Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сандакова Татьяна Васильевна

Данная публикация поможет учителям в проведении урока русского языка в 3 классе на тему "Образование сложных слов" (УМКм "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_rus._yazyka_v_3_klasse_slozhnye_slova.doc49.5 КБ
Office presentation icon pril23.ppt276 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Тат. Челнинская ООШ

Менделеевского района Республики Татарстан

Урок русского языка в 3 классе

Тема «Сложные слова»

Учитель: Сандакова Т.В.

        Тат. Челны, 2011

Тема урока: «Сложные слова»

Дидактическая цель: создать условия для формирования понятии «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

  1. повторить значимые части слова;
  2. ввести понятие «сложные слова»;
  3. развивать умение находить сложные слова сред других слов; развивать творческое мышление и творческие способности.
  4. воспитывать интерес к урокам русского языка, любовь к родному языку.

Оборудование: ПК, презентация, учебник «Русский язык. 3 класс» (авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова), карточки для учителя и учащихся.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словам, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.

Пожелаем друг другу успешной работы.

  1. Чистописание

- Открыли тетради, положили их правильно (наклонно). Записали число и классная работа, ручки положила на середину тетради, вспомним правила посадки.

ггг        гсг            гм             гог

гроссмейстер            громоотвод            горихвостка

- Объясните встретившиеся орфограммы. Способ образования слова «Громоотвод»

- Выделите основы в данных словах.

  1. Актуализация знаний
  1. Учитель:

- Запишите отгадки (диктую)

  1. Несмотря на непогоду,

Делает сквозь льды проходы.

Режет их, как масло нож.

Как корабль назовешь? (ЛЕДОКОЛ)

  1. Есть специалист такой

Для работы под водой.

Раз надел костюм – ко дну,

Кто он? В толк я не возьму? (ВОДОЛАЗ)

  1. Кто ловит птиц? (ПТИЦЕЛОВ)
  2. Кто варит сталь? (СТАЛЕВАР)
  3. Кто разводит пчел? (ПЧЕЛОВОД)

- Разберите слова по составу.

- Как называются гласные о и е между двумя основами в сложных словах?

2) (Слайд 1)

– Узнали ли вы этот цветок?

(Да, это цветик – семицветик.)

– Из какой он сказки?

(“Цветик – семицветик” В. Катаева)

– Кому помог этот цветок?

(Он помог мальчику, который не мог ходить.)

– Нам этот цветок тоже поможет. Вспомните, когда лепестки совершали чудо?

(Когда произносили заклинание.)

– Какое заклинание нужно произнести?

Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по – моему вели. Вели чтобы …

– Что же мы пожелаем?

(Попросим помощи в преодолении затруднений.)

3) фиксация затруднений в деятельности.

– Давайте прочтём слова на лепестках, определим, какая орфограмма есть в этих словах, выделим корень.

-вод-, -ход-, -мор-, -сад-, -вод-, -звезд-, -пад-

– Можно ли из этих корней образовать новые слова, не добавляя никаких частей слова?

(Нет)

4) Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.

– Что же нужно добавить, чтобы получились слова?

(…)

– Давайте попробуем узнать, нет ли в русском языке такой части слова, которая нам в этом поможет.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Попробуйте построить новые слова с корнями слов и буквами Е,О.

(Дети пытаются сложить слова.) (Слайд 2)

– Как же можно построить новые слова?

(Если два корня соединить с помощью буквы О, получится слово водопад)

– Запишите это слово. Сколько в нём корней?

(В этом слове 2 корня –вод– и –пад-)

– Выделите корни. Как получили это слово?

(Два корня соединили с помощью буквы О. А если соединить корни -мор– и -ход– с помощью гласной Е, то получится слово мореход)

– Сколько корней в этом слове? Выделите их. Как получили слово?

(В слове 2 корня, их соединили с помощью гласной Е.)

(Аналогичная работа ведётся с другими корнями) (Слайд 2)

Как мы получили новые слова?

(Мы соединили 2 корня с помощью гласных О, Е.)

– Вы правильно заметили, мы соединили корни с помощью гласных О,Е. Эти гласные называются соединительными. (На доске появляются опорные слова) (Слайд 3)

– А как же называются такие слова?

(…)

– Слова, у которых два и более корня называются…

(Если кто-то назовёт, спросить почему. Если нет, ведётся работа по странице 39 в учебнике.)

– Откройте учебник на странице 39. Как же называются слова, у которых 2 корня? Почему?

  1. Физкультминутка

- При помощи рук покажите, как мы подчеркиваем корень слова, суффикс, окончание и основу.

Пальчиковая разминка

Большой пальчик мы потрем,

Указательным пожмем,

Средний с вами мы разгладим,

Безымянный – пощипаем,

А мизинчик разотрем.

Кистью дружно мы встряхнем

И писать уже начнем.

  1. Первичное закрепление

- Давайте выполним упражнение 93 на стр. 41

      7. Самостоятельная работа с проверкой

 - У вас на столе карточки с заданием. Запишите слова в два столбика, распределяя так: I столбик – с соединительной гласной о; II столбик – с гласной е.

     Сноповязалка, листопад, полевод, нефтепровод, рыболов, путеукладчик, лесоруб, паровозостроитель, зверодов.

- проверим.

8. Включение в систему знаний и повторение

– Как называются слова, имеющие 2 или более корня?.

(Сложные.)

– Давайте попробуем образовать слова от пар слов, записанных на доске. (Слайд 4)

Ходит пешком –
Сам летает –
На носу рог –
Лес рубит –
Лазит по скалам –

Падает снег -  

– Составьте с одним из этих слов предложение, запишите его.

(Учащиеся зачитывают свои предложения.)

      9. Рефлексия деятельности.

– Чему мы учились сегодня на уроке?

(Мы учились составлять сложные слова.)

– Как можно составить сложное слово?

(Нужно соединить 2 корня соединительной гласной Е или О.)

– А вы знаете, когда нужно писать соединительную гласную О, а когда Е?

(Нет, пока не знаем.)

– А хотите узнать?

(Да.)

– Для чего вам это нужно?

(Чтобы грамотно писать.)

– Этому мы будем учиться на следующем уроке.

 - А теперь поставьте сами себе оценку за вашу работу. Выберите квадрат того цвета, который, как вы считаете, соответствует вашей отметке.

   Зеленый - удачный урок, все получилось;
  Желтый  – урок прошел хорошо, но были ошибки;  
  Красный  –  испытывал  трудности.

     10.Домашнее задание (Слайд 5)

Само-оценка

оценка

учителя

Подчеркни слова по теме урока:

птицы, зима, водопад, дуб, кормушка, самолёт.

Составь сложные слова:

вертит  летит   ........................................

сам  катит................................................

Придумай свои сложные слова:

................................................................

................................................................

…………………………………………

…………………………………………

               (Слайд 6)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

вода походка -вод- -ход- морской -мор- садик -сад- звезда -звезд- водица -вод- падает -пад-

Слайд 2

-вод- -ход- -мор- -сад- -звезд- -вод- -пад- о е о -пад- о садовод водопад звездопад мореход

Слайд 3

О, Е – соединительные гласные Слова, у которых два и более корня называются … сложными.

Слайд 4

Ходит пешком - пешеход Сам летает - самолёт На носу рог - носорог Лес рубит - лесоруб Лазит по скалам - скалолаз

Слайд 5

Домашнее задание Само-оценка оценка учителя Подчеркни слова по теме урока : птицы, зима, водопад, дуб, кормушка, самолёт. Составь сложные слова : вертит летит ........................................ сам катит................................................ Придумай свои сложные слова и нарисуй их : ................................................................ ................................................................ ………………………………………… …………………………………………

Слайд 6

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс "Образование сложных слов"

Урок - исследования нового материала. Обучающие работают в группах, выполняя  различные задания под руководством учителя....

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.

Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с....

Конспект урока русского языка 2 класс ПНШ "Состав слова"

УМК «Перспективная начальная школа     Русский язык 2 класс    Тема :  Состав слова     Тип урока: урок обобщения знаний.Дидактическая...

Конспект урока русского языка 4 класс. Тема: "Сложные слова"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Простые и сложные предложения» Цели деятельности учителя: Формирование представления о простых и сложных предложениях; развитие умения различать про...