Буквы Г,г
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Гречка Анна Сергеевна

обучение грамоте 1 класс по учебнику "Азбука" Горецкого, Головановой и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте.

Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [ г”].

Тема. Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г],[ г”].

Цель. Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками.

              Формировать навык плавного послогового чтения, упражнять                              

           в  слоговом анализе слов.

           Развивать фонематический слух, речь учащихся.

           Прививать любовь к чтению.

Оборудование. «Азбука», слоги, пеналы, лента-память, картинки: гуси, гиря, слова          с буквой «г».

Ход урока

1.Организационный момент. Подготовка к уроку.

Девиз урока «У меня все получится»

2. Повторение (работа с лентой-памяти)

-На какие две группы можно разделить все буквы?

-Чем гласные отличаются от согласных?

-Прочитайте гласные в верхнем ряду.

-Для чего они служат?

-Прочитайте гласные в нижнем ряду.

-Для чего служат они?

-Какие из них хитрые? Почему?

-Что скажите о согласных расположенных в верхнем ряду?

-Прочитайте их.

-Прочитайте согласные в нижнем ряду.

-Что скажите про них?

- Назовите парные согласные звуки.

3.Новая тема

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквами. Научимся читать с ними слова и предложения.

а) Знакомство со звуком [г].

Отгадайте загадку. По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,

                                    Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (гусь)

- Как вы скажите, если их будет много?

- К какой группе животных они относятся? Почему?

- Какая это птица? (домашняя)

-Сколько слогов в слове гуси? Почему?

-Назовите первый слог.

-Из чего он состоит? (из слияния)

-Какое оно? Почему?

-Назовите второй слог.

-Что скажите про него?

-Постройте схему слова «гуси»

-Произнесите первый звук в слове.

-Какой это звук?

Послушайте стихотворение и запомните слова, в которых встречается звук [г].

Галстук гусь себе купил

Модный, заграничный.

И на шею нацепил

В городе столичном.

Гордо голову задрав,

Гусь стоит нарядный:

«Га-га-га, теперь я граф

В галстуке парадном!»

-Какие слова вы запомнили?

-Как вы понимаете выражение: «Как с гуся вода!»

          Это не простая поговорка, а часть древней заклинательной формулы. Бывало, заботливые родители, купая ребенка в бане, приговаривали: «Как      с гуся вода, с нашего Коленьки (Леночки и т.д.) – худоба (т.е. болезнь). Верили, что всякие напасти сбегут с их сына или дочери так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения.

б) Знакомство со звуком [ г”].

Отгадайте следующую загадку. То, как арбузы, велики,

                                                             То, словно ягодки, мелки.

                                                             Они не могут говорить,

                                                             Но могут вес определить. (гири – картинка)

-Что это?

-Где можно увидеть гири?

-Сколько слогов в этом слове?

-Назовите каждый слог.

-Какой слог ударный?

-Из чего состоит первый слог?

-Второй?

-Какие это слияния? Почему?

-Составьте схему слова «гири»

-Назовите первый звук.

-Охарактеризуйте его.

-С какими новыми звуками познакомились на уроке?

Звуки [г],[ г”] обозначают буквами Г, г. (показать буквы)

-Послушайте, какие стихотворения есть про букву Г. (читают подготовленные дети)

1.И подобно кочерге,

   Горбит спину буква Г.

2.Букву на плечах носил,

   На лугу траву косил.

3.Г – крючок обыкновенный,

   Но в труде помощник верный.

- На что похожа буква Г в этих стихотворениях?

Физкультминутка

Гномик шел, шел, шел,

Белый гриб нашел.

Раз – грибок, два – грибок,

Положил их в кузовок.

- Что такое «кузовок»?

- На какие две группы делятся грибы?

- Какие съедобные грибы вы знаете? (картинки грибов)

- Как правильно нужно собирать грибы?

в) Чтение слогов по карточкам: ги, гу, га, ге, го, гя (хором, индивидуально)

- Если первый звук в слоге твердый – 1 хлопок, если мягкий – 2 хлопка.

г) Игра «В каких из этих слов есть звук [г], а в каких [ г”]?» (предметные картинки)

     Горох, гитара, гриб, гладиолус, гусеница, гном.

- На какие две группы можно разделить слова? (одушевленные и неодушевленные)

-Назовите представителей каждой группы.

-Какое слово лишнее? Почему?

-С любым из этих слов придумайте предложение.

4.Закрепление.

1. Составление рассказа на тему «Город гномиков», стр. 123

-Какую сказку вы сразу вспомнили, посмотрев на иллюстрацию?

-В форме чего построены дома?

-Чем занимаются жители города?

2.Чтение слов, стр.123

-Как записаны слова Галя, Гена? Почему?

-Как произносим слово «гриб»? Какой звук слышим на конце слова? А пишем?

-Как проверить? (грибы)

-Чем отличаются последние два слова?

3.Чтение текста, стр.123.

а) Читает учитель, дети слушают и следят.

- Понравился ли вам текст?

-О чем этот рассказ? (о грибах)

б) Повторное чтение текста детьми.

-Кто ходил за грибами?

-Каких грибов насобирала Галя?

-А Гена?

-Что вы скажите про грибы Гены?

-Как можно назвать этот текст?

4.Чтение слов, стр.124.

-Какие слова лишние? Почему?

-Выберите слова, которые можно отнести к зиме?

-Назовите количество слогов в каждом слове.

5. Игра «Соотнеси картинки и слова»

-Какие из этих листьев простые? (ива, осина, дуб)

-А сложные листья?

Физкультминутка

6.Чтение текста «Весна», стр.125.

-Когда начинает таять снег в лесу?

-Как он тает?

-Во что превращается снег? (в воду)

-Что происходит с этой водой?

- Какая трава вырастает на лугу?

7 .Игра «Какая буква прячется от нас?» (слова записаны на доске)

    Раду?а, и?ра, ?лаза, ?уси, дру?, сне?.

-Как вы догадались?

5.Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...