) – люди (какие?) смелые,

Салют (яркость) – салют (какой?) яркий)

Дети по очереди работают у доски и записывают в тетради.

  • А теперь для вас задания на выбор. Тот, кто уверен в своих силах, может взять задания посложнее, кто не уверен, что справится со сложным заданием может взять более лёгкое задание.

-Нужно вставить пропущенные окончания прилагательных, обращая внимание на существительные (они представлены во всех родах и числах).

Тем, кто выбрал более трудный вариант сначала нужно подобрать прилагательные к существительным по смыслу и в зависимости от этого вставить пропущенные окончания.

Не забываем выделять окончания.

Дети выбирают карточки и работают в тетрадях.

  • Перед тем как приступить к самому сложному заданию я предлагаю вам сделать небольшую разминку. Возьмите салфетки, вытрите руки и мы приступаем.

Массаж ушей

Чтобы уши не болели,

 разомнём мы их скорее.

Вот сгибаем, отпускаем

И опять всё повторяем.

Козелок мы разомнём,

По уху пальцем проведём

И ладонью  прижимаем,

Сильно-сильно растираем.

  • И вот вы готовы к выполнению последнего  задания. Я раздаю вам полученные шифровки, на доске будет ключ к ним.

Дети по очереди работают у доски и записывают в тетради получившиеся предложения

На слайде в таблице написаны слова в начальной форме, расшифровывая текст становится понятна их последовательность в предложении, поставив слова в нужную форму получаются связные предложения и текст. На меловой доске записывается правильный вариант выполнения задания.

«День Великой Победы достался тяжёлой ценой. О доблестных подвигах героев войны осталась вечная память. Торжественный парад и праздничный салют ждут нас этим майским днём.»

Слайд презентации

Слайд презентации

Уровень сложности-базовый:

№1

НАРОД  РУССК____

РЕЧЬ РУССК_____

СЛОВО РУССК_____

ЛЮДИ РУССК____

№2

РАССКАЗ  ИНТЕРЕСН____

СКАЗКА  ИНТЕРСН____

КНИГИ  ИНТЕРЕСН____

СТИХОТВОРЕНИЕ

ИНТЕРЕСН____

№3

САЛЮТ ЯРК____

СОБЫТИЕ ЯРК____

ЗВЕЗДА  ЯРК____

ОГНИ  ЯРК____

№4

ДОКУМЕНТ  ВАЖН____

ДЕЛО  ВАЖН____

ВСТРЕЧА  ВАЖН_____

ИЗВЕСТИЯ  ВАЖН_____

№5

ПРАЗДНИК  СВЕТЛ___

МЕЧТА  СВЕТЛ____

ОКНО  СВЕТЛ____

СТЕНЫ СВЕТЛ____

№6

ЗНАМЯ  КРАСН____

ЦВЕТ  КРАСН____

ДЕВИЦА  КРАСН____

ЦВЕТЫ  КРАСН____

Уровень сложности-повышенный:

№1

ПОЕЗД             СТРЕМИТЕЛЬН____

ПОЛЁТ             СКОР____

РОСТ                БЫСТР____

№2

РЕБЁНОК               ПЛАМЕНН___

ЗНАМЯ                   РУМЯН___

РЕЧЬ                        КРАСН___

№3

ЖИЗНЬ                 ТИХ____

ГОЛОС                  СПОКОЙН____

МОРЕ                    МИРН____

Слайд презентации

Текст шифровки:

  1. 3А,1Б, 4Б, 1В, 4В,5В.
  2. 4А, 1А, 2Б, 5Б, 2В, 6В, 1Г, 3Г.
  3. 3Б, 2А, 6А, 3В, 5А, 6Б, 2Г, 6Г,4Г,5Г.

35

4. Итог, оценка занятия

Оценивание результатов своей деятельности. Планирование своих действий для совершенствования результатов.

Изложение суждений в устной форме.

-Как вы считаете, всё ли у вас сегодня получилось на занятии, что бы оценить себя возьмите наклейки.

Если вы справились без ошибок со всеми заданиями, выберите наклейку с надписью «Отлично!»

Если допустили ошибку, но выполнили все задания, выберите наклейку с надписью «Хорошо!»

Если были трудности, и вы считаете, что вам нужно стараться, выберите наклейку с надписью «Старайся!»

Если вы считаете, что могли бы справиться гораздо лучше, выберите наклейку с надписью «Отлично!»

Наклейте  себе в тетрадь оценку и расскажите, почему вы выбрали именно её.

1-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»

Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень.   Формирование представлений о с...

"Согласование глагола с именем существительным в роде и числе"

Методическая разработка занятия для учащихся С ОНР (третий класс). Целью занятия былоразвитие абстрактного логического мышления, зрительного и звукового внимания к языковымединицам. Развитие и соверше...

Урок по теме:«Изменение имен существительных по родам и числам»

Урок-путешествие по теме «Изменение имен существительных по родам и числам»  проводится в 3 классе. Направлен на формирование умения определять род  и число имен существит...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме "Изменение имен существительных мужского рода в числе"

Занятие было продемонстировано 19.12.12 на семинаре для учителей-логопедов и посвящено теме семинара: "Нейропсихологические подходы в коррекции дисграфии учащихся"....

Формирование навыка согласования имён числительных с именами существительными в устной речи

Формирование навыка согласования имён числительных с именами существительными в устной речи на логопедических занятиях в 1–4 классах общеобразовательной школы. Тезисы опу...

Технологическая карта коррекционного занятия с обучающимися 3 класса на тему: «Словоизменение имен прилагательных. Согласование прилагательных с именами существительными в роде».

Технологическая карта коррекционного занятия с обучающимися 3 класса на тему:«Словоизменение имен прилагательных. Согласование прилагательных с именами существительными в роде»....