Урок письма
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Нестерова Светлана Алексеевна

Алфавит. Письмо слов , предложений с изученными буквами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit._pismo_slov_predlozheniy_s_izuchennymi_bukvami._.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока письма в 1 классе.

Тема урока: Алфавит. Упражнение в написании слов и предложений.

Цели: 1. Предметные: определить роль алфавита в жизни людей, формировать умение пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита; содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка, а также безотрывности письма, закреплять правила красивого письма; способствовать развитию навыка правописания оформления  предложений, совершенствованию знаний об однокоренных словах, употреблении мягкого знака в словах русского языка.

           2. Личностные: создавать условия для воспитания навыков культуры общения, ответственного отношения к качеству письменной речи.

           3. Регулятивные: обучение умению ставить цель, самоконтролю, рефлексии.

           4. Коммуникативные: способствовать развитию  речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо); формирование навыков сотрудничества (создание условий для работы в паре).

          5. Познавательные: развивать  умения выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение;

Оборудование: 1. Демонстрационное: лента букв, плакат «Алфавит», таблица «Сиди правильно при письме», мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация PowerPoint

                          2. Индивидуальное: «Тетрадь по письму №4» Андрианова Т.М., Остроумова А.В. Издательство «Учебная литература», 2011.

                          3. Для парной работы: конверты с материалом.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Урок у нас сегодня необычный, у нас сегодня будущие первоклассники, поприветствуйте их.

Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и … думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Пожелаем друг другу успеха в учении.

Мы умные, мы дружные

Мы – внимательные.

Мы – старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

      Наши ушки на макушке.

      Глазки шире открываем,

      Слушаем и запоминаем.

      Ни минуты не теряем.

      Мы сюда пришли учиться,

      Не лениться, а трудиться.

      Работаем старательно,

      Слушаем внимательно!

  1. Актуализация опорных знаний

Сегодня мы отправимся в гости к мудрому гному. Он знаток русского языка и приготовил нам  много интересных заданий. Слайд 2 

Перед вами загадка. Отгадка на нее поможет  сформулировать тему сегодняшнего урока. Слайд 3

Черные птички

На каждой страничке,

 Молчат, ожидают,

 Кто их прочитает.

(Буквы) 

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

И называется …

Д: АЛФАВИТ.

У: Сформулируйте тему урока.

(Мнения детей).

У: Значит  тема сегодняшнего урока : Алфавит.

У: Вам интересно знать, как образовалось слово «алфавит».

Д: да.

У: Алфавит – это слово не русское, а греческое. В греческом языке первая буква называлась  «Альфа», вторая буква – «Вита». Отсюда и слово?

Д: алфавит.

У: Алфавит и Азбука – обозначают одно и то же: все буквы, расположенные в одном порядке.

Если «алфавит» греческое слово, то «азбука» - русское. Образованы они одинаково – из названий первых букв.

В Древней Руси люди букву «А» называли «Аз», «Б» - «Буки».

«Аз» и «Буки» образовали слово?

Д: Азбука.

Задание гнома

 Как вы считаете, хорошо ли вы знаете русские буквы русского алфавита, сумеете ли отличить их от букв иностранных языков? Проверим? Работа на карточках

- Найдите и аккуратно карандашом зачеркните нерусские буквы- буквы других языков.  

Работа на карточках.

Сколько букв вы зачеркнули? (6)

-Давайте хором назовем буквы, которые у вас остались.

-Вы уже многое знаете о буквах. Например, знаете, что их……. Сколько? (33)

Но у нас с вами записано 22. Нужно найти ещё 11 потерявшихся. Будем искать их и вставлять. Работа в прописях.  

Пишем в тетради красиво, аккуратно. Теперь читайте по порядку все буквы русского алфавита и ищите потерявшиеся.

(Вписываются буквы : д, з, й, л, п, р, ф, ч, ъ, ь, ю, я )

 это задание выполняют и гости. Проверка 

- Почти все буквы русского алфавита обозначают определённые  звуки.

 - Почему я говорю почти все буквы? Какие две буквы сами никаких звуков не могут обозначать?

- А какие звуки обозначаются другими буквами?

ФИЗМИНУТКА

У: Прочитайте алфавит. Он находиться в конце учебника.

(Некоторые дети называют буквы неправильно).

2). У: Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека.

Задача нашего урока – запоминание алфавита, мы должны хорошо знать порядок букв и их названия.

У: Назовите буквы по порядку еще раз.

Работа над новым материалом.

У: Зачем нам  нужно изучать и знать алфавит?

Мнение детей.

Предлагаю детям несколько ситуаций.

Ситуация 1.Что можно сделать со словами, зная алфавит?

При помощи алфавита можно поставить слова в определенном порядке, по алфавиту.

Попробуйте поставить слова по алфавиту:

Пропись стр.25.Напишите слова по алфавиту.

Слова: школа, класс, звонок, урок, букварь

-Отметьте орфограммы, расположите слова в алфавитном порядке.  

Проверка.

Разделите слова на слоги. Какое слово будет лишнее? Почему? (урок, букварь)

- Как вы думаете, для чего нам необходимо знать алфавит? Чтобы мы быстрее находили нужные слова. Для всех нас в алфавитном порядке приводятся слова в самых разных словарях, энциклопедиях, справочниках. (показ словаря)

Ситуация 2.

У: Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему? (книги расположены на полке в алфавитном порядке)

Мнение детей.

У: Так зачем, нам нужно знать алфавит?

Д: Алфавит встречается в жизни людей. Алфавит используется в библиотеках.

У: Но не только в библиотеках, но и в классных журналах. (показываю классный журнал). В поликлиниках, где мед. карточки лежат по адресам и фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка).

Алфавитный порядок наблюдается в различных словарях (показ словарей).

Физминутка

Работа в парах.

Коллективная работа с комментированием.

2) Запись слов по алфавиту. Работа в парах. 4

 А сейчас вам гном приготовил еще одно задание. В лесной школе лисенку было поручено составить список учеников «Лесной школы» в алфавитном порядке, но он испытывает трудность. Поможем ему справиться с этим заданием

Учащиеся получают конверт с рисунками животных или словами и по заданию раскладывают их в алфавитном порядке. ( белка, муха жук, лев,  снегирь, ёж.)

– Расположите рисунки так, чтобы слова названия животных шли в алфавитном порядке.

Подведение итогов урока

Запись пословицы. Что означает эта пословица?

Красна птица опереньем, а человек ученьем.

У: Что нового узнали на уроке? С каким настроением вы уйдете с урока? (смайлики в тетрадь)

Почему? (ответы детей).

- Оцените свою работу.

У: А мне в заключении хотелось бы сказать следующее….

Мы теперь знаем, по какому принципу располагаются книги на полках в библиотеке. Дома попробуйте несколько книг из семейной библиотеки расположить в алфавитном порядке.

– Какие уже известные нам знания повторили?

– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

– Какие интересные путешествия совершили на уроке? Что узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока письма по теме «Письмо и почта»

Урок проходит в форме игры, позволяющей детям узнать историю почты, письма, а также поиграть в почту, научиться писать письма, подписывать конверты. Подготовка к игре может включать экскурсию на ...

Урок обучения письму, 1 класс, тема урока : "Письмо заглавной буквы И"

Урок письма построен на основе каллиграфической системы В.Илюхиной, и был проведен в 1 классе , обучающемся по УМК "Планета знаний". Цели этого урока следующие:познакомить с написанием новой буквы;раз...

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....

конспект урока "Урок письма. Пишем письмо маме"

конспект урока русского языка "Урок письма. Пишем письмо маме" 4 класс по программе "Школа 21 века"...

Технологическая карта урока письма. Тема урока. Письмо букв С, с

Технологическая карта урока письма.Тема урока.  Письмо букв С, с...

Проект урока по литературному чтению с использованием ИКТ (2 класс). Необычные уроки письма. Ю. Кушак «Почтовая история». Составление модели письма.

На данном уроке обучающиеся учатся использовать понятия адресат, адресант,  знаково-символическими средствами, в том числе моделями для решения задач....