Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Открытый урок по русскому языку тема "Буква Я в начале слова и после согласных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku.docx | 729.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку. 1 класс. УМК «Перспектива».
Тема урока: Буква Я я в начале слова и после согласных.
Учитель Фатыхова Елена Владимировна.
Цели урока:
- Закреплять умение выделять слитно произносимый слог [ йа] ,и обозначать его буквой я.
- Писать слова с новой буквой я, обозначающей слитно произносимые звуки[йа ] в начале слова и после гласной.
- Наблюдать за особенностями произношения согласных звуков перед буквой я.
- Проводить слоговой и звуковой анализ слов с буквой я.
- Различать и писать слоги с твердыми и мягкими согласными (ма –мя, та – тя…).
- Писать прописную букву я и слова с ней.
- Закреплять правило правописания имен собственных.
- Учиться списывать печатный текст, определять последовательность действий при списывании.
- Осваивать культуру речевого общения при работе в паре и диалоге друг с другом.
Оснащение урока.
Прописи 1 класс Л.Ф. Климанова А.В. Абрамов УМК «Перспектива».
Индивидуальный набор схем для звукового разбора.
Стенд «Звукоград» и лента букв.
Мультимедиа. Диск по обучению грамоте. Тема «Буква Я».
Ход урока.
1 Повторение.
- С написанием какой буквы мы познакомились на прошлом уроке?
- Найдите эту букву на ленте букв и в Звукограде.
- Что можете сказать о ней?
- Почему она является йотированной гласной?
-В каких трех позициях происходит распад на слитно произносимый слог [йа]? -Покажи на примерах слов.
В начале слова – яма – [ й’ама], после гласных –заяц- [ зай’ац ], после ь знака – копья – [ коп’й’а ].
- Какую роль выполняет эта буква, если она стоит после согласной?
- Приведи примеры таких слияний. Мята- [ м’ата ] , пляска- [ пл’аска].
2. Закрепление. Работа с индивидуальными наборами для звукового разбора.
На доске напечатаны слова: Якорь, ящерица, баян, маяк, ,кудрявая, нарядная.
Два человека выполняют схемы к этим словам.
Для остальных учеников задание по выбору.
Ребята на местах выбирают для себя любое количество слов, к которым они могут выполнить схему.
Схемы составляются на парте с использованием индивидуального набора схем для звукового анализа слов.
Проверка происходит индивидуально (учитель проверяет первых справившихся), фронтально, с доски и в парах.
3. Написание прописной (заглавной) буквы Я.
Сравнение написания строчной и прописной буквы, их начертания.
Сходство и различия. Слайд на диске.
Дети делают вывод, что буквы различаются только высотой.
Самостоятельное написание буквы в вертикальной полосе, проговаривание последовательности действий.
Письмо заглавной буквы на рабочей строке.
Самооценка. Отмечаем точкой красного цвета самую красивую букву.
4. Письмо слов с буквой Я. Правописание имен собственных: Яна, Яков.
Устный анализ слов.
- Сколько слогов в слове
-Какой слог первый? Произнесите[ йа ].
- Какой буквой обозначаются слитные звуки первого слога? Я.
- Запишите имена собственные.
- О чем должны помнить?
Жужжащее письмо. Дети вслух проговаривают слова.
5. Наблюдение использования буквы Я после согласных.
Сравнение мама – мята
масло – мясо
- Разбейте слова на слоги.
-Охарактеризуйте каждый звук в слове.
- Определите, в каком слове есть мягкие звуки.
- Как обозначить мягкость согласного звука на письме?
6.Закрепление. Работа по странице прописи 21.
Тяв и Гав дают подсказку…
- Какую гласную нужно писать после согласной, если она звучит мягко?
- А какую, если она звучит твердо?
Дети самостоятельно делают вывод. Если согласный мягкий, то необходимо писать гласную я, на твердость согласного указывает гласный а.
Закрепляют его своими примерами. Мал – мял, зал –взял.
Если трудно, то можно воспользоваться стр. прописи.
7. Закрепление вывода. Упражнение в использовании буквы я после согласных.
Запись слогов с твердыми и мягкими согласными.
Запись слов.
На данном этапе обязателен разбор с проговариванием для слабых учеников:
-Какие буквы будете использовать? Почему?
-Сравните, как звучит согласная в слоге ва и как в слоге вя?
- Какую букву нужно использовать для обозначения мягкости, а какую для обозначения твердости согласного?
8. Игры со словами. Ребусы. Значения слов. Работа по стр. 22 в прописи.
Слова: Маяк. Порт.
Учитель показывает предметные картинки.
Порт – специально оборудованное место для стоянки и разгрузки судов.
С опорой на жизненный опыт детей, можно спросить
- Какие маяки вам известны в нашем городе?
- Ростральные колоны.
- Где находятся?
- Почему так названы ?
9. Запись предложений. Обводка по образцу. Пропись стр.22.
-Прочтите предложения. Маяк стоит в порту. Он ярко светит.
-Сколько предложений?
- Какие правила записи предложений нам известны? Первое слово с большой буквы и в конце предложения точка.
- Прочтите 1 предложение. Сколько в нем слов?
- Какое слово первое, второе, третье и четвертое.
Обводим первое предложение.
Аналогичная работа со вторым предложением.
10.Устное дополнение предложений до небольшого текста.
Маяк стоит в порту. Он ярко светит. Морякам издалека виден свет маяка.
Рассматривается несколько вариантов. Выбираются лучшие примеры.
11. Подведение итогов.
- Чему учились.
-Что узнали?
-В чем была трудность?
- Что удалось?
-Давайте раскрасим наш урок.
Дети достают схемы для звукового анализа и показывают красный кружок, если на уроке было все понятно, зеленый. Если встретились небольшие трудности и синим, если было трудно.
Урок по русскому языку.
1 класс. УМК «Перспектива».
Тема: Буква Я я в начале слова и после согласных.
15.01.2013года.
Учитель Фатыхова Елена Владимировна.
При составлении данного урока я пользовалась следующими педагогическими технологиями:
Личностно-ориентированные ( при проверке дети выбирали задание по силам, самооценивание, самокоррекция).
Объяснительно-иллюстративные. (диск, пропись, объяснение у доски учителем).
В урок были включены игровые формы, проводилась лексическая работа от абстрактного к целому(маяк).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"
урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....