Урок русского языка во 2 классе.УМК «Начальная школа XXI века»Тема урока. Многозначные слова.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать.
«Исследовательское обучение» – подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование. Русский язык. 2 класс | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе.
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока. Многозначные слова.
Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)
- Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, словари С.И.Ожегова, В.И.Даля, М.Л.Безруковой, С.Г.Трясогузовой , презентация
Дидактическая цель: познакомить с многозначными словами; выяснить причины появления у слова нескольких значений.
Задачи урока:
- Развивать внимание к значению слова;
- Развивать умение анализировать значение и происхождение слова;
- Вести наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи.
- С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
- Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
- Формировать умение работать в группе.
- Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний.
Вы уже знаете, что слово состоит из звуков и имеет значение.
-Что изучает фонетика? Лексика? Где можно найти лексическое значение незнакомых тебе слов?
IV.Постановка темы и целей урока.
ПОДВЕДЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ
(от известного к неизвестному).
-Откройте 26 страницу учебника, послушайте стихотворение А.Л. Барто.
«Разговор с дочкой»
«Мне не хватает теплоты», -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: «Мерзнешь ты
И в летние денечки?»
«Ты не поймешь, еще мала», -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла!»-
И тащит одеяло.
-Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?
-Какое значение в этом тексте имеет слово теплота?
-Найди в толковом словарике то значение слова теплота, в котором оно употреблено в тексте.
Рубрика «Тайны языка»:
-Как называются слова, имеющие одно или несколько значений? (чтение правила)
-Сформулируйте, о чём мы будем говорить на уроке, тему урока.
Я предлагаю исследовать причины появления у слова нескольких значений.
V.Работа над новым материалом
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ
Давайте вспомним , как проходит работа ученого-исследователя.
- Определение темы, проблемы исследования
- Выдвижение гипотезы
- Выбор методов исследования
- Составление плана исследования
- Сбор, обработка информации
- Анализ и обобщение полученных материалов
- Подготовка отчёта исследования
- Защита сообщений
- Обсуждение итогов завершённой работы
Итак, тема нашего исследования «Причины появления у слова нескольких значений».
Гипотеза: значения слов появились на основании сходства.
Как вы думаете, какие существуют способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы?
-Можно спросить у взрослых, посмотреть в справочной литературе, обратиться за помощью к компьютеру, попытаться подумать самому, наблюдение за словом.
План исследования
- Какие методы возьмём для сегодняшнего исследования?(2,4,5)
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сбор, обработка информации
Давайте разделимся на несколько групп, попытаемся исследовать слова:
1 группа - кисть
2 группа - корень
3группа - ручка
Работать будем по плану:
- Запиши слово, определи часть речи, выдели орфограмму.
- Разбери слово по составу.
- Напиши слово в транскрипции.
- Перечисли известные тебе значения слова;
- Составь словосочетания, употребив эти слова в переносном значении.
- Придумай и запиши предложение с этим словом.
- Дай лексическое значение изучаемому слову, а затем сравни с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля, М.Л.Безруковой, С.Г.Трясогузовой и др.)
- Сделай вывод.
Поможет вам в работе учебник стр.27
Анализ и обобщение полученных материалов
-Какой вывод можно сделать о проделанной вами работе?
- Почему у слов появилось несколько значений? Давайте сравним ваш вывод с выводом учебника. Страница 28.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Заслушиваются ответы детей каждой группы. Помните, что сообщение должно быть кратким.
Есть вопросы к выступающим?
- Многие слова, которые мы сейчас знаем как многозначные, раньше имели только одно значение, но постепенно у них стали появляться и другие значения, помимо основного. Многие слова, которые в современном русском языке однозначны, могут со временем стать многозначными.
- Наблюдение над многозначными словами.
1) Составьте словосочетания, употребив эти слова в переносном значении, обсудите и запишите:
1 группа – носик, ушко
2 группа –головка, ножка
3 группа-глазок, ручка
-Проверка (дети читают словосочетания, а учитель показывает на слайде соответствующую картинку: носик чайника, носик ботинка; головка чеснока, лука, цветка, сыра; ушко игольное, у ведра, цветок –медвежье ушко, у деревянного тазика ушко (ушат); ножка стола, стула; глазок дверной, картофельный; ручка шариковая, у двери, у чайника, чашки)
-Какой вывод можно сделать о проделанной нами работе? (слова имеют несколько значений и употребляются в прямом и переносном смысле)
-Напомните, с какими частями речи мы работали? ( имена существительные)
Вывод: имена существительные имеют несколько значений.
2)- Как вы думаете, слова других частей речи могут иметь несколько значений? (могут)
Прочитайте на странице 28 учебника стихотворение Я.Райниса «Соловушка»
Объясните, в каких значениях употреблено слово золотой. Если затрудняетесь, обратись за помощью к словарику.
-Объясните значение словосочетания золотой человек ( золотое сердце, золотой характер)
-Какие словосочетания со словом золотой вы знаете? (золотые руки, золотые листья, золотой ключик, золотое кольцо, золотой голос)
-В каких значениях употреблено слово золотой в этих выражениях?
-Напомните, к какой части речи относится слово золотой .
-Какой вывод можем сделать? (имена прилагательные могут иметь несколько значений)
3) Могут ли глаголы быть многозначными?
-Прочитайте стихотворение.
В.Орлова «Часы».
Говорят: «Часы стоят».
Говорят: «Часы спешат».
Говорят: «Часы идут,
Но немножко отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы стоят на месте!
-Какое это стихотворение по настроению? (юмористическое, шуточное)
-Найдите и выпишите слова, употребленные в переносном значении (стоят, спешат, идут, отстают)
-Объясните значение слова идут (быть в действии)
-В словаре Ожегова дано 26 значений слова идут.
-Какой частью речи являются эти слова?
-Сделайте вывод (глаголы могут быть многозначными и иметь несколько значений)
- Значит, многозначными могут быть и имена существительные, и прилагательные, и глаголы.
VII. Работа с толковым словарем.
-Найдите в словарике слова масло и пейзаж.
Стр.148 многозначное слово масло (2 значения)
Стр.150 многозначное слово пейзаж (2 значения)
- У каждого многозначного слова есть основное значение, оно всегда в толковом словаре пишется первым, а другие значения, которые возникли в результате переноса названия с одного объекта на другой, называется переносными значениями и они в толковом словаре будут под № 2, 3 и т.д.
VIII. Закрепление.
1.Работа в тетради и на доске.
- Сейчас нужно будет распределить слова в два столбика. В первый будем записывать слова, с основным значением, а в другой с переносным.
Основное значение слова | Переносное значение слова |
шить иглой | игла дикобраза |
щучий хвост | хвост очереди |
детская ручка | дверная ручка |
золотой кулон | золотое сердце |
стальная проволока | стальная воля |
колючий кактус | колючий взгляд |
вода закипела | закипела от возмущения |
упала с горки | температура упала |
IX. Рефлексия.
-Какова тема урока? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
-Какие слова называются многозначными и однозначными?
-Что нужно для того, чтобы правильно определить смысл многозначного слова?
-Где можно выяснить значение непонятных тебе слов?
-Какие словари вы знаете? (показ слайдов)
Сегодня на уроке (продолжи)
я узнал...
я понял...
мне было интересно...
мне было трудно...
X. Домашнее задание: найти в толковом словарике 2 многозначных слова, придумать словосочетания с переносными значениями этих слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
Планируемые результаты: Личностные УУД:- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;- формировать навыки контроля и самоконтроля. Метапредметные УУД:Коммуникативные:- развива...
Русский язык 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с
Технологическая карта к уроку русского языка. 3 класс УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока: правописание приставок на з- и с-...
презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с
Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...
Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"
Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...
Урок русского языка 4 класс УМК «Начальная школа XXI века». Тема «Мягкий знак на конце слов после шипящих»
Данный конспект урока помогает систематизировать знания о написании мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи; развивать мышление учащихся с помощью составления схемы-опоры и классификац...
Урок русского языка 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова
Цель урока: Организовать учащихся для совместной познавательной деятельности по "открытию" способа определения написания гласных о,ё после шипящих в корне слова. На уроке применялись различн...
Урок русского языка 2 класс .УМК "Начальная школа 21 века". Тема "Однокоренные слова"
Урок с применением технологии деятельностного метода обучения....