Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Сложное предложение". Школа 21 века.
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Лебедева Антонина Павловна

 

Урок русского языка в 4-м классе

по теме: "Сложное предложение".

 Школа 21 века.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе

по теме: "Сложное предложение".

 Школа 21 века.

Цель урока: Формирование умения распознавать сложные предложения в устной и письменной речи.

Задачи:

  1. Формировать понятие “сложное предложение”, познакомить со структурой сложного предложения.
  2. Познакомить с видами сложного предложения.
  3.  Развивать логическое мышление (анализ, синтез, обобщение, классификация).
  4. Развивать память и внимание.
  5. Воспитывать культуру умственного труда и аккуратность.
  6.  Совершенствовать коммуникативные навыки.

Методы: Монологический, диалогический, исследовательский.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Чистописание 

Мммм   Лллл

Синтаксический анализ предложения.

Мышь услыхала львиный рёв, прибежала и перегрызла верёвку.(По Л.Н.Толстому)

3. Словарная работа

  1. На коре какого дерева писали в старину на Руси? (берёза)
  2. Какая маленькая серая птичка никогда не улетает на юг? (воробей)
  3. Какая голубая ягода растёт в лесу? (голубика) Какая птичка на свете самая маленькая? (колибри)
  4. У какого дерева хвоя осенью опадает, как листочки? (лиственница)
  5. Листья какого растения останавливают кровь? (подорожник)
  6. Из какого колючего кустарника человек вывел самый красивый цветок на Земле – розу? (шиповник)
  7. Какой овощ стали выращивать в России по приказу Петра Великого? (картофель)
  8. Какое морское животное учёные считают самым умным? (дельфин)
  9. У какого растения большие листья сворачиваются в кочан? (капуста)

- Распределите эти имена  существительные  по группам. (По родам или одуш., неодуш. им. сущ.)

ж.р.                                       м.р.

берёза                                   воробей

голубика                              подорожник                                                                            

колибри                               шиповник                                                            

лиственница                        картофель                                              

капуста                                дельфин                                                          

4. Сообщение новой темы.


- На предыдущем уроке мы завершили изучение темы “Словосочетание”, а сегодня мы приступаем к изучению следующей синтаксической единицы речи – предложения.

- Скажите, пожалуйста, чем отличается словосочетание от предложения?

- Что ещё не является словосочетанием?

- Что такое предложение?

- Без чего предложение не может существовать: без второстепенных членов; без однородных членов; без грамматической основы?

- словосочетание состоит из слов, связанных подчинительной связью;

- имеет лексическое значение, но не выражает законченную мысль;

- грамматическая основа не является словосочетанием.

- фразеологизмы, однородные члены предложения (+ грамматическая основа).

- состоит из слов и словосочетаний;

- выражает законченную мысль;

- произносится с определённой целью и интонацией;

- имеет грамматическую основу.

- Предложение не может существовать без грамматической основы.

5. Работа у доски. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

Страница 127,  упражнение 1 - устно. Вывод.   Упражнение 2  комментированно. Вывод.

6. Физкультминутка 

Игра «Определи предложение по структуре»  

 (Показывают руками, стоя. Если предложение простое, то поднимают 1 руку, а если сложное, то поднимают 2 руки. Объясняют свой выбор)

  1. Наступили осенние дни, и по небу поплыли серебристые облака.
  2. Около дома утопали в серебре тополя.
  3. На серебряном блюде лежали яблоки.
  4. Месяц посеребрит, а красно солнышко позолотит.
  5. Серебряный голос соловья звучал в ночи.

7. Работа у доски. Упражнение 4.

8. Итог урока. Рефлексия.

9. Домашнее задание. Правило.

Дополнительный материал.

   Пылесос, луноход,  килограмм, скороварка, языкознание, картофелечистка, разноцветный, теплоход, прошлогодний, белоствольная.

- На какие группы можно разбить данные слова?

(Соединительные гласные о, е; существительные и прилагательные; с окончанием и без окончания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова".

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова". УМК "Развивающая система Л.В.Занкова". Автор учебника- Полякова А.В....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова"

Данная публикация поможет учителям в проведении урока русского языка в 3 классе на тему "Образование сложных слов" (УМКм "Школа России")...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Сложные слова" УМК "Школа России" автор учебника Зеленина Л.М.

Класс: 3.Автор учебника: Зеленина Л. М.Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.Задачи урока: логически вывести алгоритм определения...

Урок русского языка в 3 классе по теме " Сложные слова" .УМК " Школа 2100 "

Введение ФГОС предъявляет новые требования к преподаванию  и заставляет по-новому взглянуть на современные педагогические технологии и их использование. Как построить урок в соответствии с требов...

Урок русского языка в 3 классе по теме " Сложные слова" .УМК " Школа 2100 "

Введение ФГОС предъявляет новые требования к преподаванию  и заставляет по-новому взглянуть на современные педагогические технологии и их использование. Как построить урок в соответствии с требов...

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Сложные предложения"

Данная разработка поможет учителю подготовить урок по теме "Сложные предложения"....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Сложное предложение"

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Сложное предложение". Урок соответствует требованиям ФГОС. Предлагаю презентацию к уроку....