Мягкий знак после шипящих в разных частях речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Учащиеся 4 класса (программа школа 2100) на данном уроке не только повторяют правило написания мягкого знака после шипящих на конце существительных, но и знакомятся с написанием мягкого знака в других частях речи ( у кратких прилагательных, у глаголов 2 лица ед. ч.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_myagkiy_znak_posle_shipyashchih.rar | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ( ПРОГРАММА 2100)
ТЕМА: «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи»
Цели
Предметные:
- проверить уровень усвоения теоретического материала и
практических умений по правописанию мягкого знака после
шипящих у существительных ж.р., познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце кратких прилагательных, глаголов.
- сформировать умение применять правила на практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий
регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму
личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения
познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов
коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи.
Методы: беседа, проблемное изложение, решение познавательных задач.
Этот урок должен помочь вам подняться еще на одну ступеньку школьной грамотности.
1.Разминка. Мотивация.
Прочитайте слова на доске: вещи, плащи, овощи, чижи.
- Чем они похожи? Что ещё общего в них?
- К какой части речи они относятся?
- В каком числе стоят? (Существительные множественного числа).
-Как вы думаете, какое задание можно предложить?
(- Образуйте от них имена существительные в единственном числе).Запишите. Обозначить орфограмму. Доказать.
_ Какое слово можно выбрать лишним. Почему?
(Вещь, плащ, овощ, чиж)
Вещь – ж.р., овощ – 2 слога, чиж- одуш. вопрос кто?, овощ - начин. на гласную, чиж – заканчивается на звук (ш).
2. Введение в новый материал. Создание проблемной ситуации.
Карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.
а) Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь, тишина; ( диктовка)
Карточка – изменить слова в Р.П мн. ч.
б) тучи, задачи, дачи, каши, лужи, рощи.( диктовка)
Зашифровать слова : смерч, рожь, полночь, глушь. Запись в транскрипции.
Какой вывод сделаем?
Мягкий знак после шипящих пишется у имён существительных
ж. р. кто? что?
Мягкий знак не пишется у имён существительных м. р.
Какую роль (функцию) выполняет мягкий знак в русском языке?
- Разделительный.
- Показатель мягкости.
- Грамматическую функцию.
3.Исследовательская деятельность. Работа в парах.
Вставьте, где нужно мягкий знак. Обоснуйте своё решение.
Тёмная ноч... В лесу такая тиш..! Только изредка кричит сыч.., да шуршит мыш... Наш шалаш.. стоит на берегу ручья. . В полноч.. из-за туч.. вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещ... Чувствуеш.. дыхание природы? Нужно береч... этот хрупкий мир!
1 группа – разд. Ь – ручья
2 группа – показатель мягкости – только
3 группа – ж.р. с шипящими – ночь, тишь, мышь, полночь, вещь
4 группа – чувствуешь, беречь.
Проблема! - О чём пойдёт речь на уроке? (правописание мягкого знака после шипящих)
4.Только ли Ь указывает на грамматическую функцию у имён сущ.?
Нет, ещё и у глаголов. Краткие прилаг. (каков?)
На – ишь, -ешь 2 лица, в н.ф. на чь
Запись в столбик.
Глаголы
-ишь, ешь, чь, ся
Смех, стрижка, крик, радость, служба, бег.
Игра : называю прилагательные, а вы кратко на вопрос (каков?) Запись.
Могучий – могуч, хороший …, дремучий …, кипучий …, горячий…, скрипучий …, свежий…, пахучий…
5.Первичное закрепление.
Просит знаний настоящих
Мягкий знак после шипящих.
Запись предложений. Вставить ь, если нужно. Определить падеж, склонение у имён существительных. Разбор 1 предложения.
Возле дач…среди рощ…бьёт холодный ключ.. Пойдёш.. в лес и увидиш..ландыш.. Он свеж.. и пахуч... А ночью такая тиш..!
5.Практическая деятельность.
Определи, в каких случаях по правилам русского языка на конце имён существительных после шипящих необходимо писать мягкий знак:
глукий грущ*
рыклая шмоч*
моздрая глош*
тугая угрюж*
7. Итог. Какое открытие вы сегодня сделали? Тест.
1. Мягкий знак в словах бежишь, молчишь, беречь, брошь:
а) разделительный;
б) выполняет грамматическую функцию;
в) показатель мягкости.
2.Разделительный Ь пишется:
а) между двумя согласными буквами;
б) между согласной и гласной буквой;
в) между двумя согласными звуками.
3.Мягкий знак у сущ. ж.р. 3 скл. Указывает:
а) на число;
б) на род.
4. Мягкий знак в русском языке выполняет:
а) 1 функцию,
б) 2 функции;
в) 3 функции.
5. Мягкий знак не пишется:
а) у сущ. ж.р. 3 скл.;
б) у кратких прилаг.;
в) у сущ. в Р.п. мн. ч.
г) у глаголов с шипящими на конце.
Д\З таблица, вклеить в памятку, подобрать пословицы, в которых встречается Ь, назвать его функцию.
Например: Поспешишь – людей насмешишь.
Рефлексия. Если ваша работа вам очень понравилась, то возьмите бабочку и прикрепите её над цветами, ближе к солнышку. А если вы не совсем довольны и считаете, что могли бы работать лучше, то возьмите божью коровку и посадите её в травку под цветочками.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Вставьте, где нужно мягкий знак. Обоснуйте свое решение.
Тёмная ноч... В лесу такая тиш..! Только изредка кричит сыч.., да шуршит мыш... Наш шалаш… стоит на берегу ручья. . В полноч… из-за туч… вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещ... Чувствуеш… дыхание природы? Нужно береч… этот хрупкий мир!
Сущ. ж.р. 3 скл. | Краткие прилаг. | Мн. ч. сущ. в Р.п. | Глаголы 2 лица, Глаголы в н.ф. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».
Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь». Цели:* познакомить с ...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.
Урок (4кл. программа "Школа 2100") проходит на интерактивной доске. Ребята на уроке знакомятся с новой орфограммой и выводят орфографическое правило....
Урок русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака после шипящих"
Урок русского языка разработан по теме «Мягкий знак в конце существительных после шипящих» по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.В основе урока лежит технология личностно-ориентированного...
Мягкий знак после шипящих в различных частях речи
план- конспект по русскому языку на тему:"Мягкий знак после шипящих в различных частях речи" ...
Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные
План урока русского языка в дистанте...
Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные
Ссылка для скачивания: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/4_klass/mjagkij_znak_posle_shipjashhikh_na_konce_osnovy_v_slovakh_raznykh_chastej_rechi_sushhestvitelnye/383-1-0-81439Цели: Систематизи...
4 класс Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи.
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, родителям, ученикам 4 класса....