Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку ("Школа России") для 2 класса коррекционной школы VII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2_a_klass.docx | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №5
Центрального района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО»
на заседании
Директор ГБСКОУ школы (VII вида) №5: Зам. директора по УВР: методического объединения
__________________________ ____________________ учителей начальных классов
/Волошенюк Т.П./ /Балунова И.Г./
Протокол № ____ от _______2012 г.
«____» __________ 2012 г. «____» _________2012 г.
Руководитель МО:
_____________________________
МП /Пиляева А.А/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ВО 2А КЛАССЕ
НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
170 ЧАСОВ (5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ)
Учитель: Талзи Елена Николаевна
Стаж: 11 лет
Категория: I
Санкт – Петербург
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно – развивающее обучение: Начальные классы (I-IV).Подготовительный класс/Под ред. С.Г. Шевченко. (Автор программы по предмету – Р.Д.Тригер ) и программы для начальных классов общеобразовательных учреждений комплекта «Школа России» (Авторы программы - Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык. 1 – 4 классы»)
Программа предназначена для учащихся Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VII вида) №5. Учащиеся школы имеют стойкое нарушение чтения и письма (дизграфия, дислексия, дизорфография), ЛГНР. Большинство учащихся требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере.
Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).
Курс направлен:
• на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;
• на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;
• на познание ребёнком окружающего мира и самого себя.
Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес (стремление) к его изучению.
Задачи общеобразовательные:
• обеспечение усвоения учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения;
• формирование навыков учебной работы;
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные и коррекционно-воспитательные:
• максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;
• уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;
• развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;
• развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.
Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
осознание (различение) детьми двух реальностей – окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всём его многообразии;
поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
развитие (формирование) способности моделировать факты языка;
овладение ведущими методами лингвистического анализа- действиями и сравнения4 развитие фонематического слуха.
Специфика курса
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному.
Программа по русскому языку включает разделы: «Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация», «Орфография, «Речевое развитие».
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями
Обучение русскому языку следует организовывать в соответствии со следующими общими требованиями:
• преподносить новый материал предельно развернуто;
• отводить значительное место практической деятельности обучающихся: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.;
• систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;
• уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;
• предварять выполнение письменных заданий анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;
• уделять должное внимание формированию культуры общения;
• находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к учащимся: учитывается уровень их подготовленности, особенности личности учащегося, его работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Наша речь | 13 |
2 | Звуки и буквы | 65 |
3 | Части речи | 40 |
4 | Корень слова однокоренные слова | 29 |
5 | Связь слов в предложении | 13 |
6 | Повторение | 10 |
Итого: | 170 |
Требования к уровню подготовки, оканчивающих 2 класс:
В результате изучения русского языка ученик должен знать / понимать:
- предложение как единицу речи;
- термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания (предложения повествовательные, вопросительные и побудительные);
- предложения, различные по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
- оформление предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания — точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
- главные члены предложения;
- связь слов в предложении;
- различие словосочетания и предложения;
- термины, лексическое значение и основные грамматические признаки (вопрос, число) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
- употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
- различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
- основные гласные звуки;
- назначение букв е, ё, ю, я обозначают два звука;
- различие деления слов на слоги и для переноса;
- влияние ударения на смысл слова;
- различие звуков [и] и [й] и букв, их обозначающих;
- парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначение мягкости согласных на письме;
- роль разделительного мягкого знака (ь) в слове;
- алфавит, название букв русского алфавита;
- употребление прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся;
-выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;
-составления предложений на заданную тему;
-использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
-оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонационного или пунктуационного);
-самостоятельного составления или воспроизведения и записи небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, рисунку (сюжетным рисункам);
-выделения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола — по двум признакам — значению и вопросу;
-орфографической правильности речи учащихся;
-проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
-деления слов на слоги и переноса слов;
-правильного написания слов с буквой и;
-обозначения мягкости согласных на письме;
- написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком (ь);
-использования прописной буквы в именах собственных;
-использования алфавита в работе со словарем;
-каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
- письма под диктовку текстов (40—45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
- знать правописание слов с непроверяемыми написаниями
Слова с непроверяемыми написаниями
Алфавит, арбуз, береза, воробей, ворона, город, горох, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лимон, лисица, лопата, мальчик, машина, мебель, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, ребята, Россия, русский (язык), сапоги, сахар, собака, сорока, стакан, тарелка, тетрадь, ученик, учитель, хорошо, ягода, язык.
Плановый срок проведения контрольных и проверочных работ:
I четверть | II- четверть | III-четверть | IV-четверть |
3-диктанта 1-изложение 1- сочинение 1- контрольное списывание 2- словарный диктант | 2-диктанта 1-изложение 1- контрольное списывание 1- сочинение 1 – словарный диктант | 4-диктанта 3-изложение 1- сочинение 3 - словарный диктант 2 – контрольное списывание | 2-диктанта 1-изложение 1- контрольное списывание 1- словарный диктант 1-проверочная работа |
Диктант №1 «Входная срезовая диагностическая контрольная работа» Проверка знаний по программе 1 класса. | Диктант №4 по теме «Твердые и мягкие согласные звуки». | Свободный зрительно – слуховой диктант №6 «Машины сдержат людям» | Диктант № 10 по теме «Связь слов в предложении» «На дачу» |
Контрольное списывание «Проверка умений распознавать предложения в тексте» | Обучающее изложение «Кошка и котята» | Обучающее изложение «Помощь» | Контрольное списывание. |
Диктант №2 по теме «Предложение» | Диктант №5 по теме «Звуки и буквы» | Обучающее сочинение «Четыре времени года в русском лесу» | Обучающее изложение «Птичка» (по Л. Толстому) |
Обучающее сочинение – миниатюра на тему «Осень» | Контрольное списывание «Зима» | Списывание с грамматическим заданием | Диктант № 11 по теме «Правописание слов на изученные темы» |
Диктант №3 теме «Звуки и буквы»» | Обучающее сочинение по картине Ф.Решетникова «Опять двойка» | Диктант №7 по теме: «Заглавная буква в именах собственных» «Главный город» | Изложение «Старшие друзья» |
Изложение текста с языковым анализом «Мурзик» | Диктант №8 по теме «Части речи» | Проверочная работа | |
Обучающее изложение. «Каток» | |||
Обучающее изложение «Длиннохвостые разбойники» | |||
Списывание с грамматическим заданием | |||
Диктант №9 по теме «Однокоренные слова» |
Перечень учебно – методического обеспечения
|
2. Русский язык: Дидактический материал: Пособия для учащихся 2 кл. нач.шк./ Л. М. Зеленина, Т.Е Хохлова.- М.:Просвещение, 2010 г 3. Русский язык в начальной школе: 2 кл.: Кн.Для учителя /. Л. М. Зеленина, Т.Е Хохлова.- М.: Просвещение, 2008г 4. Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку. 2 класс.Ч1,2 – Издательство «Экзамен» 2011 5. Е.М.Тихомирова Русский язык . «Рабочая тетрадь» Ч1,2 – Издательство «Экзамен» 2011 6. .Л. М. Зеленина, Т.Е Хохлова. Русский язык «Проверочные работы». : Пособия для учащихся 2 кл. нач.шк. .-М.:.Просвещение 2011 г 7. Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасова Самостоятельные работы .по русскому языку 2 кл. М.: Издательство «Экзамен» 2011 8. Школа России. Концепция и программы для начальных классов, 1 часть. М: Просвещение, 2007. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...