Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Сложные предложения"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Данная разработка поможет учителю подготовить урок по теме "Сложные предложения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_slozhnye_predlozheniya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопроводительная информация.
- Лазарева Елена Валентиновна
- МБОУ ПСОШ №2
- Русский язык.
- 4 класс
- Тема урока: « Сложное предложение».
- Место урока в теме: Изучение нового материала.
Тема: «Сложное предложение».
Цели:
- активизировать имеющиеся знания учащихся о видах предложений;
- познакомить с новым видом предложений – сложное предложение;
- подвести к выводу, что сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое и характеризуется интонационной законченностью;
- развивать творческие способности детей, умение работать в сотрудничестве.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим открывать для себя новое, полезное и интересное. Улыбнитесь друг другу.
Вы готовы наблюдать?
Выводы делать и рассуждать?
Путешествие ждёт впереди,
К новым знаниям надо идти!
- Ребята, а как вы думаете, что нам нужно, чтобы урок прошёл успешно?
(Быть внимательными, уметь выслушать друг друга, уметь исправить и дополнить ответ товарища, чтобы его не обидеть, работать быстро и дружно, помогать друг другу)
- Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. Желаю вам успешных ответов, содержательных высказываний своих мыслей, удачи вам на уроке.
- Повторение изученного. Минутка чистописания.
- Ребята, с чего мы обычно начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания).
- Для чего нам нужна такая минутка? (Чтобы вспомнить написание элементов и соединений букв)
- Посмотрите на слова. Какой элемент повторяется?
На доске: линейка учитель книга ученик
- Запишите эти слова.
- Что можете рассказать об этих словах?
«Мозговой штурм».
(существительные, нарицательные, в именительном падеже, единственного числа, мужского и женского рода, одушевлённые и неодушевлённые, относятся к одной теме: «Школа», среди них есть словарные слова и т.д.)
- Какое задание можно выполнить с этими словами? (Выслушиваются предложения детей. Например, разобрать по составу, сделать фонетический разбор, составить словосочетания, составить предложения и др. Важно, чтобы дети предложили составить предложение.)
- Молодцы, интересные предложили задания. Я тоже хочу предложить вам задание: Составить с этими словами предложение, но постарайтесь использовать в нём все эти слова.
( Дети работают индивидуально. Выслушиваются несколько вариантов предложений, записываются самые удачные.
Н-р, На линейке учитель подарил ученикам книги.
Учитель раздал ученикам книги и линейки.
Ученики показали учителю книги и линейки.)
- Докажите, что это предложения.
- Стадия «Вызов».
Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
- Ребята, вспомните, пожалуйста, всё, что вам известно о предложении и заполните первую колонку таблицы. (дети работают индивидуально, после коллективного обсуждения на доске в аналогичной таблице делаются записи)
Знаю: предложения бывают распространённые и нераспространённые; по цели высказывания – повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации – восклицательные, невосклицательные; простые; в предложении могут быть однородные члены; главные и второстепенные члены.
- Ребята, дайте характеристику записанному нами предложению.
- А теперь предлагаю поработать в малой группе и выполнить такое задание (задание даётся по рядам, дети работают в паре):
1) Запишите с помощью предложения своё желание привлечь одноклассников к интересному занятию.
2) Запишите предложение, которое можно использовать при поздравлении ваших друзей с праздником.
3) О чём вы хотели бы спросить сегодня своих одноклассников? Запишите такое предложение.
(Обсуждение вариантов, дети объясняют, какие предложения они составили)
- Молодцы, ребята. Вы многое вспомнили о предложениях. А как вы думаете, всё ли мы уже знаем о предложении? (Думаем, что нет)
- Что бы вы хотели узнать? Давайте вернёмся к нашей таблице и заполним вторую колонку «Хочу узнать». ( После коллективного обсуждения во второй колонке появляется запись)
Хочу узнать: Какие ещё бывают предложения?
- Ребята, какую же цель поставим на сегодняшний урок?
( Познакомиться с новым видом предложений)
- Стадия «Осмысление».
- Работа с учебником.
- В этом нам поможет наш учебник. Откройте учебник и выполните упражнение 1. (Дети самостоятельно читают предложения)
- На какие две группы можно распределить данные предложения? ( Дети могут выделить два варианта группировки: распространённые и нераспространённые, предложения с однородными членами и без однородных членов)
- Объедините нераспространённые предложения в одно и запишите через запятую.
Гаснет вечер, даль синеет, солнышко садится, нива золотится.
- Составьте схему этого предложения. (Ученик выполняет у доски, остальные самостоятельно в тетрадях, взаимопроверка)
- В чём особенность этого предложения? ( в нём несколько грамматических основ)
- Почему в нём несколько грамматических основ? (потому что оно состоит из четырёх простых предложений)
- Как простые предложения отделяются друг от друга? (Запятыми.)
- Модно ли это предложение назвать простым? (дети сомневаются)
- Как бы вы его назвали? (Дети предлагают назвать составным, сложным)
- Правильно, ребята, вы молодцы! Такое предложение так и называется: сложное. Это и есть тема нашего урока.
- Сформулируйте вывод: Какое предложение называется сложным?
Дети: Предложение, которое состоит из нескольких простых предложений, называется сложным.
Физкультминутка.
- Наблюдение за интонационной особенностью простых и сложных предложений.
На доске (слайд презентации):
Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели.
Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели.
- Что можете сказать о предложениях? ( Здесь три простых предложения и одно сложное)
- Как связаны простые предложения в составе сложного? (Они связаны по смыслу и интонацией)
3) Выполните упражнение 2. Даны 4 группы простых и сложных предложений.
- Сравните предложения в каждой группе. Есть ли различие в каждой группе?
- Сколько простых предложений в каждой группе составляют сложное?
- Сравните интонацию простого и сложного предложений. Когда появляется интонация законченного предложения?
- Сделайте вывод об особенностях сложного предложения.
Вывод учащихся: Простые предложения в составе сложного связаны по смыслу и интонации, они отделяются друг от друга запятыми.
- Закрепление. Самостоятельная работа.
- Составьте и запишите сложные предложения.
На доске (слайд презентации):
Прошло жаркое лето. Пошёл дождь.
Небо нахмурилось. Птицы полетели в тёплые края.
Наступили осенние дни. Наступила осень.
(Проверка и обсуждение записанных предложений)
- Докажите, что у вас получились сложные предложения.
- Стадия рефлексии.
- Ребята, давайте подведём итоги. Вернёмся к нашей таблице «З-Х-У» и заполним третью колонку.
- Что мы хотели узнать? (Какие ещё бывают предложения)
- Что узнали? ( Предложения бывают сложные.
Они состоят из нескольких простых. Простые предложения в составе сложного отделяются запятыми, они связаны по смыслу и интонации)
- Появились ли у вас новые вопросы? Ваши предположения? (Дети высказывают вопросы. Акцентируется внимание на вопросе «Как узнать сложное предложение?» Если этот вопрос не прозвучит, то можно его озвучить учителю и предложить детям подумать над ним дома)
- Во время подготовки домашнего задания попробуйте найти ответы на свои вопросы. А на следующем уроке мы поговорим об этом и проверим, подтвердятся ли ваши предположения.
- А теперь я предлагаю каждому из вас выполнить рефлексию своей деятельности на уроке и составить синквейн на тему «Сложное предложение».
Приём «Синквейн».
Работы детей.
Предложение.
Сложное, красивое.
Повествует, увлекает, заинтересовывает.
С ним так интересно работать!
Новость.
Предложение.
Большое, интересное.
Состоит, связывает, пишется.
В нём несколько простых предложений.
Мысль.
- Замечательные синквейны! Я тоже хочу подарить вам синквейн.
Ученики.
Любознательные, умные.
Думают, рассуждают, открывают.
Мои помощники и друзья.
Молодцы!
- Итог урока.
- Понравился вам урок? Чем?
- Что было самым интересным?
- У кого были затруднения? В чём? Что посоветуете этим ребятам?
- Удалось ли нам достичь поставленной цели?
- Над чем бы вы ещё поработали? Чем мы будем заниматься на следующем уроке?
- С каким настроением заканчиваете урок?
- Оцените свою работу на уроке. (смайлики или другие условные обозначения)
- Спасибо вам за работу.
- Домашнее задание.
- Подумайте над своими новыми вопросами.
- Придумайте и запишите сложные предложения на тему «Осень».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка 2 класс по теме "Приставка и предлог"
Тема: « Правописание предлогов и приставок»Цели:Образовательные: повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов; их слитное и раздельное написание.Развивающие: развивать речь ...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...
Урок русского языка 4 класс Простые и сложные предложения конспект
Образовательная система школа 2100.Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения"...
Презентация Урок русского языка 4 класс Простые и сложные предложения.
Преезентация к уроку русского языка по теме "Простые и слложные Предложения"...
Разработка урока русского языка 3 класс по теме "Корень слова"
Разработка урока по теме "Корень слова"...
разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."
Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....
Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности ...