Повторение пройденного в 1 классе. Предложение. Знакомство со словарным словом «земляника»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Данный урок акцентирует внимание учащихся 1 классов на закреплении темы "Предложение", умении находить главную мысль в предложении и в тексте, распознавать виды предложений, составлять предложения из слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема: «Повторение пройденного в 1 классе.
Предложение. Знакомство со словарным словом «земляника».
Цели:
- Решать грамматико-орфографические, синтаксические и речевые задачи,
формулировать вопросы по теме, учить находить главную мысль в предложении и
в тексте, распознавать виды предложений, составлять предложения из слов.
- Заинтересовать историей возникновения слова «земляника».
Ход урока:
- Постановка задач урока.
Вопросы и задания:
- Прочитайте тему урока. (На доске записана тема: Повторение знаний о
предложении.)
- Как вы думаете, что о предложении мы должны повторить? Задайте вопросы, на
которые мы должны ответить.
Дети задают вопросы-задачи:
- Что называется предложением?
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
- Как связаны слова в предложении?
Далее ставит вопрос учитель:
- Какими предложениями мы пользовались, задавая друг другу вопросы?
(Вопросительными.)
-А какие ещё предложения вам известны?
II.Работа с текстом.
Лексико-орфографический анализ слова «земляника».
(Текст у каждого ученика на парте.)
Летнее солнышко пригрело лес. На низких кустиках с тройчатыми листьями появились беленькие глазки цветов земляники. Чуть позже земляника протянет тебе похожие на алые капельки продолговатые душистые ягоды. Вкусные, ароматные, они просто тают во рту!
Задания классу:
- Подготовьтесь прочитать текст и прочитайте его.
- О чем говорится в каждом предложении?
- Как бы вы озаглавили весь текст?
- Запишите заголовок в тетрадь. (Дети вместе с учителем записывают слово «земляника» в
тетрадь, проговаривают его по слогам. Учитель говорит, что это слово будет определять
тематику написанных и составленных на уроке предложений.)
- Прочитайте текст еще раз. Каким вы представили кустик земляники? С чем сравниваются цветки
земляники? Удачны ли эти сравнения? (По мере ответов детей учитель открывает на доске
картинку с изображением кустика земляники и опорных слов, позволяющих воспроизвести
описательный образ земляники: тройчатые листья, беленький глазок, душистые, ароматные,
вкусные ягоды, алые капельки.)
- Что же мы называем словом «земляника»? Дайте краткий ответ, и в этом вам поможет
предложение, в котором пропущены главные слова, определяющие значение слова земляника.
(Пропущены слова «растение» и «ягода»)
- Спишите предложение с доски, проговаривая каждое слово по слогам и сверяя написанное в тетради с доской:
Земляника – это травянистое растение и ягоды этого растения.
- Обратите внимание, как написано слово земляника. Произнесите слово и определите в нем орфограммы. (Орфограммы подчеркиваются: земляника)
- А можно ли проверить безударные гласные в этом слове? (Высказывается предположение, что таким словом может быть слово земля.)
Учитель поощряет догадку ребят и дает этимологическую справку: «В разных языках название ягоды земляники связывается с понятием «земля». В немецком языке название этой ягоды имеет значение «земляная ягода». В польском языке она именуется «поземка». А как хорошо сказал о названии земляники поэт Ю. Кушак! (Стихотворение читает ученица).
Я капелька лета
На тоненькой ножке
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица
- Что вам понравилось в описании землянички в стихотворении? (На доске к записанным опорным сочетаниям слов добавляются новые: капелька лета на тоненькой ножке, имя дала мне родная землица.)
-А теперь вновь обратимся к тексту. Прочитайте его, интонационно выделяя каждое предложение.
-Почему последнее предложение вы прочитали иначе, чем остальные?
-Что помогло вам правильно определить интонацию каждого предложения? (Знаки препинания.)
III. Анализ предложения с пропуском слов.
- Восстановите пропущенные слова, запишите предложения. (В предложении закрыты слова красненькая, беленький, тройной; в словах выделены трудные орфограммы.)
Земляничка, земляничка –
Красненькая невеличка,
Беленький цветочек
И тройной листочек.
(В.Малков.)
- Прочитайте четверостишие. Подумайте, какие слова, обозначающие признак предмета по цвету и форме, пропущены в предложении? Что автор называет словом невеличка? (Подобрать необходимые слова детям помогло описание земляники в предыдущем текст)
- Как вы думаете, почему больше подходят по смыслу слова красненькая, а не красная; беленький, а не белый; тройной, а не тройчатый? (Слова в предложении открываются)
- Почему в одном предложении слова расположены на нескольких строчках? (Так оформляются предложения в поэтической речи)
- Посмотрите на выделенные орфограммы в словах и подготовьтесь писать предложение под диктовку.
Предложение записывается под диктовку, затем дети сверяют написанное с записью на доске.
IV. Составление предложений из слов, запись предложений по вопросам.
Из, краснеет, рядом, ягодка, глазок, травы, душистая, беленький, глядит, земляники.
- Что надо сделать, чтобы из данных слов составить предложения?
- Какие предложения вы можете составить сами или при помощи данных вопросных схем?
1) Откуда? Что делает? Какой? Что? Чего?
2) Где? Что делает? Какая? Что?
- В какой последовательности вы могли бы записать эти предложения и почему?
- Что надо знать, чтобы правильно обозначить начало и конец предложения?
В тетради получается такая запись: Из травы глядит беленький глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.
Для тех, кто написал предложения раньше, предлагается такое задание: составить свое предложение о землянике, которое было бы продолжением записанных. Составляемые детьми предложения были навеяны лексикой предыдущих текстов. (Как красива эта ягодка! Она похожа на алую капельку. Мне нравится этот земляничный кустик и др.)
V. Выразительное чтение стихотворения.
Определение видов предложений. (Текст дается сначала на слух, в исполнении учителя, затем предъявляется для зрительного восприятия и чтения в лицах.)
Земляничка у пня
Прошептала:
«Нет меня!»
Оглянулась
И потом
Притаилась под листом
Солнца луч её нашел,
Закричал:
«Нехорошо!
Обманула!
Ай-ай-ай!
Земляничка,
Вылезай!»
Покраснела ягода
И сказала:
«Ябеда…»
(Л.Фадеева.)
- Почему стихотворение вызвало у вас улыбку?
- Прочитайте стихотворение сами. Объясните знаки препинания в конце предложений.
- Подготовьтесь прочитать стихотворение в лицах (автор, солнечный луч, земляничка.)
Дети читают стихотворение в лицах.
VI. Итог урока.
Вопросы и задания:
- Чем заинтересовал вас урок?
- Расскажите, что вы вспомнили о предложении?
- А что узнали о слове земляника?
VII. Задание на дом.
Составить небольшой текст на одну из тем: «Земляничная полянка» или «Хороша земляничка-невеличка!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/07/picture-173408-1357508513.jpg)
Презентация к словарному слову "земляника"
Презентация к словарному слову "земляника" включаетв себя следующее: лексическое значение слова, этимология слова, однокоренные слова, сочетаемость слов, письмо по памяти....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/03/picture-57373-1404376289.jpg)
Урок русского языка «Ты на земле своя, родная» (знакомство со словарным словом земляника)
2013год объявлен годом охраны окружающей средя. Урок русского языка во 2 классе приурочен этой тематике....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/02/picture-254478-1543747043.jpg)
Изучение словарного слова "земляника".
Презентация на тему; Изучение словарного слова "эемляника" во 2 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-278802-1412937120.jpg)
Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс. Знакомство со словарным словом ВОКЗАЛ
Внеурочное занятие по русскому языку представлено в занимательной игровой форме. Показаны нетрадиционные способы запоминая орфограмм, основанные на зрительном, слуховом, деятельностном восприятии....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/29/picture-1225782-1701228069.jpg)
статья Знакомство со словарными словами в 1 классе
Словарные слова — это слова, в которых есть орфограммы, которые не проверяются согласно правилам русской орфографии. Их следует запоминать наизусть (зазубривать). Написание любого словарного слов...