Развитие речи учащихся на основе восприятия младшими школьниками театрального искусства
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Сценарий урока.
Тема: Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода единственного числа на конце слов в новых речевых ситуациях.
Выведение алгоритма написания "Ь" на конце существительных после шипящего.
Развитие коммуникативных умений учащихся в групповой работе.
Воспитание интереса учащихся к творческой деятельноси.
План урока с хронометражем.
Самоанализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка с элементами развития речи учащихся. | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи учащихся на основе восприятия младшими школьниками театрального искусства.
Тема урока: Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода единственного числа в новых речевых ситуациях.
Цель: Научить правописанию существительных с шипящим звуком на конце.
Задачи: 1) Актуализировать ранее полученные знания и умения учащихся, являющиеся
базовыми для изучения новой темы.
2)Вывести алгоритм написания мягкого знака на конце существительного после шипящих.
3) Продолжить работу по интеллектуальному развитию учащихся (анализу, синтезу, сравнению,
классификации, развитию логического мышления, речи)
4) Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в работе в группах.
5) Воспитывать интерес к творческой деятельности.
План урока с хронометражем.
1 | Орг. момент | 1мин |
2 | Минута чистописания | 2мин |
3 | Словарная работа | 7мин |
4 | Проверка домашнего задания. Постановка учебной задачи. | 5мин |
5 | Составление алгоритма. | 5мин |
6 | Тренировочные упражнения по отработке умений по теме урока с включением физкультминутки. | 8мин |
7 | Творческие задания по развитию речи. | 8мин |
8 | Комментированное письмо с грамматическим заданием. | 7мин |
9 | Домашнее задание и итог урока. | 2мин |
Оборудование урока:
Компьютер, проектор с видеофильмом, диктофоны, таблички на магнитах, таблички и схемы предложений,
Толковый словарь С.И .Ожегова.
Ход урока.
На доске цветные прямоугольники, на которых записаны слова разных частей речи: карандаш, рисовать, чёрный, цвести, ландыш, душистый, пропадать, царская, дочь. | ||
Учитель: Чтоб меньше было случаев неясных И, чтоб ответов не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных, Чтобы не путать звонких и глухих. | Развитие мотивационного компонента УД. Познавательная мотивация на основе эмоциональной с помощью поэтического слова. | 1мин. |
Эти согласные мы ещё называем сонорными. Сколько таких согласных вы знаете? Сколько раз повторяется каждая сонорная? (н-3, р-5, й-1, л-1, м-?) Дети: Чаще встречается согласная «р». | Актуализация знаний. Умение различать мягкие/твёрдые согласные. | |
Пишем согласную заглавную и строчную в таком порядке: Рра Рря Рро Ррё Рру… Кто назовёт следующее сочетание? Какой здесь порядок? Дети: Сначала гласная показывает на твёрдость согласного, потом на мягкость. Следует – Ррю. | Развитие операционного компонента УД. Логическое мышление, (анализ, синтез, обобщение) | 2мин. |
Внимание на параллельность элементов буквы, чтобы «шалашики» и «гнёздышки» были хорошо обозначены. Посоветуй соседу с укором: Семь раз отмерь - один отрежь! | Развитие регулирующего компонента УД, прогнозирующего самоконтроля | |
Ещё раз посмотрите на эти слова. Можно ли их объединить по какому-либо признаку? Дети: Это разные части речи. На какие группы можно разбить это множество слов?
| Совершенствовать умение выделять существенное из группы слов. | 7мин. |
-Настя, передвинь все слова с шипящим звуком в один столбик. А как теперь вы сгруппируете слова? Можно :им. Сущ. / им. Прил. Все существительные с шипящими на конце слова. Запишите эти существительные в тетради, подчеркните шипящие зелёной ручкой. | Развитие мотивационного компонента УД, познавательной мотивации через постановку проблемной ситуации. | |
-Я хочу познакомить вас с новым словом, которое тоже оканчивается шипящим звуком. Это слово «ПЕРСОНАЖ». Как проверить согласный звук в слабой позиции? -Надо изменить слово или подобрать родственное, где после согласного звука стоит гласный. (персонаж – персонажи) – Запишите это слово. Что оно обозначает? В словаре Сергея Ивановича Ожегова: Персонаж – действующее лицо в литературном произведении, в представлении, а также лицо как предмет в жанровой живописи. - комический персонаж - персонаж полотен художника Васнецова. Давайте попробуем составить предложение с словом «персонаж». К нам на праздник пришли…(какие?) любимые персонажи (чего?)… русских сказок. | Расширение словарного запаса. Операционный компонент УД, мыслительная деятельность. Актуализация знаний. Фронтальная работа по развитию речи через составление предложения | |
- А теперь посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Выберите 2 словосочетания и продиктуйте их соседу по парте. Чем предложения отличаются от словосочетаний? 1 вариант передаёт телеграмму, - 2вариант принимает. Чтобы точно передать телеграмму потренируем речевой аппарат и руки. Упр.- 1. Для развития мышц лица. 2. Для правильного дыхания. Поменялись ролями. Проверим друг у друга. | Развитие самоконтроля через проверку домашнего задания. Работа в парах. Развитие коммуникативных умений. Развитие операционного компонента УД. Упражнение на развитие артикуляционного аппарата | 5мин. |
Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Посмотрите, какие слова вы записали в тетрадках. Давайте вместе сформулируем тему урока. Правописание « Ь» (мягкого знака) в существительных на конце слова после шипящих и употребление их в нашей речи. | 5мин. | |
Вчера персонажи нашей любимой сказки А.С. Пушкина «…О Мёртвой царевне и 7 богатырях» Королевич Елисей и царская дочь помогли нам разобраться, как пишутся имена существительные мужского и женского рода с шипящим согласным на конце слова. Давайте попробуем составить алгоритм проверки написания этих слов. | Развитие регулирующего компонента УД, пошагового самоконтроля через составление алгоритма. | |
(пошаговое составление на магнитной доске) Плющ. Задач. Молодёж. Орфограмма «Ь» Где? (выставляем карточку) конец слова (ДА/НЕТ) Какой согласный? Шипящий? (ДА/НЕТ) Какая часть речи? Имя существительное? В каком числе? (ЕД./МНОЖ.) Если единственное число определи род. (Ж.р./М.р.) Ж.р. – пишу «Ь» Вывод: молодёжь, плющ. Слово задач стоит во множественном числе. С правилом написания таких слов мы познакомимся на следующем уроке. | Прогнозирование проблемной ситуации. | |
Будем пользоваться нашим алгоритмом. Небольшой диктант. Вы записываете только знак на конце слов. Если есть «Ь» пишете – ь, нет – ставите ! Полночь, кирпич, мелочь, морж, репортаж, мышь, ложь, ералаш. Проверим: ь ! ь ! ! ь ь ! Кто написал без ошибок, поднимите руку. Тем, у кого не получилось, надо ещё потренироваться. | Регулирующий компонент УД, развитие текущей самооценки | 8мин. |
Физкультминутка. Я читаю словосочетания. Если в них имена существительные мужского рода – мальчики встают и хлопают над головой. Если – женского рода – девочки делают это движение. Спелая рожь. Тяжёлый багаж. Скорая помощь. Чёрная тушь. Чёрный карандаш. Вкусный борщ. Железный обруч. Красивая упряжь. Жирный лещ. Скрытая фальшь. Цирковой манеж. Молодцы! Справились с заданием дружно. Но вот здесь плачут слова – «калечки». Давайте их скорее вылечим. На доске - 3 варианта заданий. Ученики каждого ряда выполняют задание эстафетным способом. 1 ряд. 2 ряд. 3 ряд. Прекрасный пейзаж. Лёгкий плащь Солнечный луч Прозрачный ключь Острый меч Тёмная ноч Сильная дрожь. Яркая брошь Сильная дрожь Лесная глуш Мелодичная реч Грустный плачь Отлично! Похвалим аплодисментами лидеров с … ряда. | Развитие мотивационного компонента УД, познавательной мотивации через игру-эстафету «Исправь ошибку». Актуализация знаний, работа с наименее активными детьми. | |
А теперь сюрприз. Смотрим на экран. (фрагмент сказки А.С. Пушкина ) Что такое? Нет звука. Выручайте, надо озвучить фильм. Минуточку подумаем, можно посовещаться с соседом. Расскажите, какой эпизод из сказки мы смотрим? Как себя чувствует царевна? Что придумала Чернавка? Чем завершится это действие? Какие эмоции, чувства вы пережили? Постарайтесь использовать некоторые словосочетания, записанные на доске. Примерный текст: Завела Чернавка царскую дочь в лесную глушь. Даже солнечный луч не проникает сюда. Испугалась Царевна. Её охватила дрожь. Умоляет она Чернавку, просит отпустить. Обещает в награду подарить дорогую яркую брошь. Грустный плач Царевны растопил сердце Чернавки, и она отпустила девушку. Неожиданная помощь ждала Царевну в тереме у семи Богатырей. | Развитие мотивационного компонента УД, познавательной мотивации на основе эмоциональной с введением неожиданности – «сюрприза». Постановка проблемной ситуации. Пополнение словарного запаса. Развитие коммуникативных умений через работу с диктофоном и сотрудничество с учителем. | 8мин. |
А сейчас заглянем за кулисы театра. Кто ещё вместе с артистами и режиссёром готовит спектакль? (Костюмеры, декораторы, осветители, художники по свету, звукооператоры) Попробуем на минутку побывать в этой роли. (У детей приколоты значки с буквами) Костюмерами будут ребята, у которых буквы сонорных звуков, декораторы – «парные согласные», звукооператоры – «шипящие», художники по свету – «гласные». Работа в группах. У ребят карточки со словами и схемами. Из этих слов, поставив их в нужную форму, составьте предложение и покажите связь слов. Подсказка: 1. Найди основу предложения. 2. Поставь вопрос, найди группу подлежащего. 3. Найди группу сказуемого. 4. Произнеси предложение. Внимание! Ловушка! Есть лишние слова. 1 группа (звукооператоры) В овраге журчит прозрачный ключ. ( «Ключ» в значении «родник») Лишние слова: открывает, волшебный. 2 группа (осветители) Робкий луч солнца скользнул по веткам старой сосны. Лишнее: месяц 3 группа (декораторы) Царевна зашла в лесную глушь. Лишнее: дремучая, глухая (часто посаженные деревья) 4 группа (костюмеры) а) На ветру развевается лёгкий плащ королевича Елисея. б) Ветер развевает лёгкий плащ королевича Елисея. Все группы выполнили задание на «отлично», и мы запишем одно составленное вами предложение. Робкий луч солнца скользнул по верхушкам старой сосны. Комментируют….(имена учеников) Разбор по членам предложения проводит… Обозначьте части речи. | Развитие мотивационного компонента УД, через потребность получения результата в совместной работе. Дифференциация по степени сложности для развития регулирующего компонента УД, прогнозирующей оценки с помощью введения ситуации выбора. Дифференциация по степени помощи. Развитие словарного запаса. Развитие регулирующего компонента УД, пошагового контроля, текущей самооценки. Применение комментирования письма с целью пошагового контроля с использованием алгоритма написания имени существительного с шипящим на конце. Самостоятельная работа, проверяющая ранее полученные знания. | 7мин. |
Домашнее задание: тетрадь на печатной основе стр. … Для желающих стихи «Буриме». Рифмы: врач - грач, мышь – камыш, циркач – силач. | Развитие мотивационного компонента УД, познавательной мотивации через дифференцированную работу по уровню творчества в домашнем задании. | 2мин. |
Отлично сегодня работали…. Поставим им «5». На «4» постарались…. Поблагодарим их аплодисментами. Что сегодня было трудным для вас? Какой этап урока показался интересным? А кому понравился весь урок? Спасибо вам ребята. Вы мне тоже сегодня понравились. | Развитие рефлексии при подведении итогов урока. Выявление социально - значимого лица учащихся. Развитие ретроспективной самооценки. Выявление эмоционального состояния учащихся на конец урока. |
Самоанализ урока.
Урок построен на основании тематического планирования по программе Н.Ф. Виноградовой и психологической характеристики класса. Целью урока было развитие интеллектуального и логического мышления учащихся, совершенствование коммуникативно – речевых умений, что было реализовано на каждом этапе урока. При закреплении нового материала, повторении ранее изученного, при выполнении творческих заданий.
Учитывая особенность восприятия информации детьми класса, были задействованы различные виды анализаторов. При закреплении новых знаний и использовании их в речевых ситуациях использовались таблички, схемы, видео-эпизод для зрительного восприятия. Работа с предложениями, словосочетаниями была связана с восприятием через зрительный, слуховой и моторно-слуховой анализаторы. Для проверки заданий использованы диктофоны и тихий опрос. При дифференцированной работе над связностью речи учитывались особенности восприятия материала детьми, их индивидуальные особенности и коммуникативные навыки. Формирование познавательной мотивации реализовалось на основе использования частично – поискового метода: разбиение частей речи по группам, через постановку проблемной ситуации, составления сценария для озвучивания эпизода фильма, при работе в группах.
На уроке была поставлена цель развитие регулирующего компонента учебной деятельности: пошагового итогового самоконтроля и прогнозирующей самооценки с помощью введения игровых моментов и драматизации. Окончательная рефлексия по теме урока была проведена фронтально через беседу. Цель: выяснение социально – значимого лица для учащихся и выявление эмоционального состояния учащихся на конец урока.
Урок прошёл в эмоциональной, доброжелательной обстановке, способствовал формированию у детей нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс занятий, направленных на развитие эстетического восприятия младших школьников в процессе изучения джазовой музыки.
Здесь представлены конспекты 8 занятий, которые помогут в развитии эстетического восприятия младших школьников посредством джазовой музыки учителям музыки, работающим в общеобразовательной школе, а та...
Статья "Реализация педагогических условий развития аналитико-синтетического восприятия младших школьников на уроках природоведения в четвёртом классе"
Возможность использования приемов аналитико-синтетического восприятия для позновательного развития младших школьников на уроках природоведения в 4 классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Диагностика и развитие памяти, внимания и восприятия младших школьников»
Цель: диагностика и развитие памяти, внимания и восприятия младших школьников.Задачи:- познакомить с основными приемами, направленными на развитие основных психических процессов (памяти, внимания, вос...
«Использование программно-методических комплексов для развития фонематического восприятия младших школьников»
Недостатки произношения и письма отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замк...
Развитие фонематического восприятия младших школьников
Целью данной статьи является привлечение внимания родителей и педагогов к несовершенствам речи у младших школьников, обозначить их влияние на успеваемость детей, прежде всего по таким предметам, как р...
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Среди психических процессов человека, памяти, внимания, мышления, восприятие занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека ...
Теоретические основы проблемы развития музыкального восприятия младших школьников
Освещены основные проблемы развития музыкального восприятия...