Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Конспект урока по русскому языку "Разделительный мягкий знак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnyy_myagkiy_znak.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект урока по русскому языку на тему: « Разделительный мягкий знак»

 

Выполнила студентка 23 группы

Кузнецова Анастасия Николаевна

Методист: Наумова Наталия Владимировна

                                           

                                               САРАТОВ 2020

Цель: Создание условий для знакомства обучающихся с разделительным мягким знаком

Задачи:

Образовательная: Уточнение представлений учащихся о разделительном мягком знаке; совершенствование умения обозначать мягкость согласных звуков на письме.

Развивающая: Развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, учить видеть слова с разделительным мягким знаком.

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, культуру учебного труда на уроке.

.Мотивационный этап

У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

 Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому!»

Чистописание.

Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

  • Догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании?

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать

Как согласную читать.

  • Да, сегодня будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов он состоит?(из короткой наклонной линии и полуовала)
  •  Запишите по образцу…
  • Подчеркните самую красивую букву, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища.

II. Актуализация знаний

  • Что вы знаете о букве- мягкий знак? какая особенность у этой буквы
  • ( она не обозначает звука)
  • Какую работу выполняет в русском  языке буква мягкий знак?
  •  Указывает на мягкость предшествующего согласного
  • Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согл. звука.

Словарная работа

Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.                                      

К…ньки, т...традь, учит…ль, м…рковь, п...льто, м…дведь.

Что это за слова?(словарные)

Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)

 Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите  слово со своей записью. Оцените работу своего товарища.

- На какие 2 группы можно разделить?

 (1.Одушевленные, неодушевленные,

 2.слова с  ь знаком  в конце, в середине).

-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?  

  • (Указывает на мягкость предшествующего согласного

Значит, где пишется ь знак-показатель мягкости?) слайд

-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?

-Хотите узнать?  

 -Тогда за работу!                                                                                              

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  

  1. Создание проблемной ситуации. (групповая работа).

Прочитайте слова. Что вы можете сказать об этих словах? (во всех словах в середине пишется ь)

                 - разделите данные слова  на две группы и объясните по какому принципу вы разделили слова на группы?

Деньки вьюга, коньки, ружье, листья, пеньки, воробьи

(Разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости. )

В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости.  Докажите.

(Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согл. пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости)

А во втором…? Слова с разд. ь знаком. Докажите!

             2) Постановка проблемного вопроса.  

Значит в чём затруднение?

(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разд.ь)

 Сформулируйте проблему ?

(не знаем правило правописания слов с разд.ь.)

Тема: Разделительный ь знак.

– Составим план урока.

1.Узнать, когда пишется разд. ь знак?

2.Научиться без ошибок писать слова с разд.ь.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность

ΙV. Открытие новых знаний.

Наша цель выяснить роль мягкого знака в  словах, для чего он необходим.

1.Наблюдение над словами

– Прочитайте пары слов:

– Чем они похожи и в чём отличие? (Похожи написанием и произношением, отличаются одной буквой и значением.)

Прочитайте слова 2 столбика, послушайте как они звучат.

Что заметили? (слова как-будто разделились на 2 части)

 Прочитайте слова без ь. Что произошло? (буквы слились, слово потеряло смысл)

– Предположите, какая роль у ь знака в этих словах?                                                                                                              

 (Разделяет буквы гласных и буквы согласных) . 

2.Звуко-буквенный анализ

Сравните написание и произношение первой пары слов.

-Какой буквой они различаются? (ь)

-Сколько букв и звуков в слове полю, а в слове полью?

-Какой звук мы слышим в словах после (л,)? (й)

-А за какой буквой «прячется» этот звук? (глас)

Сделайте вывод: для чего нужен разделит.ь знак в словах, на что он указывает?

Разд.ь знак нужен, чтобы показать, что за согл. Произносится звук (й).

Вывод

Разд.ь.знак разделяет буквы гласных и буквы согласных) . 

Разд.ь знак нужен, чтобы показать, что за согл. Произносится звук (й).

- Это важное открытие, оно поможет вам в дальнейшей работе.

3. Наблюдение над написанием ь в словах. Работа в группах.

я предлагаю вам провести исследовательскую работу в группах.

-Какие правила работы в группе вы должны помнить?

  • Помогать друг другу                                                                                            
  • Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом
  • Говорить тихим голосом
  • Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
  • Отвечать за успехи каждого  
  • Умей слушать других.                                                                                                                                                                          

Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать  правило о написании разделительного мягкого знака в словах.

Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с

заданиями.

            Деревья, белье, ульи, ночью, веселье.

     а) прочитай слова

     б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;  

     в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;

     г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?

составление опоры: Разделительный мягкий знак  пишется после_____________, перед гласными___________)        

             4) Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске.          

Итак, что получилось? .                                                                            Слайд.

- Что дала проверка?

-  Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется раздел.ь.знак.

После согласных -  Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я.

Проверим наше открытие.

3. Работа с правилом.

Чтение правила в рамке после упр. 200.

Сравните свои выводы и правило. Примеры из упр-я.

– Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем?

-О каком звуке предупр-т разд.ь знак? (й)

- А за  какими буквами прячется этот звук?

- Как подчеркиваем?

Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?

Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,

если при произношении слышится звук й после согласного

V. Первичное закрепление

Запишите слова во мн. числе

Соловей- соловьи

Воробей- воробьи

Дерево- деревья

Брат- братья

Стул- стулья

- Подчеркните разделительный Ь. Обозначьте орфограмму. Что подчеркиваем одной чертой? Что двумя? Почему? (глас. Обозн. 2 звука)

Устно составьте предложение с любым словом

Физминутка

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

2. Работа в паре. Попробуем проверить себя: стал ли сегодня  разделительный   мягкий   знак  нашим хорошим другом.

день

 

показатель мягкости

 

сильнее

здесь

воробьи

бьёт

Ь

веселье

вьют

разделительный

колосья

зорька

стоять

- Разделите слова на две группы в зависимости от роли мягкого знака в них (соедините стрелками с верной записью). Назовите слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных на письме. Где в слове пишется мягкий знак? Проверьте (по щелчку мыши).

Назовите слова с разделительным мягким знаком. Где в слове пишется эта буква? Проверьте (по щелчку мыши).

VII. Сам. работа с самопроверкой

Тест.

Проверка по эталону.

Самооценка.

VIII. Итог урока.

Рефлексия

- Какое открытие мы с вами сделали на уроке?

- Что узнали нового о Ь знаке?

-Что было легко? Что было трудно?

- Какое задание было самым интересным?

- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

IX. Домашнее задание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация конспекта урока по теме "Мягкий знак" vol.2

Презентация конспекта урока по теме "Мягкий знак"...

Урок русского языка "Мягкий знак в середине слова"

Цели: познакомить с ролью мягкого знака в середине слова между  согласными, развивать навыки грамотного письма, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, обобщать, воспитывать любовь к...

Урок русского языка " Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"

Цели:закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в     глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллекти...

Конспект урока русского языка Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Перспектива"....

Конспект по русскому языку «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока разработан по программе "Школа России". Урок открытия новых знаний с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ....