Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Данная публикация поможет учителям в проведении урока русского языка в 3 классе на тему "Образование сложных слов" (УМКм "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_rus._yazyka_v_3_klasse_slozhnye_slova.doc | 49.5 КБ |
pril23.ppt | 276 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Тат. Челнинская ООШ
Менделеевского района Республики Татарстан
Урок русского языка в 3 классе
Тема «Сложные слова»
Учитель: Сандакова Т.В.
Тат. Челны, 2011
Тема урока: «Сложные слова»
Дидактическая цель: создать условия для формирования понятии «сложные слова» и введения его в систему знаний.
Задачи урока:
- повторить значимые части слова;
- ввести понятие «сложные слова»;
- развивать умение находить сложные слова сред других слов; развивать творческое мышление и творческие способности.
- воспитывать интерес к урокам русского языка, любовь к родному языку.
Оборудование: ПК, презентация, учебник «Русский язык. 3 класс» (авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова), карточки для учителя и учащихся.
Ход урока.
- Самоопределение к деятельности.
Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словам, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.
Пожелаем друг другу успешной работы.
- Чистописание
- Открыли тетради, положили их правильно (наклонно). Записали число и классная работа, ручки положила на середину тетради, вспомним правила посадки.
ггг гсг гм гог
гроссмейстер громоотвод горихвостка
- Объясните встретившиеся орфограммы. Способ образования слова «Громоотвод»
- Выделите основы в данных словах.
- Актуализация знаний
- Учитель:
- Запишите отгадки (диктую)
- Несмотря на непогоду,
Делает сквозь льды проходы.
Режет их, как масло нож.
Как корабль назовешь? (ЛЕДОКОЛ)
- Есть специалист такой
Для работы под водой.
Раз надел костюм – ко дну,
Кто он? В толк я не возьму? (ВОДОЛАЗ)
- Кто ловит птиц? (ПТИЦЕЛОВ)
- Кто варит сталь? (СТАЛЕВАР)
- Кто разводит пчел? (ПЧЕЛОВОД)
- Разберите слова по составу.
- Как называются гласные о и е между двумя основами в сложных словах?
2) (Слайд 1)
– Узнали ли вы этот цветок?
(Да, это цветик – семицветик.)
– Из какой он сказки?
(“Цветик – семицветик” В. Катаева)
– Кому помог этот цветок?
(Он помог мальчику, который не мог ходить.)
– Нам этот цветок тоже поможет. Вспомните, когда лепестки совершали чудо?
(Когда произносили заклинание.)
– Какое заклинание нужно произнести?
Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по – моему вели. Вели чтобы …
– Что же мы пожелаем?
(Попросим помощи в преодолении затруднений.)
3) фиксация затруднений в деятельности.
– Давайте прочтём слова на лепестках, определим, какая орфограмма есть в этих словах, выделим корень.
-вод-, -ход-, -мор-, -сад-, -вод-, -звезд-, -пад-
– Можно ли из этих корней образовать новые слова, не добавляя никаких частей слова?
(Нет)
4) Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
– Что же нужно добавить, чтобы получились слова?
(…)
– Давайте попробуем узнать, нет ли в русском языке такой части слова, которая нам в этом поможет.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Попробуйте построить новые слова с корнями слов и буквами Е,О.
(Дети пытаются сложить слова.) (Слайд 2)
– Как же можно построить новые слова?
(Если два корня соединить с помощью буквы О, получится слово водопад)
– Запишите это слово. Сколько в нём корней?
(В этом слове 2 корня –вод– и –пад-)
– Выделите корни. Как получили это слово?
(Два корня соединили с помощью буквы О. А если соединить корни -мор– и -ход– с помощью гласной Е, то получится слово мореход)
– Сколько корней в этом слове? Выделите их. Как получили слово?
(В слове 2 корня, их соединили с помощью гласной Е.)
(Аналогичная работа ведётся с другими корнями) (Слайд 2)
Как мы получили новые слова?
(Мы соединили 2 корня с помощью гласных О, Е.)
– Вы правильно заметили, мы соединили корни с помощью гласных О,Е. Эти гласные называются соединительными. (На доске появляются опорные слова) (Слайд 3)
– А как же называются такие слова?
(…)
– Слова, у которых два и более корня называются…
(Если кто-то назовёт, спросить почему. Если нет, ведётся работа по странице 39 в учебнике.)
– Откройте учебник на странице 39. Как же называются слова, у которых 2 корня? Почему?
- Физкультминутка
- При помощи рук покажите, как мы подчеркиваем корень слова, суффикс, окончание и основу.
Пальчиковая разминка
Большой пальчик мы потрем,
Указательным пожмем,
Средний с вами мы разгладим,
Безымянный – пощипаем,
А мизинчик разотрем.
Кистью дружно мы встряхнем
И писать уже начнем.
- Первичное закрепление
- Давайте выполним упражнение 93 на стр. 41
7. Самостоятельная работа с проверкой
- У вас на столе карточки с заданием. Запишите слова в два столбика, распределяя так: I столбик – с соединительной гласной о; II столбик – с гласной е.
Сноповязалка, листопад, полевод, нефтепровод, рыболов, путеукладчик, лесоруб, паровозостроитель, зверодов.
- проверим.
8. Включение в систему знаний и повторение
– Как называются слова, имеющие 2 или более корня?.
(Сложные.)
– Давайте попробуем образовать слова от пар слов, записанных на доске. (Слайд 4)
Ходит пешком –
Сам летает –
На носу рог –
Лес рубит –
Лазит по скалам –
Падает снег -
– Составьте с одним из этих слов предложение, запишите его.
(Учащиеся зачитывают свои предложения.)
9. Рефлексия деятельности.
– Чему мы учились сегодня на уроке?
(Мы учились составлять сложные слова.)
– Как можно составить сложное слово?
(Нужно соединить 2 корня соединительной гласной Е или О.)
– А вы знаете, когда нужно писать соединительную гласную О, а когда Е?
(Нет, пока не знаем.)
– А хотите узнать?
(Да.)
– Для чего вам это нужно?
(Чтобы грамотно писать.)
– Этому мы будем учиться на следующем уроке.
- А теперь поставьте сами себе оценку за вашу работу. Выберите квадрат того цвета, который, как вы считаете, соответствует вашей отметке.
Зеленый - удачный урок, все получилось;
Желтый – урок прошел хорошо, но были ошибки;
Красный – испытывал трудности.
10.Домашнее задание (Слайд 5)
Само-оценка | оценка учителя | |
Подчеркни слова по теме урока: птицы, зима, водопад, дуб, кормушка, самолёт. | ||
Составь сложные слова: вертит летит ........................................ сам катит................................................ | ||
Придумай свои сложные слова: ................................................................ ................................................................ ………………………………………… ………………………………………… |
(Слайд 6)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
-вод- -ход- -мор- -сад- -звезд- -вод- -пад- о е о -пад- о садовод водопад звездопад мореход
О, Е – соединительные гласные Слова, у которых два и более корня называются … сложными.
Ходит пешком - пешеход Сам летает - самолёт На носу рог - носорог Лес рубит - лесоруб Лазит по скалам - скалолаз
Домашнее задание Само-оценка оценка учителя Подчеркни слова по теме урока : птицы, зима, водопад, дуб, кормушка, самолёт. Составь сложные слова : вертит летит ........................................ сам катит................................................ Придумай свои сложные слова и нарисуй их : ................................................................ ................................................................ ………………………………………… …………………………………………
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс "Образование сложных слов"
Урок - исследования нового материала. Обучающие работают в группах, выполняя различные задания под руководством учителя....
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....
Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"
Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...
Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"
Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...
Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.
Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с....
Конспект урока русского языка 2 класс ПНШ "Состав слова"
УМК «Перспективная начальная школа Русский язык 2 класс Тема : Состав слова Тип урока: урок обобщения знаний.Дидактическая...
Конспект урока русского языка 4 класс. Тема: "Сложные слова"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Простые и сложные предложения» Цели деятельности учителя: Формирование представления о простых и сложных предложениях; развитие умения различать про...