Статья "Реализация педагогических условий развития аналитико-синтетического восприятия младших школьников на уроках природоведения в четвёртом классе"
статья по окружающему миру (4 класс) на тему

Габова Наталья Владимировна

Возможность использования приемов  аналитико-синтетического восприятия для позновательного развития младших школьников на уроках природоведения в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_pedagogicheskih_usloviy_razvitiya_analitiko.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация педагогических условий развития

 аналитико-синтетического восприятия младших школьников

 на уроках природоведения в четвёртом классе

        Учебный материал по природоведению создаёт большие возможности для  развития детей. Ещё К. Д. Ушинский  обращал внимание на положительное воздействие природы на психику детей,  на всестороннее развитие в процессе  общения с природой.

        «Логика  природы  есть самая доступная для детей логика – наглядная, неоспоримая.  Всякий новый предмет даёт возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретённых, подводить изученные виды под один род» [Ушинский К.Д. Избранные сочинения. – М., 1968.- с.207.].

        Связующим  звеном  курса природоведения в четвёртом классе является представление об окружающем пространстве. Важнейшим  средством  развития учащихся  является установление ими  связей и взаимоотношений между  объектами  природы. Весь  процесс мышления при выявлении связей выражен в обобщениях, степень которых постепенно усложняется  по мере  привлечения новых понятий.  Первоначальная  ступень обобщений проявляется  в  чувственном  познании: от ощущений к восприятию, от  восприятий  к представлениям. Чувственный этап  познания  имеет важное значение в обучении младших школьников,  являясь фундаментом формирования понятий,  суждений, умозаключений.

        Особое внимание в процессе изучения природоведения в четвёртом  классе уделялось развитию аналитико-синтетического восприятия (или «думающего», продуктивного восприятия) младших школьников как более  анализирующего, дифференцирующего организованного наблюдения.

        При проведении уроков для организации деятельности детей по восприятию тех или иных предметов или явлений были использованы приёмы аналитико-синтетического восприятия (классификация, смысловая группировка, структурирование, схематизация, аналогия). Использование этих приёмов способствует более глубокому восприятию предметов и явлений, делают восприятие более точным, предметным, структурным и целостным.

        Так,  на уроке по теме «Животный  мир пустыни» учащимся  необходимо было выяснить особенности приспособлений животных к жарким погодным  условиям пустыни.

        Для  решения этой задачи были предъявлены изображения некоторых животных пустыни.  После рассматривания изображения верблюда,  детям  был задан  вопрос: «Верблюда называют кораблём пустыни.  Почему?»

        Используя сравнения, ученики находят общие и отличительные признаки двух объектов.

  • Что позволяет кораблю удержаться на поверхности воды и не погибнуть во время шторма?  (особенности строения судна, техническое оборудование).
  • Верблюд -  крупное  животное,  которое передвигается по пустыне, как корабль по волнам моря. Верблюд способен  переносить трудности  в жаркой  пустыне, подобно кораблю в открытом море.  Как  ему удаётся  выжить в  условиях пустыни?

По  аналогии с кораблём, учащиеся делают вывод о  приспособленности  верблюда к  жарким  погодным  условиям пустыни.

Подобные   упражнения были включены и  в структуру других уроков,  связанных с изучением природных зон России.

Так,  знакомясь с особенностями животного мира  лесов, дети  рассматривают изображение  иволги и  выслушивают краткие дополнения учителя к их рассказу  об увиденном.

-  У этого певца очень яркое и заметное оперение: жёлто-золотистая грудка, голова и спинка, а крылья  и хвост  бархатисто-чёрные.  Иволга – одна из самых красивых птиц.
        Далее  детям было предложено ответить на вопрос: «Почему иволгу называют лесной флейтой?»

Используя приём аналогии, дети «переносят» особенности звучания флейты на живое существо – иволгу.

На этом же уроке,  используя приём смысловой группировки, ученикам нужно было найти ошибки, допущенные  художником при изображении обитателей леса. На картинке были изображены представители животного мира разных природных зон России.  Учащиеся с удовольствием  выполняли это задание, логически обосновывая свои ответы.

Использование  приёма классификации можно проиллюстрировать фрагментом из урока по теме «Путешествие по карте полушарий».

На  доске были выписаны природоведческие термины: «низменность»,  «возвышенность», « горы». Для того чтобы раскрыть значение каждого из них проводилась лексическая работа. К каждому слову  ученики подбирали синонимы, выделяли корень, подбирали однокоренные слова. Далее детям предложили закончить рисунок.

- Под каким номером вы бы изобразили низменности?  Почему?

- Где  на рисунке нужно изобразить возвышенности,  а где горы?

Рассмотрев условные знаки, дети объясняют, каким цветом на рисунке они изобразят низменности,  какой цвет выберут для  изображения возвышенностей, а какой – для гор. Далее учащиеся приступают к работе с картой.

        Применение данного  упражнения в уроке позволило раскрыть значение природоведческих терминов («низменность», «возвышенность», «горы»), более глубоко понять изучаемый материал.

При проведении уроков для организации деятельности детей по восприятию тех или иных предметов или явлений были использованы такие приёмы аналитико-синтетического восприятия,  как схематизация и структурирование.

Так, при организации изучения нового материала на уроке по теме: «Почему происходит  смена  времён года»  ученикам было предложено сравнить схему Аристотеля с  современными научными представлениями о взаиморасположении небесных тел.

Обобщая выводы,  сделанные детьми,  учитель сообщает, что на схеме Аристотеля показаны неверно положение небесных тел. Вокруг Земли, по мнению Аристотеля, вращается и Луна, и Солнце, и планеты.  На современной схеме в центре находится звезда- Солнце, а вокруг – вращаются  планеты.

Это  упражнение позволило закрепить полученные учащимися знания и подготовиться к изучению нового содержания.

На уроке по теме «Лес – природное сообщество» учащимся необходимо было внимательно рассмотреть иллюстрацию в учебнике к этой теме. После анализа содержания иллюстрации, учащимся  предложили задание: придумать схему для изображения ярусного леса.  На  схемах дети изобразили лесенку с четырьмя ступеньками, сбегающими вниз. Используя данную схему, ученики пытались ответить  на вопрос: «Почему растения леса располагаются «этажами»?

[ Для растений верхнего «этажа» требуется больше солнечного света, чем для растений  других «этажей», Поэтому деревья возвышаются над  остальными  растениями, которые могут жить в их тени.

Аналогичная  работа  проводилась  с растениями  нижних ярусов.]

На уроке по теме «Неживая природа пустыни. Особенности растительного мира пустыни» в поиске ответа на вопрос: «Почему в пустыне нет сплошного растительного покрова?» детям помогло упражнение в нахождении и установлении связей  между схемами и опорными словами.

Изучая живую и неживую природу Черноморского побережья Кавказа, учащиеся находят  противоречие между яркой богатой растительностью,  изображённой на картине и расположением этой  природной зоны близко к экватору на карте. Изученные ранее погодные условия  зоны пустыни не смогли помочь  детям объяснить  особенности погоды этой природной зоны.  Для решения проблемы использовалось рисование.

[ Невидимые  пары  поднимаются с поверхности Чёрного моря, встречаются с холодными воздушными массами.  В результате образуются облака. Часть облаков подходит  к горам, наталкивается на них, укрепляется. Так образуются тучи, из которых идёт дождь. Поэтому растения этой природной зоны достаточно обеспечены водой,  а значит, могут прекрасно расти под жарким солнцем.]

Таким образом, развитие аналитико-синтетического восприятия младших школьников  представляет собой сложный и длительный процесс.  Осуществление его на уроках природоведения происходит при выполнении системы упражнений специального характера. Для организации перехода восприятия  младшими  школьниками  наглядных пособий с  перцептивного  уровня на интеллектуальный требуется выполнение следующих педагогических условий:

1. Предъявление младшим школьникам натуральных или изобразительных наглядных пособий для решения ими учебно-познавательных задач.

2 Использование схематических наглядных пособий в качестве средства визуализации проблемных ситуаций.

Изложенные педагогические  условия явились основой при разработке заданий, направленных на развитие  аналитико-синтетического восприятия младших школьников на уроках природоведения в четвёртом классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования.

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования....

"Развитие речи младших школьниковна уроках литературного чтения"

Речь-это канал развития  интеллекта…Чем раньше будет усвоен язык,тем легче и полнее будут  усваиваться знания. ...

презентация к пед.совету "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"

Презентация на тему : "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"...

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...

Педагогический проект "Развитие эмоционально-чувственного восприятия классической музыки младшими школьниками"

Цель проекта: развитие более глубокого эмоционально-чувственного восприятия классической музыки младшими школьниками.Задачи проекта:1) расширять знания детей о классической музыке;2) вызывать и поддер...

Педагогические условия развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности

Педагогические условия развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности  Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии эмпатии у детей младшего шко...