Урок русского языка «Ты на земле своя, родная» (знакомство со словарным словом земляника)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Сальникова Светлана Анатольевна

2013год объявлен годом охраны окружающей средя. Урок русского языка во 2 классе приурочен этой тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ты на земле своя, родная» (знакомство со словарным словом земляника)

Цели: 1.Ознакомление младших школьников со словарным словом земляника, работа как над написанием слова, так и над его значением.

2.Обогащение словарного запаса детей лексико- тематической группой слов.

3.Воспитание вкуса к художественному слову, развитие речи и мышления детей.

Ход урока:

  1. Организационная часть
  2. Самоопределение к деятельности
  1. Работа с текстом

На слайде дан текст, в котором пропущены слова:

Летнее солнышко пригрело лес. На низких кустиках с тройчатыми листьями появились беленькие глазки цветов ……(земляники). Чуть позже …..(земляника) протянет тебе похожие на алые капельки продолговатые душистые ягоды. Вкусные, ароматные, они просто тают во рту!

- О какой ягоде идет речь в тексте? (Вставляем слова)

- Прочитайте текст еще раз.

-Каким вы представили себе кустик земляники? (тройчатые листья) 1

-С чем сравниваются цветки земляники? (беленький глазок) 2

- Ягоды земляники? (алые капельки) 3

- Удачны ли сравнения, как вы думаете? 4- картинка

(Открывается картинка и опорные слова к тексту) слайд

  1. Работа с предложением

-Что же мы называем словом земляника? Давайте дадим краткий ответ, и в этом нам поможет предложение, в котором пропущены главные слова, определяющие значение слова земляника.

Слайд : Земляника- это травянистое …(растение) и …(ягоды) этого растения.

Слайд со словами растение и ягоды

- Обратите внимание как написано слово земляника.. Произнесите слово и определите в нем орфограммы. ( Ставим ударение и подчеркиваем безударные гласные)

- Можно ли проверить безударные гласные в этом слове? Значит это какое слово? (словарное)

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сформулируйте тему урока ( Знакомство со словарным словом земляника)

- Сегодня на уроке будет много заданий в которых речь будет идти именно о землянике.

- Спишите предложении, обратите внимание на написание безударных гласных в слове земляника, подчеркните их.

  1. Этимологическая справка.

Слайд

В разных языках название ягоды земляники связывается с понятием «земля». В немецком языке название этой ягоды имеет значение «земляная ягода». В польском языке она именуется «позёмка». А как хорошо сказал о названии земляники поэт Ю.Кушак:

(Читает ученица)

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.

     5. Работа над стихотворением

- Как автор говорит о землянике? ( капелька лета на тоненькой ножке, имя дала мне родная землица)- добавляется к опорным словосочетаниям

6.Анализ предложений с пропуском слов.

Слайд:

-Прочитайте стихотворение. Подумайте какие слова, обозначающие признак предмета по цвету и форме пропущены? Восстанови пропущенные слова:

Земляничка, земляничка-

…(красненькая) невеличка,

…(беленький) цветочек

И …(тройной) листочек.

 - Что автор называет словом невиличка?

- как вы думаете, почему больше подходят по смыслу слова красненькая, а не красная, беленький, а не белый, тройной, а не тройчатый?

- Почему в этом предложении слова расположены на нескольких строчках? (стихотворение)

-Подготовьтесь писать это предложение под диктовку. Обратите внимание на выделенные орфограммы.

Предложение записывается под диктовку, затем сверяется с записью на слайде.

   

     7. Физкультминутка.

Земляничина у пня

Прошептала:

«Нет меня!»

Оглянулась

И потом

Притаилась под листом.

Солнца луч ее нашел,

Закричал:

«Нехорошо!

Обманула!

Ай- ай- ай!

Земляничка,

Вылезай!»

Покраснела ягода

И сказала:

«Ябеда!»

Давайте прочитаем это стихотворение по ролям: автор- я, земляника- девочки, лучик солнца- мальчики.

    8. Составление предложений из слов, запись предложений по вопросам.

Слайд:

Из, краснеет, рядом, ягодка, глазок, травы,

душистая, беленький, глядит, земляники.

- Что надо сделать, чтобы из данных слов составить предложения?

- Помогут вам в этом вопросы:

1) Откуда? Что делает? Какой? Что? Чего? (карточки, на обратной стороне- слова)

2) Где? Что делает? Какая? Что? (карточки, на обратной стороне- слова)

Из травы глядит беленький глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.

-Как оформляется предложение на письме? ( начало… конец…)

- Дополнительно: составьте предложение, которое было бы продолжением записанных. В этом предложении вы можете выразить свое отношение, может быть восхищение земляникой. А помогут вам в этом опорные слова.

   9. Рефлексия

Слайд:

  1. Под кустик загляни- ка! В укромном уголке алеет земляника на тонком стебельке. (В. Рождественский)
  2. Земляника любит расти на лесной вырубке, в светлом месте. (Н.Надеждина)

- Прочитайте. В каком предложении говорится о землянике как о растении, а в каком- о землянике как ягоде?

   10. Итог урока

- Покажите смайликом, понравился ли вам урок?

- Что запомнили о землянике?

Слайд: Земляника- это…(ответы детей)

    11. Дома: подготовить страничку к книжке- малышке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).

Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Повторение пройденного в 1 классе. Предложение. Знакомство со словарным словом «земляника»

Данный урок акцентирует внимание учащихся 1 классов на закреплении темы "Предложение", умении  находить главную мысль в предложении и в тексте, распознавать виды предложений, составлять предложен...

Урок русского языка в 4 классе с использованием проектной задачи "Словарные слова"

Урок русского языка в 4 классе с использованием проектной задачи "Словарные слова"...

Презентация по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России" . Словарные слова

Презентация знакомит со словарными словами,которые изучаются в 4 четверти 2 класса....

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...