Урок русского языка по теме: "Систематизация изученных орфограмм".
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Лаврова Светлана Владимировна

 

Урок русского языка по теме: «Систематизация изученных орфограмм»

В данной статье представлен урок русского языка в 3 классе. Учащиеся обобщают свои знания об изученных орфограммах и через анализ и синтез лексического материала систематизируют свои знания, составляя схему. Авторская презентация способствует активизации мыслительной деятельности и эмоциональному настрою детей на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc53.5 КБ
Файл prezentaciya.pptx941.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:

«Систематизация знаний об орфограммах» 3 класс.

Лаврова Светлана Владимировна

учитель, ГАОУ средняя общеобразовательная школа № 577, Санкт-Петербург

Цели и задачи:

Обобщить и систематизировать знания об изученных орфограммах.

Развивать орфографическую зоркость, умение работать в группе.

Формировать умения распознавать опасные места-орфограммы.

Создать условия для развития мыслительных операций., умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывать познавательный интерес, прививать навыки дружеского общения.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки со словами для работы в группах, таблички для схемы на доске, карточки с домашним заданием.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Создание доброжелательной рабочей атмосферы на уроке.

Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения и успех.

2. Словарная работа.

Послушайте описание одного важного для уроков русского языка слова и попробуйте догадаться, что это за слово.

« Это – условие, которое необходимо соблюсти, чтобы чего-то достичь.

Их нужно знать, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл прочитанного. Усвоив их, вы не будете испытывать затруднений при письме. Словом, нам без них не обойтись. Не знать их - значит не любить и не уважать себя.»

Это слово - «правило».Слайд 2

Для чего нам необходимо знать правила?

Подберите родственные слова: правильно, правильный.

Запишите слово и обозначьте орфограмму.

3. Сообщение темы урока.

Какую орфограмму вы обозначили в записанных словах? (непроверяемую безударную гласную)

Как вы ее нашли? (Поставили ударение)

По каким признакам можно обнаружить орфограммы? Где они могут находиться? - На эти вопросы мы постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке, тема которого «Систематизация знаний об орфограммах».Слайд 3,4

4.Актуализация знаний.

Вспомните, что такое орфограмма. (написание, соответствие орфографическим правилам, место в слове, где при письме нужно выбирать букву) Слайд 5

Прочитайте текст. Какие знакомые орфограммы встретились?

Слайд  6

Облетели листья клена.

Клен от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковер лежит.

                                        (Е. Адиенко)

Текст в упр. 10, с.12 (учебник Русский язык,3 кл, 1 ч, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)

Спишите текст, обозначьте орфограммы.

Проверьте, все ли орфограммы нашли. Слайд 7

Физкульт минутка.

Упражнение для активизации всех систем организма: растирание пальцев рук и ушных раковин. Слайд 8

5. Систематизация знаний об орфограммах.

Составление схемы на доске.

Где же «прячутся» орфограммы? (в словах и между словами)

Слайд 9, табличка на доске

1) Найдите в тексте стихотворения орфограммы между словами. Как называется такая орфограмма? (пробел между предлогом и словом)

Слайд 10

2) Прочитайте слова, в которых есть орфограммы – Слайд 11

Назовите буквы - орфограммы в словах.

На какие группы их можно разделить? (гласные, согласные, ъ/ь)

Слайд 12, таблички на доске

3) Орфограммы-гласные буквы.

По каким признакам можно обнаружить орфограммы-гласные?

Слайд 13

Для этого разделите слова на группы.

Листва, трава, лужи, дерево, чаща, чайка

Вывод: Орфограммы - гласные буквы находятся

- в безударных слогах;

- после шипящих ж, ш, ч, щ под ударением.

Запишите два любых слова и обозначьте орфограмму.

4) Орфограммы-согласные буквы. Слайд 14

Распределите слова на группы.

Аллея, масса, гладкий, рукав, солнце, звездный

Вывод: Орфограммы-согласные буквы обозначают

- парные звуки и глухие согласные звуки на конце и в середине слова;

- непроизносимые согласные звуки;

- удвоенные согласные

Запишите по слову из каждой группы.

5) Орфограммы ь и ъ. Слайд 15

Распределите слова в группы.

День, коньки, ручьи, друзья, объем, подъехал

Вывод: Орфограммы ь и ъ знаки находятся

- в словах, где есть мягкие согласные звуки на конце или в середине;

- в словах, где есть звук [й'] после согласного, перед гласными в корне;

- или между приставкой и корнем.

Запишите по слову из каждой группы.

6. Закрепление изученного.

Работа в группах.

Вспомним правила работы в группе: работать дружно, быть внимательным и вежливым, выслушивать мнение каждого, находить общее решение, помогать друг другу.  Слайд 16

Каждая группа получает лист с заданием: выбрать из предложенных слов

1 группа - слова с орфограммами - гласными буквами.

2 группа - слова с орфограммами - согласными буквами.

3 группа – слова с ъ и ь знаками.

4 группа – слова с орфограммой пробел.

Карточка со словами для работы в группах:

Роща, за деревом, дождь, чудо, семья, у сосны, лень, льет, рыбка, солнце,

 огоньки, поздний, вьюга, над рекой, съехал, ежи, объявления, туча, жизнь,

сказка, суббота, терраса, легкая, запах, холод.

Представители от групп записывают на доске выбранные слова.

Проверка: чтение слов с доски, обозначение орфограмм.

Еще раз внимательно посмотрите на слова, с которыми работали.

Какие из них можно отнести к нескольким группам?

Найдите слова, в которых несколько орфограмм.

Слайд 17

Запишите в тетрадь, обозначьте орфограмму.

7. Итог, рефлексия.

1)По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами?

Сегодня на уроке мы повторили и систематизировали  Слайд 18

орфограммы-гласные буквы,

орфограммы-согласные буквы,

орфограммы ь и ъ ,

орфограмма-пробел.

На доске мы составили схему.

2) Блиц: Определи орфограмму.

Слайды 19-26

3) Продолжите предложения.

Слайд 27

Сегодня на уроке:

-Я научился…

-Мне было интересно…

-Было трудно…

-Я понял, что…

-Мне больше всего понравилось задание…

8. Домашнее задание.

В начале урока мы работали с текстом Е. Адиенко, но это был только отрывок из стихотворения.

Хотите послушать стихотворение целиком? Оно называется «Осень». Слайд28

Облетели листья клена.

Клен от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковер лежит.

Ставит дождь на окна точки,

А по крыше без конца

Барабанят молоточки,

Лужи зябнут у крыльца.

Задание: списать вторую строфу стихотворения и обозначить орфограммы.

(Стихотворение выдаётся каждому ученику на карточке.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лаврова С. В. Школа № 577 русский язык

Слайд 2

прав и льно прав и льный правило

Слайд 3

По каким признакам можно обнаружить орфограмму ? Где они могут находиться ?

Слайд 4

систематизация знаний об орфограммах

Слайд 5

орфограмма

Слайд 6

Облетели листья клёна. Клён от холода дрожит. На дорожке у балкона Золотой ковер лежит. (Е. Адиенко)

Слайд 7

О бл е тели лист ь я клёна. Клён от _ хол о да др о ж и т. На _ д о ро ж ке у _ б а лкона З о л о той к о вёр л е ж и т . (Е. Адиенко )

Слайд 8

физкультминутка

Слайд 10

ОТ _ ХОЛОДА НА _ ДОРОЖКЕ У _ БАЛКОНА

Слайд 11

о бл е тели лист ь я от хол о да др о ж и т на д о ро ж ке у б а лкона з о л о той к о вёр л е ж и т

Слайд 13

листва лужи дерево трава чайка Гласные буквы

Слайд 14

аллея рукав солнце масса гладкий звездный Согласные буквы

Слайд 15

день ручьи объём друзья подъехал коньки Ь и Ъ знаки

Слайд 16

правила работы в группе - Работать дружно - Быть внимательным и вежливым - Выслушивать мнение каждого - Находить общие решения - Помогать друг другу

Слайд 17

роща ежи дождь чудо семья лень льёт рыбка солнце огоньки поздний вьюга съехал объявление туча жизнь сказка запах суббота терраса лёгкая холод у сосны за деревом над рекой

Слайд 18

ОРФОГРАММЫ-ГЛАСНЫЕ БУКВЫ ОРФОГРАММЫ-СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ ОРФОГРАММЫ Ь И Ъ ОРФОГРАММА-ПРОБЕЛ Сегодня на уроке повторили и систематизировали :

Слайд 19

ЖИ РАФ ЩУ КА ТУ ЧА ЖИ-ШИ ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ

Слайд 20

пч е ла в о да безударные гласные в корне слова з е мля

Слайд 21

ГРИ Б ЛЕ В парные согласные в корне слова КНИ Ж КА

Слайд 22

ВА НН А КРО СС ОВКИ ТРО ЛЛ ЕЙБУС удвоенные согласные в корне слова

Слайд 23

ТРОС Т НИК ПРАЗ Д НИК ЛЕС Т НИЦА непроизносимые согласные в корне слова

Слайд 24

КОЛОКОЛ Ь ЧИК ГУС Ь мягкий знак для обозначения мягкости ДВЕР Ь

Слайд 25

ОБЕЗ Ь ЯНКА СТУЛ Ь Я КОМП Ь ЮТЕР разделительный мягкий знак

Слайд 26

ПОД Ъ ЕЗД ОБ Ъ ЯВЛЕНИЕ С Ъ ЁМКА разделительный твёрдый знак

Слайд 27

Сегодня на уроке… - Я научился… -Мне было интересно… -Было трудно… -Я понял, что… -Мне больше всего понравилось задание…

Слайд 28

Осень. Облетели листья клена. Клен от холода дрожит. На дорожке у балкона Золотой ковер лежит. Ставит дождь на окна точки, А по крыше без конца Барабанят молоточки, Лужи зябнут у крыльца. (Е. Адиенко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 2 класс "Закрепление изученных орфограмм"

Говорят, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, ...

Урок русского языка 3 класс Повторение изученных орфограмм в корне слова. УМК Перспективная начальная школа

Урок русского языка в 3 классе. УМК Перспективная начальная школа разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Цель:Цель: Систематизировать, закрепить и обобщить знания орфограмм. К уроку прилагаетс...

Урок русского языка "Повторение и классификация изученных орфограмм "

Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся....

Конспект урока русского языка "Правописание слов с изученными орфограммами"

Тема: «Правописание слов с изученными орфограммами»Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся изученных орфограмм;Планируемые результатыПредметные:- знать разбор предложения по ч...

Разработка урока Русский язык Повторение и закрепление изученных орфограмм

Урок русского языка в 3 классе.Тема:  Повторение и закрепление изученных орфограмм.Цель: Закрепление  умения писать слова с изученными орфограммами, подбирать проверочные слова,  закреп...

Конспект урока по русскому языку по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное как часть речи" 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку в 4 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное как часть речи"  УМК "Школа России". Использо...