Обучение письму. Опасности письма: жи-ши, ча-ща, чу-щу
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Светлана Викторовна Лаптева

Цели урока: Создать условия для закрепления и проверки умения писать  слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_90.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Опасности письма»: жи-ши, ча-ща, чу-щу

(С. 24-25 прописи №4)

Тип урока: закрепление.

Цели урока: Создать условия для закрепления и проверки умения писать  слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи урока: Предметные (обучающие): развивать орфографическую зоркость; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;

Метапредметные (развивающие): планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания; находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию, представленную схемой; обосновывать свой выбор в речевой и наглядной формах; слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их; развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес, речь учащихся через обогащение словарного запаса;

Личностные (воспитательные): воспитывать культуру общения, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, интерес к умственной деятельности; развивать основные моральные нормы поведения, социальные нормы.

Оборудование урока:  компьютер, проектор, экран, презентация, электронная физкультминутка, пропись №4, цветные карандаши.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое основание

1. Мотивация к учению. Включение в деятельность на личностно-значимом уровне.

Эмоционально настраивает на урок.

- Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел для вас звонок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит можно садиться?

Проверка готовности класса к уроку.

- Внимание, проверь, дружок, готов ли ты начать урок. Все ль на месте, все ль в порядке: карандаши, ручки и тетрадки.

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Личностные УУД: развивать интерес к учебному труду, принятие и соблюдение норм школьного поведения.

2. Актуализация знаний.

Задает вопросы.

- С какими «опасностями письма» мы познакомились на последнем уроке?

- Вспомните, как звучит правило написания этих сочетаний.  

Отвечают  на  вопросы, используя информацию, полученную на предыдущих уроках.

- Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- Жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, оформлять свои мысли в устной  речи.

3. Постановка учебной задачи.

Пропись на стр. 24.

- На первой строке прочитайте сочетания.

- Сформулируйте тему урока.

Открывает слайд 1.

- Почему сочетания разбиты на 2 группы?

Открывают пропись.

Осуществляют анализ объектов.

Используют наглядный материал для постановки учебной задачи.

- Звуки [ж]-[ш] всегда твердые, звуки [ч,]-[щ,] всегда мягкие.

Регулятивные УУД: выполнять действия в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Познавательные УУД:

ориентироваться в прописи,

понимать информацию, представленную в виде схемы.

4. Закрепление изученного.

А) Игра «Полубуков-ка».

Б) Запись под диктовку.

В) Упражнение в применении правил.

Г) Работа со схемами.

Д) Физкульт-минутка.

Е) Беседа по картинкам.

Ж) Самостоя-тельная работа.

- По половинке сочетаний узнайте и допишите их, составляю пару.

- Взяли ручки, проверили наклон тетради, сели правильно. Пишем красиво, аккуратно, выводя каждую буковку.

- Записываем под диктовку слова чудо, чашка, роща, шило, щука, жить (один ученик у доски).

- Составляем предложения по рисунку.

Открывает слайд 2.

- Одно из предложений запишем в прописи с предварительным составлением схемы: Чудный куст!

- Прочитайте первое предложение.

- Какие сочетания нужно вставить и дописать.

(Аналогично проводится работа и со вторым предложением.)

- Почему шиповник назвали шиповником, а качели качелями?

-Работаем со схемами и записываем слова шип и качать.

Включает электронную физкультминутку.

- Составьте предложения к первой картинке.

Открывает слайд 3.

- Прочитайте предложение под картинкой.

- Какое слово пропущено в предложении?

- Впишите изученные сочетания в слова.

(Аналогично проводится работа и со второй картинкой.)

Открывает слайд 4.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.

- Спишите напечатанное предложение.

Выполняют задания учителя.

Осуществляют анализ объектов.

Открывают прописи.

Проверяют правильную посадку.

Выполняют задания учителя.

Рассматривают картинку и составляют предложения о шиповнике.

Один ученик пишет схему на доске, другой – предложение.

Выполняют задания учителя.

Высказывают предположения.

Выполняют задания учителя.

Выполняют движения, выйдя к доске.

Используют наглядный материал для решения учебной задачи.

Выполняют задание. Самоконтроль.

Коммуникативные УУД:  участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД: выполнять действия в сотрудничестве с учителем.

Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: понимать

информацию,

представленную   в виде рисунка.

Коммуникативные УУД: оформлять

свои мысли в  устной и письменной  форме.

Познавательные УУД: понимать

информацию.

Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:  участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, оформлять

свои мысли в  устной и письменной  форме.

Познавательные УУД: понимать

информацию,

представленную   в виде схемы.

Коммуникативные УУД:  участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, оформлять

свои мысли в  устной   форме.

Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия.

5. Итог урока.

Открывает слайд 5.

- Впишите в схемы значков звуки для написанных рядом сочетаний.

- Обведите их по серому цвету.

- Нарисуйте улыбку, оценивая свою работу на уроке.

Выполняют задание.

Самоконтроль.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия.

Личностные УУД: развивать способность к самооценке.

6. Рефлексия.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую задачу мы перед собой ставили?

- Удалось ли нам решить поставленную задачу?

- Повторите правило написания сочетаний.

Открывает слайд 6.

- Подведите итог своей работы по схеме.

Открывает слайд 7.

- Спасибо за урок!

Открывает слайд 8.

Формулируют полные ответы на вопросы и собственное мнение.

Слушают ответы одноклассников, анализируют и корректируют их.

Дают самооценку.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия.

Личностные УУД: развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

урок обучения грамоте по теме "Опасности письма" на месте парных по звонкости-глухости согласных

Технологическая карта урока с позиции реализации теории поэтапного формирования умственных способностей....

Презентация. Русский язык (обучение письму). Тема: "Письмо заглавной буквы Э"

Презентация  поможет провести урок письма в 1 классе по теме "Письмо заглавной буквы Э" . УМК Школа 21 века....

Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"

Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...

Технологическая карта урока обучение письму Тема: " Письмо заглавной буквы "Г" " УМК Школа России

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования  первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной   буквы « Г»,  её соединений с другими б...

Конспект урока по русскому языку (обучению грамоте) «Письмо полуовалов: письмо справа и письмо слева. Гигиенические правила», 1 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Знакомство учащихся с формой и названием элемента букв – «полуовал», изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов.Планируемые результаты:Предм...