Класс: 4 Тема: «Развитие орфографической зоркости. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение ранее изученного материала».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку по отработке навыков безошибочного письма включает в себя разнообразные виды упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezudarnye_glasnye.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4
Тема: «Развитие орфографической зоркости. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение ранее изученного материала».
Учитель: Хвостова Т. В.
Цели:
- Совершенствование умений писать слова с безударной гласной в корне слова, подбирать проверочные слова и применять правило, обеспечивающее безошибочный выбор гласной
- Развитие умений различать виды орфограмм
- Развивать внимание, мышление, память, речь учащихся
План урока.
- Орг. момент – 1 мин.
- Словарная работа с последующей самопроверкой – 5 мин.
- Орфографическая пятиминутка «По следам наших ошибок» - 6 мин.
- Фронтальная работа по подбору проверочных слов, подбор однокоренных слов – 5 мин.
- Тестовая работа с самооценкой – 3 мин.
- Восстановительный диктант – 12 мин.
- Нахождение ошибок в тексте – 4 мин.
- Работа с перфокартой – 5 мин.
- Итог урока, разгадывание шарад – 3 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Словарная работа с последующей самопроверкой.
Цель: проверка правильности написания словарных слов. Диктант пишется на листах с копировальной бумагой.
Балкон, пенал, велосипед, помидор, шоколад, карандаш, тренер, спортсмен, морковь, ворона, молоко, воробей, маршрут, синица, огурец, здоровье.
- Откройте словари и проверьте правильность написания слов, исправьте допущенные ошибки.
- Если вы написали работу без ошибок, то - молодцы, очень хорошо, если вы нашли свои ошибки. После того, как я проверю ваши работы, вы сравните и увидите, все ли ошибки вы увидели, всё ли исправили, тогда сразу станет ясно, кому необходимо продолжить работу над словарными словами не только в классе, но и дома.
- Орфографическая пятиминутка «По следам наших ошибок». Работа хорошо успевающих детей по карточкам.
Цель: работа по устранению типичных ошибок. Необходимо не только вставить пропущенные буквы, но и подобрать проверочные слова.
См…хнуть, сп…шить, т…рпение, изб…гают, зам…няется, ст…рает, ос…ротевший, дост…влял, нал…вал, б…чонок, уничт…жает, од…машнили, д…ловитый, проск…льзнул, т…йник, т…ска, надв…галась, ув…жают, к…люч, п…лзуч, вст…ю, см…хнуть, выв…ли, т…рп…ливая.
( В это время «сильные» учащиеся работают по карточкам: вставляют пропущенные буквы, вписывают проверочные слова в кроссворд)
- Как же проверить безударную гласную в корне слова?
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Вывод.
- Приведите ещё примеры слов на данную орфограмму. Дома в работе над ошибками проработаете ещё те орфограммы, которые мы в классе не успели.
- Фронтальная работа.
Цель: учимся подбирать однокоренные слова, проверочные слова, учитывая их лексическое значение.
Волна – вол
Травить – травы
Ползти – польза
Гористый – горе
Делец – дело
- Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему?
- Следовательно, при подборе однокоренных проверочных слов обязательно необходимо учитывать значение слова.
- Подберите однокоренные слова:
С корнем -ДА- ( давать, задавать, продавать, продавец, преподаватель, раздавать….)
С корнем -ЕДИН- (единство, единение, объединение, единица, единственный,соединение…)
С корнем - ДАЛ- ( далеко, отдалять, отдаление, удаляться, вдалеке…)
- Назовите для каждой из этих групп проверочное слово.
- Тестовая работа.
- Учитывая лексическое значение слов, подберите проверочные слова. Выполним тестовую работу.
А | О | Е | И | Я | |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. | |||||
9. | |||||
10. | |||||
11. | |||||
12. | |||||
13. | |||||
14. |
- Разв(е, и )вается флаг
- Растение разв(е, и)вается
- Деревенский ст(о, а)рожил
- Ст(о, а)рожил сад
- Сл(е, и)пить лошадку
- Сл(е, и)пить глаза
- Отв(а, о)рили дверь
- Отв(а,о)рили грибы
- Посв(я, е)тить фонарём
- Посв(я, е)тить стихотворение
- Сп(е, и)шите работать
- Сп(е,и)шиите текст
- Пос(и, е)деть на качелях
- Пос(и, е)деть к старости
Ключ:
А | О | Е | И | Я | |
1 | х | ||||
2 | х | ||||
3 | х |
| |||
4 | х | ||||
5 | х | ||||
6 | х | ||||
7 | х | ||||
8 | х | ||||
9 | х | ||||
10 | х | ||||
11 | х | ||||
12 | х | ||||
13 | х | ||||
14 | х |
Вывод.
- Проверьте работу и поставьте отметки:
«5» - 14 ответов
«4» - 13 – 12 ответов
«3» - 11 – 10 ответов
- Поднимите руки, кто заработал положительные отметки.
- Восстановительный диктант. Слабые учащиеся работают по карточкам с текстом.
Цель: совершенствование умений находить слова с безударными гласными среди других, развивать речь детей.
- Выпишите слова с безударными гласными в корне, обозначьте орфограмму.
Белка.
У меня была кошка Белка. Шёрстка у Белки шелковистая, белая, только на спине чёрное пятно да задние лапки чёрные. Усы длиной семь – восемь сантиметров. Голова небольшая. Глаза у кошечки днём были сероватые, а ночью светились, как два зелёных фонарика.
Любила она лакомиться молоком. Ходила по дому осторожно, тихонечко. Большой «специалисткой» была Белка по вылавливанию рыбы из тазика с водой. Эту рыбу ей с речки приносил папа.
Мы все очень любили Белку.
- Используя выписанные слова, восстановите текст.
Разборы:
Небольшая2, ходила2, тихонечко2, любое простое предложение
Текст для слабых учащихся (задание – списать текст, вставив пропущенные буквы, обозначить орфограммы):
Бег по кругу.
З…ма. Кругом на з…мле и на крышах д…мов л…жит снег. Д…ревья в инее.
Колхозный конюх выв…л в…рхового к…ня для бега по кругу. Конюх был одет по-зимнему. На нём была м…ховая шапка, тёплое пальто, а на н…гах – валенки.
Конь был вороной масти. Г…л…ва узкая, красивая, на лбубелая звёздочка. Шея пр…мая, длинная, гибкая. Сп…на мускулистая, к…роткая. Ноги сильные и стройные. Конь б…жит быстро, л…гко и эн…ргично, хвост и грива разв…ваются на в…тру. Правую переднюю ногу он вык…нул вп…рёд, а левую поджал под себя.
Этот вороной конь был очень красив на белом сн…гу.
- « Найди ошибку»
Цель: развитие орфографической зоркости, нахождение в тексте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок.
У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик – дварняга Тобик.
Пёсика этого вся улица несправедливо считала дураком.
Хозяин был молчаливый и очень добрый человек. Обращаясь к Тобику он говорил: «Дружище!»
Я увидел Тобика после смерти Грина. Он ослеп, как говорили, от старости. Он сидел на пороге глинобитного дома, в котором умер Грин, и солнце отражалось в его жёлтых беспомощных глазах. Услышав, как скрипнула за мной калитка, он встал, неуверенно подошёл ко мне ткнулся холодным носом в ноги и замер. Только старый и пушистый хвост его помахивал из стороны в сторону, и поднимал белую известковую пыль.
- Давно он ослеп? – спросил я.
- Да, после смерти хозяина. Всё тоскует и ждёт.
Я ожидал, что ответ будет именно таким, так как знал довно, что единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, - это собаки.
- Найдите слова, соответствующие схеме
- Работа с перфокартой.
Цель: проверка усвоения данной орфограммы.
Гряда, цена, скала, весна,
Коза, стена, роса, десна,
Места, земля, столяр, сосна,
Колечко, словечко и дрова.
Страна, коса, стрела, дела,
Село, игла, звезда, вода,
Трава, зерно, следы, листок,
Кормушка, озеро, цветок.
Диктанту нашему конец.
Кто не ошибся – молодец!
- Итог урока. Разгадывание шарад.
С И недолго сделать кошке,
Если есть сметана в плошке.
С Е же сделать нелегко,
Коль забрался высоко.
(слИзать, слЕзать)
С И нам долго находиться
Можно в городе, селе.
При еде, чтоб не давиться,
Надо сделать с буквой Е.
(прожИвать – прожЕвать)
С буквой Е ты делай в хоре
И таланта не таи.
Принял горькое лекарство –
Делай быстро с буквой И.
(запЕвай – запИвай)
10. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе с использованием информационных технологий . Правописание безударной гласной в корне слова. Кодирование.
Цели: ° Знать последовательность действий при определённой безударной гласной в корне слова;° Знать спос...
Правописание безударных гласных в корне слов. Повторение/
Урок предназначен для систематизации и обобщения знаний по теме "Правописание безударных гласных в корне слов". На уроке присутствуют разные фрмы работы. Урок снабжон авторской презентацией, что позво...
Русский язык. 2 класс. Тема: «Обобщающий урок по разделу «Безударные гласные в корне слов»
Русский язык. 2 класс. Тема: «Обобщающий урок по разделу «Безударные гласные в корне слов». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма: Игра «Счастливый случай»...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе для детей с ТНР "Правописание безударных гласных в корне слова"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе для детей с ТНР "Правописание безударных гласных в корне слова"...
Игра "Орфографическая молния". Правописание безударных гласных в корне слова
Игра "Орфографическая молния". Задание: вставить пропущенные безударные гласные, в соответствующих клеточках поставить точки. Точки соединить в виде молнии....
Формирование орфографической зоркости в процессе закрепления навыка правописания безударной гласной в корне слова
Открытое индивидуальное занятие с учеником 4 класса по коррекции дисорфографии...
2 класс Тема урока: «Учимся проверять буквы безударных гласных в корне слова» Тип урока: урок «открытия» нового знания Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, работа в группах Место данного урока в системе уроков п
Структура урока соответствует типу урока открытия нового знания, помогает каждому включиться в работу и видеть свои результаты при достижении цели. Урок опирается на теоретические ...