Урок русского языка «Ты на земле своя, родная» (знакомство со словарным словом земляника)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
2013год объявлен годом охраны окружающей средя. Урок русского языка во 2 классе приурочен этой тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Ты на земле своя, родная» (знакомство со словарным словом земляника)
Цели: 1.Ознакомление младших школьников со словарным словом земляника, работа как над написанием слова, так и над его значением.
2.Обогащение словарного запаса детей лексико- тематической группой слов.
3.Воспитание вкуса к художественному слову, развитие речи и мышления детей.
Ход урока:
- Организационная часть
- Самоопределение к деятельности
- Работа с текстом
На слайде дан текст, в котором пропущены слова:
Летнее солнышко пригрело лес. На низких кустиках с тройчатыми листьями появились беленькие глазки цветов ……(земляники). Чуть позже …..(земляника) протянет тебе похожие на алые капельки продолговатые душистые ягоды. Вкусные, ароматные, они просто тают во рту!
- О какой ягоде идет речь в тексте? (Вставляем слова)
- Прочитайте текст еще раз.
-Каким вы представили себе кустик земляники? (тройчатые листья) 1
-С чем сравниваются цветки земляники? (беленький глазок) 2
- Ягоды земляники? (алые капельки) 3
- Удачны ли сравнения, как вы думаете? 4- картинка
(Открывается картинка и опорные слова к тексту) слайд
- Работа с предложением
-Что же мы называем словом земляника? Давайте дадим краткий ответ, и в этом нам поможет предложение, в котором пропущены главные слова, определяющие значение слова земляника.
Слайд : Земляника- это травянистое …(растение) и …(ягоды) этого растения.
Слайд со словами растение и ягоды
- Обратите внимание как написано слово земляника.. Произнесите слово и определите в нем орфограммы. ( Ставим ударение и подчеркиваем безударные гласные)
- Можно ли проверить безударные гласные в этом слове? Значит это какое слово? (словарное)
- Сообщение темы и цели урока.
- Сформулируйте тему урока ( Знакомство со словарным словом земляника)
- Сегодня на уроке будет много заданий в которых речь будет идти именно о землянике.
- Спишите предложении, обратите внимание на написание безударных гласных в слове земляника, подчеркните их.
- Этимологическая справка.
Слайд
В разных языках название ягоды земляники связывается с понятием «земля». В немецком языке название этой ягоды имеет значение «земляная ягода». В польском языке она именуется «позёмка». А как хорошо сказал о названии земляники поэт Ю.Кушак:
(Читает ученица)
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.
5. Работа над стихотворением
- Как автор говорит о землянике? ( капелька лета на тоненькой ножке, имя дала мне родная землица)- добавляется к опорным словосочетаниям
6.Анализ предложений с пропуском слов.
Слайд:
-Прочитайте стихотворение. Подумайте какие слова, обозначающие признак предмета по цвету и форме пропущены? Восстанови пропущенные слова:
Земляничка, земляничка-
…(красненькая) невеличка,
…(беленький) цветочек
И …(тройной) листочек.
- Что автор называет словом невиличка?
- как вы думаете, почему больше подходят по смыслу слова красненькая, а не красная, беленький, а не белый, тройной, а не тройчатый?
- Почему в этом предложении слова расположены на нескольких строчках? (стихотворение)
-Подготовьтесь писать это предложение под диктовку. Обратите внимание на выделенные орфограммы.
Предложение записывается под диктовку, затем сверяется с записью на слайде.
7. Физкультминутка.
Земляничина у пня
Прошептала:
«Нет меня!»
Оглянулась
И потом
Притаилась под листом.
Солнца луч ее нашел,
Закричал:
«Нехорошо!
Обманула!
Ай- ай- ай!
Земляничка,
Вылезай!»
Покраснела ягода
И сказала:
«Ябеда!»
Давайте прочитаем это стихотворение по ролям: автор- я, земляника- девочки, лучик солнца- мальчики.
8. Составление предложений из слов, запись предложений по вопросам.
Слайд:
Из, краснеет, рядом, ягодка, глазок, травы,
душистая, беленький, глядит, земляники.
- Что надо сделать, чтобы из данных слов составить предложения?
- Помогут вам в этом вопросы:
1) Откуда? Что делает? Какой? Что? Чего? (карточки, на обратной стороне- слова)
2) Где? Что делает? Какая? Что? (карточки, на обратной стороне- слова)
Из травы глядит беленький глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.
-Как оформляется предложение на письме? ( начало… конец…)
- Дополнительно: составьте предложение, которое было бы продолжением записанных. В этом предложении вы можете выразить свое отношение, может быть восхищение земляникой. А помогут вам в этом опорные слова.
9. Рефлексия
Слайд:
- Под кустик загляни- ка! В укромном уголке алеет земляника на тонком стебельке. (В. Рождественский)
- Земляника любит расти на лесной вырубке, в светлом месте. (Н.Надеждина)
- Прочитайте. В каком предложении говорится о землянике как о растении, а в каком- о землянике как ягоде?
10. Итог урока
- Покажите смайликом, понравился ли вам урок?
- Что запомнили о землянике?
Слайд: Земляника- это…(ответы детей)
11. Дома: подготовить страничку к книжке- малышке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).
Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
Повторение пройденного в 1 классе. Предложение. Знакомство со словарным словом «земляника»
Данный урок акцентирует внимание учащихся 1 классов на закреплении темы "Предложение", умении находить главную мысль в предложении и в тексте, распознавать виды предложений, составлять предложен...
Урок русского языка в 4 классе с использованием проектной задачи "Словарные слова"
Урок русского языка в 4 классе с использованием проектной задачи "Словарные слова"...
Методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме "Знакомство с орфограммой "Проверяемые согласные на конце слова". Графическое обозначение орфограммы".
Урок русского языка разработан для учеников 2 класса, обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100"....
Презентация по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России" . Словарные слова
Презентация знакомит со словарными словами,которые изучаются в 4 четверти 2 класса....
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...