Имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Ход урока.
1. Организационный момент.
( 1-й слайд)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
- Вот и мы с вами сегодня будем исследователями.
-А кто такие исследователи?
2. Введение в раздел. Формулирование темы и цели урока.
- Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте мою загадку:
(2-й слайд)
Конь…, хвост…
- Почему вы ее не поняли?
- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?
- Послушайте еще раз: (открываются слова во втором слайде- стальной, льняной)
Конь стальной, хвост льняной.
- Что это? (Иголка и нитка) ( предметная картинка)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
-Почему эти слова помогли отгадать загадку?
(Потому что они указывают на признаки)
- Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Имя прилагательное)
- Сформулируйте тему урока.
(слайд 3)
Определение имени прилагательного.
- Давайте определим задачи нашего урока.
( слайд 3)
-определить особенности имени прилагательного как части речи;
-установить , как они изменяются.
На доске схема, она постепенно будет заполняться по ходу урока: ( слайд 4)
Имя прилагательное
3. Актуализация опорных знаний. Наблюдение над признаками имен прилагательных.
О каких предметах идет речь? (слайд 5) (Работа в группе)
(Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня)
- Какой вывод мы можем сделать ?
Вывод: данные слова называют, какой это предмет, разные признаки одного и того же предмета.(слайд 6)
( на доске заполняется первая часть схемы: обозначают признак предмета)
Имя прилагательное
|
4. Открытие «новых» знаний.
а)Словарная работа. Учитель дает установку на запоминание следующих слов.(Ответы зафиксированы в виде картинок . Учитель читает значение каждого слова, дети находят это слово и называют . Затем доска закрывается, учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик).
(слайд 7)
- - этот предмет может быть зимним, осенним, резиновым (сапоги)
- - по её проезжей части ездят машины, вы любите гулять на …. (улица)
- - с этим предметом ходят в лес (корзина)
- - ребёнок, который учится в школе (ученик)
- - он может быть стеклянным, одноразовым, пластиковым (стакан)
- - этот фрукт содержит очень много витамина С, мы с ним пьем чай, но он очень кислый (лимон)
· - верхняя одежда, бывает зимнее, осеннее (пальто)
(взаимопроверка)
(слайд 8)
- Встаньте те ребята, кто записал все слова правильно, отметьте в тетради знаком +.
Постановка проблемы.
- Какое слово лишнее, почему? (Разные варианты)
-Что объединяет эти слова? (Имена существительные, слова с непроверяемым написанием)
- А почему имена существительные получили такое название? ( потому что они обозначают все то, что существует)
- А что означает слово прилагательное? (Предположения детей)
- К чему оно прилагается? ( гипотезы)
б) Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.
- Давайте это исследуем. Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову.
(Учащиеся записывают рядом с именем существительным имя прилагательное)
-(фронтальная проверка – чтение орфографическое)
-Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному.
-Давайте это проверим по учебнику с.69, упр.308 ( учащиеся читают текст)
(на доске дополняется схема – связь с именем существительным) (слайд 9).
Имя прилагательное
|
| ||||
Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? ( ребята высказывают свои версии) (Не может быть признака без предмета).(Слайд 10)
- Продолжаем исследование. Установите между ними связь с помощью вопроса.
-Какой вывод можете сделать?
Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?
(дополняется схема вопросами). (Слайд 11).
Имя прилагательное
|
|
|
в ) Наблюдение над изменением имени прилагательного.
-Вспомните, какие признаки имеют имена существительные? ( постоянный – род, непостоянный – изменяются по числам)
- Я думаю, что если имена прилагательные связаны с именами существительными, то и признаки у них будут такие же. А вы как думаете?( предположения)
Работа в парах. (задание дано на карточках)
Исправьте ошибки
Зелёный карандаш
Зеленый тетрадь
Зеленый яблоко
(слайд 12)
- Кто справился правильно, отметьте в тетради знак +.
Делаем вывод: имена прилагательные изменяются по родам. (Дополняется схема на доске) (слайд 13)
Имя прилагательное
|
|
|
|
- А теперь поработайте в группах. Перед вами карточки с заданием. (слайд14)
Измените, словосочетания так, чтобы они обозначали большее количество предметов.
З…лён ябл…ко -
Пр…стой к…р…ндаш –
Школьная т…тра…ь –
Вывод: имена прилагательные изменяются по числам. (Дополняется схема на доске)
( слайд 15 )
Имя прилагательное
|
|
|
|
|
- Обобщите все, что мы сегодня исследовали. (1 ученик рассказывает об имени прилагательном, остальные дополняют, если необходимо)
- Сравните с именем существительным. (Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы, изменяются по родам)
- Давайте проверим наши выводы по учебнику с.69 ( читают определение в учебнике)
5. Закрепление изученного материала.
Давайте составим карту страны «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» (слайд 16)
Дети подписывают все, что запомнили по имени прилагательному.
Защита проектов.
Оценка работы в группах
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КАРТОЧКА (РЕЗЕРВ)
Допиши прилагательные в тексте. (На доске картинка дятла)
Мы увидели на дереве дятла. Какой он -----------------------! Головка и спинка -----------------. На затылке ярко- ------------------- шапочка. На ----------------------------- крыльях ----------------------- пятнышки и полоски.
6. Итог урока. Рефлексия.
- Вы хорошо работали на уроке, молодцы. Из вас получатся настоящие исследователи.
-А какое задание у вас вызвало наибольший интерес, а какое затруднение?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
-Заполните рефлексивный лист
(Оценивание учащихся )
7. Домашнее задание.
Упражнение 2 или упражнение 1 страница 87-88. Выучить определение стр.69.
( слайд 18)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 35.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Определение имени прилагательного.
Тип урока: урок введения нового материала. Урок – исследование.
Цели:
- провести наблюдение над именем прилагательным, как части речи;
- выявить особенности изменения имен прилагательных;
-распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
-развивать орфографическую зоркость;
- продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.
Оборудование:
- презентация в виде слайдов;
- компьютер; проектор, экран
- предметные картинки (иголка с ниткой);
- задание на карточках для работы в парах;
- задание на карточках для самостоятельной работы;
- кружки с изображением лица для рефлексии;
- учебник: Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х. Часть 2.-М. : Баласс, 2005.
Ход урока.
- Организационный момент.
( 1-й слайд)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
- Вот и мы с вами сегодня будем исследователями.
-А кто такие исследователи?
2. Введение в раздел. Формулирование темы и цели урока.
- Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте мою загадку:
(2-й слайд)
Конь…, хвост…
- Почему вы ее не поняли?
- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?
- Послушайте еще раз: (открываются слова во втором слайде- стальной, льняной)
Конь стальной, хвост льняной.
- Что это? (Иголка и нитка) ( предметная картинка)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
-Почему эти слова помогли отгадать загадку?
(Потому что они указывают на признаки)
- Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Имя прилагательное)
- Сформулируйте тему урока.
(слайд 3)
Определение имени прилагательного.
- Давайте определим задачи нашего урока.
( слайд 3)
-определить особенности имени прилагательного как части речи;
-установить , как они изменяются.
На доске схема, она постепенно будет заполняться по ходу урока: ( слайд 4)
Имя прилагательное
3. Актуализация опорных знаний. Наблюдение над признаками имен прилагательных.
О каких предметах идет речь? (слайд 5) (Работа в группе)
(Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня)
- Какой вывод мы можем сделать ?
Вывод: данные слова называют, какой это предмет, разные признаки одного и того же предмета.(слайд 6)
( на доске заполняется первая часть схемы: обозначают признак предмета)
Имя прилагательное
Обозначает признак предмета
4. Открытие «новых» знаний.
а)Словарная работа. Учитель дает установку на запоминание следующих слов.(Ответы зафиксированы в виде картинок . Учитель читает значение каждого слова, дети находят это слово и называют . Затем доска закрывается, учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик).
(слайд 7)
- - этот предмет может быть зимним, осенним, резиновым (сапоги)
- - по её проезжей части ездят машины, вы любите гулять на …. (улица)
- - с этим предметом ходят в лес (корзина)
- - ребёнок, который учится в школе (ученик)
- - он может быть стеклянным, одноразовым, пластиковым (стакан)
- - этот фрукт содержит очень много витамина С, мы с ним пьем чай, но он очень кислый (лимон)
- - верхняя одежда, бывает зимнее, осеннее (пальто)
(взаимопроверка)
(слайд 8)
- Встаньте те ребята, кто записал все слова правильно, отметьте в тетради знаком +.
Постановка проблемы.
- Какое слово лишнее, почему? (Разные варианты)
-Что объединяет эти слова? (Имена существительные, слова с непроверяемым написанием)
- А почему имена существительные получили такое название? ( потому что они обозначают все то, что существует)
- А что означает слово прилагательное? (Предположения детей)
- К чему оно прилагается? ( гипотезы)
б) Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.
- Давайте это исследуем. Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову.
(Учащиеся записывают рядом с именем существительным имя прилагательное)
-(фронтальная проверка – чтение орфографическое)
-Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному.
-Давайте это проверим по учебнику с.69, упр.308 ( учащиеся читают текст)
(на доске дополняется схема – связь с именем существительным) (слайд 9).
Имя прилагательное
Связано с именем существительным
Обозначает признак предмета
Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? ( ребята высказывают свои версии) (Не может быть признака без предмета).(Слайд 10)
- Продолжаем исследование. Установите между ними связь с помощью вопроса.
-Какой вывод можете сделать?
Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?
(дополняется схема вопросами). (Слайд 11).
Имя прилагательное
Обозначает признак предмета
Связь с именем существительным
Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
в ) Наблюдение над изменением имени прилагательного.
-Вспомните, какие признаки имеют имена существительные? ( постоянный – род, непостоянный – изменяются по числам)
- Я думаю, что если имена прилагательные связаны с именами существительными, то и признаки у них будут такие же. А вы как думаете?( предположения)
Работа в парах. (задание дано на карточках)
Исправьте ошибки
Зелёный карандаш
Зеленый тетрадь
Зеленый яблоко
(слайд 12)
- Кто справился правильно, отметьте в тетради знак +.
Делаем вывод: имена прилагательные изменяются по родам. (Дополняется схема на доске) (слайд 13)
Имя прилагательное
Обозначает признак предмета
Связь с именем существительным
Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
Изменяются по родам
- А теперь поработайте в группах. Перед вами карточки с заданием. (слайд14)
Измените, словосочетания так, чтобы они обозначали большее количество предметов.
З…лён ябл…ко -
Пр…стой к…р…ндаш –
Школьная т…тра…ь –
Вывод: имена прилагательные изменяются по числам. (Дополняется схема на доске)
( слайд 15 )
Имя прилагательное
Обозначает признак предмета
Связь с именем существительным
Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
Изменяются по родам
Изменяются по числам
- Обобщите все, что мы сегодня исследовали. (1 ученик рассказывает об имени прилагательном, остальные дополняют, если необходимо)
- Сравните с именем существительным. (Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы, изменяются по родам)
- Давайте проверим наши выводы по учебнику с.69 ( читают определение в учебнике)
5. Закрепление изученного материала.
Давайте составим карту страны «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» (слайд 16)
Дети подписывают все, что запомнили по имени прилагательному.
Защита проектов.
Оценка работы в группах
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КАРТОЧКА (РЕЗЕРВ)
Допиши прилагательные в тексте. (На доске картинка дятла)
Мы увидели на дереве дятла. Какой он -----------------------! Головка и спинка -----------------. На затылке ярко- ------------------- шапочка. На ----------------------------- крыльях ----------------------- пятнышки и полоски.
6. Итог урока. Рефлексия.
- Вы хорошо работали на уроке, молодцы. Из вас получатся настоящие исследователи.
-А какое задание у вас вызвало наибольший интерес, а какое затруднение?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
-Заполните рефлексивный лист
(Оценивание учащихся )
7. Домашнее задание.
Упражнение 2 или упражнение 1 страница 87-88. Выучить определение стр.69.
( слайд 18)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе»
Проведен в 4-а классеУчитель Кузнецова А.Ф....
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"
Цели:-учить определять и формулировать тему и цели урока;-формировать умение действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить знания об имени прилагательн...
Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа
Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...
Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных
Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...