Урок русского языка по теме: "Систематизация изученных орфограмм".
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Урок русского языка по теме: «Систематизация изученных орфограмм»
В данной статье представлен урок русского языка в 3 классе. Учащиеся обобщают свои знания об изученных орфограммах и через анализ и синтез лексического материала систематизируют свои знания, составляя схему. Авторская презентация способствует активизации мыслительной деятельности и эмоциональному настрою детей на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 53.5 КБ |
prezentaciya.pptx | 941.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме:
«Систематизация знаний об орфограммах» 3 класс.
Лаврова Светлана Владимировна
учитель, ГАОУ средняя общеобразовательная школа № 577, Санкт-Петербург
Цели и задачи:
Обобщить и систематизировать знания об изученных орфограммах.
Развивать орфографическую зоркость, умение работать в группе.
Формировать умения распознавать опасные места-орфограммы.
Создать условия для развития мыслительных операций., умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывать познавательный интерес, прививать навыки дружеского общения.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки со словами для работы в группах, таблички для схемы на доске, карточки с домашним заданием.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Создание доброжелательной рабочей атмосферы на уроке.
Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения и успех.
2. Словарная работа.
Послушайте описание одного важного для уроков русского языка слова и попробуйте догадаться, что это за слово.
« Это – условие, которое необходимо соблюсти, чтобы чего-то достичь.
Их нужно знать, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл прочитанного. Усвоив их, вы не будете испытывать затруднений при письме. Словом, нам без них не обойтись. Не знать их - значит не любить и не уважать себя.»
Это слово - «правило».Слайд 2
Для чего нам необходимо знать правила?
Подберите родственные слова: правильно, правильный.
Запишите слово и обозначьте орфограмму.
3. Сообщение темы урока.
Какую орфограмму вы обозначили в записанных словах? (непроверяемую безударную гласную)
Как вы ее нашли? (Поставили ударение)
По каким признакам можно обнаружить орфограммы? Где они могут находиться? - На эти вопросы мы постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке, тема которого «Систематизация знаний об орфограммах».Слайд 3,4
4.Актуализация знаний.
Вспомните, что такое орфограмма. (написание, соответствие орфографическим правилам, место в слове, где при письме нужно выбирать букву) Слайд 5
Прочитайте текст. Какие знакомые орфограммы встретились?
Слайд 6
Облетели листья клена.
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.
(Е. Адиенко)
Текст в упр. 10, с.12 (учебник Русский язык,3 кл, 1 ч, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)
Спишите текст, обозначьте орфограммы.
Проверьте, все ли орфограммы нашли. Слайд 7
Физкульт минутка.
Упражнение для активизации всех систем организма: растирание пальцев рук и ушных раковин. Слайд 8
5. Систематизация знаний об орфограммах.
Составление схемы на доске.
Где же «прячутся» орфограммы? (в словах и между словами)
Слайд 9, табличка на доске
1) Найдите в тексте стихотворения орфограммы между словами. Как называется такая орфограмма? (пробел между предлогом и словом)
Слайд 10
2) Прочитайте слова, в которых есть орфограммы – Слайд 11
Назовите буквы - орфограммы в словах.
На какие группы их можно разделить? (гласные, согласные, ъ/ь)
Слайд 12, таблички на доске
3) Орфограммы-гласные буквы.
По каким признакам можно обнаружить орфограммы-гласные?
Слайд 13
Для этого разделите слова на группы.
Листва, трава, лужи, дерево, чаща, чайка
Вывод: Орфограммы - гласные буквы находятся
- в безударных слогах;
- после шипящих ж, ш, ч, щ под ударением.
Запишите два любых слова и обозначьте орфограмму.
4) Орфограммы-согласные буквы. Слайд 14
Распределите слова на группы.
Аллея, масса, гладкий, рукав, солнце, звездный
Вывод: Орфограммы-согласные буквы обозначают
- парные звуки и глухие согласные звуки на конце и в середине слова;
- непроизносимые согласные звуки;
- удвоенные согласные
Запишите по слову из каждой группы.
5) Орфограммы ь и ъ. Слайд 15
Распределите слова в группы.
День, коньки, ручьи, друзья, объем, подъехал
Вывод: Орфограммы ь и ъ знаки находятся
- в словах, где есть мягкие согласные звуки на конце или в середине;
- в словах, где есть звук [й'] после согласного, перед гласными в корне;
- или между приставкой и корнем.
Запишите по слову из каждой группы.
6. Закрепление изученного.
Работа в группах.
Вспомним правила работы в группе: работать дружно, быть внимательным и вежливым, выслушивать мнение каждого, находить общее решение, помогать друг другу. Слайд 16
Каждая группа получает лист с заданием: выбрать из предложенных слов
1 группа - слова с орфограммами - гласными буквами.
2 группа - слова с орфограммами - согласными буквами.
3 группа – слова с ъ и ь знаками.
4 группа – слова с орфограммой пробел.
Карточка со словами для работы в группах:
Роща, за деревом, дождь, чудо, семья, у сосны, лень, льет, рыбка, солнце,
огоньки, поздний, вьюга, над рекой, съехал, ежи, объявления, туча, жизнь,
сказка, суббота, терраса, легкая, запах, холод.
Представители от групп записывают на доске выбранные слова.
Проверка: чтение слов с доски, обозначение орфограмм.
Еще раз внимательно посмотрите на слова, с которыми работали.
Какие из них можно отнести к нескольким группам?
Найдите слова, в которых несколько орфограмм.
Слайд 17
Запишите в тетрадь, обозначьте орфограмму.
7. Итог, рефлексия.
1)По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами?
Сегодня на уроке мы повторили и систематизировали Слайд 18
орфограммы-гласные буквы,
орфограммы-согласные буквы,
орфограммы ь и ъ ,
орфограмма-пробел.
На доске мы составили схему.
2) Блиц: Определи орфограмму.
Слайды 19-26
3) Продолжите предложения.
Слайд 27
Сегодня на уроке:
-Я научился…
-Мне было интересно…
-Было трудно…
-Я понял, что…
-Мне больше всего понравилось задание…
8. Домашнее задание.
В начале урока мы работали с текстом Е. Адиенко, но это был только отрывок из стихотворения.
Хотите послушать стихотворение целиком? Оно называется «Осень». Слайд28
Облетели листья клена.
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.
Ставит дождь на окна точки,
А по крыше без конца
Барабанят молоточки,
Лужи зябнут у крыльца.
Задание: списать вторую строфу стихотворения и обозначить орфограммы.
(Стихотворение выдаётся каждому ученику на карточке.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
прав и льно прав и льный правило
По каким признакам можно обнаружить орфограмму ? Где они могут находиться ?
систематизация знаний об орфограммах
орфограмма
Облетели листья клёна. Клён от холода дрожит. На дорожке у балкона Золотой ковер лежит. (Е. Адиенко)
О бл е тели лист ь я клёна. Клён от _ хол о да др о ж и т. На _ д о ро ж ке у _ б а лкона З о л о той к о вёр л е ж и т . (Е. Адиенко )
физкультминутка
ОТ _ ХОЛОДА НА _ ДОРОЖКЕ У _ БАЛКОНА
о бл е тели лист ь я от хол о да др о ж и т на д о ро ж ке у б а лкона з о л о той к о вёр л е ж и т
листва лужи дерево трава чайка Гласные буквы
аллея рукав солнце масса гладкий звездный Согласные буквы
день ручьи объём друзья подъехал коньки Ь и Ъ знаки
правила работы в группе - Работать дружно - Быть внимательным и вежливым - Выслушивать мнение каждого - Находить общие решения - Помогать друг другу
роща ежи дождь чудо семья лень льёт рыбка солнце огоньки поздний вьюга съехал объявление туча жизнь сказка запах суббота терраса лёгкая холод у сосны за деревом над рекой
ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ БУКВЫ ОРФОГРАММЫ-СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ ОРФОГРАММЫ Ь И Ъ ОРФОГРАММА-ПРОБЕЛ Сегодня на уроке повторили и систематизировали :
ЖИ РАФ ЩУ КА ТУ ЧА ЖИ-ШИ ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ
пч е ла в о да безударные гласные в корне слова з е мля
ГРИ Б ЛЕ В парные согласные в корне слова КНИ Ж КА
ВА НН А КРО СС ОВКИ ТРО ЛЛ ЕЙБУС удвоенные согласные в корне слова
ТРОС Т НИК ПРАЗ Д НИК ЛЕС Т НИЦА непроизносимые согласные в корне слова
КОЛОКОЛ Ь ЧИК ГУС Ь мягкий знак для обозначения мягкости ДВЕР Ь
ОБЕЗ Ь ЯНКА СТУЛ Ь Я КОМП Ь ЮТЕР разделительный мягкий знак
ПОД Ъ ЕЗД ОБ Ъ ЯВЛЕНИЕ С Ъ ЁМКА разделительный твёрдый знак
Сегодня на уроке… - Я научился… -Мне было интересно… -Было трудно… -Я понял, что… -Мне больше всего понравилось задание…
Осень. Облетели листья клена. Клен от холода дрожит. На дорожке у балкона Золотой ковер лежит. Ставит дождь на окна точки, А по крыше без конца Барабанят молоточки, Лужи зябнут у крыльца. (Е. Адиенко)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 2 класс "Закрепление изученных орфограмм"
Говорят, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, ...
Урок русского языка 3 класс Повторение изученных орфограмм в корне слова. УМК Перспективная начальная школа
Урок русского языка в 3 классе. УМК Перспективная начальная школа разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Цель:Цель: Систематизировать, закрепить и обобщить знания орфограмм. К уроку прилагаетс...
Урок русского языка "Повторение и классификация изученных орфограмм "
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся....
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Повторение изученных орфограмм" 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)...
Конспект урока русского языка "Правописание слов с изученными орфограммами"
Тема: «Правописание слов с изученными орфограммами»Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся изученных орфограмм;Планируемые результатыПредметные:- знать разбор предложения по ч...
Разработка урока Русский язык Повторение и закрепление изученных орфограмм
Урок русского языка в 3 классе.Тема: Повторение и закрепление изученных орфограмм.Цель: Закрепление умения писать слова с изученными орфограммами, подбирать проверочные слова, закреп...
Конспект урока по русскому языку по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное как часть речи" 4 класс. УМК "Школа России"
Конспект по русскому языку в 4 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное как часть речи" УМК "Школа России". Использо...