2. | Актуализация знаний. | - Откройте тетради, запишите дату и классная работа.
- На доске записаны буквы ш, с ,ж, з, ц, ч, х, щ. - Выпишите те буквы, которые обозначают шипящие звуки. - На какие группы можно разделить звуки, которые обозначены этими буквами?
- Какие орфограммы мы знаем с шипящими?
- Как вы думаете, почему мы вспомнили эти буквы и звуки? | Дети пишут в тетрадях.
Дети выписывают буквы ш ж щ ч
Выходит к доске 1 ученик, называет звуки, показывает буквы ж, ш –всегда твердые, ч,щ – всегда мягкие 2 ученик ж – звонкий ч, щ,ш – глухие Ответы детей. Жи-ши пиши с буквой и. Ча –ща пиши с буквой а. Чу – щу пиши с буквой у.
Возможно, узнаем сегодня новую орфограмму, связанную с шипящими | П. - осуществлять анализ объектов, группировать их по сходным признакам | 3 мин. |
3. | Изучение нового материала. Проблемная ситуация.
Постановка учебной задачи.
Открытие способа проверки.
| Работа в паре - У вас на столе лежит белая карточка.
Задание на карточке. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте ту часть слова, в которой пропущена буква, объясните правописание. н_чной ш_пот б_жит в л_су ж_луди |
- Прочитайте задание, объясните, как вы его поняли.
-Но прежде чем проверить выполнение работы, поставьте «!» если правописание не вызывает сомнения,«?» если сомнение в написании есть.
-Какие слова у вас вызвали сомнения?
- Какую букву вы написали в слове шёпот? - А какую букву написали в слове жёлуди? На доске рядом с буквами ж ш ч щ учитель прикрепляет буквы о ё.
- Посмотрите на слайд и сравните свою работу с образцом. Слайд. Ночной - ночь ! Шёпот- ? Бежит – бег ! В лесу – лес ! Жёлуди- ? |
- Почему в словах шёпот и жёлуди вы вставили разные буквы?
- Но может таких слов два и их написание нужно просто запомнить.
Учитель открывает слайд со словами. Ж.лтый, ш.лк, ш.рты, ч.рный, пч.лы, щ.тка |
- Итак, мы не знаем, как определить, какую букву о или ё писать в корне слова под ударением, и обратите внимание на то, после каких звуков стоят эти буквы. - Что же мы сегодня на уроке должны узнать? - Какая перед нами стоит учебная задача?
- Молодцы! Учебную задачу поставили правильно.
- Откройте учебник, урок 46. - В каком блоке мы сегодня будем работать? - Чему учимся, изучая этот блок? - Прочитайте тему урока.
- Совпадает ли тема урока с целью, которую мы поставили?
Работа в группах. - Эту учебную задачу попробуем решить, работая в группах. - Не зря же говорят «Одна голова хорошо, а две лучше». Только у нас в группах будет четыре думающие головы.
- Возьмите карточку зеленого цвета. Прочитайте задание и вопросы.
( Задание на карточке взяла из учебника стр.111-112 из рубрики «Давай подумаем»). - Выполняя работу, внимательно наблюдайте за звуками и буквами. Учитель направляет деятельность детей.
Представим результаты совместной деятельности.
- Что вы заметили, наблюдая за словами?
- Читаем 1 вопрос на карточке.
- Читаем 2 вопрос.
- Какая группа ответила «да»? - Какой вывод вы сделали?
- Посмотрите на слайд.
Чёрный – чернеть
Жёлтый – желтеть
Шёл – вышел
Жёлуди – желудей
Шов – шовчик
Шорты – шортики
Шорох – шорохи
- А теперь прочитайте вывод в учебнике на странице 112. - Какая часть правила учит писать после шипящих букву ё? - Прочитайте. - А когда пишется после шипящих буква о?
- Возьмите листок самоконтроля и оцените свою работу в группе. Подчеркните слово.
|
Надо вставить буквы, выделить часть слова, объяснить, почему вставили эту букву, подобрав проверочное слово.
Ученики в паре обсуждают, объясняют правописание и вставляют пропущенные буквы.
Дети анализируют совместную работу и ставят знаки рядом с каждым словом.
Ученики называют слова «шепот» и «желуди».
Ответы учеников. -Я думаю – о. - Я думаю – ё.
Ученики сравнивают, исправляют ошибки
- Мы не можем воспользоваться правилом, которым проверяем безударные гласные, потому что эти гласные ударные. - Мы не можем точно определить о или ё нужно писать в корне.
Дети пытаются найти такие слова.
Дети читают слова на слайде и убеждаются, что таких слов много.
- Буквы о и ё стоят после шипящих.
Ответы детей. - Мы должны узнать какую букву о или ё надо писать после шипящих в корне слова.
Ученики открывают учебники . - Мы работаем в блоке «Правописание». - Учимся правильно писать слова. - Учимся писать буквы о и ё после шипящих в корне слова. - Цель и тема совпадают.
Дети объединяются в группы по 4 человека.
-Дети в группах читают, наблюдают, делают пометы, обсуждают, ведут диалог, принимают решение, пробуют делать выводы.
Представитель от каждой группы у доски показывает свои наблюдения. Чорный – чёрный Звук о буква ё, Шорты – шорты Звук о буква о. и т.д.
Ученик читает вопрос и каждая группа зачитывает свой ответ. -Нет.
Ученик читает вопрос.
Поднимают руки.
Дети высказывают свои мнения. - Если в проверочном слове меняется звук, то пишется буква ё. - Буква о пишется, если звук в проверочном слове не меняется.
Ученики убеждаются в правильности своего вывода.
Дети читают правило про себя.
Ученик читает вслух 1 часть.
Ученик читает 2 часть правила.
На листе самоконтроля дети подчеркивают слово «активен» или «пассивен»
| К. - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности П. - умение применять ранее изученные правила - умение решать проблему, анализировать ситуацию, наблюдать, сравнивать Р. - осуществлять самооценку и контроль - формулировать и удерживать учебную задачу - использовать речь для регуляции своих действий Л. - формировать уважительное отношение к иному мнению
| 15 мин. |
5. | Первичное закрепление знаний.
Самостоятельная работа.
Словарная работа.
| - С правилом мы познакомились. Давайте определимся, как мы будем действовать, выбирая для написания букву о или ё.
- Прочитаем инструкцию в учебнике «Учись применять правило». - Прочитайте рассуждение при выборе буквы в слове чёрный. - Прочитайте образец рассуждения написания слова шорты. - Вначале урока мы не знали, как объяснить правописание слова шёпот. - Пользуясь образцом инструкции учебника, объясните написание этого слова.
- Объясните правописание слова жёлуди.
- Может некоторым будет легче пользоваться алгоритмом-схемой. Учитель вывешивает плакат со схемой на доску. - Прочитайте схему.
- Мы сегодня на уроке много работали в парах, группах, коллективно, а теперь вас ждет самостоятельная работа. - Возьмите жёлтые карточки. Карточка. 1 задание. Выполнить упражнение 1 на странице 113 учебника. 2 задание. Списать словосочетания в тетрадь и вставить пропущенные буквы красные щ.чки, мышиный ш.рох, любимые ш.рты, пош.л в парк. ж.лтый шарик, легкий ш.пот |
- Прочитайте оба задания и выберите то, которое вам по силам.
- Какой шаг алгоритма уже сделан в первом задании? - Почему задание 2 более сложное?
Учитель во время самостоятельной работы оказывает индивидуальную помощь. Взаимопроверка работы. - Работу выполнили, теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. - Сверьте работу с образцом на доске. Если найдете ошибку, аккуратно зачеркните карандашом, а сверху напишите правильную букву. Учитель открывает скрытые образцы. - Возьмите свою тетрадь, посмотрите, как вы выполнили работу. - В листе самооценки поставьте ! знак, если ошибок нет,? знак, если ошибки есть.
- Кто допустил ошибки? - В каких словах? Учитель совместно с учениками ведет работу над ошибками, используя алгоритм учебника. - Завтра на уроке у вас еще будет возможность учиться писать буквы о и ё после шипящих.
- На странице 113 учебника найдите значок – навигатор.
- Что он обозначает?
- Прочитайте, на что надо обратить внимание. - О каких словах идет речь?
- Прочитайте их.
- Почему эти слова нельзя проверить, используя изученное правило? - Перечитайте ещё раз правило на странице 112 и рубрику «Обрати внимание».
- Эти слова словарные, написание их надо запомнить или посмотреть в словарь. Словарная работа. - Сегодня на уроке нам надо запомнить написание слов шоколад и шофёр. Учитель вывешивает на доску карточки с этими словами. - Какие гласные надо запомнить? - Почему?
- Давайте попробуем придумать, как легче запомнить эти буквы в словах? Какие у вас возникают ассоциации?
- Запишите эти слова в тетрадь и придумайте с ними предложения. Форму слова можно менять, можно заменять его родственным словом. - Подчеркните в словарных словах буквы, которые надо запомнить.
|
3 ученика читают вслух инструкцию по пунктам.
Ученики самостоятельно читают образцы.
Ответ ученика у доски. 1.Подбираем родственные слова, чтобы выделить корень слова: шептать, шептал. Корень – шепт. 2. Орфограмма в корне. 3. В родственных словах шептать, шептал звук о после шипящего не слышится. Пишем в слове шёпот букву ё. Ответ ученика.
Дети читают схему, учатся понимать символы и знаки.
Дети читают задания, делают выбор.
- Подобраны родственные слова и формы слова. - Проверочные слова надо подбирать самим.
Дети работают в тетрадях самостоятельно
Ученики сравнивают работу с образцом.
Дети просматривают свою работу, и в листе самооценки ставят нужный знак, оценивая свою работу.
Ученик, допустивший ошибку, или сам исправляет ошибку, работая по алгоритму, или слушает рассуждение другого ученика.
Этот значок просит нас обратить внимание. Ученики читают.
Речь идет о заимствованных словах.
Жонглёр, лечо, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия.
Дети затрудняются в ответе.
Дети находят правильный ответ. - В словах жонглер, лечо. шоколад … на букву после шипящего не падает ударение.
шОкОлад шОфёр - Эти гласные безударные. - Слышим звук а, а писать надо о. - Нельзя подобрать проверочное слово.
Дети высказывают свои предложения. - Шофер – у машины руль, колеса похожи на букву о - Шоколад – представила две шоколадки-медальки. Дети записывают словарные слова и предложения в тетрадь.
| П. - формировать умение применять правило правописания букв о и ё после шипящих в корне слова - пользоваться инструкцией при самостоятельном решении учебной задачи - использовать знаково-символические средства - осуществлять смысловое чтение Р. - умение удерживать учебную задачу - составлять план и последовательность своих действий - использовать речь для планирования и регуляции своих действий - осуществлять самоконтроль и самооценку способа действия и его результата с заданным образцом Л. - умение принимать оценку другого К. - участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
| 20 мин. |
6. | Рефлексия.
| - Чему мы хотели научиться на уроке?
- Эту задачу мы выполнили?
- Какое значение для вас имеют, полученные на уроке знания?
- Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения.
- Обратимся к листку самооценки. - Если урок для вас прошёл с пользой, плодотворно и вы научились писать слова с буквой о и ё после шипящих, то поставьте галочку в зеленом кружке. - Если слова научились писать, но вам ещё нужна помощь, то галочку поставьте в желтом кружке. - Если вам было трудно на уроке, то галочку поставьте в красном кружке. - А теперь на моем столе возьмите лист клена того же цвета, какой вы выбрали и прикрепите его к доске. Учитель делает вывод. - Мы сегодня хорошо потрудились, красных листочков нет (или мало), значит урок принес вам новые знания и удовлетворение. - Сегодня на уроке я поставила оценки за самостоятельную работу. Называю учеников. - За правильные и четкие ответы при решении учебной задачи. Называю учеников.
| Дети отвечают на вопрос. - Научиться писать букву о, ё после шипящих в корне слова. - Да. Мы поняли, как надо рассуждать, у многих в самостоятельной работе не было ошибок.
- Эти слова встречаются часто, и теперь мы знаем, как их надо писать.
- Наблюдали, сравнивали, делали предположения, выводы, работали по алгоритму и т. д.
Дети обдумывают свой выбор и ставят галочку в выбранный кружок.
Дети выходят к доске и прикрепляют свой листок.
| П. - умение оценить процесс и результат деятельности
| 3 мин. |