Конспект урока по русскому языку 3 кл " Еще об одной опасности письма"
консультация по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект открытого урока по русскому языку УМК " Гармония" " Ещё об одной опасности письма " 3 кл 3 четверть .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку 3 кл " Еще об одной опасности письма" | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по русскому языку
3кл
« Ещё об одной опасности письма»
Крючкова Г.А
УМК « Гармония»
январь 2016
Тема урока: Еще об одной опасности письма
Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Цели:
- Ознакомление с новой орфографической трудностью (орфограммой), на месте которой возникает необходимость выбора (слышим [ца], а обозначать можем -ца, или -тся, или -ться). Знакомство со способом ее решения и первичное закрепление.
- Закреплять изученный материал по теме «Глагол».
- Развивать мышление, умение логически рассуждать, опираясь на имеющиеся знания, памяти, внимания, умение действовать по алгоритму, орфографической зоркости.
- Воспитывать уважение к мнению одноклассника, умение отстаивать своё мнение, положительной мотивации на учение.
Метапредметные: научиться добывать новые знания через исследовательскую деятельность: сравнивать объекты, устанавливать закономерности, делать выводы; оформлять свои мысли в устной форме, формулировать правила; получать опыт работы в группе, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильного написания изучаемой орфограммы.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, карточки для индивидуальной работы; учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко « К тайнам нашего языка» 3кл, М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко тетрадь-задачник №2
Используемые технологии:
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникативные технологии;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Формы работы:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые.
- Организационный момент
Мы начинаем урок русского языка. Мне хочется, чтобы каждый из вас после урока мог
сказать так:
«Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл,
Научился применять,
И задание выполнять».
Запишите число.
Отметьте орфограммы.
- Актуализация знаний.
Упр. 1
На доске запись:
Вид_ть, кле_ть, глад_ть, ла_ть, исп_чь, та_ть, стро_лся.
- Прочитайте слова
-Что в них общего? ( Это глаголы)
- Запишите их в свою тетрадь, решая орфографические задачи.
Проверка( ученик у доски вставляет буквы), в спорных случаях можно посмотреть в словарь (с.128-129) ) ( Сделай закладки
-Какое слово может быть лишним? Почему?
Строился ( гл., прош.вр., А все остальные в н.ф.,есть постфикс)На какой вопрос отвечает н.ф. глагола?) –покажите состав слова; Какие еще времена есть у глагола?
Испечь- ( отвечает на вопрос –что сделать?, нет орфограммы, есть приставка, чь входит в состав корня)
Подчеркните примету н.ф.
Видеть, клеить, гладить, лаять, испечь, таять, строился.
Обрати внимание : Ь-указывает здесь на начальную форму глагола
Физминутка ( проводят дети, настройка техники)
- Постановка учебной задачи .Проблемная ситуация (Слайд 1)
-Упр 2 Слайд
-Прочитайте
-Допиши концы слов значками звуков.
В классе радостные ли[ ] –
Детям нрави[ ] учи[ ]!
- Как обозначить звуки буквами в первом слове?
А в двух последних словах запишем так: нравится учиться.
Упр 3 Слайд
Продолжи работу со словами лица, нравится, учиться. Для этого сравни буквы, которыми может обозначаться сочетание ЦА. Объясни, почему на месте этого сочетания есть орфограмма.
Предположите учебную задачу
Проблема!!! Почему слышим( ца), а пишем и ца, и тся, и ться?
Сегодня поговорим ещё об одной опасности письма.
Рядом на строчках запиши слова, в которых эти сочетания встретились. Подчеркни их в глаголах. Чем они различаются?) Какой глагол употреблен в н.ф? Как докажешь? Надпиши над ним н.ф. и обведи букву, которой различаются –тся и –ться. На что указывает ь?
4. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу (первичное закрепление) в измененной ситуации
Слайд
Задание 381 с. в тетради-задачнике:
- Впиши в рассуждение нужные слова.
- «Услышав [ца] на конце слова, буду узнавать:
1. Звуки [ца] в глаголе или нет?
2. Если в глаголе, то в неопределённой форме или нет?
3. Если в неопределённой форме, то пишу ться; если в 3-ем лице, то напишу тся.
Если [ца] не в глаголе, напишу – ца.
- Сверьте своё рассуждение с сообщением в учебнике на с.16 ( читаем вслух, потом работаем по парам)
- В какой форме употребляется глагол, где пишется -тся? А ться?
Слайд с правилом
Слайд с правилом в стихах
Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То его в глагол мы вносим.
Придумай своё слово на это правило
Физминутка (убираю технику), вешаю таблички на доску.
5.Применение и добывание знаний, построенных на основе усвоенных.
Повторим правило
Игра на внимание: « Найди слово на новую орфограмму!»(учебники с правилом открыты, можно смотреть)
Я читаю загадки, вы внимательно слушаете, выбираете слова на новую орфограмму.
Работаем у доски по цепочке и в тетрадях по алгоритму, данному в учебнике.
Слово с орфограммой –вопрос -н.ф (ться) или 3-е лицо (тся) или сущ (ца) -правильный вариант.
« Искупаются сестрицы, и несут воды напиться» (Вёдра)
« Нос дырявый у колодца, и оттуда дождик льётся» (Лейка)
Слово с орфограммой | Вопрос | Н.ф. ться | 3-е лицо тся | Им.сущ. | Правильный ответ |
Икупают(ца) | что сделают? | - | + | - | искупаются |
напи(ца) | что сделать? | + | - | - | напиться |
у колод(ца) | у чего? | - | - | + | у колодца |
льё(ца) | что делает? | - | + | - | льется |
лечи(ца) | что делать? | + | - | - | лечиться |
волчи(ца) | кто? | - | - | + | волчица |
кружи(ца) | что делает? | - | + | - | кружится |
сади(ца) | что делает? | - | + | - | садится |
Назови автора и произведение :
« Приходи ко мне лечиться
И корова и волчица……
А птица над ними кружится,
А птица на землю садится ( «Айболит» К. Чуковский)
-ещё раз подведём итоги, прочитаем правило
6.Самостоятельная работа
Задачник с.61 упр.383
7.Взаимопроверка.
8.Самооценка. Поставьте карандашом оценку себе за работу в тетради.
9.Итог урока.
Какой секрет русского языка мы узнали сегодня на уроке?
Расскажите о новой орфограмме родителям и выполните упр 386 с.18
Упражнение 1 | |||||
Упражнение 2 | |||||
В классе радостные ли[ ]- | |||||
Детям нрави[ ] учи[ ]- | |||||
| |||||
Упражнение 3 | |||||
-ца | |||||
[ца] -тся | |||||
-ться | |||||
Упражнение 4 | |||||
Слово с орфограммой | Вопрос | Н.ф ться | 3-е лицо тся | Им. сущ. ца | Правильный вариант |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку (Развитие речи)Тема «Учимся писать письма»
На уроке дети получают элементарные представления о письме как тексте, его разновидностях, структуре.Дети учатся при написании письма учитывать цель....
Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Обозначение на письме мягких и твёрдых согласных звуков"
Урок русского языка направлен на формирование самостоятельной поисковой деятельности....
Конспект урока по русскому языку ( письму) Письмо буквы л
Конспект урока по русскомй языку ( письму) Письмо буквы л...
Конспект урока по русскому языку на тему "Сравнение как одно из выразительных средств языка"
УМК "Школа России"...
конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "Письмо строчной и заглавной буквы Ж,ж"
цель урока: способствовать формированию в памяти образа буквы Ж, научить писать заглавную и строчную буквы...
Конспект урока по русскому языку (обучению грамоте) «Письмо полуовалов: письмо справа и письмо слева. Гигиенические правила», 1 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: Знакомство учащихся с формой и названием элемента букв – «полуовал», изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов.Планируемые результаты:Предм...
Конспект урока по русскому языку "Обучение письму. Письмо строчной и заглавной букв А, а" (УМК "Школа России", 1 класс)
Конспект урока по русскому языку "Обучение письму. Письмо строчной и заглавной букв А, а" (УМК "Школа России", 1 класс)...