Этапы урока | Ход урока | Методические комментарии |
I. Самоопределение к деятельности. | -Здравствуйте ребята! -Зовут меня Елена Васильевна и приехала я к вам сегодня из школы №9 нашего города продолжать открывать вместе с вами тайны русского языка. -Для меня ваша школа очень дорога, потому что я выпускница тринадцатой школы. И вот спустя 18 лет мне посчастливилось снова оказаться в стенах родной школы, но уже в качестве учителя. А в конце урока я вам открою ещё одну маленькую тайну.
|
|
II.Мотивация.
| Посмотрите на доску. Ученье –свет, а неученье-тьма. -Прочитайте пословицу. -Как вы её понимаете? -А чему мы учимся на уроках русского языка? -Мы познаём его тайны, и сегодня нас ждут новые открытия. Лесенка, в которой отражён план нашего урока, будет нас вести к новым знаниям. -Сегодня мы будем работать на рабочих листах. - Найдите картинку лесенки. Представьте, что это лесенка ваших знаний, определите своё положение на ней в данный момент. Поставьте на ступеньке крестик. -Я думаю, что сегодня каждый из вас поднимется хотя бы на одну ступеньку выше по лесенке знаний. -Готовы к работе? Новых открытий и хороших отметок вам. У нас всё получиться. 3 февраля. Классная работа. -Нам с вами предстоит сделать ни одно открытие, и первое связано с одной интересной, «трудолюбивой» буквой, которая не обозначает звука. -Как вы думаете, что это за буква? -Вот и первая наша проблема. У нас две буквы Ъ и ь не обозначают звука. -Справиться с этой проблемой нам поможет ребус, и конечно ваши умения его разгадать. -Что получилось?
|
Повторение правила посадки, положения тетради при письме.
Повторить правописание мягкого знака после согласных.
|
Актуализация знаний | -А попробуйте произнести букву, спеть. -Буква не обозначает звук. Это мы уже знаем. -Придумайте слово, в котором есть мягкий знак на школьную тематику. (тетрадь учитель портфель букварь) -Какую роль он выполняет в этих словах? -Посмотрите сколько мы уже знаем о ь. -«Велик и могуч русский язык», как верно пометил русский писатель И.С.Тургенев. Наш язык таит в себе много загадок и одну мы разгадаем прямо сейчас. | Параллельно заполняется таблица «ЗХУ» (Ь-не обозначает звука. Ь- показатель мягкости предыдущего согласного) Слайд |
Актуализация знаний. Постановка проблемы. | -Я предлагаю вам сейчас прочитать одно слово по слогам. (ПЕРЯ) - Вы знаете что это? - А как нам исправить ошибку?(вставить мягкий знак). - Между какими буквами поставлю? (между буквой «эр» и буквой «я»») Вставляем. -Что обозначает это слово? (если мы с вами сейчас учились в школе около 200 лет назад, то мы бы писали пером. А раз нас сейчас много, чем бы мы писали?(перьями) Ваши бабушки и дедушки писали перьевыми ручками. Вот так выглядит современная перьевая ручка.) -Какую работу выполняет мягкий знак в слове перья? -Какая тема будет у нас на уроке? (разделительный мягкий знак). - Поставим цели нашего урока, используя слова-помощники Я узнаю…… Я научусь….. -Какой пункт плана мы с вами выполнили? И мы с вами поднялись на одну ступеньку по лесенке знаний. |
Подготовка к восприятию нового материала. Убедить в необходимости изучения данной темы.
Создание проблемной ситуации, подготовка обучающихся к восприятию нового материала. Дети сами формулируют тему урока и ставят цели.
Заполнение таблицы Какую роль играет в слове ь. Что разделяет ь. Когда пишется разделительный ь.6 мин. |
|
-Сейчас мы будем наблюдать за словом. -Запишем на рабочем листе во второй строке слово (перья с большой буквы). -Поставьте тире и рядом выполним транскрипцию слова. Перья- (пэрйа) -Произнесём слово медленно. Что слышим внутри слова? (остановку. Слово как будто разделилось на части) -А что разделяет мягкий знак? (согласную от гласной буквы) Подчеркнём. -Как звучит согласный звук перед ь? -Какой мы слышим звук после мягкого согласного «р»? (й), а следующий звук? (а) - Попробуйте сами определить, в каком случае мы написали разделительный мягкий знак. -Да, ребята, на письме разделительный мягкий знак пишется после согласной буквы и перед гласной буквой я, которой мы даём полное название как в алфавите (йа)При произношении слова происходит остановка. -Какую работу выполняет мягкий знак в словах?
-Мы с вами хорошо поработали и наверное заслужили отдых.
|
|
Физминутка | Мы весёлые ребята, Мы выходим на парад. Видим вдалеке идёт он. Кто же - это мягкий знак! Мягкий знак-добрый знак Без него в словах никак. Здесь он разделяет, Ну а там – показывает мягкость.
-Я называю слова, Если мягкий знак-показатель мягкости, то вы поворачиваетесь влево и хлопаете. Если мягкий знак- выполняет в слове разделительную роль, вы слышите остановку, то поворачиваетесь вправо и топаете. Задание понятно? Скамья, лебедь, пеньки, деревья, тополь, колья. Коля, мебель, деньки, листья, вьюга, семя. Отдохнули, садитесь. | 8+2 |
V. Введение в тему. Постановка проблемы.
|
-А придумайте несколько слов с разделительным мягким знаком. -Молодцы! Я тоже вам приготовила слова вы их узнаете, отгадав загадки. .И запишем их в рабочий лист - Сварит бабушка из ягод
Что-то вкусненькое на год. Ах, какое объеденье — Ароматное... (Варенье) - Охотник зарядил… (ружьё)
3. Эти маленькие пташки В серых будничных рубашках - Чик-чирик, – везде свои, Непоседы…(воробьи)
4.Не пускает за порог, Бьет, кусает, валит с ног. Это холоду подруга - Белая и злая … (вьюга)
5. Мама, папа, брат и я - это дружная … (семья)
-Посмотрите внимательно на слова попробуйте сами сделать вывод, когда пишется разделительный мягкий знак.
- Давайте проверим наше открытие. Откройте учебник на стр.32. Прочитайте правило шёпотом, не мешая друг другу.
- Поиграем в игру «Обучай» По команде «Обучай» ребята из первого варианта рассказывают правило ребятам второго варианта, а по команде «Переход», ребята 2 варианта рассказывают правила ребятам 1 варианта. Задание понятно, если что-то непонятно, то можете воспользоваться правилом. «Обучай», «Переход».
| Организация работы в группах.
Познакомить учащихся с теоретическим материалом. Создание ситуации успеха.
Формировать у учащихся уважительного отношения к мнению других.
По ходу внимание на то что гласные дают два звука.
Обеспечение восприятия и осмысления теоретического материала по теме. Демонстрация материала для наблюдения.
|
Заполнение кластера | -Посмотрите у вас на столах лежат схемы, но они пустые. Я предлагаю вместе эти схемы заполнить.
-Самую главную информацию в нашем уроке поместим в центр как вы думаете что будет? Уточните какой. -Кто сможет далее предложить заполнение схемы. -Ребята, а давайте прочитаем как называется разделительный знак грамотно в русском языке. Отрываем цветной стикер. Читаем хором. (орфограмма) Приклейте стикер на середину парты. -Ребята, как вы думаете для чего нам нужна эта схема? -Кто по схеме расскажет правило о разделительном ь? -Ребята оцените свою работу. Поставьте в правом нижнем углу +- если вы поняли правило ?- если есть затруднения -- если ничего не понятно
-Какую учебную задачу мы с вами выполнили? -Посмотрите как высоко мы уже с вами поднялись. 18
|
|
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
| - Вернёмся к нашим словам. -Ребята проведём эксперимент. Что получится, если мягкий знак в словах убрать? Варене Ружё Вороби Вюга Семя
-Для чего мы должны знать эту орфограмму? -Найдите пару слов, в котором кажде слово имеет смысл в русском языке? -Чем отличаются слова? (произношение, написание, значение). -Какое слово произносится плавно? А какое с остановкой?
-У вас на столах лежат карточки. -Работать вы будете в парах. Прочитайте группы предложений. Там где нужно вставьте ь и подчеркните похожие слова.
-Работайте в паре. Если вы выполнили задание, то сигнал-руки домиком.
-Проверка. Докажите. -Что новое вы открыли о мягком знаке? -Посмотрите какое открытие вы сделали Ь-способен изменять смысл слова. Вы-молодцы!
Проверим, как вы научились не только распознавать слова с разделительным мягким знаком, но и правильно их писать.
Игра «Угадай по картинке» -Я показываю картинки, а вы записываете слова. -Поменяйтесь тетрадями и проверьте у него правильность по образцу на доске.
-Сейчас вы будете работать в группах. Будьте дружны, помогая друг другу. Обсуждайте и выполняйте задание шёпотом. В каждой группе выберите спикера, который представит работу группы.
Задание Вам нужно собрать пословицу и вставить, где нужно пропущенные буквы. . -Какая задача перед вами стояла? -Объясняйте.
| Работа в группе- одна работа, проверка по «вертушке»- между столами. Эксперт сообщает результаты проверки. Применение полученных знаний на практике с учетом особенностей обучающихся. Дети обсуждают в группе, «сигнальщик» показывает соответствующую карточку.
Словесное оценивание деятельности обучающихся.
Работа на карточках |
| Посмотрите, ребята, какие мы с вами молодцы. Мы добрались до самой предпоследней ступеньки. |
|
IX. Рефлексия деятельности.
| - Так какая была тема нашего урока? -А теперь закройте глаза и вспомните весь урок сначала, что зачем было. -Открывайте. -Я думаю, что вы умеете собирать пазлы. Попробуйте разместить части урока в нужной последовательности. -1. Определяем роль ь в словах. 2. Выводим правило о разделительном ь. 3.Тренируемся в написании слов с орфограммой.
-Какие цели мы перед собой ставили? -А можем ли казать что мы их достигли? Докажите.
-Посмотрите как высоко мы с вами поднялись, но вот одна ступенька осталась пустой. Почему?
-Согласны с девизом нашего урока? -Что произошло? Вы теперь много умеете исправьте ошибки. В своих рабочих листах. - А теперь вернёмся к нашей лесенке. Возьмите ручку и оцените своё положение на лесенке знаний сейчас, в конце урока.
Вот эти памятки-схемы вы возьмёте домой на память и я думаю она вам поможет рассказывать правило, которое дома вы должны выучить. На обратной стороне прочитайте стихотворение и выпишите слова с разделительным ь!
-Ребята, я получила колоссальное удовольствие от общения с вами. Вы молодцы! -Активно работали, помогали. И я думаю, что у нас получился интересный урок. Спасибо вам огромное. -Мой маленький секрет, который я не раскрыла вам, а оставила на последок, заключается в том что И за то огромная заслуга в том кем я стала, Наталья Анатольевна Никифорова –ваша первая учительница- она и моя первая учительница тоже. Огромное вам спасибо и низкий поклон.
Подарок- стихотворение о разделительном мягком знаке. Перед е, ё, и, ю, я, Я в корнях стою, друзья. Воробьи, семья, жильё — Перед я, ю, и, е, ё. Каменья, жильё, ручьи, Листья, крылья, стулья, чьи, Колья, перья и семья, Вьюга, осенью, друзья.
| Проверить уровень усвоения нового материала по теме урока, качественно оценить работу отдельных учащихся, групп и класс в целом.
Домашнее задание.
Проверка деятельности обучающихся.
Оценить работу отдельных обучающихся, групп и класс в целом.
Одобрение деятельности, стимулирование интереса к более глубокому изучению данной темы.
|