Русский язык. Разделительный мягкий знак.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Сулейманова Ирина Михайловна

 

Тема: Буква ь (разделительный)  (  Букварь 108-109)

Цели:

Образовательные:

1.    Создать условия для формирования понятия «Разделительный мягкий знак».

2.    Показать роль разделительного мягкого знака в словах.

3.    Совершенствовать технику чтения.

Воспитательные:

1.    Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

2.    Воспитывать желание учиться и делать открытия.

3.    Воспитывать умение слушать других.

Развивающие:

1.    Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

2.    Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.

3.    Развивать словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_razdelitelnyy_.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Сулейманова Ирина Михайловна

Обучение грамоте. Чтение. 1 класс.

Тема: Буква ь (разделительный)  (  Букварь 108-109)

Цели:

Образовательные:

  1. Создать условия для формирования понятия «Разделительный мягкий знак».
  2. Показать роль разделительного мягкого знака в словах.
  3. Совершенствовать технику чтения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
  2. Воспитывать желание учиться и делать открытия.
  3. Воспитывать умение слушать других.

Развивающие:

  1. Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
  2. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
  3. Развивать словарный запас.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

  1. Работа над темой. Повторение опорных знаний.

- Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие, которое позволит сделать нам новые открытия.

- Перед вами шифровка. Она поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Вашим помощником станет алфавит, который висит на доске. Используя его, определите, что должно стоять на месте вопросительного знака.

1

5

14

30

а

д

м

?

- Что обозначают цифры? (порядок букв в алфавите)

- Значит, что должно быть на месте вопроса? (буква ь)

- Прочитайте слова с доски.

День пень  уголь  огонь

- Найдите ь в этих словах. Что можете рассказать об этой букве? (не обозначает звука, показывает мягкость согласных)

- Где может стоять ь в словах? ( в середине и в конце)

- Измените эти слова так, чтобы ь спрятался в середине слова. Читаем хором:

Деньки пеньки угольки огоньки

- Что показывает ь в этих словах? (мягкость согласных)

- Сегодня мы узнаем что-то новое об этой букве. И поможет нам в этом – наш помощник Букварь.

  1. Работа с учебником. (с. 108).

- Прочитайте слова первого столбика про себя. Читаем хором:

Южный берег

В_южный день

- какой буквы не хватает в слове вьюжный?

- По какому признаку разделили эти слова на две группы? (слова с ь и без ь)

- Как произносятся слова с ь? ( слово как будто разрывается)

- Между какими буквами стоит ь?

- Значит, он разделяет гласный и согласный, не даёт им сливаться. В этом случае принято называть ь разделительным. 

  1. Сообщение темы урока.

- Итак, тема сегодняшнего урока «Разделительный ь».

  1. Изучение нового материала. Вводные упражнения.

Прочитайте слова трех столбиков и наблюдайте за буквами:

юноша

поездка

вдвоём

маяк

вьюн

в семье

копьё

крылья

Дарья

Татьяна

стулья

братья

- Перед какими буквами пишется буква ь? какие буквы пишутся после мягкого знака?

- Что это за гласные? (е, ё, ю, я, и – гласные второго ряда)

- Какой вывод мы можем сделать: когда пишется разделительный ь?

Вывод: Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.

  1. Физ. минутка.

- Сейчас мы немного отдохнём. Впереди у нас работа и я хочу проверить, насколько вы внимательны, ведь это качество нам сегодня очень пригодится.

Игра «Делай так».

  1. Применение приобретённых знаний.

1. - Итак, какое открытие мы сегодня сделали? Когда пишется разделительный ь?

2. - Ну что ж, можно отправляться в наше путешествие по стране знаний. Мы отправимся в гости к семье. Чем занимается мама? (шьет). Чем занят папа? Пьет чай. Сейчас мы прочитаем слова и узнаем много интересного о семье.

3. Работа со словами:

Лью льёт пью пьёт Марья Софья Наталья Васильевна Илья Анатольевич бьёт бьют шью шьёт

- Объясните, зачем нужен в этих словах мягкий знак?

- Между какими буквами он расположен?

- Докажите, что в этих словах разделительный ь.

  1. Тренировочные упражнения.

- Продолжаем наше путешествие. Впереди новый остров. Кто живёт на нём?  ВОРОБ И

-Что заметили в слове? А как нужно писать? Почему?

- В каких словах ошибки? Произнесите так, как написано, а потом так, как надо.

- На какое правило эти слова? Хором…

- Молодцы! Я думаю, после нашего урока слово воробьи всегда теперь будете писать грамотно. А мы отправляемся дальше в путь.

  1. Упражнение в чтении слов и предложений с буквой ь.

- Вот и справились мы с заданием и мягкий знак приготовил для нас задание. Рассказ « Илья и его друг». Стр. 109.

 1. Чтение рассказа детьми, которые умеют хорошо читать вслух.

2. Чтение хором.

3. Беседа:  Как звали щенка? Кто подарил щенка мальчику?

4. Словарная работа: неразлучные, Сафьян, поджидает, вьюга.

5. Упражнение в чтении цепочкой.

  1. Итог урока.

- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Наше путешествие подошло к концу. Какая была тема урока?

- Какое открытие мы сегодня сделали? Что нового узнали о ь?

- Какие задания помогли вам лучше усвоить тему?

- Какое задание было самым интересным?

  1. Рефлексия.

- Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт обещанный сюрприз.

- Мягкий знак в вашу честь и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную, оранжевую звёздочки. Если было трудно – синюю.

- Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, приклеивают над островом Мягкого знака, затем – мальчики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак" во 2-м классе.

Цель работы: Способствовать ознакомлению с правилом употребления мягкого знака, формированию умения соотносить произношение слова и его написание;Новизна работы. Использование на уроках сингапур...

Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак"

Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса по УМК "Школа России".Начиная с минутки чистописания ребята вместе с учителем повторяют уже имеющиеся знания о разделительном мягком знаке.Работу ...

Урок по русскому языку "Разделительный мягкий знак" в 2 классе (Занков)

Урок с применением технологии развития критического мышления, интерактивных методов обучения....

Урок русского языка -Разделительный мягкий знак

Урок русского языка -Разделительный   мягкий  знак...

Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак"

Конспект урока по русскому языку "Разделительный мягкий знак"...